И заповедник, и Северный полюс!

Влад Лесной
Друзья!

Сначала-новости.
Русское географическое общество объявляет дополнительный набор участников в проект "Заповедное дело РГО". Добровольцы с 28 августа по 8 сентября отправятся в Большехехцирский заповедник в Хабаровском крае. Они помогут сотрудникам особо охраняемой территории наблюдать за редкими животными, изучать состояние флоры и фауны, проводить фотографирование и видеосъёмку, а также заниматься популяризацией бережного отношения к природе.
В рамках программы в Большехехцирском заповеднике (филиале ФГБУ "Заповедное Приамурье") необходимо разработать проект прокладки и оборудования экологических троп "Родник Дерсу" и "Заповедный Хехцир", подготовить и установить круглосуточные подкормочные площадки для бабочек (с возможностью наблюдения), выполнить описание маршрутов с указанием краснокнижных растений. Для проведения работ нужны архитекторы, строители, инженеры-проектировщики, специалисты по созданию экологических троп.
Условия проживания и питания - полевые, возможно, в летнем доме. Уровень сложности: средний. Для участников проекта "Заповедное дело РГО" будет организован трансфер от точки сбора до места работ, а также экскурсионная и образовательная программа.
"Заповедное дело РГО" — серия научных, экологических и просветительских проектов для молодёжи на особо охраняемых природных территориях России. Их цель — проведение научных исследований и освещение деятельности заповедников и национальных парков страны. Проект реализуется при грантовой поддержке Русского географического общества.
Новый формат путешествий от Русского географического общества задаёт тон научнопопулярному туризму. Теперь можно не просто отправиться в увлекательную поездку на долгие выходные или полноценный отпуск, но и ощутить себя участником экспедиций РГО и прикоснуться к большой науке. Русское географическое общество запускает линейку собственных туров, в этом году доступны четыре экспедиционных приключения.
1.Путешествие-открытие "Калининград. Полное погружение"
Турне по Калининградской области с РГО для тех, кого влечёт романтика Мирового океана, живая история и нескучная наука. Можно поужинать на борту легендарного исследовательского корабля, с борта которого измеряли глубину Марианской впадины, провести ночь в музее, посетить закрытые от большинства туристов музейные залы и даже на короткое время присоединиться к экспедиции РГО в Балтийской крепости. Для бронирования доступны два варианта путешествия — полноценный тур с проживанием или отдельно экскурсионная часть).
2.Первое арктическое семейное приключение "Кладоискатели: водовороты и самоцветы Анабара"
Экспедиционное путешествие с РГО вдоль реки Котуй по Таймырскому полуострову. Северо-восточнее плато Путорана есть не менее живописное и почти неизведанное Анабарское плато — одно из последних белых пятен планеты. Здесь рождаются горные реки, которые бегут по каньонам вдоль тысяч каменных останцов — застывших персонажей сказок про великанов.
Повторить часть маршрута первопроходцев Крайнего Севера, провести свой первый арктический сплав, получить незабываемый урок ответственной геологии — подробности в программе тура
3.Большое летнее фотосафари "Затерянный мир Анабара: от оленя до тайменя" Экспедиционное путешествие с РГО вокруг Хатанги — села в Красноярском крае, откуда стартуют экспедиции на Северный полюс.
Своими глазами увидеть эпический размах сезонной миграции оленей (раз в году!), сделать лучший кадр на фотоохотничьей засидке, совершить самый живописный и суровый трекинг — подробности в программе тура .
4."По следам первооткрывателей с РГО". Экспедиция на Землю Франца-Иосифа. Земля Франца-Иосифа — удалённый архипелаг в Северном Ледовитом океане, на островах которого расположен северный кластер национального парка "Русская Арктика". Здесь нет постоянного населения, а большая часть территории покрыта ледниками. Вместе с РГО участникам тура предоставляется возможность отметить 150-летие открытия архипелага на острове Земля Александры.
