Дмитрий иванович менделеев - ученый гигант науки,

Анатолий Антонец
Дмитрий Иванович Менделеев    - УЧЕНЫЙ…  ГИГАНТ НАУКИ,    «Ломоносову  равный»,  если не выше…
 
   Как-то  пробегаясь  по   «Гималаям»  своей  домашней библиотеки, я  невольно остановил свой  взор  на  небольшой книжонке,   в  свое время  меня  сильно поразившей, да что там поразила? Скорее  потрясла.  Это были  «Этюды  об ученых»   писателя  и журналиста  Ярослава Кирилловича Голованова, где  автор  на  двух-трех станицах  описывал почти полную биографию своих героев.  Буквально  несколькими   «литературными мазками»  описывал существенных  моменты  жизни выдающихся  Жрецов Науки,   создавал  хорошо проступаемый на «свет» портрет  значимых лиц во  всей  человеческой Истории.    А это   были по-своему замечательные люди  «разных  периодов  человеческой цивилизации,  и главное представители разных  народов».     Были в его  «арсеналах»   и  жизнеописания  и наших   соотечественников, среди коих  огромной    Глыбой стоял  ученый энциклопедист  Михайло Ломоносов…   И тут у меня     следом, почти   сразу,     возникла       «ассоциация»   в  виде     слов его  Оды, посвященной  русской Императрице   Елизавете Петровне: «Что может собственных Платонов  И быстрых разумом Невтонов  Российская земля рождать."
 И мне тут же  захотелось  … также   легко  …быстрыми … порывистыми    «словесными   мазками» - штрихами      отобразить  Историю   жизни  нашего    Отечественного  Ученого, Гиганта мысли,  внесшего   исключительный  вклад   в  мировую   науку  и надо сказать, еще не до конца   достаточно  ОЦЕНЁННОГО,  хотя   он    три раза (1905, 1906, 1907гг.) выдвигался (был номинантом)    на  Нобелевскую премию, но так  её  и  не получил,  в  отличие  от других,   менее  известных УЧЕНЫХ. и других лиц, причастных к   большой  НАУКЕ…  .
Иностранные ( а вот  Российские «эскулапы»   этому примеру так и не последовали) ученые трижды выдвигали кандидатуру Менделеева на Нобелевскую премию в 1905–1907 гг., но ее так и не присудили. Вероятно, сыграл роль конфликт ученого с братьями Нобель ( Людвиг –Роберт –Альфред),: полемика возникла из-за хищнической добычи ими  бакинской нефти. А может быть  причиной  было соперничество  с «немецкой братвой» ( сейчас бы сказали,  с   мафией)  свившей  свое  гнездо   в   Петербургской Академии Наук, во главе   с    Ф. П.Литке  (Русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, генерал-адъютант, адмирал, президент Академии Наук в 1864-1882.).
   А  еще   он   так   и  не стал   членом  Российской (Петербургской)  Академии   Наук, хотя  был   избран  в разные периоды  своей  научной  карьеры членами более  90   академий  других стран…   Его не избрали  в  высший  научный  орган России , мотивируя тем, что по химии у него мало трудов (?!).   Известно, что из  431 опубликованных  им работ, исключая статьи и заметки в периодической прессе:  40 работ  посвящено химии, 106 физикохимии, 99 физике, 22 географии, 99 технике и промышленности, 36 экономическим и общественным вопросам и 29 другим темам. Приблизительно две трети трудов и статей    Д.И. Менделеева                посвящены научным и техническим вопросам и одна треть учебным пособиям, а также литературным и обзорным работам. 
О  нашем,   по существу   ГЕНИИ,   -   Дмитрии    Ивановиче  Менделееве, не просто  захотелось рассказать  самое существенное,  а попутно   бы вместе   с ним  разобраться  в  его  гениальном предвидении  о   таком  известным в предшествующие ЭПОХИ,  и  в то же самое время  отторгнутым   современной  наукой    понятии,  как   ЭФИР…
А  для  начала   захотелось  «нарисовать» кратко, ёмко и по возможности  полно его   жизненный  портрет, начав  естественно  с   его   раннего  детства.  А  в его   детстве, а затем и  в романтической юности, и  потом позднее... в зрелые годы   --  есть  МНОГО  чего-то такого  значимого и поучительного….
В   официальной   его   биографии   написано: Дмитрий Иванович Менделеев (27 января [8 февраля] 1834, Тобольск — 20 января [2 февраля] 1907, Санкт-Петербург) — русский учёный-энциклопедист: химик, физико-химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог (хотелось и мне сюда добавить –геофизик), метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель... Профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент по разряду «физический» Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Среди наиболее известных открытий — Периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.
   Из его жизнеописания,    рода  известно, что он  17-й ребенок в семье Менделеевых. Отец   руководил гимназией в Тобольске. Да, что  там гимназии, он подобно Илья Николаевичу  Ульянову был  руководителем учебных заведений  всего округа.  Мать же  посвятила себя дому и детям… и еще она самостоятельно (учась дома,  вместе со своими братьями проходила весь  набор  «школьных» предметов) прошла весь курс обучения  в  гимназии. Дата рождения Менделеева — 27 января 1834 года. И надо же такому случиться, что в тот же год отец потерял зрение, и  вскоре ушел в отставку, жить уже приходилось на его пенсию,  В 10 летнем возрасте  Дмитрий потерял отца (Ивана Павловича Менделеева (1783-1847), и тогда  все заботы о семье легли на материнские (Марии Дмитриевны Менделеевой (урожденной Корнилиевой из рода купцов и промышленников ) (1793-1850)).  плечи. Она стала управлять стекольной фабрикой брата, который жил в Москве. Фабрика та  давала некоторые  средства для пропитания.
   Сам Дмитрий Менделеев в детстве не очень преуспевал в учебе, в гимназии его интересовали только математика и физика. Но мать, каким-то шестым чувством,  видела особую одаренность своего  младшего сына, поэтому после гимназии нацелила его на получение высшего образования,  желая, прежде всего, чтобы сын    учился в одном из столичных учебных заведений.  По правилам тех лет Дмитрий должен был продолжать свое образование в Казанском университете, к которому были приписаны и гимназии сибирского  края. Однако желание матери  было дать младшему сыну  всё-таки престижное  и более глубокое, столичное образование,  причем желание её было непреклонным, и в 1849 году семья отправилась в Москву.
