Самый маленький рассказ о Яр-Сале

Елена Обухова
Рассказ

Село находится в тундре на Ямальском полуострове и до него очень трудно добраться. Только на вертолете или летом на теплоходе. Старые ненцы говорят: кто хоть раз здесь побывал, тот навсегда оставляет в тундре частичку своей души. Почему? Думаю, ее забирают древние боги, которые здесь властвуют. Они любят играть с человеческими душами. И, наверное, увлекаются. Человек возвращается на Большую Землю, а частичка души остается там. И всю оставшуюся жизнь он скучает по Яр-Сале. Когда я уезжала из села на Большую Землю и остановилась в гостинице «Обь» в Салехарде, то в гостиничном кафе, где я с удовольствием обедала, мне встретился молодой музыкант. Мы разговорились. Он мне рассказал свою историю. И она мне понравилась. Надеюсь, яр-салинцы не обидятся на меня, если я расскажу эту историю своим читателям.

… Он вошел в село с территории аэропорта, выгрузив из вертолета себя и свои две объемные сумки, в которых лежали самые необходимые для него вещи: ноутбук, планшет, наушники, еще там были кое-какие вещи, но там не было скрипки. Хотя он был скрипачом и без этого инструмента не мыслил своего существования. На чем же он будет играть? И ему тогда впервые пришла мысль, что вместо скрипки он вполне может использовать свою человеческую душу. А как, об этом мы узнаем позже.

Молодой человек взял такси и доехал до двухэтажного деревянного дома, где его ждала маленькая комната на втором этаже, в которую вела винтовая лестница в 24 ступеньки. Музыкант никогда раньше не был в этом селе, но накануне событий оно ему приснилось. Во сне он ясно увидел эту комнату и все село и кажущуюся бесконечной тундру и людей, которые были почему-то только тенями и скользили по улицам села. Молодой человек сон превратил в явь и приехал в Яр-Сале. Хотя это сделать было ему довольно трудно. Но, он добился, и вот уже ехал на такси в съемную комнату. Приехал, разобрал свои вещи. И пошел в село. Двух-трех этажные дома ярких цветов на ножках, параллельные четыре дороги, которые объединяли весь населенный пункт. Гостеприимные магазинчики. Все ему понравилось. Человек за несколько часов обошел все село. Потом долго стоял на берегу Оби, где мощная красавица река разлилась на водотоки: Малую и Большую Юмбу. Он стоял на берегу Малой Юмбы и смотрел на воду. За его спиной было село. Там жили люди, которые в его сне на улицах казались лишь тенями. Может быть, приходя домой, они становятся полноценными людьми. Возможно, человек приехал сюда с Большой Земли именно для того, чтобы своей музыкой их таковыми сделать и на улицах села. В этом его миссия? Но, тогда почему он не взял с собой свою скрипку. Ведь он скрипач и вся его сила именно в игре. Но, свой инструмент он как раз и не взял. Мысль, что вместо скрипки можно использовать свою творческую душу, окрепла.

В этом селе все было не так, как на Большой Земле. И человека ждали испытания на каждом шагу, его возможности и желания вдруг оказались такими далекими друг от друга, как два населенных пункта: Яр-Сале и Тамбей. Тундра сканировала природу человека и обозначала ему испытания. Молодому музыканту захотелось на берегу Оби сыграть музыку Шопена, но он не взял своего инструмента, потому начал чувствовать свою невостребованность и никчемность. Но, разве он для этого ехал на край земли, чтобы почувствовать себя несчастным? Музыкант вернулся в комнату с винтовой лестницей. Включил ноутбук, свои скрипичные концерты, и слушал в наушниках долго, пока не восстановил личное профессиональное уважение к себе.

Потом убрал ноутбук, вышел на улицу и пошел на берег, ему показалось, что он делал все правильно. На берегу, он встал у самой воды и стал исполнять свой любимый скрипичный концерт… но, без скрипки, используя вместо своего инструмента... душу. Она трепетала в его руках, была нежнее музыкального инструмента, и издавала волшебные звуки. Тундра, и жители села, и даже собаки, которых здесь было много и они умели улыбаться, заслушались такой необычной скрипичной музыкой. Самое интересное, что потом люди утверждали, что в руках у музыканта была скрипка. И такой проникновенной музыки они не слышали никогда в своей жизни. Молодой человек играл полтора часа подряд. Были сыграны лучшие музыкальные произведения Шопена, да, и Ноктюрн 20, и Ноктюрн №2 Ми-бемоль, конечно, обязательно. Звуки скрипки подхватил ветер и разнес по всей тундре полуострова. Музыку услышали ненцы в чумах и факториях, на воде рыбаки замирали в лодках, в дороге оленеводы. Тундра полтора часа слушала человека с Большой Земли, который специально приехал, чтобы сыграть свои любимые музыкальные произведения в Яр-Сале, причем вместо скрипки использовал свою душу. И он понял и уверился в этом, что в тундре человеческая душа настолько эластична, что вполне может заменить музыкальный инструмент.

Тундра наслаждалась звуками души-скрипки, которые разносил ветер. И молодой человек, стоявший на окраине села, на берегу ласковой летней Оби, и играл на скрипке, которая на самом деле была его душой, навечно останется в памяти жителей Яр-Сале. А когда он, обессилев, закончил игру, то не знал, что дальше делать со своей изможденной душой. И просто опустился на песок и сидел, смотря вдаль, где была только тундра, которая ему казалась бесконечной. И как ни странно, ему хватило нескольких минут, чтобы восстановить свою душу. Потом он понял, что тундра ему помогла во всем, и приехать сюда, и играть, и вернуть душевные силы. И здесь ему делать было больше нечего, он исполнил то, для чего сюда приехал.

Вернувшись в комнату с винтовой лестницей, музыкант весь вечер, ночь проспал сном младенца. А на следующее утро молодой человек собрал свои вещи в две объемные сумки и уехал, сначала на такси до аэропорта, потом сел в вертолет. И из окон - иллюминаторов увидел внизу Яр-Сале, село, которое ему дало возможность сыграть любимые музыкальные произведения, используя вместо скрипки свою душу. Он улетал с Ямальского полуострова, и по дороге ему слышался Ноктюрн №2 Ми-бемоль мажор Фредерика Шопена. Интуитивно он определил его музыкой тундры и музыкой села Яр-Сале.

Яр-Сале - Ярославль, 2015 г.