О двойственности труда и рабочего времени

Аникеев Александр Борисович
     Научное открытие двойственного характера труда при узаконенном равенстве рабочего времени принадлежит К. Марксу и составляет методологический фундамент марксистской экономической теории. Тайну скрытой капиталистической  эксплуатации, процесс создания прибавочной стоимости нельзя было бы открыть без выявления роли этой двойственности.

     Труд лежит в основе всей хозяйственной деятельности людей, с ним связаны все экономические явления и процессы, находящие своё теоретическое отражение в категориях политической экономии и различны лишь проявления человеческого труда. Поэтому, если труд в условиях товарного производства приобретает двойственный характер, то и все экономические явления также приобретают двойственную природу.

     В частности, двойственность равенства рабочего времени в социально справедливом обществе должна определять не столько относительно равное количество труда по времени в разных профессиях, сколько относительно равные нормы производимых обществом базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественной продукции для полноценного питания и для изготовления необходимой одежды.

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации свого труда на рабочем месте в экономике общества.
   
     При развитии общественного труда в силу его общественного разделения в производственном процессе каждый занят в определённой операции необходимой  для получения продукции по удовлетворению как своих потребностей, так и потребностей того общества, в котором человек живёт и развивается.

     Это значит, что во всяком обществе, при любой форме его организации, каждый конкретный индивидуальный труд всегда должен проявлять себя как частица общественного труда и носить общественный характер. Однако в различных обществах индивидуальный труд проявляется как частица общественного по-разному.

     В родовой общине при условии общинной собственности как на средства производства, так и на производимую продукцию при коллективном труде всего трудоспособного населения каждый непосредственно работал как на себя, так и на других членов общины, имея необходимое для жизни либо по уравнительному принципу, либо по уравнительно-заслуженному, то есть в зависимости от принятых норм и законов в общине. В этих условиях индивидуальный труд каждого в рамках общины выступает как непосредственно общественный труд.

     При товарном производстве в обществе обособленных товаропроизводителей — собственников средств производства и произведённого продукта, конкретный труд имеет специфические черты. Как труд обособленного самостоятельного товаропроизводителя, хозяйствующего на основе частной собственности как на средства производства, так и на производимую продукцию, труд выступает непосредственно как частный труд.

     Но вместе с тем отдельные товаропроизводители, помимо своей воли, связаны друг с другом сложной системой общественного разделения труда.  В силу специализации труда каждый производит товары не столько для себя, сколько для других и без взаимосвязи с ними не может осуществлять процесс производства для  удовлетворения своих потребностей и потребностей общества. Следовательно, в силу общественного разделения труда труд отдельного товаропроизводителя не может быть только частным делом. Отсюда вывод, что труд почти любого товаропроизводителя является одновременно и частным, и общественным, отсюда вытекает и двойственность труда!

     При дальнейшем развитии общественного труда, то есть в обществе с монополией капитала, властью денег и с анархией рынка, связь между товаропроизводителями, а следовательно, проявление индивидуального труда каждого в качестве частицы общественного труда, осуществляется на рынке через приравнивание друг к другу их стоимости при обмене товарами. Но равенство товаров через стоимость предполагает, что и труд, образующий стоимость различных товаров, должен быть качественно относительно однородным.

     При развитии капитализма эта однородность формируется через узаконенное для всех равенство рабочего времени, которое должно определять относительно равное для всех количество труда по времени, поэтому и зарплата трудящихся на одном предприятии часто зависела только от результатов квалификации их труда!  На эту зарплату трудящийся мог устраивать свою жизнь так, как им позволяет их зарплата по договору с работодателем.

      При развитии в социалистическое обществе в результате эволюционных процессов качество труда в некоторых странах стало определяться по результатам его квалификации и принцип равноправия граждан стал позволять каждому иметь все необходимые базовые блага социально-бытовой сферы, которые должны производится в обществе как по мере увеличения количества населения, так и увеличения всё возрастающих потребностей тоже стали распределяться в некоторой мере по количеству труда и результатам его квалификации на рабочем месте в экономике общества!