Присоединиться к сбору научных данных о возможных землетрясениях в Арктике, внести свой вклад в биомониторинг видов — индикаторов арктических экосистем (моржей, белых медведей, а если повезёт — нарвалов и белух), посетить возрождённую научную станцию "Омега" — подробности в программе тура. https ://www.rgo.ru/ru ...Други!
Отлично! Рад за тех,кому выпадет счастье участвовать в фотосафари и других путешествиях по России!
Вл.Назаров
**************
1. КАК ПОЯВИЛИСЬ МЫС ДЕЖНЁВА И РЕКА ФЕДОТОВА
О том, что возможность пройти по морю между Евразией и Северной Америкой открыли ещё в XVII веке, просвещённая общественность узнала почти век спустя. Не ради славы пустились Семён Дежнёв и Федот Попов в опасный поход по арктическим морям. Их интересовали в первую очередь торговые перспективы. Да и сложности, которые приходилось преодолевать ради выживания, были связаны не только с суровостью местного климата.
В 1736 году член Российской академии наук Герхард Миллер в ходе второй Камчатской экспедиции изучал документы архива Якутской приказной избы. Там он и наткнулся на "отписки" казака Семёна Дежнёва. Так выяснилось, что морской путь с Колымы к Анадырю был проложен давным-давно, а первопроходцами оказались якутский казак и холмогорский торговый человек.
Лиха беда начало
Началось всё с того, что преуспевающий купец Василий Усов решил отправить своего приказчика торговать в Сибирь, поручив ему много "всякого товара" и выделив на экспедицию 3500 руб. — весьма немалые деньги по тем временам, когда лошадь на Руси стоила всего пару-тройку рублей. В Сибири она бы, конечно, обошлась в десять раз дороже, но и при таких ценах сумма была изрядной.
Четыре года ушло у Попова, чтобы добраться до Якутска. Оттуда двинулся дальше, ища подходящие рынки сбыта. Увы, на Оленёке дело не пошло, а на Яне, Индигирке и Алазее все торговые ниши давно были заняты другими купцами. Так к 1647 году Федот по прозвищу Холмогорец дошёл до Нижнеколымского зимовья, к востоку от которого пролегали неосвоенные земли.
Среди местных жителей ходили слухи, что дальше где-то там течёт удивительная река,
не то Погыча, не то Анадырь, по берегам которой водится видимо-невидимо непуганых соболей. Пушнина была достаточно веским аргументом, чтобы задуматься об исследовательской экспедиции, и Попов решил попытать счастья и отправиться "встречь солнцу".
Чтобы предприятие оставалось в рамках закона, было необходимо сопровождение казака "для государева ясачного сбора", которому полагалось взимать ясак (дань) с местных народов, а заодно следить, чтобы купцы честно платили в казну пошлину с каждой сделки и не баловались продажей запрещённых товаров. Так к походу присоединился Семён Дежнёв.
"Федотко Алексиев с товарищи... словесно прошали с собою служивого человека. И бил челом государю... служилый человек Семейка Дежнёв... а в челобитной явил государю прибыли на новой реке на Анандыре сорок семь соболей. И мы его, Семейку Дежнёва, отпустили... с торговым человеком с Федотом Алексиевым".
Приказчик Нижнеколымского острожка Гаврилов
Сам Дежнёв тоже с большим интересом относился к перспективе добраться до новых земель, тем более что опыт в их освоении у него уже был немалый. Как-то даже пришлось отбивать штурм Нижнеколымского острожка: ясачники взбунтовались. Казакам повезло выстоять гарнизоном в 13 человек против полутысячного войска. Первая попытка экспедиции, предпринятая в 1647 году, обернулась неудачей — пробиться в море сквозь ледовый заслон не удалось. Попытались дотащить волоком до открытой воды кочи (поморские суда, специально созданные для хождения во льдах), но безуспешно. П8ишлось вернуться в Нижнеколымск, а там вновь набирать ватагу — многие из тех, кто изначально решил примкнуть к Попову, идти с ним на второй год не захотели.