     Но из-за бюрократических проволочек  поступить в Московский университет Дмитрию не удалось, и в 1850 году Менделеевы   переехали в Петербург. И тогда   мать   Д.И. Менделеева с помощью хорошего друга своего покойного мужа устроила сына в Главный педагогический институт Петербурга,  где в конце лета 1850 года, после вступительных экзаменов, Дмитрий Менделеев был зачислен на физико-математический факультет. Причем Главный педагогический институт практически представлял собой отделение Петербургского университета и занимал часть его здания. Там наряду с работами по химии в студенческие годы Д. И. Менделеев серьезно занимался  ещё минералогией, зоологией, ботаникой…
   Его первой значительной исследовательской работой, выполненной под руководством профессора А.А. Воскресенского при выпуске из института, стала диссертация «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы при различии в составе». Менделеев исследовал в ней способность некоторых веществ заменять друг друга в кристаллах, не меняя при этом формы кристаллической решетки. В этом явлении — изоморфизме, отчетливо прослеживались сходства в поведении различных элементов. Эта первая работа Д.И. Менделеева определила главное направление в его научном поиске, а после 15 лет упорной работы привела к открытию Периодического закона и системы  химических элементов. Впоследствии он писал: «Составление этой диссертации вовлекло меня более всего в изучение химических отношений. Этим она определила многое…».
       В 1855 г. он окончил институт с золотой медалью и был направлен старшим учителем в в  1-ую Симферопольскую гимназию. Такое  обстоятельство  было связано   с плохим состоянием здоровья Д.Менделеева, ибо  врач обнаружил у него  все признаки туберкулеза. Прибыв на место службы, он не смог  по настоящему приступить к работе. Там в те годы шла  Крымская война (1854-57годов),. Симферополь находился вблизи театра военных действий, и гимназия   поэтому была  вскоре закрыта…Именно в Крыму судьбе было угодно спасти Дмитрия Ивановича от серьезного недуга,  добрым гением-спасителем  был великий анатом, хирург и педагог Николай Иванович Пирогов, который сказал  ему :  «…Батенька, да Вы переживете нас обоих ( имея ввиду   себя  и   Петербургского врача)….
      После  всего этого  Д.И.Менделееву  удалось получить  уже место учителя гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. Здесь Дмитрий Иванович не только активно включился в работу в качестве учителя математики и физики, а затем попутно  и других естественных наук, но и продолжил тут  свои научные исследования. В Одессе Менделеев начал интенсивно готовиться к экзаменам   на звание магистра в Петербургском университете, диплом которого давал ему  право заниматься  уже по настоящему  и наукой...
       В октябре уже 1856 г. он блестяще защитил диссертацию на тему: «Удельные объемы»    в Петербургском университете, а через несколько недель -  и вторую диссертацию на право чтения лекций, что дало ему возможность перейти на работу в Петербургский университет. В 1857 г. в возрасте 23 лет Д.И. Менделеев получил доцентский курс «Теоретическая и историческая часть химии», а с осени 1857 г. приступил к чтению курса органической химии. Таким образом, после двух лет пребывания в университете Д.И. Менделееву поручают чтение самостоятельного курса.
В 1859 г. Петербургский университет предоставляет ему, как одному из выдающихся преподавателей, заграничную командировку «для усовершенствования в науках». Он отправился в Германию,   с собственной хорошо разработанной оригинальной программой научных исследований, устанавливающей  связи физических и химических свойств веществ. После краткого путешествия по Европе  Д.И. Менделеев выбрал для работы небольшой немецкий город Гейдельберг, где трудился  в те годы известный химик Р. В. Бунзен. На свои скромные командировочные суммы он устроил в своей квартире небольшую лабораторию, где провел в течение двух лет кропотливое исследование по определению поверхностного натяжения жидкостей при различных температурах. Здесь ему удалось сделать крупное открытие - установить существование «температуры абсолютного кипения», которая 10 лет спустя была вновь открыта англичанином Т. Эндрюсом,  и названа им «критической температурой».
    Работая в Гейдельберге, Д.И. Менделеев возглавил кружок из молодых русских ученых, также приехавших за границу «для совершенствования в науках». В  этот кружок входили такие выдающиеся впоследствии ученые, как А.П. Бородин, И.М. Сеченов, А.С. Фаминцын, А.М. Бутлеров,                А.О. Ковалевский, и др. Сам же кружок,  возглавляемый Д.И. Менделеевым, сыграл большую роль в развитии у его участников  ряда позитивных  качеств - научной смелости, новаторства, стремления работать, как говорилось,    на благо народа…  на процветание своей  Родины.
     Вернувшись в Петербург, Менделеев погрузился в активную педагогическую, исследовательскую и литературную работу. По предложению издательства «Общественная польза», он написал учебник по органической химии, ставший первым русским пособием по этой дисциплине. В ходе работы над учебником Менделеев сформулировал важнейшую теоретическую закономерность в области органической химии — учение о пределе. На основе понятия о рядах соединений разной предельности ученому удалось систематизировать большое число органических соединений различных классов.     Учебник был отмечен 1-й по рангу  премией Академии наук. В 1862 году Дмитрию Менделееву за него присудили Демидовскую премию, считавшуюся в ученом мире весьма почетной.
  В 1863 г. он получил место профессора Петербургского технологического института, а в 1866 г. -  и Петербургского университета, где читал лекции по органической, неорганической и технической химии. Кроме того, он состоял ещё преподавателем Владимирских женских курсов, а также  принял активное участие в организации Бестужевских женских курсов. Д. И. Менделеев считал необходимым давать женщинам такое же образование, как и мужчинам. Он видел в развитии женского образования один из основных путей улучшения общественных условий. Кроме того считал, что   женщины  в  научной работе  аккуратные и  безотказные исполнители.
    Дмитрий Менделеев защитил блестяще  свою знаменитую докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой» 31 января 1865 года. В IV и V главах диссертации, названных, соответственно, «О наибольшем сжатии, происходящем при взаимном растворении безводного спирта и воды» и «Об изменении удельного веса при соединении спирта с водой», говорится о результатах исследования водно-спиртовых растворов, в том числе с концентрацией 33,4% или 40%. Данная работа явилась оригинальным исследованием не только в области органической, но и также в  физической химии.
    В 1867 году Дмитрий Иванович Менделеев возглавил уже в университете кафедру общей химии. Готовясь к изложению своего предмета ему было нужно создать не курс химии, а настоящую, цельную науку химию с общей теорией и согласованностью всех частей этой науки. Эту задачу он с блеском выполнил в своем капитальном труде учебнике «Основы химии». Работать над учебником Менделеев начал в 1867 г., а закончил  его — в 1871 г. Книга выходила отдельными выпусками, первый появился в конце мая — начале июня 1868 г.В процессе работы над 2-й частью «Основ химии», Менделеев постепенно переходил от группировки элементов по валентности,  к их расположению по сходству  химических свойств, и атомному весу. В середине февраля 1869 г. Менделеев, продолжая обдумывать структуру последующих разделов книги, вплотную подошел к проблеме создания рациональной системы  расположения химических элементов, т.е. к Периодическому закону  химических элементов, который как и  книга-учебник «Основы химии» открыли новую эпоху не только в химии, но и во всём естествознании. Очередной предпосылкой открытия Периодического закона послужили решения международного съезда химиков в г. Карлсруэ в 1860 г., когда окончательно утвердилось атомно-молекулярное учение,  когда были приняты первые единые определения понятий молекулы и атома, а также атомного веса, который теперь называется относительной атомной массой. Именно это понятие, как неизменную характеристику атомов химических элементов,  Д.И. Менделеев положил в основу своей классификации. Предшественники ученого сравнивали между собой только сходные элементы, а поэтому не смогли открыть Периодический закон. Но ито  без личностных качеств великого химика, которые составляют последнюю, субъективную предпосылку открытия Периодического закона, вряд ли он бы открыт в 1869 г.    1  марта 1869 года считается официальной датой   открытия   ЗАКОНА.
