Охотники JG52. Часть шестая

Андрей Грачев 2
Хайнц Захсенберг.

Кроме неформального соревнования Дюттманна и Вольфрума, было и ещё одно: Липферт против Захсенберга. Эти два лётчика тоже вели между собой активное соревнование, которое закончилось после того, как Захсенберг получил тяжелое ранение. Примечательно, что, по официальной версии, сбили его "Мустанги", но Липферт считает, что сбили его советские пилоты. Стоит сказать, что Захсенберг, как и Липферт, и Дюттманн, и Батц, и Вольфрум, и Баркхорн, и сам Хартманн, неоднократно был сбит в боях. Теми самыми "слабыми" советскими пилотами. И тут же стоит добавить, что, к примеру, Речкалов не был сбит ни разу, летая на "Кобре", ни разу не были сбиты Моргунов, Скоморохов, Колдунов, и многие другие советские асы.

Мы рассмотрим только один период из карьеры аса - бои в небе Ясс. Поскольку победы аса в небе Керчи отлично разобраны Лавриненко.

30 мая ас заявил две "Кобры". Одну из них - днем. Это был уже упомянутый нами выше бой против группы Свистунова, 508-й иап. В том бою Вольфрум сбил лётчика Орлова. Захсенберг позже подловил на маневре пилота Осетрова, подбив его. Лётчик посадил самолёт на брюхо, самолёт сгорел, но сам лётчик был невредим. А вечером ас участвовал в разгроме 129-го гиап, когда уничтожена была вся шестёрка Гулаева. Причём, судя по всему, Гулаева подбил как раз Захсенберг. Ас, несмотря на ранение, дотянул до аэродрома на горящем самолете.

На следующий день ас заявил уже четыре победы. В первом случае он поучаствовал в ещё одном разгроме - 16-го гиап. Сбито было 5 самолётов. Стоит сказать честно: слава 16-го гиап сильно преувеличена. Безусловно, такие полки, как 129-й гиап, 9-й иап, 100-й гиап, тоже воевавшие на "Кобрах", были намного организованнее и лучше. В 16-м гиап царила не совсем благополучная атмосфера.

Вот и в этом бою - одну группу вёл Клубов, другую - Речкалов. Оба были сильными асами и плохими командирами. Третью вёл лётчик Ивашко. Клубов, в начале боя заметив ю-87, решил их атаковать, но оторвался от своей группы, его ведомый Карпов Николай Павлович, имевший 4 победы на счету, отстал и был сбит, спасся с парашютом, но в часть уже не вернулся.

Группа Клубова первой распалась. Все три группы вели бои в автономном режиме, не взаимодействуя друг с другом. Речкалов увлёкся преследованием одного из бф-109 (он ошибочно решил, что это были фв-190) и без всяких оснований заявил его сбитым. Своим метанием он дезорганизовал свою группу. Более-менее сохранила строй только группа Ивашко, наименее известного аса. Кроме Карпова, сбито было ещё четыре пилота. Из них один, Чистов Николай Александрович, имел 11 побед, остальные были новички. И опять, как кажется, Чистова сбил именно Захсенберг. Примечательно, что немцы точно оценили свои успехи в пять сбитых.

Эти два разгрома стали самыми тяжёлыми в небе Ясс. Если в случае с Гулаевым причиной стала малочисленность группы и неопытность экипажей, то разгром 16-го гиап показал большие проблемы в организации боя в этом полку. В следующем бою ас сбил самолёт из состава 129-го гиап. Пострадала многострадальная эскадрилья Гулаева, потерявшая три "Кобры" в том бою. Кроме Захсенберга, две победы одержал ас прошлого времени Ханс Вальдманн, который в целом в тот период действовал не очень результативно. Затем был асом заявлен "Як", это был бой против 152-го гиап. Кроме Захсенберга, заявки оформили Биркнер и Батц, но, конечно же, заявка Захсенберга в приоритете, даже если смотреть по месту потери. Наконец, ас завершил день сбитой "Коброй" из состава 100-го гиап.

2-го числа ас заявил ещё три победы - Пе-2, Як и Ил. Як был из состава 152-го гиап, в ходе боя было подбито два Яка, оба совершили вынужденные посадки и были списаны. Отличились Захсенберг и его напарник Хайнц Эвальд. Пе-2 был из состава 160-го гбап. Во время атак бф-109 группы Данилова строй покинул один из экипажей, его атаковали бф-109, на помощь ему пришёл другой Пе-2 (советские истребители не участвовали в бою), экипаж Дмитриенко, и был в итоге сбит. "Кобра" была из состава 508-го иап, пилотировал её Коробейников.

3 числа досталось уже самому Захсенбергу. Об этом случае повествует не без сарказма Липферт: дескать, Захсенберга поймали на его же приём, на внезапную атаку. События развивались так.