Сложности конкуренции
Семён Дежнёв, в отличие от многих, от экспедиции отказываться не думал. Мало того, ему пришлось приложить некоторые усилия, чтобы сохранить место за собой. О путешествии прослышал якутский казак Герасим Анкудинов и попытался подсидеть Дежнёва.
Личность эта была на Колыме печально известная — некогда он оставил дальнее зимовье без команды своего воеводы, после чего собрал вокруг себя лихой отряд "гулящих людей". Местное начальство было не слишком довольно таким беспокойным соседством — на шайку Анкудинова то и дело поступали жалобы, — но сделать ничего не могло. Загоревшись идеей обогатиться на чудной неведомой реке, главарь пустился во все тяжкие, чтобы убедить отправить на сбор ясака именно его. Он пообещал сдать в казну 280 соболей, а кроме того, отправиться в путь "своим животом (на собственные средства. — Прим. ред.), судном и оружием, порохом и всякими заводы".
Дежнёв уступать не собирался, "поднял ставки", обязавшись "явить государю прибыль в семь сороков и пять соболей", а кроме того, предупредил, что Анкудинов "прибрал к себе воровских людей человек с тридцать, и хотят они торговых и промышленных людей побивати, которые со мною идут на ту новую реку, и животы их грабить..." Ситуация осложнилась тем, что главарь лихих людей был должен Дежнёву 12 руб. и 10 алтынов с полуполтиною — это притом, что годовое жалование служилого человека
составляло всего 5 руб.
Анкудинов возвращать деньги не желал и решил "утопить" конкурента самым банальным образом — написав на него донос. По его челобитной выходило, что якобы Дежнёв прилюдно страшно ругал приказчика Гаврилова, который был его непосредственным начальником, а посему над ним следовало устроить "царский суд". К счастью, Гаврилов достаточно хорошо знал казака и в "ябеду" не поверил, положив оставить Дежнёва в спутниках Федота Попова.
Но и Анкудинов сдаваться не думал — он самовольно снарядил коч и присоединился к отряду со своими 30 людьми. Попов, видимо, рассудил, что чем больше умелых вояк оправятся с ним в неведомые края, тем лучше, потому такому самоуправству не препятствовал. 20 июня 1648 года плавание началось: семь кочей вышли в море. Конфликт интересов
Путь дался первопроходцам нелегко. За два с половиной месяца, что они пробивались к Большому Каменному Носу, впоследствии ставшему мысом Дежнёва, мореходы потеряли четыре коча. Пройдя мыс, который 250 лет спустя по инициативе Географического общества получит имя первопроходца, моряки вошли в пролив, почти через 100 лет названный Беринговым. Им было не до осознания своего географического открытия: бурные волны разметали кочи в разные стороны, при этом судно Анкудинова потерпело крушение.
"А с Колымы реки идти морем на Анандырскую реку есть Большой нос, вышел в море далеко... А тот Большой Нос мы, Семейка с товарищи, знаем, потому что розбило у того носу судно служилого человека Ерасима Онкудинова с товарищи. А от того носу Анандыр река и та корга далеко — доброго побегу трои сутки".
Из отписки Семёна Дежнёва
Старания были не зря, даже несмотря на чудовищные потери: казак сетовал, что "на ту на Анандыр реку доволокся я всего двенатцатью человеки", изначально же с ним в поход отправились 90. Но ему удалось наткнуться на "коргу" — так Дежнёв называл отмель, где обнаружил масштабное лежбище моржей: "Той реке Анандыре сделан чертёж от верха и до моря, и до той корги, где вылягает морской зверь". Моржовый клык, который тогда называли рыбьим зубом, ценили куда дороже соболей, поэтому экономическая задача экспедиции была выполнена.