Энциклопедичность знаний, научная интуиция, умение обобщать, постоянное стремление к познанию неведомого и пр.   сыграли свою немалую роль в открытии Периодического закона.  Тогда  Д.И. Менделеев писал: «До периодического закона элементы представляли лишь отрывочные случайные явления природы; не было повода ждать каких-либо новых, а вновь находимые были полной неожиданной новинкой. Периодическая закономерность первая дала возможность видеть не открытые еще элементы в такой дали, до которой невооруженное этой закономерностью зрение до тех пор не достигало». Периодический закон и Периодическая система богаты периодическими закономерностями: кроме упоминаемой горизонтальной (по периодам) периодичности есть также периодичность вертикальная (по группам) и даже диагональная. Именно учет всех видов периодичности позволил Д.И. Менделееву не только предсказать, описать свойства веществ, образованных еще не открытыми химическими элементами, но и указать путь их открытия, природные источники (руды и соединения), из которых могли быть получены соответствующие простые вещества.   
    Сегодня этот закон относится  к категории  глубочайшего закона природы... т.е. всего ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ…  Сам ученый впоследствии вспоминал: «Писать начал, когда стал после своего  прямого наставника профессора А.А Воскресенского читать неорганическую химию в университете и когда, перебрав все известные  книги, не нашел, что следует рекомендовать студентам... Тут было много самостоятельного. причем, и  в мелочах, а главное -  периодичность элементов, найденная именно при обработке «Основ химии». Первый вариант периодической таблицы относится к уже к февралю 1869 г.   Известны три рукописи с основными вариантами таблицы, датированные 17 февраля 1869 г. В период с 1869 по 1872 г.г. Д. И. Менделеев особенно интенсивно работал над системой, предсказал свойства неизвестных элементов, уточнил атомные веса известных. Три предсказанных                Д. И. Менделеевым элемента (экаалюминий, экабор и экасилиций) были открыты еще при жизни ученого и названы соответственно:  галлием, скандием и германием. Первый из перечисленных элементов был открыт во Франции в 1875 г. П. Э. Лекоком де Буабодраном, второй в Швеции в 1879 г. Л. Ф. Нильсоном, третий в Германии в 1886 г. К. А. Винклером. Свойства открытых элементов совпадали с предсказанными Д. И. Менделеевым химическими элементами. Открытие новых элементов СТАЛО  после этого  величайшим Триумфом Периодического закона...С открытием Периодического закона химия перестала быть описательной наукой - она получила инструмент научного предвидения. Этот закон и его графическое отображение - таблица периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева - выполнили все три важнейшие функции теоретического знания: обобщающую, объясняющую и прогностическую.   На основе закона и таблицы Д.И. Менделеева были предсказаны и открыты впоследствии  благородные газы. И сейчас этот закон служит путеводной звездой для открытия или искусственного создания новых химических элементов. В  ХХ столетии   отдельные  элементы  ((технеций, прометий, астат, нептуний, плутоний), не считая трансурановых  )   получены искусственным ( в ядерных реакциях)   путем   с  заданными  химическими и физическими свойствами. Открытие Периодического закона и создание таблицы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеевым… стимулировало поиск причин взаимосвязи элементов, способствовало выявлению сложной структуры атома и развитию учения о строении атома. Это учение, в свою очередь, позволило вскрыть физический смысл Периодического закона и объяснить расположение элементов в Периодической системе. Оно привело к открытию атомной энергии и использованию ее для нужд человечества.
 Таким образом, Периодический закон и система открыли новую эру в химии и физике, явились исходным пунктом для новых изысканий и открытий. Также периодический закон сыграл большое значение и как основной закон природы в развитии материалистической философии.
   Весьма серьезным испытанием и скажу более ( проверкой правильности)   Периодического закона было открытие в 90-х годах XIX столетия целой группы инертных газов. Эти элементы обладали специфическими свойствами и не были  тогда предсказаны Д. И. Менделеевым. Однако и они нашли свое место в периодической системе, образовав, так называемую,  нулевую группу В начале XX века Периодическая система элементов неоднократно видоизменялась для приведения в соответствие с новейшими научными данными. Д. И. Менделеев и У. Рамзай пришли к выводу о необходимости образования в таблице нулевой группы элементов, в которую вошли инертные газы…. «По-видимости, Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает», говорил  потом  и сам  об этом Д. И. Менделеев. Эти пророческие слова ученого полностью оправдались…Дальнейшее развитие атомной физики не только не опровергло Периодический закон, но стало его ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  ОСНОВОЙ…  Наиболее крупные исследования по изучению свойств газов начаты были  ученым    уже в 1872 году.  Приступая к этим работам, Д.И. Менделеев ставил перед собой задачу более глубокого изучения и главное  осмысление  атомно-молекулярной теории. Главной его  мечтой было исследование  именно сильно разреженных газов (хочется сказать  при этом -. «относительного вакуума»)...Основным достижением Д.И. Менделеева в области исследования газов стало установление обобщенного уравнения состояния газов, объединяющего  в себе законы Бойля - Мариотта, Гей-Люссака и Авогадро…. 
Серьезным   испытанием истинности   Периодического закона   стало также  открытие изотопов химических элементов и введения в научную  практику понятия изотопия.   Такие вещества, идентичные по химическим свойствам, но различные по массе атомов и некоторым физическим свойствам, по предложению английского учёного  Ф.Содди с 1910 г. стали называть изотопами. Первое доказательство того, что вещества, имеющие одинаковое химическое поведение, могут иметь различные физические свойства, было получено при исследовании радиоактивных превращений атомов тяжёлых элементов
Изотопы известны практически  для всех химических элементов. В природе большинство их существует в виде смеси изотопов. Относительная атомная масса элемента Формулировка закона, данная   Д.И. Менделеевым, не могла быть точной и полной с современной точки зрения, так как она соответствовала равна среднему значению относительных атомных масс всех его природных изотопов с учетом их распространенности. В таблице Периодической системы под символами химических элементов приведены средние значения их относительных атомных масс.   Открытие   явления  радиоактивности ( А.Беккерель )   и закон превращения    ( распада) одних элементов   в другие  объяснил  образование  элементов-изотопов.  Выдвинутая  В.И. Вернадским   предположение, что  способность   элементов  распадаться  ( на новые, более легкие)  является   всеобщим свойством   материального мира. Просто распад одних элементов  происходит за короткое время, разрушение   других  имеет огромный период полураспада…
 Опыты  Э.Резерфорда ( 1911г)  показали наличие  у  атомов  ядра, которое   позволило говорить  о  планетарной модели  атома  любого  химического элемента.  В итоге  между  ядром атома  и  вращающихся  вокруг него  электронов  имеется    «пустотная  зона».    Известно  изречение - Природа не терпит пустоты.   Эти мудрые слова принадлежат древнегреческому философу и учёному Аристотелю (384-322 до нашей эры). Аристотель считал, что в природе вообще не может быть пустого места, и там, где даже воздуха нет, всё равно находится некая невидимая субстанция, которую в то время называли эфиром.
