По щучьему веленью

Артем Малахов
_______________________________________________

- Коммерческое использование пьесы возможно только с письменного разрешения автора.
Адрес эл. почты: malahovart@inbox.ru

- О некоммерческом использовании материала (студенческие, детские, молодежные театры и пр.), просьба, сообщать автору по адресу: malahovart@inbox.ru
________________________________________________


Артем Малахов
malahovart@inbox.ru


ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ
(новогодняя сказка-комедия)


...Эй, народ! Кто гонять на печи по Руси?



Действующие лица:

ЕМЕЛЯ
ЦАРЬ
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА
ОФИЦЕР
ВЕЛЬМОЖА
ГЛАШАТАЙ
1я НЕВЕСТКА
2я НЕВЕСТКА
ЩУКА
ВЁДРА, ДРОВА
НАРОД, РЫБАКИ, ЦВЕТЫ, ПТИЦЫ


Сцена 1
(звучит колыбельная, падает снег, топчется на месте мёрзнущий народ, кутается. Позади печь, на печи, под одеялом, кто-то похрапывает)

1й МУЖИК. Бр-р-р, холодно!
2й МУЖИК. (соглашается) Холодно…
3й МУЖИК. (восхищается) Эх, холодно!
4й МУЖИК. Так зима, поэтому и холодно!
2й МУЖИК. (соглашается) Да, зима…
1й МУЖИК. Зима.
3й МУЖИК. (восхищается) Эх, зима-а-а!
4й МУЖИК. Новый год!
1й МУЖИК. А вот это хорошо!
3й МУЖИК. (восхищается) Ух, хорошо-о-о!
1й МУЖИК. Даже если холодно…
4й МУЖИК. Так может мы согреемся?

(перестают топтаться и дрожать)

3й МУЖИК. Ты что?
2й МУЖИК. Ты с ума сошел?
1й МУЖИК. Как?
4й МУЖИК. А сказку расскажем! Споём и спляшем, и покажем!
1й МУЖИК. Нет, не можем.

(продолжают мёрзнут)

4й МУЖИК. Почему не можем?
2й МУЖИК. Главный герой спит!
4й МУЖИК. Какой герой?
1й МУЖИК. Сказочный.
3й МУЖИК. Еме-е-ля…
4й МУЖИК. Так давай разбудим!
3й МУЖИК. Емелю?
4й МУЖИК. Емелю!
2й МУЖИК. Ты уверен?
4й МУЖИК. Уверен!
1й МУЖИК. Точно этого хочешь?
4й МУЖИК. Хочу!
1й МУЖИК. (в зал) А вы хотите?

(ответ зала)

1й МУЖИК. Ведь с этого всё и начнётся…
4й МУЖИК. Так вот пусть же и начнётся!

Песня про Емелю

В одной далёкой деревне чудесной,
А может в деревне полной чудес,
Жил-поживал старик безызвестный,
Жил-поживал, а потом взял исчез!

Но у папаши было три сына:
Двое – красавцы и ловкачи,
А третий – Емеля, ленивый детина,
Только и знал что лежал на печи.

У братьев удачных и жёны преславны,
Живут душа в душу без закавыч,
Ну, а Емеля, оболтус он явный,
Всё сам по себе он, один будто сыч.

Вставай, Емеля, просыпайся,
Просыпайся, просыпайся!
Сказка, сказка, сказка, сказка,
Начинайся, начинайся!
Ты, Емеля - просыпайся,
Сказка, чудо – начинайся!
Просыпайся, просыпайся!
Начинайся, начинайся!


Сцена 2
(появляются невестки)

1я НЕВЕСТКА. Спит?
2я НЕВЕСТКА. Спит.
1я НЕВЕСТКА. А братья на базар уехали?
2я НЕВЕСТКА. Уехали.
1я НЕВЕСТКА. И за водой сходить некому?
2я НЕВЕСТКА. Некому!
1я НЕВЕСТКА. Ну, тогда давай будить…
2я НЕВЕСТКА. Давай будить.
1я НЕВЕСТКА. (ласково) Емелюшка… Просыпайся…
ЕМЕЛЯ. (из-под одеяла) Неохота…
2я НЕВЕСТКА. (грубо) Емельян, вставай!
ЕМЕЛЯ. Отстаньте, говорю!

(перевернулся под одеялом и высунул ноги)

1я НЕВЕСТКА. Не получается…
2я НЕВЕСТКА. Не-а!
1я НЕВЕСТКА. Давай что ли тихонько как-то…
2я НЕВЕСТКА. Ну, давай тихонько.

(хватают Емелю с обеих сторон, трясут да кричат)
НЕВЕСТКИ ВМЕСТЕ. Про-сы-пай-ся Е-ме-льян!!!

(Емеля храпит)

1я НЕВЕСТКА. Нет, так дело не пойдёт.
2я НЕВЕСТКА. Так сказка не получится…
1я НЕВЕСТКА. А мы ребят попросим нам помочь Емелю разбудить! (в зал) Поможете нам?