Коч Дежнёва пристал к побережью Олюторского залива, потом первопроходцы добрались до Анадыря, где основали зимовье. Казак завязал отношения с анаулами и начал собирать с них ясак — порой местные жители пытались взбунтоваться, но в целом со своей задачей Дежнёв вполне справлялся. П8облемы начались, когда в 1652 году до поселения доб8ался Михаил Стадухин, решивший собрать дань по второму кругу и попытавшийся выжить Дежнёва с Анадыря, что ему, впрочем, не удалось. В 1654 году ситуация повторилась: из Якутска пришёл Юрий Селиверстов, который тоже хотел собрать ясак, чего Дежнёв ему не позволил. В ответ на это Селиверстов написал кляузу, жалуясь, что на него нападали, один из сподвижников казака "дулом пищальным примахивал", а соболей они собирают не для госуда8я, а "для своих бездельных нажитков", то есть повинны в злоупотреблениях.
Впрочем, в конце концов Селиверстов с Дежнёвым сумели поладить и уже вместе
отбивались от коряков и добывали рыбий зуб. Лишь в 1659 году Семён Дежнёв отправился в обратный путь, а из Якутска повёз в Москву богатую добычу — клык моржа общей стоимостью более 17 тыс. руб. и пушнину.
Что же касается Федота Попова, его судьба оказалась более жестокой. После того как шторм разлучил его с Семёном Дежнёвым, приказчик вместе с уцелевшими людьми Анкудинова, перебравшимися на его судно, пристал к берегу неподалёку от Большого Каменного Носа. Здесь он был ранен в стычке с чукчами. Однако прохлаждаться времени не было — путники направились к Анадырю, куда шли десять недель. Добравшись же до реки, обнаружили, что ни леса, ни дичи там нет. Впереди ждала тяжёлая и голодная зимовка и снова трудный путь.
Семён Дежнёв не прекращал искать своего соратника и в 1654 году на берегу Берингова моря "отгромил" у местных жителей "якутскую бабу" — это была жена Попова. По её словам, тот дошёл до реки Камчатки, поднялся по ней вверх и встал на зимовку на речке, которую назвали его именем. А летом 1649 года прошёл по морю к западному берегу Камчатки до реки Тигиль, где умер от цинги, как и Анкудинов. Их товарищам тоже не посчастливилось — тех перебили коряки. Однако память о том, что сделал Федот Попов, дошла до наших дней, как и о Семёне Дежнёве. И возможно, это дороже прибыли, которую приказчик так и не увидел.
https ://www.rgo.ru/ru
*******************
2.ОСТРОВА ЗОВУТ: ЧТО ПЛАНИРУЮТ ИССЛЕДОВАТЬ УЧЁНЫЕ НА КУРИЛАХ Начался первый этап четвёртого сезона совместной долгосрочной комплексной экспедиции РГО и Экспедиционного центра Минобороны РФ на острова Большой Курильской гряды "Восточный бастион — Курильская гряда".
— В этом сезоне исследовательские и поисковые работы будут проходить в два этапа. Учёные будут исследовать острова Кунашир, Симушир, Уруп, Чирпой, Итуруп и Броутона, — делится руководитель экспедиции "Восточный бастион — Курильская гряда", специалист Экспедиционного центра Минобороны РФ Анатолий Калемберг. — Для меня как руководителя самое сложное — обеспечить условия для проведения плановых работ учёных и поисковиков в условиях погодных и иных курильских форс-мажоров. Природа здесь часто преподносит сюрпризы, а ведь у каждого научного сотрудника — прописанная буквально по дням, очень плотная программа полевых исследований. Планируем передвигаться на большом десантном корабле, работаем несколькими автономными группами.
На первом этапе экспедиции специалисты — 40 учёных и добровольцев — будут исследовать острова Итуруп, Уруп, Симушир, Броутона и Чирпой. Археологи проведут раскопки на севере Итурупа в поисках следов айнских, японских и русских поселений. Часть специалистов сконцентрируется на изучении севера Симушира. Другие группы будут перемещаться, исследуя районы Урупа, Чирпоя, Броутона и южного Симушира — предполагается, что каждая проработает на одном месте не менее двух недель. Орнитологи планируют начать наблюдения за морскими птицами ещё на пути к Курилам — с палубы корабля.