    В попытке создать химическую концепцию  мирового эфира Д.И.Менделеев                (1902-1905 гг.) выдвинул гипотезу о существовании двух инертных химических элементов с меньшим атомным весом, чем водород.[52] Из этих двух предложенных элементов он считал, что более легкий является всепроникающим газом, а немного более тяжелый - предлагаемым элементом, коронием.  Эти  гипотетические элементы  были  помещены   в  нулевую группу  таблицы  Д.И.Менделеева  вместе с открытыми   благородными ( инертными ) газами.  К благородным газам относятся гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радиоактивный радон. Формально к этой группе также причисляют недавно открытый оганесон, однако его химические свойства почти не исследованы и скорее всего будут близки к свойствам металлоидов, таких как астат и теллур.
Официальное открытие элемента  Гелия  было сделано в 1895 году химиками сэром Уильямом Рамзи, Пером Теодором Кливом и Нильсом Абрахамом Ланглетом, которые обнаружили гелий, выделяющийся из урановой руды…Его  образование  объяснили  присоединением свободных электронов   к   альфа-частице (представляет собой  ядро  атома гелия) .
Более ста лет назад в истории периодической системы произошло событие исключительной важности. В таблицу Менделеева было внесено значительное усовершенствование: к семи ее группам добавилась восьмая, но обозначалась она не римской цифрой VIII (как все прочие — от I до VII), а нулем. В нее вошли все незадолго до того открытые газообразные элементы — гелий, неон, аргон, криптон и ксенон, а чуть позже к ним присоединился и радиоактивный радон. Их характерная особенность состояла в полном безразличии к любым химическим взаимодействиям, т. е. им приписывалась нулевая валентность.
Перед   этими  газообразными   элементами( в нулевой группе)  Д.И.Менделеев  поставил  такие гипотетические элементы, как  ньютоний  и короний, считая  их эфирным газом. Ряд  современных исследователей ( например, А.Ю.Золотов)   считают  короний  переходной субстанцией от  собственно  эфира  к  химическим элементам ( «двуликий Янус»).  А ньютоний  -  всепроникающая субстанция, подобная нейтрино. В настоящее время известно три разновидности нейтрино: электронное, мюонное и тау-нейтрино.
Скорее   всего  короний -  субстанция по весу, равная  электронам  и позитронам, но  имеющая нейтральный заряд, мажущая   стать  заряженной частицей (электроном или позитроном) при определенных условиях.  Проводя аналогию  с   планетами солнечной системы  можно  считать, что   и  они   имеют   разные  массы, причем  различной  фигурации ( не обязательно  шар).
Что касается   ньютония, то   это сверхмалая  субстанция, присоединяющаяся друг к другу, как элементарные магнитики (+ и -), и занимающая  все пространство  в  атоме элемента, и передвигающаяся вместе с ним  в  космическом пространстве (словно вшитое в него).
Наличие изотопов доказывает, что свойства химических элементов определяются не столько их атомной массой, как предполагал Д.И. Менделеев, сколько  уже  зарядом атомных ядер. Этим и объясняется положение в Периодической системе нескольких пар элементов, размещенных с нарушением принципа возрастания относительных атомных масс. В том-то и гениальность, проявление научной интуиции великого русского ученого, что он в этих случаях предпочел расположить элементы по сходству в свойствах, предугадал истинный порядок размещения химических элементов по возрастанию зарядов их атомных ядер, хотя о строении их атома ничего не знал. Открытие изотопов позволило дать другое, современное определение Периодического закона: «Свойства химических элементов и образуемых ими веществ находятся в периодической зависимости от зарядов их атомных ядер».               
      Работы Менделеева по изучению свойств газов инициировали его интерес к проблемам в области геофизики и метеорологии. Разрабатывая эти вопросы, Менделеев заинтересовался исследованиями атмосферы с помощью летательных аппаратов. В процессе исследований верхних слоев атмосферы он начал разрабатывать конструкции летательных аппаратов, позволяющих проводить наблюдения температуры, давления, влажности и других параметров на больших высотах…
  Большой интерес проявлял Менделеев к летательным аппаратам тяжелее воздуха. Ученого очень интересовал один из первых самолетов с воздушными винтами, изобретенный А.Ф. Можайским…. Д.И.Менделеев — автор фундаментальной монографии по вопросам сопротивления среды, где рассматриваются проблемы воздухоплавания.       С работами в области воздухоплавания и сопротивления среды связаны и работы Д.И. Менделеева в области кораблестроения и арктического мореплавания. Монография Д. И. Менделеева «О сопротивлении жидкости и о воздухоплавании» (1880 г.) имела большое значение и для кораблестроения. 
     Д.И. Менделееву была поручена экспертиза проекта адмирала С.О. Макарова о строительстве ледокола для изучения высоких широт и достижения Северного полюса. Ученый дал на проект положительный отзыв.      При участии С.О. Макарова и Д.И. Менделеева в течение 13 месяцев в Англии был построен первый в мире линейный ледокол мощностью 10 тыс. лошадиных сил, который получил имя «Ермак».  Горячую поддержку у Д.И. Менделеева получили и предложения адмирала Макарова по изучению Северного Ледовитого океана.    В  1901 — 1902 гг. Д.И. Менделеев самостоятельно разработал проект высокоширотного экспедиционного ледокола. Им был намечен высокоширотный «промышленный» морской путь, проходящий вблизи Северного полюса. 
     В 1861 году Менделеев по поручению издательства «Общественная польза» занимался переводом фундаментальной технологической энциклопедии  Рудольфа Вагнера.  В процессе этой работы ученый подробно познакомился с технологией переработки различных сельскохозяйственных продуктов, в частности с сахарным производством.    Тесно связаны с вопросами технологии перегонки и первые работы Менделеева по переработке нефти. В 1863 году он посетил нефтеперегонные предприятия в Сураханах вблизи Баку, где в те годы применялась технология, сходная с перегонкой древесины, дал ряд важных рекомендаций, касающихся условий транспортировки нефти и конструкции тары. 