(ответ зала)

1й НЕВЕСТКА. Тогда сделаем так: как махну я вам рукой, вы все дружно, тихонько да со всей силы, ка-а-к закричите «Просыпайся Емельян»! Договорились?

(ответ зала)

1я НЕВЕСТКА. Три-четыре! (даёт отмашку)

(ответ зала)

ЕМЕЛЯ. (выскочив из-под одеяла) А? Что? Где? Куда? Ну, что вы раскричались, поспать не даёте! Емеля, Емеля… Доброе утро! И до свидания…

(Емеля, прихватив с собой одеяло, залазит в печь, закрыв за собой заслонку)

1я НЕВЕСТКА. Ну и зря ты, Емеля, спать полез… (достаёт большой пряник, ест)
2я НЕВЕСТКА. Так всё и проспишь ты, Емеля! (достаёт леденец на палочке, ест)
1я НЕВЕСТКА. Сходил бы ты, Емеля, за водой, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут!
ЕМЕЛЯ. (высунувшись из печи) Гостинцев?
2я НЕВЕСТКА. Гостинцев!
ЕМЕЛЯ. (вылез из печи) Каких таких гостинцев?
1я НЕВЕСТКА. О, гляди-ка… На запах пришел! А вот таких гостинцев!
2я НЕВЕСТКА. Сладких!
1я НЕВЕСТКА. Медовых!
2я НЕВЕСТКА. Карамельных!
ЕМЕЛЯ. (глянув на одну, на другую) Ну, ладно, ваша взяла. Несите вёдра!

(Емеля одевается, невестки вручают ему вёдра, выпроваживают)


Сцена 3
(падает снег, вдалеке слышен лай собак, тащится Емеля с вёдрами… На льду, склонившись над лункой, сидят рыбаки)

ЕМЕЛЯ. (рыбакам) Клюёт?

(недовольные рыбаки отмахиваются от Емели, он пожимает плечами и набирает ведро воды в соседней лунке)

ЕМЕЛЯ. Гляди-ка… Ничего себе!

(Емеля достаёт из ведра огромного рака)

ЕМЕЛЯ. (рыбакам) Видали?

(рыбаки разом отворачиваются)

ЕМЕЛЯ. Рака поймал!..
1й РЫБАК. Рак не рыба!
2й РЫБАК. Что нам рак?..
3й РЫБАК. Рака поймает и дурак.
ЕМЕЛЯ. Ну и ладно… (отпускает рака, уходит)

(рыбаки шепчутся, толкаются, перебегают на лунку Емели)
(Емеля возвращается, глядит на рыбаков, они на него)

ЕМЕЛЯ. Второе ведро забыл набрать!

(рыбаки разом отворачиваются, Емеля пожимает плечами, идет на прежнюю лунку рыбаков, зачерпывает ведро воды)

ЕМЕЛЯ. Гляди-ка… И здесь клюёт!

(из ведра появляется щука)

ЩУКА. Емеля, опусти меня ты в воду, я тебе пригожусь.
ЕМЕЛЯ. На что же ты мне пригодишься-то?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Эх, уха будет сладка!
ЩУКА. Емеля, Емелюшка, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что пожелаешь!
ЕМЕЛЯ. А не обманешь?
ЩУКА. Не обману! Рыбье слово даю! Запомни, когда что тебе захочется – скажи только: «По щучьему веленью, по моему хотенью»… и будет тебе что пожелаешь.

(рыбаки глядят разинув рты да выронив из рук удочки)

ЕМЕЛЯ. Ну что же, значит так тому и быть! Бывай, рыба говорящая! (отпускает щуку, уходит)

(рыбаки подбегают к лунке Емели)

1й РЫБАК. Видали?! Видали?! Щуку какую поймал!.. (показывает) Вот такую щуку поймал… и выпустил!
2й РЫБАК. Судак! Судак то был! (показывает) Вот такой! Вот такого судака выпустил!
3й РЫБАК. Да нет, щука то была! (показывает очень длинными руками) Во-о-о-т такая щука была, я сам видел!
1й РЫБАК. Какая ?! Какая?!
3й РЫБАК. (показывает еще больше) Во-о-о-т такая!
1й РЫБАК. (рвёт на себе волосы) А-а-а!
2й РЫБАК. Ещё! Ещё покажи!
3й РЫБАК. (показывает совсем уж огромную) Во-о-о-т такая щука была!

(рыбаки, отчаявшись прыгают друг за другом в прорубь)

ЕМЕЛЯ. (смотрит на вёдра) Когда что тебе захочется, говоришь? Ну,  ладно... По щучьему веленью, по моему хотенью – ступайте, вёдра, сами домой!