— Мы планируем выявить видовой состав гнездящихся на Симушире птиц — по срокам
успеваем застать сезон размножения, — рассказывает старший научный сотрудник сектора орнитологии Зоологического музея МГУ Ярослав Редькин. — В публикациях встречается упоминание об отдельных видах, но общего списка гнездящихся на Симушире птиц до сих пор нет. Проведём фаунистическое обследование, а также маршрутные учёты — при проходе по определённому маршруту посчитаем всех птиц, которых увидим и услышим.
Симушир расположен в центральной части Большой Курильской гряды и значительно удалён как от соседнего острова Уруп с юга, так и от следующих крупных островов на севере. Поэтому исследования этого острова будут важны, например, для понимания его зоогеографических связей.
Орнитологи установят на Симушире "паутинные сети" — один из популярных способов отлова птиц. Между двумя вертикальными палками натянута очень тоненькая сеточка, обычно чёрного цвета, размером 2 м в высоту и 7 м в длину. Она сшита так, что образуются небольшие карманчики. Птицы, не видя, с лёту ударяются об неё и падают в карманы. Пытаясь выбраться, накручивают на себя всё больше сетей и повисают, опутанные ими. Попавшихся пернатых, конечно, отпустят на свободу, проведя ряд измерений и описаний. Без внимания учёных не останутся лисы, полёвки и другие млекопитающие. Специалисты зафиксируют залёжки тюленей и соберут энтомологические коллекции. В зоогеографическом плане Симушир практически не изучен: например, по фауне насекомых неясно, к чему она ближе — к фауне Камчатки или Японии и более южных островов Курильской гряды. Это в числе других задач предстоит выяснить учёным.
— Тема моих научных интересов — географическая изменчивость, в том числе специфика эндемичных подвидов птиц на островах, добавляет Ярослав Редькин. — У меня есть гипотеза, и для её проверки и отправляюсь в экспедицию. Предполагаю, что по подвидовому составу наземных (не связанных с морем) птиц Симушир окажется схож по фауне с более южными островами Итуруп и Уруп. Гипотеза выдвинута исходя из общего ландшафтного облика острова и его растительности, а также на основании просмотра немногочисленных фотографий птиц Симушира. Но этого недостаточно, необходимо изучить всё на месте.
Учёные соберут ихтиологический и биологический материал, дадут характеристику водных объектов острова Симушир с точки зрения рыбного хозяйства, в том числе разработают обоснование создания рыбохозяйственного комплекса в бухте Броутона. Сделают качественную оценку зоопланктона, видового разнообразия рыб, их размера, веса и возраста. Проведут тектонофизические исследования и измерения эманации радона для создания карты поля неотектонических напряжений, изучат ценные природные территории и экосистемные компоненты. Соберут данные о флоре и растительности островов Южных Курил, гербарий и живую коллекцию для ботанических садов. Опишут почвенный покров и фауну островов до подвидового уровня. Оценят перспективы освоения и дадут рекомендации по развитию Южной группы Курильских островов.
— В этом году мы завершаем изучение Южной группы и подводим итог трём предыдущим сезонам, — отмечает научный руководитель экспедиции, биогеограф
Антон Юрманов. — Планируем закончить сбор материалов для проведения комплексных исследований, связанных с обоснованием создания и расширения инфраструктуры, предложений по природоохранным и прочим мероприятиям. Второй этап экспедиции начнётся в середине августа и пройдёт на острове Кунашир. Долгосрочная комплексная экспедиция РГО и Экспедиционного центра Минобороны РФ на острова Курильской гряды "Восточный бастион — Курильская гряда" стартовала в 2019 году. За три полевых сезона специалисты РГО, учёные и военнослужащие исследовали острова Кунашир, Итуруп, Уруп, Броутона и группу островов Чирпой. В 2022 году в экспедиции приняли участие 75 человек, прошедших конкурсный отбор РГО, в том числе добровольцы с ограниченными возможностями.