   После поездки в США в 1877 г. вышла книга, в которой кроме детального сравнительного анализа состояния нефтяной промышленности впервые сформулирована оригинальная теория происхождения нефти, так называемая карбидная, или неорганическая, теория. . В своих работах Д.И. Менделеев обращает внимание на огромное значение строительства нефтепроводов, которые могут перестроить экономику нефтяной промышленности, а также на географию их размещения и техническое оснащение. Интересуясь промышленными и экономическими вопросами, Д.И. Менделеев одновременно занимался научными исследованиями нефти. Он проводит эксперименты по определению коэффициентов теплового расширения нефти, масел и выполняет интересные с теоретической и практической стороны работы по очистке нефтяных продуктов химическими реагентами.      Попутно с теорией, Д.И. Менделеев установил оптимальный режим перегонки нефти с получением керосина, смазочных масел и других продуктов. Там же, под наблюдением Менделеева был изготовлен специальный аппарат, с помощью которого ученый проводил испытания по непрерывной перегонке нефти.  Много внимания уделял Д.И. Менделеев экономике нефтяной промышленности. В частности, он занимался проблемой размещения заводов по переработке нефти, вопросами сбыта сырья, цен на нефть и нефтепродукты. Ему принадлежат идеи перевозки нефти в нефтеналивных судах и строительства нефтепроводов. Он рассматривал нефть не только как топливо, но ГЛАВНОЕ,   как сырье для химической промышленности. Широко известен его афоризм: «Сжигать нефть – все равно, что топить печку ассигнациями». Куда менее известно другое пророчество Менделеева, сделанное в XIX веке, задолго до эры всеобщей автомобилизации: «Мне рисуется в будущем нефтяной двигатель, размерами и ценою немного превышающий керосиновую лампу…»
  Д.И. Менделеев занимался  попутно и вопросами экономики каменноугольной промышленности. В 1888 г. Д. И. Менделеев совершил две поездки в Донецкий район с целью выяснения причин кризиса в Донецкой каменноугольной промышленности. Результаты этих поездок он изложил в докладе правительству, сообщил на заседании, что  он   глубоко изучил технологию добычи и переработки угля,  а  уже  в 1888 г. он высказал идею о подземной газификации углей и перегонке газа по трубам в крупные города, считая этот процесс самым эффективным с точки зрения экономии топлива и облегчения труда горняков. Позже, в 1899 г., во время экспедиции на Урал, Д.И. Менделеев более подробно разработал свою идею, которая явилась прообразом идеи переработки полезных ископаемых под землей.
    Обширные познания в химии и опыт практического использования достижений этой науки пригодились ученому при разработке технологии нового типа бездымного пороха.   В чрезвычайно короткий срок (1,5 года) ему удалось создать удачный технологический процесс нитрования клетчатки, дающий возможность получить однородный продукт пироколлодий, выделяющий при взрыве минимальное количество твердых веществ, и на его основе — бездымный порох, превосходящий по характеристикам иностранные образцы.  . Однако изобретенный порох так и не был принят на вооружение в русском флоте. Вскоре подобный порох стали производить в Америке. Во время Первой мировой войны России пришлось закупать в США, в сущности, разработанный Менделеевым порох.   
    Особый раздел научного поиска Д.И. Менделеева составляют его труды по сельскому хозяйству, касающихся самых различных областей: животноводства, молочного хозяйства, агрохимии и агрономии. К проблемам сельского хозяйства он подходил и как ученый-химик, и как экономист, и как агроном, хорошо знакомый с практикой земледелия. В работах по сельскому хозяйству нашли свое отражение и интересы ученого в области биологии.  Попутно Д.И. Менделеев считал, что человек должен активно вмешиваться в химический режим почвы, так   он приобрел под Москвой небольшое имение, в котором вел многопольное хозяйство с рациональным внесением минеральных удобрений. Изучать его опыт приезжали профессора из Сельскохозяйственной академии.    Имение Боблово недалеко от г. Клина   стало местом для его различных  экспериментов - здесь он  ввел многополье и травосеяние, применял удобрения и широко использовал сельскохозяйственные машины, развил животноводство и т. п.  Необходимо отметить, что урожайность (за 6-7лет)   всех культур существенно  повысилась,  и тогда  имение  Д.И. Менделеева    превратилось в место для экскурсий и практик  студентов Петровской земледельческой и лесной  Академии в Москве….  Д. И. Менделеев не только усовершенствовал хозяйство, но и проводил полевые опыты, испытывая действие разнообразных удобрений золы, костяной муки, обработанной серной кислотой, смешанных органических и минеральных удобрений. Ученый считал необходимым проводить в разных районах на строго научной основе опыты, а их результаты распространять затем на всю территорию России. 
   Огромное значение Д.И. Менделеев придавал другим отраслям сельского хозяйства, в частности лесоводству, обращая особое внимание на лесные насаждения степных районов юга России. Он также внес большой вклад в усовершенствование технологии производства минеральных удобрений и методов переработки сельскохозяйственного сырья.     Много сил и времени отдал Д. И. Менделеев пропаганде прогрессивных методов ведения сельского хозяйства,  часто читал лекции о земледельческой химии.
   Создание высокоразвитой отечественной промышленности Д.И.Менделеев тесно связывал с проблемами народного образования и просвещения. В течение 35 лет он активно работал как педагог в различных средних и высших учебных заведениях: Симферопольской и Одесской гимназиях, а затем в Петербурге во 2-ом Кадетском корпусе, Инженерном училище, Институте инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Петербургском университете, на Высших женских курсах. Это позволило сказать ему в конце жизни: «Лучшее время жизни и главную силу взяло преподавательство».               
Д.И. Менделеев принимал самое деятельное участие в разработке университетских Уставов 1863 и 1884 гг., участвовал в организации специального технического и коммерческого образования, изучал постановку образования в ведущих европейских университетах. В основе концепции народного образования, предлагаемой Менделеевым, лежала его идея о непрерывном обучении, высказанная впервые в «Заметке по вопросу преобразования гимназий» в 1871 г. Он активно выступал за коренное изменение содержания образования распространение точных и естественных наук.    Ученый был убежден, что без правильной организации среднего образования и высшая школа не может получить своего настоящего развития. Он был сторонником хорошо продуманной и организованной общей системы образования, заботу по организации которой, по его мнению, должно взять на себя государство. В работах Д. И. Менделеева, посвященных народному образованию, большое внимание уделяется вопросам высшего образования. Основную задачу видел он в том, чтобы воспитывать научное мировоззрение студентов, научить их самостоятельно мыслить. Он принимал непосредственное участие в организации многих учебных заведений и лабораторий России.  Дмитрий Иванович решительно высказывался за широкое обеспечение студентов  государственными стипендиями. Он говорил, что надо соразмерить величину стипендии не только с расходами, но и с успехами стипендиатов. Д. И. Менделеев указывал, что когда  государство даст свои средства отдельному лицу на его образование, оно должно требовать или последующего возврата выданной стипендии, или обязательной службы в тех местах, куда будет назначен окончивший курс.