(у вёдер появляются ноги и лица, они пританцовывая вышагивают, народ дивуется, а Емеля идёт позади да посмеивается… доходит до печи - залазит, укрывается, храпит)


Сцена 4
(появляются невестки)

1я НЕВЕСТКА. Опять спит?
2я НЕВЕСТКА. А то!
1я НЕВЕСТКА. А сказка ещё не закончилась?
2я НЕВЕСТКА. Только началась!
1я НЕВЕСТКА. И Новый год на носу?
2я НЕВЕСТКА. На носу!
1я НЕВЕСТКА. Ну, значит давай будить…
2я НЕВЕСТКА. Давай будить.
1я НЕВЕСТКА. Емеля, а Емеля? А что ты снова лежишь?
2я НЕВЕСТКА. Пошел бы дров нарубил…
ЕМЕЛЯ. Неохота.
1я НЕВЕСТКА. Дров-то у нас больше нет, Емеля!
2я НЕВЕСТКА. Съезди в лес, наруби!
ЕМЕЛЯ. А вы-то на что?
1я НЕВЕСТКА. Как на что?.. Разве наше дело дрова рубить?
2я НЕВЕСТКА. Наше дело – вдохновлять, Емелюшка!
1я НЕВЕСТКА. А не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
ЕМЕЛЯ. (высунувшись из-под одеяла) Опять вы за своё?!
2я НЕВЕСТКА. Сладких!
1я НЕВЕСТКА. Медовых!
1я НЕВЕСТКА. Карамельных!
ЕМЕЛЯ. Ладно, так и быть. Ваша взяла – тащите сани!

(невестки притягивают сани, Емеля одевается, хватает гармонь, садится в сани)

ЕМЕЛЯ. По щучьему веленью, по моему хотенью – ступайте сани, в лес сами!

(сани трогаются с места, невестки визжат, разбегаются)


Сцена 5
(Емеля мчит на санях, играет на гармони, поёт задорно, а народ кругом бежит в рапиде да в ужасе)

Песня Емели

С пелёнок самых всё никак я не пойму,
Что же от меня все хотят?
То по воду иди, то протопи избу
И постоянно мне все твердят…

Давай, Емеля, вставай!
На печи не зевай,
Эй, Емеля, давай!

А чего, куда, зачем, вставать, идти,
Если всё и так хорошо?
Если лучше печки места не найти
И вообще мой час не пришел!

Эй, Емеля, давай,
На печи отдыхай!
Эй, Емеля!
Эй, Емеля!
Эй, Емеля давай!

Да, да, да, на печи лежу
И никого я не сужу,
И если надо подвиг совершу,
А если нет – то я лежу!

(Емеля удаляется)


Сцена 6

1й МУЖИК. Это что такое было?!
2й МУЖИК. Это были сани, которые ехали сами!
3й МУЖИК. Получается - сани, что сами с усами?
4й МУЖИК. Какие Сани с усами?! Емеля то был, наш, местный, без усов!
3й МУЖИК. Точно - Емеля!
2й МУЖИК. Чуть не задавил!
1й МУЖИК. Чуть не переехал!
4й МУЖИК. Проучить его нужно.
3й МУЖИК. Дождаться…
2 МУЖИК. Изловить…
1й МУЖИК. И шею-то намылить!

(появляется Емеля на санях, с двумя вязанками дров)

2й МУЖИК. А вот и он!
3й МУЖИК. Держи его!
1й МУЖИК. Лови его!
4й МУЖИК. Хватай его!
ЕМЕЛЯ. По щучьему веленью, по моему хотенью – ну-ка дрова, обломайте им бока!

(у вязанок появляются руки, ноги, лица, они вскакивают с места, народ бросается прочь, Емеля играет на гармони да поёт)


Сцена 7
(появляется трубящий Глашатай, за ним Царь, затем Офицер с Вельможей волокущие трон)

ГЛАШАТАЙ. Вего еличество – царь!
ЦАРЬ. Что? Нет! Нет, не так! Е-го ве-ли-чес-тво! Его величество – царь! Понимаешь?
ГЛАШАТАЙ. Понимаю. Е-го ве-ли-чес-тво – царь! (трубит)
ЦАРЬ. Да не труби! Не труби! Ты не то трубишь совсем! Что это – трю-трю-трю? Нужно – тра-та-та-та та-та та-та! Дай покажу! (отбирает трубу, трубит) Понимаешь?
ГЛАШАТАЙ. Понимаю.
ЦАРЬ. А вы как трон поставили? Почему задом наперёд поставили? Вот придёт народ царя с Новым годом поздравлять, а я куда сижу? (усаживает на трон Вельможу) Садись. Вот ты – царь!
ВЕЛЬМОЖА. Нет, царь – ты, я – вельможа!
ЦАРЬ. Я знаю что царь я…
ГЛАШАТАЙ. (перебивает) Царь! (трубит)
ЦАРЬ. Да не нужно меня объявлять, замолчи! Да, ты вельможа, но сейчас представим что царь – ты, а я – народ.
ГЛАШАТАЙ. А я – шаглатай!
ЦАРЬ. А ты глашатай!
ОФИЦЕР. А я кто?!
ЦАРЬ. А ты кто?
ОФИЦЕР. Офицер!
ЦАРЬ. Молодец! Правильно! (награждает Офицера медалью)
ОФИЦЕР. Рад стараться, ваше благородие!
ЦАРЬ. Репетируем! Царь – сидит…
ВЕЛЬМОЖА. Сижу!
ЦАРЬ. Глашатай – молчит…
ГЛАШАТАЙ. Молчу!
ЦАРЬ. Офицер – молодец.
ОФИЦЕР. Рад стараться, ваше благородие!
ЦАРЬ. Пришел народ, кланяется! (бьёт поклон)

