Откуда выросла Крапива?

Андрей Бухаров
ДОНЕЦК, 15 июля 2023 года — РИА Новости. Бойцы «Шторм Z» Южной группировки войск захватили планшет с системой «Крапива», которая является частью системы сетецентрического ведения боя в ВСУ, с ее помощью выстраивается координация между командирами разных родов войск, рассказал РИА Новости командир одного из отрядов «Шторм Z» с позывным «Русский».

В далеком 1985 году, при личном участии начальника ГРУ ГШ (Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных сил СССР), на базе 66й гвардейской Краснознаменной Полтавской учебной мотострелковой дивизии Прикарпатского военного округа (Черновцы) был развернут из кадрированного 1262й учебный разведывательный батальон.

Особенностью батальона было то, что он первым в Вооруженных Силах начал готовить командиров боевых разведывательных машин БРМ-1К, находившихся в качестве командирских в разведывательных батальонах и ротах сухопутных войск.

Машина эта, созданная на гусеничной базе боевой машины пехоты, была оборудована навигационной аппаратурой, идентичной той, которая использовалась в ракетных подразделениях сухопутных войск, радиолокационной станцией наземной разведки, мощным квантовым дальномером и несколькими радиостанциями, включая мощную коротковолновую станцию Р-130, снабженную цифровым датчиком быстродействия.

По своему боевому применению БРМ-1К являлась полевым звеном автоматизированной системы управления войсками "Маневр", появившейся в ВС СССР еще в 60е годы.

Слабостью советской компьютеризации был большой разрыв между вычислительными центрами и реальными событиями, происходящими в реальном времени в различных местах. Именно для устранения этого разрыва и была создана БРМ-1К.

На момент формирования 1262 разведбата я шестой год служил в 193 гвардейском учебном мотострелковом полку (Садгора).  Последние три года, я по состоянию здоровья, занимал должность ПНШ 1 учебного мотострелкового батальона, основная моя работа заключалась в планировании  и учете результатов боевой подготовки.

Имея некоторую склонность к рационализации, я разработал систему планирования таким образом, что расчасовку на неделю, по которой ротные писали свои расписания, я успевал сделать за 30-40 минут, до меня на это уходил день. Раз в год разрабатывался серьезный документ - план боевой подготовки батальона, в котором на основании приказов МО, программы боевой подготовки  и целого ряда всяких "указаний", нормативных документов,  курса стрельб и вождения, норм расхода боеприпасов и моторесурсов и прочего, вырисовывались конкретные цифры потребного количества топлива, боеприпасов и график использования объектов учебно-материальной базы.

Летом 1985 года, по директиве МО, на территории 145 УМСП (ул. Русская) был развернут до учебного разведывательный батальон дивизии, разведрота 193 полка при этом переходила на подготовку командиров-мотострелков.

Для батальона были выделены следующие помещения: два этажа трехэтажной казармы австрийской постройки, для размещения штаба батальона и личного состава, один этаж недавно построенного учебного корпуса, хранилище в парке боевых машин и казарма на полигоне, которую, я со сводным взводом каменщиков 193 полка построил годом ранее.

Прибыв в батальон (командир батальона майор Беляков), на должность заместителя командира первой учебной разведывательной роты (командир роты капитан Стукалин), в котором еще не было курсантов, я вместе с Андреем Тельминевым, прибывшим из Монголии, приступил к разработке с нуля всей батальонной документации. Дело усложнялось тем, что программа боевой подготовки и большинство руководящих документов были новыми, начальники служб только выпустились из военных училищ, поэтому работать приходилось сутками. Одновременно шел ремонт в жилых помещениях, оборудовались учебные классы, прибывающая техника  (БМП-1, БРМ-1К и БРДМ) ставилась на хранение.

При планировании боевой подготовки возникали весьма "заковыристые"  вопросы, особенно много их было по 3 УРР (разведывательно - десантной, командир роты капитан Ватлин).  "Спущенная" нам программа боевой подготовки командиров-разведчиков имела несколько различных специальностей, в том числе и для ВДВ, если с 1 и 2 ротами все было более менее ясно, 1УРР готовила командиров БРМ-1К, а 2УРР командиров разведывательных отделений на БМП-1. По 3 роте сразу же возник вопрос: где получать и где хранить парашюты?  по этому поводу даже в Москву пришлось обращаться, там внесли уточнения в программу, в результате мы парашютно-десантной подготовкой не занимались, больше времени выделялось на тактику и огневую подготовку.

Основной упор при организации батальона делался на подготовку курсантов-командиров БРМ-1К, которых до нас никто в учебных подразделениях не готовил.  Для этого из ГРУ ГШ в батальон был командирован "куратор" в звании полковника, который пояснил, что это машина не просто средство разведки, а важный элемент автоматизированной системы управления войсками (АСУВ).

Закончив с планированием, сдав план начальнику штаба батальона капитану Фазлыеву, я был "переброшен" в учебный корпус, где вновь прибывшие командиры взводов и целая бригада художников, занимались оборудованием учебных классов, мне досталось самое интересное - надо было "оживить" тренажеры - три тренажера 2У44 (квантового дальномера разведывательной машины),  три тренажера танковой навигационной аппаратуры, учебную РЛС наземной разведки, "говорящий и показывающий" макет местности в тактическом классе и  много чего другого по мелочам...

На этом моя рационализаторская мысль не остановилась, даже наоборот, после поступления в 1986 году в аъюнктуру при Пензенском высшем артиллерийском инженерном училище имени Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова, получив доступ к специальной литературе артиллерийской тематики, я сделал два "изобретения": "Планшет наблюдателя с координатором целей" и "Программу для обработки разведданных на базе микрокалькулятора МК-52", что являлось составной частью моей диссертационной работы на тему "Баллистическое и приборное оснащение для повышения эффективности боевого применения стрелкового оружия и средств ближнего боя".

В 1990 году я был уволен из ВС СССР в запас по сокращению штатов, вскоре прекратил свое существование и 1262 ОУРБ.


...Планшет был взят в ходе одного из штурмов позиций ВСУ на угледарском направлении.

«С этим планшетом сидит группа в блиндаже, видит, что мы едем на технике, они устанавливают прямо на карте у себя на планшете (метку), и все на войсках, которые находятся, видят, что там идет наша техника. Любой артиллерист может ударить, ракетой могут ударить, могут авиацией ударить, скорость взаимодействия невероятно высокая», — отметил он.

Все цели, которые обнаруживают различные подразделения ВСУ, в том числе и операторы БПЛА и разведчики, в режиме реального времени появляются у всех командиров, которые работают на этом направлении.

«Каждый командир сидит с этим планшетом и скидывает другим информацию, которую считает важной. Разведрота уже знает, что вот тут стоит наш блиндаж или танк. Летит беспилотник, и они сразу в “Крапиву” сливают, и у всех появляются обновленные данные», — сказал «Русский».

Когда и чем закончится война на Украине?
- Дело в том, что эта война по своей сути война между двумя группировками финансистов, которая неизбежно приведет к прозрению народов Украины и России.
Поэтому война закончится в ближайшее время победой трудящихся обеих стран...