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации в единое для всех рабочее время, своего честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, на рабочем месте труда или службы на благо общества в экономике страны! При рынке на производимое сверх принятых в законе норм необходимых для социального благополучия общества!

     Дети в таком обществе должны иметь право на всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии!

     Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо гражданам социально справедливого общества не наплевать на будущее своих внуков и правнуков!  И чтобы старики имели самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую заслугам перед обществом пенсию как заслужившие благополучную старость!

     В своё время немецкий экономист и историк Густав фон Шмоллер (1838 - 1917) сказал: «Даже наиболее выдающийся и гениальный индивидуум думает и чувствует только как член общества, но девяносто процентов того, чем он обладает, составляют благо переданное ему от родителей, учителей и сограждан, для того чтобы он заботился о нём и увеличивал его дальше». Вот так, господа-товарищи, до 90% их благ по принципам равноправия и социальной справедливости должно принадлежать ОБЩЕСТВУ!

     Чтобы все честные и добросовестные люди тоже могли счастливо жить, следить, чтобы другие не нарушали законы равноправия и социальной справедливости, строго наказывали всех нарушителей закона по статьям принятых объединённым народом для реализации своей цели жить счастливо!

     А когда с развитием общества не только базовые социально-бытовые блага в виде достойных человека норм добротного жилья, качественных продуктов питания и одежды, но и все средства коммуникаций будут доступны всем по этому принципу, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития, для творческой и созидательной жизни, для полноценного отдыха каждого честного и добросовестного человека после трудового дня и для дальнейшего развития общества, ибо предела совершенству не существует!

     И тогда вполне возможно, что для производства необходимых средств для жизни и развития человечества вполне будет достаточно четыре часа рабочего времени, а остальное время люди смогут заниматься творческим трудом в любой области наук и искусства, встречаться с друзьями и с любимыми, воспитывать своих детей и заниматься любыми делами не запрещёнными законами общества! Чтобы люди могли заниматься тем, что будет развивать в обществе дружбу и взаимопомощь, добро и социальную справедливость, гуманизм и равноправие для счастливой жизни всех граждан такого свободного от любого угнетения общества!


     А сказочку про коммунизм, где в основном будут работать роботы, а люди будут трудиться на благо общества по способностям, а иметь необходимое для жизни по потребностям независимо от результатов общественно необходимого труда пора забыть!

     Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов!

     Маркс такую хрень мог писать только по молодости, когда ещё не выработал саму сущность коммунистического общества, чтобы привлечь внимание к коммунистической идее.

     Но когда Маркс и Энгельс поняли, что в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, ни у мудрых, ни у глупых, а ресурсы земли ограничены, больше они такую глупость НИКОГДА не писали. Ведь им не было и тридцати, когда писали Манифест...

     А вы вспомните себя в этом возрасте, шибко умными были? Даже христианская религия в своём учении о Христе утверждает, что он своё учение о свободе и справедливости в загробном мире, за благочестие в этом, создал в 33 года! А сколько раз это учение потом исправляли и переделывали каждый гад на свой лад и сделали орудием для угнетения людей труда?


     История показывает, что большинство государств строится не по утопическим проектам философствующих теоретиков, а на основе противоположностей позитивного и негативного жизненного опыта в обществе.

     Очень важно знать позитивный опыт и уметь его использовать, избегая негативный опыт и это несомненно должно быть одной из основных забот любого государства при развитии в обществе социальной справедливости и особенно при развитии системы образования подрастающего поколения.

     Под образованием необходимо понимать единство по приобретению знаний, трудовых навыков и морально-нравственное воспитание в соответствии с целями самых мудрых представителей человечества по развитию общества.

     Учитывая, конечно, что мудрость это ум с добром, а ум без добра это хитрость  подлых и безнравственных людей, для которых весь труд часто заключается в стремлении жить обирая или эксплуатируя других людей.