(Глашатай трубит, появляется народ)

ГЛАШАТАЙ. Его подданность – народ!

(народ кланяется рядом с Царём)

1й МУЖИК. Царь-батюшка!
2й МУЖИК. Помоги, царь-батюшка!
3й МУЖИК. Защити, царь-батюшка!
ЦАРЬ. Что? Нет! Нет, не так! Он не царь, царь – я!
4й МУЖИК. Замолчи самозванец! Что же мы, своего царя не знаем? Вот он наш царь родной!
ВЕЛЬМОЖА. Я вельможа…
ЦАРЬ. (Глашатаму) А ты чего молчишь?
ГЛАШАТАЙ. Ты же сам сказал что не нужно тебя объявлять!
ЦАРЬ. Что? Нет! Не это! Не так! Я сам! (отбирает трубу, трубит)
ГЛАШАТАЙ. Вего еличество – царь!
ВЕЛЬМОЖА. Я не царь, я – вельможа…
ОФИЦЕР. А я офицер!
ГЛАШАТАЙ. А я шаглатай!
ЦАРЬ. А царь – я! (садится на трон)
4й МУЖИК. Прости царь-батюшка, не признали…
1й МУЖИК. Это всё Емеля виноват! Санями попередавил он нас…
2й МУЖИК. Дровами бока пообломал он нам…
3й МУЖИК. Вот нам память и поотшибло!
ЦАРЬ. Емеля? Кто такой? Какими санями?
1й МУЖИК. Емеля – дурак наш... А сани ехали сами!
ЦАРЬ. Как ехали сами?
2й МУЖИК. Как сами с усами!
ЦАРЬ. С какими усами?! Так, всё! Опять всё не так! Опять ничего не понятно! Значит так, под моим личным контролем - Емелю отыскать и во дворец наглеца доставить!
ОФИЦЕР. Есть!

(Глашатай трубит, все расходятся)


Сцена 8
(звучит колыбельная, Емеля похрапывает на печи, укрывшись одеялом)
(появляется Офицер, позади него прикрываясь еловыми ветками, перебежками двигаются Царь, Глашатай и Вельможа с троном)

ОФИЦЕР. (марширует) Ать – два, ать-два, ать-два, раз! Ать-два, ать-два, ать-два, три! Нет.
ЦАРЬ. (шепотом) Два…
ОФИЦЕР. О! Точно – два! Спасибо, ваше благородие!
ЦАРЬ. (машет рукой) Ступай, ступай…
ОФИЦЕР. (марширует) Ать-два, ать-два, ать-два, два! Нет, вот теперь три. Хозяева!

(стучит кулаком по печи, Емеля шлёпается на пол)

ОФИЦЕР. О! Ты – дурак Емеля?
ЕМЕЛЯ. А ты кто такой?
ОФИЦЕР. Я офицер!
ЕМЕЛЯ. Тоже дурак?
ОФИЦЕР. Никак нет! Просто офицер. У меня и медаль есть, во!
ЕМЕЛЯ. Блестит.
ОФИЦЕР. Ага.
ЕМЕЛЯ. А я тебе на что?
ОФИЦЕР. Одевайся скорее, поведу тебя к царю.
ЕМЕЛЯ. Нет, не могу. Мне неохота. (лезет обратно напечь)
ОФИЦЕР. Да как ты смеешь? У меня приказ!

(Офицер бьёт кулаком по печи, Емеля снова падает)

ЕМЕЛЯ. (позёвывая) По щучьему веленью, по моему хотенью – ведро с дровами, растолкуйте офицеру что приказ у него, а не у меня.

(появляются ожившие ведро и вязанка)

ОФИЦЕР. Это что за чепуха? Свят, свят, свят… Чур меня, чур! Мама… Вы не имеете права!

(Офицер бежит через зрительный зал, ведро и вязанка за ним, догоняют Офицера на сцене)

ВЕДРО и ВЯЗАНКА. (взявши за ноги и руки, раскачивают Офицера) Раз… Два…
ОФИЦЕР. Три!