На задание по прикрытию ушла большая группа 104-го гиап. Были обнаружены бф-109, которые атаковали "Илы". Делали они это с полным комфортом, поскольку истребители сопровождения в бою не участвовали. 6 отряд уже успел заявить две победы над штурмовиками, правда по данным 2-го ГШАК на самом деле был сбит только один. Отличились Хайнц Эвальд и Хайнрих Таммен, напарники Захсенберга. Захсенберг тоже выбрал себе в качестве цели один из "Илов", но сбить его не успел. Опытный ас полка, Комельков Михаил Сергеевич, атаковал его с крутого пике и сбил с одной атаки. Захсенберг смог посадить на аэродроме самолёт, но восстановлению он не подлежал. Поймали его очень красиво. Вообще 104-й гиап умно организовал дело: не начал сразу атаковать всей группой, так как при этом в небе началась бы толчея, а первую атаку провел одной парой. В дальнейшем бой вела только пара Климов Новиков, причём оба отличились в бою, однако Новиков и сам был подбит вышеупомянутым Тамменом и совершил посадку "на живот".

6 числа ас заявил Пе-2, и это первый случай, когда заявка аса в небе Ясс не имеет никакого подтверждения. А 8 числа ас оформил 5 заявок, одна из которых стала сотой в его карьере.

Сначала он заявил два Ла-5, но реально в этот период времени был сбит только один, из состава 302-й иад. Затем ас заявил две "Кобры". Он смог отомстить своим обидчикам - 104-му гиап. Внезапной атакой он сбил лётчика Степанова. Вторая заявка аса подтверждения не имеет, самолёт, заявленный им, получил всего одну пробоину. Понять аса можно: ведь это была его сотая победа. Как часто бывает, эта победа не имеет подтверждения.

Ну, а завершил он день сбитым "Илом", который стал также последним успехом аса в ходе Ясской операции. Этот "Ил" действительно подтверждается: подбитый в воздушном бою, он позже разбился на вынужденной.

Итак, мы видим, что в целом Захсенберг был весьма объективен, почти не завышал результаты боев. При этом он не был максималистом, как Вольфрум или Дюттманн. Скорее он больше общего имел с Липфертом, для которого интереснее были не рекорды, а сам процесс боя. Только Захсенберг ставки делал на внезапные атаки, а Липферт больше любил бои на виражах.

Остаётся сказать, как же был сбит Захсенберг. Обратимся к Липферту.

"После нескольких «собачьих схваток» я сбил один из вражеских самолетов, пока Хейнц преследовал остальных, которые тем временем уже достигли своей территории. Это был серый, штормовой день, и русские летали очень умело. Они, главным образом, держались в облаках и выходили из них лишь время от времени. И мы ничего не могли сделать с ними. Скоро Хейнц решил, что с него достаточно, и повернул домой.

Хейнц не успел еще ничего предпринять, как по всей длине его самолета появились вспышки попаданий, и он сразу же понял, что подбит. Когда его самолет начал дымиться, он попытался уйти. Но русские держались у него на хвосте. Они были столь же быстры, как и он, и неоднократно добивались новых попаданий. Хейнц защищался, как мог, и даже срезал верхушки нескольких деревьев, когда маневрировал над самой землей. Но все было напрасно, русские вцепились в него, и его самолет снова и снова попадал под огонь.

В итоге Захсенберг совершил аварийную посадку. Он был несколько раз ранен и, истекая кровью, потерял сознание непосредственно перед самым касанием земли. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Согласно рапортам свидетелей его Me несколько раз подпрыгнул, а затем, проскользив по грязи и гравию, остановился прямо около полевого госпиталя. Персонал госпиталя поспешил к самолету и вытащил находившегося без сознания пилота. Но он все еще был жив!"

Итак, Липферт сам был свидетелем всего произошедшего. Почему же записали Захсенберга на Мустанг? Это понятно: одно дело, если сбили аса русские, согласно пропаганде, "недочеловеки" на самолетах, уступавших немецким, и совсем другое - американцы на своих скоростных и мощно вооружённых "Мустангах".

И снова мы должны обратиться к прекрасному исследователю Марченко. Он находит автора победы.

"Скорей всего Захсенберга сбили истребители ВВС ЧФ, только летчики 6 ГИАП флота заявили сбитыми 3 Ме-109. Заявки сделали Воронов В.И. (4+3 победы), Рыбаков А.(первая победа), Маслов Б.В. (8+3 победы, воевал с 1941) - последний заявил победу в паре. Думается, что Маслов добился победы в паре с Рыбаковым и вероятно это именно они сбили Захсенберга. Липферт описывает, что его камрада Захсенберга долго преследовали и не однократно атаковали, добиваясь попаданий, пока он не упал и скорей всего это групповая победа наших летчиков, которые на этот раз довели дело до конца, то есть до падения самолета противника, как положено".

Добавим, что и место этого боя похоже. Захсенберга сбили при возвращении, что как раз сходится с местом заявки черноморцев (Брэила). Ну и, конечно же, стоит заметить, что попросту нет более подходяших заявок. Заявки 17-й ВА оформлены над советской территорией, а 5-я ВА не заявляла истребители. Таким образом, мы можем считать, что Маслов Борис Васильевич и поставил точку в карьере аса.

Во всех трех случаях, когда аса сбивали, его подводила собственная невнимательность. Он пропускал атаки сзади, и, видимо, это было слабой стороной этого аса, который был охотник, не следивший за своим тылом. Ас пережил войну, но вскоре после неё умер от последствия ранения, которое получил в указанном бою.