https ://www.rgo.ru/ru
****************
3.С МОРЯ — В НЕБО: ЭКСПЕДИЦИЯ РГО ИЩЕТ МЕСТА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГИДРОАЭРОДРОМОВ
Важность гидроаэродромов трудно переоценить — и не только для развития морской авиации. Путь в небо будущего конструктора ракетно-космических систем Сергея Королёва начался с гидроаэродрома. Не потеряли они своей значимости и в наши дни. Русское географическое общество, Государственный океанографический институт имени Н. Н. Зубова (ФГБУ "ГОИН") совместно с Гидрографической службой Тихоокеанского флота при активном содействии ГЛАВКОМА ВМФ России адмирала Николая Евменова в 2022 году организовали экспедицию по поиску мест для размещения гидроаэродромов.
Учёные провели океанографические исследования бухты Иванцова острова Русский и бухты Завойко в Авачинской губе с прилегающими к ним акваториями для оценки возможности их использования в качестве гидроаэродромов. Обработав полученные материалы, учёные сообщили о результатах своих работ. Безопасность превыше всего Гидроаэродром — это участок моря, реки или озера, предназначенный для взлёта и посадки гидросамолётов (самолётов, которые взлетают и приземляются на воду), и прилегающая прибрежная территория, включающая жилые и технические сооружения, необходимые для обеспечения ремонта и эксплуатации техники.
В 20-е годы ХХ века в Одессе появился отряд гидросамолётов Гидро-3 Главного управления Военно-воздушного флота. Гидроаэродром располагался в Хлебной гавани. Сергей Королёв, конструктор космических кораблей, а тогда ещё подросток, познакомившись с механиком гидроотряда, всё своё свободное время проводил на гидроаэродроме. Изучив двигатель, помогал готовить гидросамолёты к полётам. Впервые в воздух Сергей Павлович поднялся на гидросамолёте.
Для организации морского гидроаэродрома и акватория, и прилегающая прибрежная территория должны соответствовать определённым параметрам. Обычно выбирают участки, защищённые от ветровых волн и зыби, с береговой полосой, не подверженной затоплению при приливах и размыву, где нет препятствий для взлёта и посадки. Вблизи гидроаэродрома не должно быть: птичьих базаров и прочих мест постоянного гнездовья водоплавающих птиц; деревьев и пней; тростника, камышей и другой
жёсткой растительности у берегов; интенсивного движения судов; камней, рифов и отмелей с пляжами.
Прежде чем построить в том или ином месте гидроаэродром, также изучают гидрологический режим акватории, климатические условия и метеорологические характеристики, в том числе и опасные гидрометеорологические процессы и явления, изменения гидрологических и климатических условий под влиянием техногенных факторов. Важно знать максимальную высоту волны, частоту и интенсивность штормов, направления и скорости течений и ветров, как обитают птицы и животные на изучаемой территории и будут ли препятствовать работе гидроаэродрома и безопасности полётов, в частности во время весенней и осенней миграции. Конечно, необходимо определить, как распределяются глубины в бухте, и многие другие параметры.
Летающие лодки "Воеводы"
На первом этапе экспедиции, состоявшемся в апреле прошлого года, специалисты изучали природные условия бухты Иванцова острова Русский и прилегающей к ней акватории. Остров Русский (площадь примерно 97,6 км2) находится в заливе Петра Великого, примерно в 2 км от Владивостока и соединён с ним вантовым мостом. Рельеф острова гористый, самая высокая вершина — Главная — имеет высоту 279,8 м. По статистике, землетрясения силой 7 баллов и выше происходят на Русском в среднем раз в 13 лет.