(ведро и вязанка отпускают Офицера и он благополучно катится кубарем прямо к Царю)

ЦАРЬ. Ну что?
ОФИЦЕР. Никак нет, ваше благородие.
ЦАРЬ. Тьху!
ОФИЦЕР. Рад стараться, ваше благородие!

(Царь снимает с Офицера медаль и вешает её Вельможе)

ЦАРЬ. Приведи ко мне дурака Емелю…
ВЕЛЬМОЖА. Я?..
ЦАРЬ. Ты!.. А то голову с плеч сниму.
ВЕЛЬМОЖА. Мне?..

(Офицер хохочет)

ЦАРЬ. Обоим.
ОФИЦЕР. (подталкивает Вельможу) Ступай, ступай!
ВЕЛЬМОЖА. Да почему я? Я вельможа!

(Офицер грозит кулаком)

ВЕЛЬМОЖА. (подойдя к печи, вздыхает) Ох…
ЕМЕЛЯ. (зевает) О-ох…
ВЕЛЬМОЖА. Баю-баюшки-баю,
Песню я тебе спою…

(Емеля перестаёт храпеть)

ЕМЕЛЯ. (из-под одеяла) Ну, чего замолчал-то? Пой…
ВЕЛЬМОЖА. За окном зима и вьюга,
А Емеля на печи!
Только печь ему подруга,
Братья – с мёдом калачи!
ЕМЕЛЕЯ. (высунувшись из-под одеяла) Слушай, а ты мне нравишься! Ты кто?
ВЕЛЬМОЖА. Я вельможа.
ЕМЕЛЯ. И чего тебе надо, вельможа?
ВЕЛЬМОЖА. Люли-люли-айлилю,
А поехали к царю?
ЕМЕЛЯ. Зачем? Мне и тут тепло…
ВЕЛЬМОЖА. Хочет царь поговорить,
Накормить и напоить!
И не нужно никому
Будет голову рубить…
ЕМЕЛЯ. Нет! Неохота.
ВЕЛЬМОЖА. А подарит царь кафтан!
Пояс, шапку, сапоги…
ЕМЕЛЯ. Как у тебя?
ВЕЛЬМОЖА. Как у меня.
ЕМЕЛЯ. А ещё что подарит?
ВЕЛЬМОЖА. Всяких лакомств заграничных,
Сдобных, сахарных, клубничных!
А сейчас тебе дружок –
Карамельный петушок…

(Вельможа протягивает Емеле маленький леденец на палочке)

ЕМЕЛЯ. Ого!..
ВЕЛЬМОЖА. Ну, что? Едешь?
ЕМЕЛЯ. Ещё бы! Куда ехать-то?
ВЕЛЬМОЖА. Ясное дело куда – к царю!
ЕМЕЛЯ. Так и быть! По щучьему веленью, по моему хотенью – ну-ка печь, поезжай к царю!

(печь дымит, гудит, светится изнутри)

ВЕЛЬМОЖА. Это что за чепуха? Свят, свят, свят… Чур меня! Чур! (убегает)
ЦАРЬ. (остановив пробегающего мимо Вельможу)  Постой! Погоди! Что случилось? Что гудит? Что за чудо?
ВЕЛЬМОЖА. А это Емеля на печи к тебе едет.
ЦАРЬ. Ко мне?
ВЕЛЬМОЖА. К тебе, царь-батюшка, к тебе.

(печь срывается с места, царь со свитой улепётывают от нее по кругу)


Сцена 9
(появляется Марья-царевна, Царь со свитой носится вокруг неё от печи, Марья-царевна топает ножкой – все замирают, Емеля падает с печи и замечает Марью-царевну)
(звучит музыка, Емеля подходит к Марье-царевне, они улыбаются друг другу, Емеля тянется к ней, она к нему и… бьёт Емелю книгой по лбу! Все оживают, Царь плюхается на трон, Марья-царевна вовсе не улыбается)

МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Обалдел совсем?!
ЦАРЬ. Спасибо, дочка… Чуть не задавил, окаянный…
ГЛАШАТАЙ. Его дурачество – Емеля! (трубит)
ЕМЕЛЯ. Я приехал, царь-батюшка!
ЦАРЬ. Я заметил… Что-то Емеля, на тебя много жалоб! Много народу ты подавил.
ЕМЕЛЯ. А зачем они сами под сани лезли? А теперь царь, давай – угощай меня!
ЦАРЬ. Чего? Это чем же?
ЕМЕЛЯ. Лакомствами заграничными! Сдобными, сахарными, клубничными. И подарки дари! Вельможа обещал, даже петушка на палочке мне дал, вот!
ЦАРЬ. Что?.. Так ты что… Нет, вы слыхали? Петушка! (смеётся) Он из-за конфеты сюда приехал!

