Почему в России пьют?

Михаил Авдейчик
И даже не просто пьют, а прямо-таки бухают. Кто-то объясняет это нашей бытовой и социальной неустроенностью, кто-то – генетической склонностью, а кто-то – вечным нашим стремлением найти справедливость на дне бу… бытия.

На самом деле неправы все. Ответ гораздо проще. Ответ кроется в языке – да-да, в нашем русском языке. В нежности, красоте и изяществе русского языка. Русский язык – один из трех, где функция нежности выражена особенно ярко и особенно богато. Здесь он соперничает только с испанским и с итальянским – и, кстати, испанцы и итальянцы тоже не дураки выпить. Заметьте это.

Вы вот вспомните, как мы называем алкогольные напитки – пивко, водушка, портвешок, шампусик, бражечка, самогончик… Ну нежно же, правда ведь? Привлекательно?

А как отказываться от таких предложений? Вот сравните: скажут вам "пойдем пиво пить" или "водку жрать" - и да, отказаться от такого можно запросто. Но а если переформулировать? Например, если вам предложат "по пивасику", а? А "по стопарику"? А "по маленькой"? А "винишка"? Ну как тут откажешься?

Аналогичная ситуация была у старика Хемингуэя на Кубе. Вы все помните его знаменитое "мой мохито в "Бодегите", мой дайкири во "Флоридите". Ну красиво же звучит, черт возьми! И названия такие привлекательные, душевные… можно даже не закусывать.

А вот остался бы Хем у себя дома в США, разве написал бы он тогда своего "Старика и море"? – Да он даже бы "Никто никогда не умирает" не написал бы. В конце концов, что можно написать, сидючи у загаженной стойки в баре "Джексон-булл" в каменных слякотных джунглях Чикаго? В стране, где виски пили шотами (вот вообще не звучит – сравните с мохито во "Флоридите"), а бабы кругом были страшные – не чета Кубе. Максимум, что Хем смог бы выдать в таких условиях – это какой-нибудь чернушный детективчик про утопителя на чикагском мосту. И всё.

Наше буханьерство – оно прежде всего от любви к красоте. К красивым словам и выражениям, к поэзии. И в общем-то не наша вина, что вся эта красота досталась именно алкашке. Это вина тех, кто не принял аналогичных мер в отношении безалкогольных напитков. А надо ж принимать. Надо ж формировать вкус потребителя. Рекламировать правильно.

Что мешает применить аналогичный подход к противоположному лагерю? Вот у нас же есть красивое выражение "кваску!" - ну вчитайтесь, красиво же звучит, правда? Ничуть не хуже "пиффка!". Чайку-кофейку – тоже неплохо, но это напитки другого класса, не прохладительные.

Что у нас там еще из прохладительного есть? …Блин, вот кто виноват, что я навскидку это вспомнить не могу? Я виноват? – Да нифига, это просто массовая реклама плохо работает.

А, вот, морс еще есть, компот, комбуча. Как бы образовать привлекательное слово от "морс"? Морсик? Морсец? Морсинку? ПоморсИм? Уморсаться? Гкхмм, да, непростая задачка получается.

Но, кстати, с комбучей должно прокатить нормально. Выражения "пойдем комбучнем/откомбучим" или "комбучок на посошок" звучат очень даже ничего.

Тему комбо, кстати, можно продолжить. Как вам, например, комбо "Кубометр" или "Кубик" - лимонад "Буратино" + кусок торта "Полено"?

Видите, сколько интересных идей вырисовывается? Если их правильно реализовать, наш народ уже в течение пары лет забудет про алкашку и перейдет на менее вредные напитки. Так что заряжаем маркетологов и срочно в работу. А пока… по кокалику?