Д. И. Менделеев считал необходимым  давать женщинам такое же образование, как и мужчинам. Он видел в развитии женского образования один из основных путей улучшения общественных условий в государстве. Так в 1880— 1831 гг. Д. И. Менделеев читал  курс химии на Петербургских высших женских Бестужевских курсах.
Д. И. Менделеев требовал, чтобы профессор не только вел преподавание на высоком теоретическом уровне, но и сам вел бы научно-исследовательскую работу, двигал науку вперед, служил в этом отношении примером для своих студентов. «Не тот профессор,— писал он,— должен получать высшее правительственное одобрение, который только блюдет законы и только сообщает юношеству признанные истины, но тот, который сверх того личным примером дает образцы того, для чего назначаются высшие учебные заведения, т. о. тот, который наиболее вносит в науку самостоятельного, и нового».
 Д.И. Менделеев был блестящим  педагогом, глубоко понимавшим, что  задачей профессора высшей школы  является воспитание молодежи в духе творческого труда на благо Родины, дли развития науки. В воспитании молодежи для него воплощалась одна из важнейших сторон призвания ученого Д. И. Менделеев, по отзывам его учеников, был выдающимся лектором. Хотя лекции его и не отличались внешним блеском, слушать их собирался буквально  весь университет, настолько они  были увлекательны и содержательны. В своих лекциях он как бы вел  за собой слушателя, заставляя его  проделывать тот трудный, утомительный, но увлекательный путь, который от сырого фактического материала науки  приводит к познанию природы и  ее законов; он заставлял почувствовать, что обобщения в науке даются лишь ценой упорного труда. И тем  ярче выступали перед аудиторией окончательные выводы.
Дмитрий Иванович не был оратором в обычном смысле слова. Про него иногда говорили, что когда он читает лекцию, то будто камни ворочает. Его ученик, а в дальнейшем известный  химик и основатель музея Д. И. Менделеева академик В.Е. Тищенко вспоминал  о лекциях великого ученого: "Интонация  его голоса постоянно менялась: то он говорил на высоких тонах, то низким баритоном, то скороговоркой, точно  мелкие камешки с горы катятся, то остановится, тянет, подыскивает для  своей мысли образное выражение, и всегда подыщет такое, что в 2-3-х словах ясно выразит то, что  хотел сказать". Очевидно, не столько сам предмет, сколько метод его преподавания и сама личность преподавателя приводили  к тому, что лекции Дмитрия Ивановича  посещали не только его студенты, но слушатели с других факультетов  и просто посторонние люди. Д.И. Менделеев  отдавался лекции без остатка, и  студенты отвечали ему взаимностью.  Он мог запросто увлечься, отойти от темы, начать фантазировать и вдруг спохватывался и, оглядев с улыбкой ряды студентов, говорил виноватым тоном:   – Это я все наговорил лишнее, вы не записывайте…   Студенты не просто любили Дмитрия Ивановича, они боготворили его. Экзамены сдавать ему было трудно. Когда принимали вдвоём с Бутлеровым, к Бутлерову очередь, а к Менделееву идти робели. И всё-таки очень любили его. 
Сотрудники, много лет работавшие с Менделеевым, вспоминали, что Дмитрий  Иванович очень тщательно готовился  к лекциям и требовал такой  же тщательности от лаборантов. Когда  с кафедры он сообщал, что соединения того-то с тем-то производит кипение  или взрыв, то кипение или взрыв  должны были следовать сразу же за его словами. "Водород горит  в кислороде", - произносил педагог, оборачивался и видел: водород горит  в кислороде. "Но и кислород может  гореть в водороде", - говорил профессор, снова оборачивался и видел: кислород горит в водороде. Надо полагать, что такая слаженность и четкость давались лаборантам и служителям дорогой  ценой.
На рубеже XIX-XX вв. ученый создал свои главные педагогические работы: "О народном просвещении" (1899), "Экзамены" (1899), "Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению" (1900), "Общеобразовательные гимназии" (1901), опубликовал главы из "Заветных мыслей" ("Об образовании, преимущественно  высшем" и "О подготовке учителей и профессоров" (1904), написал "Проект Училища наставников" (1906). Анализ содержащихся в них мыслей и идей дает все основания говорить об оригинальности и глубине, комплексности и целостности, актуальности и прогностичности  суждений мыслителя.
Есть   такие  сведения,  что говорил в те годы   Дмитрий Менделеев: «Массовые экзамены при обучении следует уничтожить»…Экзамены не нужны ни учителям, ни ученикам. При этом учителя измучены ими даже больше, чем ученики. Так считал великий учёный и опытный педагог. «…Первое общее положение, которое мне желательно выставить во главе всего последующего, формулируется до крайности просто: устные, массовые экзамены (то есть переходные и выпускные) при обучении следует уничтожить, а на вступительные (состязательные) следует смотреть только как на неизбежную необходимость, определяемую отношением спроса (то есть числа желающих поступить) к предложению (то есть к числу принимаемых). Не станем говорить о муках физических и нравственных, испытываемых во время экзаменов как отвечающими, так и спрашивающими…Самого Д.И. Менделеева как преподавателя студенты уважали, хотя и признавали, что экзаменует тот строго. Слушать лекции ученого ходили не только студенты физико-математического факультета, но и других; аудитории были переполнены. 
    Современники  вспоминают, что  когда   А.М. Бутлеров   и  Д.И. Менделеев   принимали экзамены по химии,   то   у  Бутлерова  была большая очередь, а предстать перед оком  Менделеева готовы   были единицы… Спрашивал строго, и в то  же время  справедливо… Экзаменующимся  у   Д.И.Менделеева был тогда    студент, а в последствии  и будущий   всесильный   Глава   Правительства Росссийской Империи  при Николае   11   Петр Аркадьевич Столыпин…   «проговорили  они» тогда намного более часа… В результате  экзаменатор  спохватился   и сказал:  «…что я    так, батенька ?!   Превосходно !!! и уверенно поставил тому  отличную оценку…с плюсом.
В 1890 году он оставил профессорскую должность в Санкт-Петербургском университете после отказа  Министра народного просвещения (  Ива;н Давы;дович Деля;нов (1818—1897) — государственный деятель  ), министр народного просвещения (1882—1897). На посту министра проводил последовательную политику в русле контрреформ Александроа III.))  принять  от Д.И.  Менделеева    петицию  студентов  университетов, боровшихся за свои   права демократического характера... .
  Большое внимание в своей деятельности  Д. И. Менделеев уделял вопросам экономического развития России. Он был убежден, что уровень экономического развития любой страны определяется состоянием тяжелой промышленности. Промышленное развитие России, по мнению Менделеева, должно было осуществляться не только за счет строительства новых фабрик и заводов, увеличения капиталовложений в тяжелую индустрию, но и за счет одновременной коренной перестройки системы народного просвещения с целью подготовки высококвалифицированных кадров ученых, инженеров, учителей, агрономов, врачей.
