Обличение нерадивых священников

Армен Григорян
                знаю твои дела; ты ни холоден, ни
                горяч; о, если бы ты был холоден,
                или горяч! Но, как ты тепл, а не
                горяч и не холоден, то извергну
                тебя из уст Моих.
               
                Откровение ап. Иоанна Богослова,
                Глава 3, 15:22




Христианские священники.

Конфессии - не имеют значения.

Две разные страны.

Первый случай - 2002 г.

Второй - 2021 г.

Возраст священников: между 25 и 35 годами.

У обоих: ученая степень.


  ФАРИСЕЙ-АМАТОФОБ

                Не то, что входит в уста,
                оскверняет человека: но то,
                что выходит из уст,
                оскверняет человека.

                От Матфея, 15:11

2002 г. Старая церковь. Косметический ремонт. Выгружаем (на добровольных началах) мебель, вносим, расставляем. Жарища. Нас мало, мебели много, и она - довольно тяжелая. Священник, сопровождающий нас, в пугающем экстазе, в присутствии архиепископа, совершает прыжок к алтарю, хватает тряпку и начинает яростно протирать пыль.
Глаза его сверкают, движения — дергано-спазматичны. Таскать столы, стулья и скамейки он, явно, не хочет.

Архиепископ, дав несколько указаний, полушутя, с легким укором, обращается к своему коллеге. Рука с вальяжно раскрытой в нашу сторону ладонью — на отлете:

— Помогли бы ребятам, быстрее бы управились.

Глаза у иерея разгораются еще больше, рот во время ответа кривится, борода топорщится:

— Ваше Высокопреосвящество! Икона-то — в пыли... Разве так можно? Икона! Я здесь почищу, нельзя так оставлять.

Жесты первичны — он, прерывая визуальный контакт с нами, резко поворачивается спиной. Движение, которое выдает его подлинные помыслы.

Взгляд архиепископа скользит по нашим лицам, на которых, после слов священника — разочарование и брезгливость. Он сочувственно пожимает плечами, одновременно разводит руками — поймите и вы меня, ничего не могу поделать. Слабое подобие Понтия Пилата...

Но если архиепископ — Понтий Пилат, умывающий руки, то кто же сам священник, ставший ренегатом спустя несколько лет после описанного случая?

Ему посулили обеспечить успешную церковно-административную карьеру, и он поменял вероисповедание. Говорят — даже написал книгу с помощью новых друзей, которые, однако, относятся к нему вежливо, но настороженно: предавший однажды... Дальше вы сами знаете.

...Всегда вызывает сомнения священник, который, при первом знакомстве, с места в карьер, агрессивным, пренебрежительным, не терпящим возражений тоном, начинает рассказывать о своем приходе к христианству.


    ВЫКРУТАСЫ ДУХОВНОГО ЛИЦА

                Горе вам, книжники и фарисеи,
                лицемеры, что вы — как гробы
                скрытые, над которыми люди
                ходят и не знают того.
               
                От Луки, 11:44



Первый священник, благообразный, лысый, с животиком, поднимаясь по лестнице, говорил смиренно.

— И у меня отец от той же болезни скончался. Месяц назад схоронили. Плохо, да... Печально.

Он стал во главе гроба и начал отпевание.

Второй священник, худой и высокий обладатель черной бороды, приехал на кладбище.

Не успев поздороваться, он бросил хлесткую реплику:

— За священником заезжают родственники покойного.

И тут же, как профессиональный лицедей, улыбнулся:

— Но у меня есть машины, вот я сам и приехал.


Не знаю, на каком Вселенском или Поместном соборах было принято правило о транспортировке священника на кладбище родственниками усопшего, но доподлинно было известно, что данный церковнослужитель, до приезда на погост, находился в далеком селе на освящении часовни. Следует ли из этого, что близкие почившего лица должны были, с раннего утра, предоставить священнику транспортное средство для его, священника, служебного перемещения?

...Совершив обряд запечатывания, священнослужитель стал, невпопад, убеждать собравшихся в том, что покойник не сможет выйти из могилы до Второго присшествия. Создавалось впечатление, что не будь этого языческого священнодействия, то толпы покойников станут бродить по земле, приводя живых в страх, уныние и скорбь.

К священнику подошли и попросили утешить родственницу скончавшегося.

— Что вы, — последовал ответ, — я же с ней не знаком.

Зато с почившим он был на короткой ноге:

— Мог зайти к нему в кабинет в любое время дня и ночи.

Пристойно ли представителю церкви так говорить?

И — да, он, по собственному признанию, не читал Платона. Священник с ученой степенью, не читавший Платона... Махровый оппортунист. Хорошо хоть, что искренний.

...С того случая прошло несколько лет. Сегодня вижу, как означенный служитель церкви самопиарится: за счет госучреждений восстановил купол церкви и благоустроил территорию около нее.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты (От Матфея 23:27).