(свита хохочет, Царь заливается)

ЦАРЬ. Ну и дурак же ты, Емеля… Так и быть - ступай домой пока цел. Дурака такого – прощаю!
ВЕЛЬМОЖА. А петушка – верни! (забирает леденец)

(Царь и свита хохочут)

ЕМЕЛЯ. Ах, вы так… За дурака меня держите. Ну, ладно… По щучьему веленью, по моему хотенью – пускай царская дочь меня полюбит… Счастливо оставаться, государство! Ну-ка печь, ступай домой!

(печь дымит, Емеля уезжает, все кашляют)

ЦАРЬ. Тьху, дурак, начадил…

(Марья-царевна тихонько плачет)

ЦАРЬ. А что… Что сыро так? Дочка, ты чего ревёшь?
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Я не реву.
ЦАРЬ. Она ревёт?
ОФИЦЕР. Так точно, ваше благородие – ревёт!
ЦАРЬ. Вот ты рёва-корёва… А почему? Ты расстроилась из-за этого оболтуса Емели? Ну, хочешь мы его вернём и посадим в темницу или…
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Зачем вы с ним так?
ЦАРЬ. Что? Не понимаю… Как?
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Жестоко.
ЦАРЬ. Как жестоко?.. Я же его отпустил! Разве это жестоко?
ВЕЛЬМОЖА. Никак нет, ваша милость, это великодушно!
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Да что ты их спрашиваешь?! Ты им что не скажи, они со всем согласны! А Емелю жалко мне, хороший он.
ЦАРЬ. Так таки хороший? Ещё скажи что он тебе понравился…
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. А может и понравился!
ЦАРЬ. Что? Нет, не может! Ты - моя дочь, Марья-царевна! И по моему веленью ты должна учить законоправленье, а не заглядываться на всяких там Емель!
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. А я не хочу учить законоправленье! Хочу заглядываться! И вообще, может я его полюбила!

(все у ужасе)

МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Может жить без него не могу и замуж за него пойду!
ЦАРЬ. Давай, иди… спать!
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Спокойной ночи!

(Марья-царевна уходит, швыряя из-за кулис книгу, Царь пригибается, книга сбивает Офицера, Вельможу и Глашатого)
(ночь, воет вьюга)

ЦАРЬ. Замуж… Нет, вы слыхали?
ОФИЦЕР. Слыхали, царь-батюшка.
ЦАРЬ. За кого? За Емелю!
ВЕЛЬМОЖА. За Емелю.
ГЛАШАТАЙ. За него, царь-батюшка.
ЦАРЬ Нет… Но ведь вздор!
ВЕЛЬМОЖА. Вздор.
ОФИЦЕР. Конечно вздор!
ЦАРЬ. Да хватит со мной соглашаться! Значит так, пока ночь, пока все спят – Марью-царевну и дурака Емелю взять, обоих в бочку посадить да засмолить. Я её проучу… Денёк-другой с Емелей в бочке посидит нос к носу – сразу передумает. Замуж… Хорошо изобрёл?
ВСЕ. Хорошо, царь-батюшка!
ЦАРЬ. Да что вы киваете постоянно? Выполнять!
ВСЕ. Есть, выполнять! (расходятся)


Сцена 10
(Глашатай выкатывает бочку, появляется Вельможа, он несёт кого-то в одеяле, укачивает)

ВЕЛЬМОЖА. Чь-чь-чь-чь… Чь-чь-чь-чь…

(появляется Офицер, он с трудом тащит кого-то в одеяле, пыхтит)

ОФИЦЕР. Ох… Эх… (встречается с Вельможей) Кто у тебя?
ВЕЛЬМОЖА. Емеля… А у тебя?
ОФИЦЕР. (заглянув в одеяло) Марья-царевна.
ВЕЛЬМОЖА. (с облегчением выдохнув) Пакуем.
ОФИЦЕР. Пакуем.

(кладут Емелю и Марью-царевну в бочку, Глашатай бросает сверху законоправленье, закрывают крышку, ставят царскую печать)

ГЛАШАТАЙ. Готово!
ВЕЛЬМОЖА. Поздравляю, наконец-то у нас всё вышло как надо. Доброй ночи. С наступающим!
ОФИЦЕР. Постой. Слышишь, вельможа, а ты не хочешь вернуть мне медаль?
ВЕЛЬМОЖА. С чего бы это? Нет, не хочу!
ОФИЦЕР. Медаль мою верни, говорю!
ВЕЛЬМОЖА. А чего это она твоя? Она на мне, а не на тебе, а значит…
ОФИЦЕР. (схватив Вельможу за грудки) Отдай медаль!
ВЕЛЬМОЖА. (схватив офицера за шиворот) Не отдам!
ГЛАШАТАЙ. (пытаясь разнять) Прекратите!
ОФИЦЕР. (пытаясь оттолкнуть Глашатого) А ты не лезь!
ВЕЛЬМОЖА. (держит Глашатого) А ты не толкай его!