Обосновывая программу промышленного развития России, Д. И. Менделеев особенно выделял две ее стороны: развитие средств производства и развитие топливной базы промышленности. В этом проявились оригинальность и дальновидность его взглядов на общие вопросы экономического развития общества. При этом он выдвигал самостоятельные конкретные предложения и технические проекты, составленные с учетом особенностей того или иного вида производства.
    Д.И. Менделеев также  много внимания уделял проблеме развития транспортной системы, понимая, что от этого во многом зависит конкурентоспособность русских товаров на мировом рынке.   Занимаясь вопросами денежного обращения в 1896 г., он обратился к С.Ю. Витте (Русский государственный и политический деятель. Министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров...) с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, в соответствии с которой рубль обеспечивался фактической стоимостью одного металла — золота. Это позволило России упрочить свое положение среди развитых стран, облегчила размещение русских займов за границей. Д.И. Менделеев зарекомендовал себя убежденным сторонником протекционизма (покровительственной системы  В эти же годы им были написаны «Учение о промышленности», «Заветные мысли», «К познанию России» и др.            
 В 1899 г. Д. И. Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения причин застоя уральской железной промышленности. К участию в экспедиции он привлек П. А. Земятченского, С. П. Вуколова и К. Н. Егорова. Участниками экспедиции была написана книга «Уральская железная промышленность в 1899 г.. В этой книге Д.И. Менделеев наметил обширный план подъема экономики края путем превращения Урала в сложный и многосторонний промышленный комплекс на основе рационального размещения промышленных производств и использования природного сырья и предложил «сочетать» уральские руды с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов. Д.И. Менделеев говорил об упорядочении использования лесных богатств Урала, о необходимости планомерных геологоразведочных работ. Впервые здесь он испытывает магнитный метод разведки железорудных месторождений с помощью переносного магнитного теодолита.При участии Д. И. Менделеева в г. Елабуге был организован химический завод. Технологический уровень производства многих химических продуктов на этом заводе был выше, чем на многих аналогичных предприятиях за рубежом.
Д.И. Менделееву принадлежит фундаментальный труд в области метрологии «Опытное исследование колебания весов» (1898 г.). В процессе исследования явления колебания Д. И. Менделеевым был сконструирован ряд уникальных приборов: дифференциальный маятник для маятник-метроном, маятник-весы и др.В изучении колебаний Д. И. Менделеев видел прямую возможность расширить наши знания о природе силы тяжести. Одно из зданий Палаты было построено с башней высотой 22 м и колодцем глубиной 17 м, где определения твердости веществ, маятник — маховое колесо для изучения трения в подшипниках, устанавливался маятник, служивший для определения величины ускорения силы тяжести. Результаты научных и технических исследований сотрудников Палаты освещались в организованном Д.И. Менделеевым в 1894 г. периодическом издании «Временник Главной палаты мер и весов».Последние пятнадцать лет своей жизни Д.И. Менделеев работал в Главной палате мер и весов. Здесь им было выполнено большое число научных исследований по метрологии, в частности усовершенствование весов, определение плотности воды и воздуха, опыты по определению ускорения сил тяжести, составлены таблицы плотностей спиртоводных растворов.  Д.И. Менделеев явился организатором и первым директором Главной палаты мер и весов, в которой проработал последние годы жизни. За период работы в Палате Менделеев создал школу русских метрологов. Он может по праву русской считаться отцом метрологии.  Еще Д.И.Менделееву приписывают введение метрической системы в Российской империи. 
 Активная творческая позиция ученого не позволяла Д. И. Менделееву оставаться в стороне от общественной жизни во всех ее проявлениях.Ученый  был инициатором создания ряда научных обществ: Русского химического общества в 1868 г., Русского физического общества в 1872 г. Разносторонние интересы ученого связали его на многие годы с деятельностью Минералогического общества в Петербурге, Русского технического общества, Вольного экономического общества, Общества содействия русской промышленности и др. Д.И. Менделеев принимал активное участие в работе научных конгрессов, промышленных съездов, художественно-промышленных выставок, как в России, так и за рубежом.   Под руководством Д. И. Менделеева и при активном его участии были созданы и работали комиссии и комитеты по самым актуальным вопросам. Интересно отметить, что Д. И. Менделеев был одним из инициаторов создания в Петербурге в 70-е годы общества, объединяющего ученых, художников и литераторов. С 1878 г. в университетской квартире ученого начинаются ставшие впоследствии очень известными «менделеевские среды». На них бывали профессора университета: А.Н. Бекетов, Н.А. Меншуткин, Н.П. Вагнер, Ф.Ф. Петрушевский, А.И. Воейков, А.В. Советов, А.С. Фаминцын; художники: И.Н. Крамской, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, Г.Г. Мясоедов и др. Часто посещал среды В.В. Стасов. Со многими из них Д.И. Менделеева связывала давняя дружба, его глубокие и самостоятельные суждения высоко ценились художниками.
    Разнообразие интересов Менделеева поражают: он собирал и систематизировал фотографии, любил фотографировать сам. Коллекционировал репродукции произведений искусства, виды мест, в которых бывал. Сам был, по свидетельству современников, «недурным графиком». Любил работать в саду и огороде на даче. Еще одним увлечением Д.И. Менделеева, которое обросло легендами и слухами, было изготовление чемоданов и рамок для портретов.  По воспоминаниям родных известно, что у Д.И. Менделеева было и своеобразное хобби: он любил клеить чемоданы, столики, рамки и дарить их родным друзьям.
 
Исследования Д.И. Менделеева по органической химии связаны с его работами в области нефтяной, химической и угольной промышленности. Он изучал элементарные анализы различных видов топлива и разрабатывал научно обоснованные методы расчета состава и количества продуктов горения и определения теплотворной способности различных топлив. Эти работы оказали огромное влияние на изучение процессов горения не только в России, но и за рубежом. Д.И. Менделеев развитие каменноугольной промышленности неразрывно связывал с металлургией, он считал, что железное дело должно быть во главе металлургии, так как без него немыслимы фабрики, земледелие и общее развитие.
Однако наибольшее внимание ученый уделял нефти, занимающей первое место среди природных богатств России. Исследованиями нефти интересовались многие ученые и инженеры-современники Д.И. Менделеева. Он связывал научные исследования с развитием нефтяной промышленности, изучал Бакинские нефтяные промыслы, работу первых нефтеперерабатывающих заводов и методы добычи и переработки нефти. Вскоре ученый разрабатывает способ непрерывной перегонки нефти, который был принят промышленностью.