По словам историка Олега Стратиевского, в советское время на острове Русский функционировали несколько гидроаэродромов. В частности, на полуострове Бабкина находился аэродром "Русский остров" для базирования гидросамолётов, или "летающих лодок". В бухте Круглой на западном побережье острова располагался гидроаэродром "Воевода", являвшийся местом базирования 7-го отдельного корректировочного авиаотряда Тихоокеанского флота. В 1938 году авиаотряд был развёрнут до 57-й отдельной разведывательной эскадрильи ВВС Тихоокеанского флота, на вооружении которой находились самолёты МБР-2, созданные Георгием Бериевым.
Тогда же при штабе Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота появилась голубятня. Почтовых голубей привозили со всех концов Советского Союза. Птиц собирались использовать при разведке гидросамолётами. Предполагалось, что голубь долетит до берега быстрее, чем приземлится гидросамолёт, но, когда лётчик выпускал птицу, из-за порыва ветра у неё ломались крылья. После нескольких попыток от этой идеи отказались.
Сейчас гидроаэродромы "Воевода" и "Русский остров" уже закрыты, о былом предназначении этих мест напоминают лишь остатки ангаров и других технических сооружений.
Бухты на Русском, а их 32, обычно назывались в честь военных кораблей, их экипажей или офицеров, участвовавших в гидрографических работах (во второй половине XIX века было снаряжено несколько военных экспедиций для изучения дальневосточного побережья). Например, бухту Бабкина, где в советское время работал гидроаэродром, назвали в 1862 году в честь Василия Бабкина, руководителя одной из экспедиций. Имя участника другой экспедиции, работавшей у берегов острова с 1881 по 1884 год,
Николая Иванцова носит одноимённая бухта — одно из красивейших мест острова. О Николае Александровиче известно немного. Родился в 1857 году, проводил геодезические работы и топографическую съёмку на побережье Амурского залива, архипелага Императрицы Евгении, островов Римского-Корсакова.
— Раньше в бухте Иванцова стояла военная часть, от неё осталась старая пристань, к ней мы и пришвартовались на катере, — вспоминает заместитель директора ФГБУ "ГОИН", ведущий научный сотрудник отдела специальных прикладных экологических исследований ФГБУ "ГОИН" Сергей Проценко. — Я знаю, что часть, где служил мой дед во время русско-японской войны, располагалась на острове Русском. Возможно, что это и есть та самая заброшенная часть в бухте Иванцова.
Специалисты сразу отметили, что от причала вглубь бухты проложена дорога, покрытая уплотнённым гравием, а в прибрежной зоне есть возможность построить помещения для хранения и ремонта техники. Они определили: для устройства взлётнопосадочных полос классов А и Б в бухте Иванцова придётся задействовать соседние территории (ВВП в зависимости от длины подразделяются на классы от А до Н, где А — 3,2 км, самая длинная, и Н — 500 м, самая короткая).
Учёные выполнили промеры глубин прилегающей акватории во время отлива и определили изобату 3-3,5 м, соответствующую минимальным требованиям по глубине для гидроаэродромов класса А, и изобату 2,6 м для гидроаэродромов класса Б. Определили степень загрязнённости водоёма, сделали описание типов берегов, изучили состав наземной и водной растительности, дали оценку открытости акватории бухты Иванцова по отношению к направлению подходов зыби, изучили сезонное распределение параметров ветрового волнения и ветровую нагрузку залива с учётом розы ветров.
Исследования показали, что бухта Иванцова свободна ото льда девять месяцев в году, замерзает несколько позднее и очищается ото льда раньше, чем соседние бухты. Волны высотой более 1,2 м в основном бывают осенью и весной, так что летом для взлёта и посадки самолётов-амфибий Бе-200 волнение не будет существенной помехой, к тому же бухта защищена дамбами и островами.