(тягают друг друга за грудки, за шиворот, за рукава)

ОФИЦЕР. Отдай!
ВЕЛЬМОЖА. Не отдам!
ГЛАШАТАЙ. Перестань!
ОФИЦЕР. Не лезь!
ВЕЛЬМОЖА. Отпусти!
ОФИЦЕР. Не зли меня!

(задевают бочку и та падает в пропасть… раздаётся далёкий всплеск, пауза)
(Вельможа, Офицер и Глашатай приводят друг друга в порядок, поправляют друг на друге костюмы)

ВЕЛЬМОЖА. Какая сегодня прекрасная погода, не находите?
ОФИЦЕР. Возможно…
ГЛАШАТАЙ. Да, очень тихо.
ВЕЛЬМОЖА. Вот именно! Тихо и ничего не видно!
ГЛАШАТАЙ. Да, совсем ничего никому не видно. Я вот ничего не видел!
ВЕЛЬМОЖА. Я тоже.
ОФИЦЕР. Я вообще подслеповат на одно ухо.


Сцена 11
(внутри бочки - словно в каюте с иллюминатором, Марья-царевна пишет письмо, Емеля спит)

МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Пишу тебе царь-папенька, что у всё у нас с Емелюшкой хорошо, с тех пор как ты нас выгнал. А если быть точным - то в бочку посадил и с обрыва в море выкинул, по отечески. Дом у нас – хоромы! Хозяйство – павлины…
ЕМЕЛЯ. (сквозь сон) Верблюды…
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Верблюды… Живём во дворце на острове дивном, кругом птицы да цветы. Живём душа в душу! Твоя любимая… Нет. Твоя счастливая дочь, Марья-царевна.

(Марья-царевна открывает иллюминатор, отправляет письмо, захлопывает иллюминатор, Емеля просыпается)

ЕМЕЛЯ. А? Что? Где это я?
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. В бочке, Емелюшка… Царь-папенька в бочку нас засмолил, аки шпроты, да в море синее выбросил.
ЕМЕЛЯ. Вот те раз…
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Тут конечно скучно и тошно, но ничего, с милым рай и в шалаше, Емелюшка.
ЕМЕЛЯ. В шалаше - то в шалаше, но мы-то в бочке!
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Зато в нашей бочке. Как этот… Еврипид.
ЕМЕЛЯ. Диоген.
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Точно! Диоген.

(слышится далёкий звон курантов)

МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Слышишь? Куранты! С Новым годом, Емелюшка!
ЕМЕЛЯ. Как? Уже? Вот те два… С Новым годом… Так это что получается – Новый Год, а ты без подарка осталась?
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. От чего же? Ты мой подарок.
ЕМЕЛЯ. Я?..
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Ну, а кто же ещё? Ты.
ЕМЕЛЯ.  Да ну… Какой же я подарок?
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Самый лучший, Емелюшка…
ЕМЕЛЯ. Негодный я совсем подарок. Я вообще не подарок! Я лентяй! Оболтус! Дурак, в конце концов. А ты – Марья-царевна! Тебе полагается настоящий подарок, а не с дураком в бочке всю жизнь маяться! Не дело это! По щучьему веленью, по моему хотенью, ветры буйные выкатите бочку на берег сухой, на желтый песок да выстройся каменный дворец с золотой крышей!


Сцена 12
(появляется сад, огромные ожившие цветы да диковинные механические птицы, Емеля преображается в доброго молодца)

МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Спасибо, Емелюшка! Вот какой ты!
ЕМЕЛЯ. (разглядывая себя) Какой? Красивый?
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Хороший, Емелюшка!

(цветы и птицы ведут Емелю и Марью-царевну за стол, играют на лютнях и флейтах, танцуют диковинные танцы)
(появляется Глашатай, он пытается затрубить, но цветы угощают его яствами)

ГЛАШАТАЙ. М-м-м, вкусно!

(птицы играют на трубе Глашатого, танцуют)

ГЛАШАТАЙ. Весело!

(счастливый Глашатай танцует с цветами и птицами)
(появляется Царь, Марья-царевна прячется за Емелю)

ЦАРЬ. Стоп! Стоп! Нет! Не так! Опять всё не так! Что происходит? Чего ты пляшешь? Почему опять меня не объявляешь? Мы долго будем за кулисами ждать?! (уходит)
ГЛАШАТАЙ. (отобрав трубу) Виноват, ваше благородие! Вего еличество – Царь! (трубит)

(появляется Царь, Офицер и Вельможа)

ОФИЦЕР. Кто посмел?! Что за невежа, без царского дозволения, на его земле дворец поставил?! Кто такой?!
ЕМЕЛЯ. Ну, зачем же сразу гневаться? Просите царя ко мне гостем за стол, я сам ему скажу.
ОФИЦЕР. Ваше благородие…
ЦАРЬ.  Да слышу я… Приглашение принимаю!

