Как поставить хороший спектакль

Артем Малахов
КАК ПОСТАВИТЬ ХОРОШИЙ СПЕКТАКЛЬ

(вредные советы от всякого рода злоупотребления и заблуждения, которыми, случается, все мы отличаемся)


1. Обязательно возьми всем известное произведение (желательно чтобы его уже поставили все кроме тебя). Вооружись успехом!

2. Не важно, что там написал автор, может он не это имел в виду (в коне концов, автор ведь только писал, а не ставил). Или же совестно следуй всему что написано, пусть на сцене окажется каждая реплика, каждая ремарка, год написания и издательство (в конце концов, ты ведь всего лишь ставишь, а не пишешь).

3. Пусть хорошие актёры играют хорошо и как можно быстрее (желательно вообще сразу), а плохих актёров постоянно ругай.

4. Музыка пусть звучит громко и внезапно! Зрители любят когда внезапно и громко, многие за этим и приходят в театр.

5. Спроси у актёров, что они будут играть (сам при этом им не говори, ты и так это уже знаешь).

6. Зритель глупый, он с трудом просовывает ноги в брюки, поэтому не ломай голову над никому непонятной условностью и образностью, они не нужны.

7. А ещё зритель плохо видит, поэтому костюмы должны быть яркими. Очень яркими.

8. А ещё зритель очень плохо слышит, поэтому актёры всегда должны говорить очень громко. Тем более им ещё нужно перекричать твою внезапную музыку. Поэтому пусть лучше всегда кричат.

9. Чтобы все прониклись великим искусством, спектакль непременно должен идти как можно дольше. Зрительские сиденья, при этом, должны быть как можно твёрже, а для ног места должно быть как можно меньше, чтобы никто не смог согрешить сном мирским перед высоким!

10. Помни, что самое зрелищное в спектакле - это разговаривающие друг с другом актёры. Все другие средства - от лукавого (в том числе и художественное решение, да и сам художник тоже).

11. Помни, что следующее по силе воздействия, после разговаривающих актёров - это впечатляющие декорации. Пусть они будут огромными! Как и твой талант. А если что не так, всегда помни что художник от лукавого и может испортить любую потрясающую идею.

12. Если ты так и не разобрался "что?", "зачем?" и "почему?" ты ставишь - с легкостью исправь это тем, "как?" ты это ставишь. Уверяю, любой "как" всё непременно компенсирует.

13. Страдания - неотъемлемая часть успешной постановки. Страданий должно быть много, кто-то обязательно должен страдать! Вполне возможно что это зритель.

14. Действие ради действия тоже действие. В случае чего, пусть актёры кувыркаются, ходят на руках, делают кульбиты. Кульбит - тоже мизансцена.

15. Всегда подбадривай актёров, хохоча на репетициях над поставленной тобой же комедией. Так они обязательно поверят в неминуемый успех!

16. Удивляй. Не бойся ставить не так как все. Пусть все удивятся искусству, в том числе и искусство!

17. В любой неясной ситуации с актёрами - делай загадочное лицо, всепонимающе кивай и медленно произнеси что-нибудь значимое. Пусть актёры знают что ты очень мудрый.

18. В любой повторно непонятной ситуации, всегда ссылайся на великих мастеров прошлого, а в крайнем случае скажи, что это всё школа и традиция, что так тебя учили (проверить, чему тебя там на самом деле учили, всё равно никто не сможет).

19. Если вдруг, случайно (а это, разумеется, всегда происходит абсолютно случайно) спектакль твой имел успех - все последующие спектакли ставь так же! Всю жизнь. Почерк из одной буквы тоже почерк.

20. Помни, что плохих спектаклей в мире много, поэтому твой, в сравнении с ними, вполне возможно что даже и получился. Везде гордись им, но как бы стесняясь.

21. Почаще напоминай актёрам как вести себя на сцене. У актёров ведь очень плохая память и поэтому очень хорошо что есть ты - есть кому напомнить.

22. Говори на репетиции как можно дольше. Чем дольше ты будешь говорить, тем больше актёры что-нибудь поймут. Может даже больше, чем ты имел в виду.

23. Поучай актёров! Помни, что они глупы и нуждаются в наставнике и поводыре в тёмном мире искусства. Иначе они бы непременно пошли в режиссуру.

24. Смотри побольше фильмов. Спектакли же не смотри вовсе, спектакль ты и сам поставишь.

25. Готовиться к репетициям - это обязанность актёров, режиссёр же всегда готов. Кстати, хорошие актёры тоже не готовятся к репетициям, сила их дарования всегда начеку!

26. И последнее: помни, что талант постановщика - это вовсе никакой не талант, который нужно развивать всю жизнь. Ставить может любой и непременно сразу! Никогда не занимайся самообразованием, не читай и не изучай методологию - зря потратишь время. В крайнем случае - воспользуйся этими советами и успех тебе обречён!


2023г.

© А.Малахов
malahovart@inbox.ru