Группа артистов пригласила Айседору на вечеринку в дом известного поэта.
На этой вечеринке была вся молодая интеллигенция Москвы.
Айседора надела свою длинную танцевальную тунику и золотые сандалии, а на
голову- золотой газовый шарф. Губы накрасила ярко-красной помадой, глаза подвела
чёрной тушью. Ей хотелось своим видом бросить вызов серости и страданию, на
которые она достаточно нагляделась. Всё тело её трепетало при мысли о настоящей
оргии артистов. Когда русские что-то затевают, то делают это от всей души.
Она видела, как они выходили из дома в полночь без копейки и возвращались ,
нагруженные дичью, икрой, сыром, фруктами, водкой и шампанским. Один Бог
знает, где они всё это доставали. Каким образом Дункан видела, что они были без
копейки и чем они были нагруженные ? По всей видимости знает , только Бог.
Когда Айседора приехала, вечеринка была в самом разгаре. "О, Айседора! Почему
так поздно? Наш молодой поэт Есенин перевернул пол- Москвы, разыскивая тебя.
Он слышал о твоей славе и заявляет, что не заснёт, пока с тобой не увидится".
По обычаю, Айседоре преподнесли штрафной стакан водки, который надо выпить до дна, не оствляя ни капли, а вся компания пела о ней заздравную. Такой дозы было
достаточно, чтобы человек перестал что-либо соображать, и ни еда до отвала, ни питьё
не помогали. И не надо часами входить в настроение, Вас в него вводят мгновенно.
Вдруг дверь с треском распахнулась, и перед Айседорой возникло самое прекрасное
лицо, какое она когда-нибудь видела в жизни, обрамлённое золотыми кудрями,
с проникающим в душу взглядом голубых глаз. Их не понадобилось представлять
друг другу. Это была судьба. Она открыла объятия, и он упал на колени, прижимая её к себе с возгласом:"Айседора, Айседора, моя,моя!" Потом ей рассказывали , что она
танцевала, а Есенин читал стихи, затем они приехали к ней домой и устроили большой
пир, но она лишь помнила золотые кудри поэта.
С этого дня у Айседоры не было ни часа покоя, и очень скоро она поняла, что молодой поэт не только великий гений, но и сумасшедший. За ним всегда следовала группа
приятелей, которые его ни на минуту не оставляли и не давали им остаться одним.
Дом бы полон этой дикой очаровательной бандой писателей, художников и разного рода актёров.
В те годы в России эту группу творческой интеллигенции поддерживало правительство,
и она злоупотребляла этой привилегией. Народ голодал, а эта группа была баловнем
большевиков. Эта группа называлась "Скандалистами".
Есенин считал , что её школа, дом, всё, что у неё есть, с этого момента принадлежит ему, а что принадлежит ему, принадлежит всем его друзьям.
Это не облегчало работу по созданию школы и получению помощи от правительства Она добилась для детей одноразового питания. Организация американской помощи тоже кормила их раз в день, а третий раз кормила детей сама Айселора за свой счёт.
Организация американской помощи работала в России очень хорошо, и если бы не она,
то тысячи детей погибли бы от голода.
Айседора приехала в Россию без достаточной тёплой одежды, и когда начались
жестокие морозы, нарком пригласил её выбрать себе из многих тысяч меховых шуб.
Она выбрала себе скромную простую беличью шубку. Она приехала в Россию не обогащаться, а отдавать.
Айседора и Есенин очень часто были в гостях у одного из величайших в мире
скульпторов Коненкову. Он жил в одной огромной комнате. Для её отопления ему
отпускались дрова, но он приладил маленькую печурку, которую топил углём.
Он закутанный до самых глаз во всё тёплое, что было в доме, день и ночь вырезал из поленьев изумительные вещи. Здесь Сергей чувствовал себя лучше всего.
Он часами читал стихи, а Коненков мирно продолжал работать. Затем он приносил
немного водки, чёрного хлеба и колбасы, и начинался дружеский пир.
Это были самые счастливые дни в жизни великой Дункан. Она надеялась, что её школу
обязательно признают, надо только подождать немножко.
Самое главное у неё не осталось денег, продуктов и угля. Она решила ехать в Америку, на гастроли, чтобы заработать деньги, но она не знала как быть с Сергеем, они поклялись в вечной любви и не собирались расставаться.
Бедный Сергей умолял понять, что любовь- его единственное спасение., от пьянства и
хулиганства. Любовь- его последняя надежда, и у него может начаться счастливая и
спокойная жизнь. Русское правительство запретило ему уезжать, заявив, что в Америке у
него будут большие трудности и ему не разрешат въезд в страну из-за его прошлого.
Жизнь была для него довольна грустной и он часто подумывал о самоубийстве.
Чтобы Есенину выехать в Америку, Дункан решилась , выйти замуж, стать женой
Есенина. Итак, 3мая 1922года они подписали в загсе документ, который в России
является брачным свидетельством на тот период, пока вступившие в брак его признают.
Праздновали широко: был дан великолепный обед, шампанское лилось рекой.
Затем Айседора составила завещание. Вот его полный текст: "Это моя последняя воля и завещание. В случае моей смерти я оставляю всё своё имущество и вещи
моему мужу Сергею Есенину. В случае нашей одновременной смерти это имущество
переходит к моему брату Августину Дункану.
Написано в полном сознании.
Айседора Есенина- Дункан.
Свидетели: ИИ Шнейдер
Ирма Дункан
9мая 1922г., Москва"
Вскоре они сели в самолёт и полетели в Берлин.
От пребывания в России , Айседора Дункан в большевизме не разочаровалась. Она считает его величайшим явлением в истории человечества со времёни появления
христианства и обучает молодых большевиков танцевать, так писали о ней в газете
"Юманите". Луначарский высоко ценил Дункан и писал о ней восхитительные статьи.
И это была правда, она была удивительная женщина. Главная её цель лежит в области
педагогической. Она хотела создать в России большую школу нового типа.
Ей предоставили особняк для неё лично и часть другого для школы. Она желала
привести в соответствие своё уникальное искусство танца с уникальным идеальным
правительством. Нищее правительство не могло создать нормальных условий.
Целую неделю школа не работала из-за отсутствия дров. После отчаянных просьб
прислали немного- одно поленце, в отчаянии мисс Дункан стонала, поднимая его над головой. Во всех перерывах пелся"Интернационал". Всегда звучали бурные аплодисменты, так что иногда трудно было определить, какая их часть относилась
к танцам мисс Дункан, а какая просто вызвана революционным пылом.
Айседора проявила большую энергию и получила от Луначарского свободу действий и,
безусловно смогла бы создать настоящую школу, если бы на пути её не встали
серьёзные преграды, оказавшиеся катастрофическими. К счастью Айседора убедилась,
что когда смешиваются искусство и политика, страдает искусство.
В России до сих пор смешиваются искусство и политика, всем от этого только
"хорошо".
Продолжение следует...