Д.И. Менделеев впервые высказал идею о происхождении нефти: нефть образовалась не из остатков органических веществ, а является продуктом взаимодействия водяных паров, проникших внутрь земли, с высоко нагретыми карбидами металлов. Менделеев изучал происхождение нефти и пришел к выводу, что углеводороды являются абиогенными и образуются глубоко в недрах земли. Он писал: «Главный факт, который следует отметить, заключается в том, что нефть родилась в глубинах земли, и только там мы должны искать ее происхождение» (Дмитрий Менделеев, 1877)  В своих работах Д.И. Менделеев обращает внимание на огромное значение строительства нефтепроводов, которые могут перестроить экономику нефтяной промышленности, а также на географию их размещения и техническое оснащение. Интересуясь промышленными и экономическими вопросами, Д.И. Менделеев одновременно занимался научными исследованиями нефти. Он проводит эксперименты по определению коэффициентов теплового расширения нефти, масел и выполняет интересные с теоретической и практической стороны работы по очистке нефтяных продуктов химическими реагентами.
По своим философским воззрениям Д.И. Менделеев был убежденным сторонником материализма. Он верил в безграничную силу человеческого разума и безграничность познания природы. Ученый, как и М.В. Ломоносов, отстаивал передовую, материалистическую науку, ее широкое распространение в народе, боролся против агностицизма, отрицавшего возможность познания человеком материального мира и законов его развития, доказывая, что для человеческого познания в природе не существует непознаваемых вещей. Теория, эксперимент и практика дают возможность людям проникнуть в «самую сущность вещей».  Задачей естествознания он считал борьбу со всеми формами проявления идеализма, мистикой, мракобесием и религиозными суевериями. Ученый прекрасно понимал, какой вред приносят передовой науке религиозные суеверия. 
За выдающиеся заслуги в науке Д.И. Менделеев был избран почетным членом многих зарубежных академий наук, был почетным доктором ряда университетов и почетным членом многочисленных научных обществ.  Он был сторонником изнуряющего стиля в работе, всем доказывал, что непрерывные, долгие и упорные усилия необходимы, даже если это вредит здоровью.  Так в 26 лет, работая над книгой «Органическая химия», он не отходил от письменного стола почти два месяца. Знаменитые свои «Основы химии» писал тоже неистово.  В его трудолюбии, терпении и упорстве была какая-то богатырская  удалая русская БЫЛИННОСТЬ.А вот когда называли его гением, то  он морщился, махал руками и ворчал:
   – Какой я  там гений! Просто ТРУДИЛСЯ всю жизнь, вот и стал гением… В свое время об этом   метко  высказался  Томас Эдисон: «Гений - это один процент вдохновения и 99 процентов пота»...      
   Все его интересовало, кроме, пожалуй, политики. Он считал, что заниматься ею не следует, в революционные преобразования не верил, считал, что всё образуется со временем само собой.     Но, кроме политики, его интересовало действительно ВСЁ. Англичанин Г. Джонс отмечает его «необычайный интерес к науке в целом». Увлекался отнюдь не только химией, но и изучением природных ресурсов, металлургией, угле– и нефтедобычей, метеорологией, воздухоплаванием, агрономией, громил спиритизм. С гордостью писал: «Сам удивляюсь, чего только я не делывал в своей научной жизни».
     Умер Д.И. Менделеев всё-таки как-то  странно и главное -  неожиданно,  не прожив  до конца «отведенный ему   богом»  срок… Так  11 января 1907 г.  он  показывал Главную палату мер и весов министру торговли и промышленности Д.И. Философову,  гостя пришлось долго ждать у входа. Погода была мерзко-морозная, в результате Дмитрий Иванович сильно простудился. Через несколько дней профессор  М.В.Яновский нашел у него воспаление легких… но  постоянное курение(по воспоминаниям друзей Дмитрий Менделеев был заядлым курильщиком) усугубило при этом  его  незавидное состояние,   и уже  20 января 1907 г. Дмитрия Ивановича Менделеева не стало….
     23 января 1907г. Петербург хоронил своего  Национального   Гения -  Д.И. Менделеева. Его похороны, принятые на счет государства, были настоящим национальным трауром.  На протяжении всего пути от Технологического института, где состоялась последняя панихида об усопшем, до Волкова кладбища гроб несли на руках студенты. В проводах  Великого ученого и  Гражданина приняло участие  более10 тыс. человек. Как отмечали    вышедшие  в те дни газеты, что    со времени похорон И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского Петербург не видел такого яркого выражения общей Скорби  и глубокого Сочувствия  о своем Великом соотечественнике… Когда гроб с телом Менделеева двигался на Волково кладбище, впереди огромной процессии несли таблицу Менделеева – основной  СИМВОЛ его БЕССМЕРТИЯ.
  Отделение химии Русского Физико-Химического Общества учредило  тогда в честь Менделеева две премии за лучшие работы по химии. Библиотека Менделеева, вместе с обстановкой его кабинета, приобретена Петроградским университетом и хранится в особом помещении, когда-то составлявшем часть его квартиры.
  Российский химик и историк науки  Лев Алекса;ндрович Чуга;ев (  [16] октября 1873, Москва — 23 сентября 1922, Грязовец) — русский и советский химик, биохимик.) охарактеризовал его как «…гениального химика, первоклассного физика, плодотворного исследователя в области гидродинамики, метеорологии, геологии, некоторых отраслей химической технологии (например, взрывчатых веществ, нефти и топлива) и других дисциплин, смежных с химией и физикой, досконального эксперта химической промышленности и промышленности в целом и оригинального мыслителя в области экономики».
С именем и достижениями ученого  Д.И.Менделеева  связан ряд мест и объектов.
В Санкт-Петербурге его именем назван Институт метрологии им. Д. И. Менделеева, Национальный метрологический институт, занимающийся установлением и поддержкой национальных и мировых стандартов точных измерений.  Рядом с ним установлен памятник ему, состоящий из его сидящей статуи и изображения его периодической таблицы на стене заведения.
В здании Двенадцати коллегий, которое в настоящее время является центром Санкт–Петербургского государственного университета и во времена Менделеева Главным педагогическим институтом, находится Мемориальный музей–квартира Дмитрия Менделеева  с его архивами.
Улица перед ними названа в его честь как Менделеевская линия (Линия Менделеева).
В Москве находится Российский химико-технологический университет имени                Д. И. Менделеева.[70]
  В  1955г. в  США (Г.Сиборг)   создали искусственно  новый химический элемент, который назвали  Менделевий- в честь Дмитрия Ивановича Менделеева,  представляющий собой синтетический химический элемент с символом Md (ранее Mv) и атомным номером 101. Это металлический радиоактивный трансурановый элемент из серии актинидов, обычно синтезируемый бомбардировкой эйнштейния альфа-частицами.
Минерал менделеевит-Ce, Cs …, был назван в честь Менделеева в 2010  году.     Родственный вид менделеевит   -     описан в 2015 году.
Большой лунный ударный кратер Менделеев, расположенный на обратной стороне Луны, также носит имя ученого.
Российская академия наук периодически присуждает свою значимую ПРЕМИЮ -  Золотую медаль Менделеева, еще с 1965 года.