По статистике, ветры сильнее 13 м/с дуют примерно восемь дней за летний сезон. Тайфуны чаще всего бывают в августе-сентябре, в один год порой происходит пять тропических циклонов, а в другой — ни одного. Совсем мощные тайфуны с силой ветра более 40 м/с накрывают Владивосток два-три раза в 100 лет.
Для заключения о возможности использования бухты Иванцова в качестве гидроаэродрома надо знать, как менялись погодные условия в течение длительного периода времени в прошлом. Эти данные учёные получили на гидрометеорологической станции во Владивостоке, расположенной в бухте Золотой Рог. Метеорологические, морские и радиационные наблюдения ведутся на ней с 1905 года.
Проанализировав полученную информацию, специалисты пришли к выводу, что ветровые, волновые и ледовые условия позволяют самолётам-амфибиям Бе-200 взлетать и приводняться от примерно 210 до 240 дней в году (эти данные приведены
без учёта туманов). То есть бухта Иванцова острова Русский с учётом прилегающих акваторий пригодна для размещения гидроаэродромов. Учёные также дали рекомендации, как лучше расположить взлётно-посадочные полосы в зависимости от времени года.
Имени первого губернатора Камчатки
В ходе второго этапа совместной экспедиции РГО ФГБУ "ГОИН" и Гидрографической службы Тихоокеанского флота, состоявшегося в сентябре, учёные исследовали возможность размещения гидроаэродрома в бухте Завойко и прилегающей акватории Авачинской губы.
Авачинская губа — транспортные ворота Камчатского края и вторая по величине морская гавань в мире — расположена в центральной части Авачинского залива. Узким проливом она соединяется с Тихим океаном, имеет округлую форму площадью около 215 км2 с многочисленными внутренними мысами и глубиной в основном 15-25 м. Сформировалась за счёт опускания суши и сейсмологических процессов, связанных с вулканизмом. Горные породы и грунты Авачинской губы отличаются от грунтов, характерных для подавляющей части портовых акваторий России. Поэтому при их проектировании необходимо учитывать петрофизические и геомеханические свойства, характер деформирования и разрушения уникальных местных пород. Основная часть берега бухты Завойко — песчаный пляж с тёмным песком вулканического происхождения. Бухта названа в честь первого военного губернатора Камчатки, адмирала Российского императорского флота, пионера освоения Тихоокеанского побережья Василия Завойко. Во время Крымской войны Василий Степанович организовал и руководил обороной Петропавловска-Камчатского.
В бухте нередко стоит безветренная погода (ветер со скоростью менее 5 м/с), а сильный (больше 13 м/с) дует три-четыре дня за летний сезон. Ураганы случаются в основном в холодное время года. Волны более 1,2 м бывают от 12 до 23 дней в году.
Регулярные гидрометеорологические наблюдения на Камчатке начали проводить с 1934 года, когда было образовано Управление гидрометеослужбы. Созданная через два года Петропавловская морская обсерватория значительно расширила сеть морских наблюдений. По данным многолетних исследований, ледовые условия в бухте Завойко будут являться гидрометеорологической помехой в среднем шесть месяцев в году. Учёные пришли к выводу, что бухта Завойко Авачинской губы полуострова Камчатка также подходит для обустройства гидроаэродрома — в частности, по погодным условиям (без учёта туманов) она пригодна для взлёта и посадки самолётов-амфибий класса Бе-200 примерно 121-210 дней в году. Хотя морской порт Петропавловск-Камчатский имеет статус круглогодичной навигации, гидроаэродром сможет безопасно функционировать только в тёплые сезоны года. При продолжительном ледовом периоде на поверхности ВВП могут появляться дрейфующие куски отколовшегося льда, которые помешают работе гидроаэродрома. В 2023 году экспедиция РГО совместно с ФГБУ "ГОИН" и Гидрографической службой Тихоокеанского флота продолжит обследование различных прибрежных территорий для оценки возможности использования их акваторий в качестве гидроаэродромов.
https ://www.rgo.ru/ru
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
15 июля 2023 года.