(цветы и птицы проводят Царя за стол)

ЕМЕЛЯ. Чего ищите в наших краях, ваше благородие?
ЦАРЬ. Верно сказано – ищу. Не много, не мало - бочку одну ищу, а в ней дочку, да дурака там одного… Не видали?
ЕМЕЛЯ. Нет, не видали. А как же так вышло, что царь  и дочку-царевну в бочке потерял?
ЦАРЬ. Люблю я её очень! Всегда всё самое лучшее для неё… Вот и за жениха хотел выдать за самого лучшего, а она выбрала простачка-дурачка, не по моему хотенью. Вот и задумал я её проучить.
ЕМЕЛЯ. Ну и как? Проучил?
ЦАРЬ Проучил… Сам себя. А ты кто такой вообще, добрый молодец?
ЕМЕЛЯ. А я, царь-батюшка, тот самый простачок-дурачок Емеля, что приезжал к тебе на печи, а ты его со своей дочерью в бочку засмолил да в море синее бросил!

(появляется Марья-царевна)

ЦАРЬ. Дочка… (обнимает дочь) Прости меня, дочка…

(Офицер плачет, Вельможа его успокаивает)

ЦАРЬ. И ты прости меня, Емеля… Жесток я был с тобой. Думал, дурак ты, а оказалось что дурак не ты, а я. Хоть и царь, а дурак… Царь-дурак, вот те новый персонаж!
ОФИЦЕР. Дурак, ваше благородие…
ЦАРЬ. Цыц. А раз я царь плохой, а ты человек хороший – так и женись на моей дочери, Емелюшка, и царство моё забирай!
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Папа!.. (обнимает царя)

(все смотрят на Емелю)

ЕМЕЛЯ. А что вы на меня смотрите? Нет. Не могу. Я же нарочно Марью-царевну в себя влюбил, в отместку! Какой же я после этого хороший человек? Совсем я не герой… Не дело это! По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть Марья-царевна обратно меня разлюбит!

(звучит музыка, все замирают, появляются невестки и рыбаки, они почтительно несут ведро, в ведре – щука в кокошнике)

1я НЕВЕСТКА. Дурак ты, всё-таки Емелюшка!
2я НЕВЕСТКА. Кто же так сказку заканчивает?..
ЩУКА. Не могу я, Емеля, так сделать чтобы Марья-царевна тебя обратно разлюбила…
ЕМЕЛЯ. Как так не можешь? А как же рыбье слово?..
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Да потому что, Емелюшка, я тебя сама полюбила! Не по щучьему веленью, не по царскому хотенью, а сама - по-настоящему!
ЦАРЬ. А если что по-настоящему, то есть по любви, то всё получается как в сказке!

Финальная песня

1я НЕВЕСТКА. Как в сказке, всё будет как в сказке…
2я НЕВЕСТКА. Как в сказке получится сказка…
ЦАРЬ. Если ты сам, без подсказки,
Сможешь правильно поступить!
ЩУКА. Поступить по сердца веленью,
Полюбить за одно лишь мгновенье,
Полюбить просто так, без сомненья
И честно да сказочно жить!

ЦАРЬ. Жестоки не будьте – любите!
МАРЬЯ-ЦАРЕВНА. Выслушайте - поймите,
Простите и обнимите…
ВСЕ. Любите друг друга, любите!
ОФИЦЕР. Любите друг друга, любите!
ВЕЛЬМОЖА. Такими как есть вы примите...
ГЛАШАТАЙ. Удивитесь вы и удивите
ВСЕ. Как только начнёте любить!

(звучат трубы, все пляшут, Емеля играет на гармони, невестки исполняют партии бек-вокала)

Поймал удачу за хвост,
Простак, да вовсе не прост
И рыбу он отпустил…
А у Царя была дочка и её он любил!

Вот чудеса в решете,
Таких не встретишь нигде,
Сперва лежал на печи,
А потом… Ты не о том, не знаешь – молчи!

Делай как велит тебе сердце!
Слышишь как стучит твоё сердце?
Слушай, говорит тебе сердце:
ВСЕ. (замирают, слушают удары) . . . .

Делай как велит тебе сердце!
Слышишь как стучит твоё сердце?
Слушай, говорит тебе сердце:
ВСЕ. (замирают, слушают удары) . . . .




2023г.

© А.Малахов
malahovart@inbox.ru


_________________________________________________

Теги: пьесы для театра кукол, пьесы для ТЮЗа, необычные пьесы, пьесы для детского театра, пьесы-сказки, пьесы сказки для театров, пьесы для детей, современные пьесы, современные сказки, сказка для театра кукол, сказка для кукольного театра, сказка для театра, сказка для ТЮЗа, театр кукол, кукольный театр, школьный театр, современный детский театр, пьеса для кукольного театра, современная пьеса для театра кукол, необычная пьеса для театра кукол, спектакль для семейного просмотра, режиссер Артем Малахов, пьеса Артема Малахова, сказка Артема Малахова.