Как я случайно попал на вершину Эльбруса

Сергей Коротин
Еще отрывок про путешествия моей молодой досвадебной жизни.
В СССР, в Питере, была замечательная общественная организация – туристический клуб.  И вот я, не дружа с головой, взял там путевку в авантюрную поездку, внимание: неделя -  в Приэльбрусье, другая -  около Астрахани, на Волге. Хотя путевка – это чисто условно, мы просто оплачивали проезд и услуги проводников.  Для начала наша группа из незнакомых друг другу людей собралась на квартире одного члена группы, чтобы познакомиться.   Естественно, взяли портвейна. А это было время сухого закона Горбачева, так что достать портвейн – была проблема. Кстати, хочу похвастаться, что где-то же в это время, я добывал портвейн у барыг вместе с Костей Хабенским – мы были вместе в молодежном театрике тогда.
Ну вот, познакомились, загрузились в поезд, в плацкартный вагон. Конечно, опять портвейн, песни под гитару (у меня тоже была гитара с собой).
До подножия Эльбруса добирались на автобусе, потом – на канатной дороге поднялись на высоту 3500 метров – там загрузились в некое здание, похожее на барак - общежитие – приют альпинистов. Там, для акклиматизации, опять портвейн – инструктор нам сказал, что помогает выровнять давление. На самом деле, перепад давления очень сказывался – голова побаливала, сердце колотилось, и без портвейна никто не мог уснуть.  Инструктор -  это отдельная тема - человек лет шестидесяти, сухопарый, только мышцы и кости, давал нам, молодым оболтусам, огромную фору.
На другой день пошли в поход по перевалам (где-то 3-4 перевала прошли в результате). Был август, жара, но выше 3000 метров были не тающие ледники. Я бодренько шел по трапе в одних шортах, а наш молодой врач (уже уважаемый кардиохирург) предупреждал меня, что я «сгорю» на солнце не просто до ожогов, а до углей. Я лишь смеялся. И что же? Я оказался прав. Моя молодая толстая кожа лишь покраснела к вечеру, сейчас я никак не могу это объяснить – я должен был сгореть полностью.
Ходили по траверсам, по ущельям. Купались (окунались) в ледяных горных речках, вечерами разбивали лагерь с шикарным обедом на костре и песнями под гитару. Один раз ночевали в каком-то приюте, хижине. Из удобств - только матрасы на полу. Надпись на потолке -"осторожно, падают негры!" Там был только картонный потолок, видимо кто-то полез на чердак и рухнул вниз. Почему негры - непонятно.
В одном из ущелий наткнулись на целую речушку из нарзана – кипятили нарзан в чайнике.
Когда вернулись к Эльбрусу, был уже поздний вечер, канатка не работала, заночевали на полу у входа.
Никак не забыть грозный шум Терека -  река только начиналась в скалах Эльбруса, и со страшным ревом выбивалась из-под ледника, перекатывая на пути огромные камни.
Следующий день передохнули, а утром, точнее – ночью, пошли на вершину. Во-первых, надо сказать, что шли мы нелегально. Чтобы подниматься легально, надо было заплатить внушительную сумму службе безопасности. Поэтому мы вышли ночью, часа в 4, и пока темно, поднялись на высоту около 5000 метров. Здесь был последний оплот цивилизации – бункер «приют одиннадцати». Место, где расположен Приют одиннадцати, получило это название в 1909 году[1]. В 1909 году одна из групп экскурсантов Кавказского горного общества (КГО), основанного в Пятигорске Р. Р. Лейцингером, в составе 11 человек, совершая плановый поход на Эльбрус, установила временный лагерь в районе скальной гряды, где впоследствии будет возведено здание «Приюта 11-ти».
Это действительно бункер – округлое сооружение из бетона, способное выдержать натиск лавины. Там можно переночевать, поесть, попить. (16 августа 1998 года практически бесхозный «Приют 11-ти» сгорел).
Пошли дальше.
Конечно, о вершине речи не было, мы должны были подняться только до седловины – лощины между двух вершин Эльбруса.
Надо сказать, что из нашей дилетантской группы стали постепенно отставать отдельные члены. Не потому, что подъем был сложным – просто физически это было очень тяжело. Уклон на всем протяжении подъема был практически одинаковый градусов в 30. На глаз - немного. Такой же примерно уклон у эскалатора. Но посмотрите с вершины эскалатора вниз - впечатляет? Если учесть что это уклон тянется вниз до горизонта, становится не по себе. К тому же все вокруг было покрыто льдом. Август - конец сезона на Эльбрусе, снег выдувают ветры, остается лед. У одного из нашей группы упала на лед перчатка и лениво поехала вниз. Он печально смотрел ей вслед, так как догнать ее не было никакой возможности.
Реально не хватало кислорода. В таких условиях особенно страдали крупные люди с солидным весом. То есть я. Но я был молодой качок 92 кг весом, и бегал по окрестностям как горный козел, когда все останавливались на перекур. Да, я все фотографировал на пленочный советский аппарат «Зоркий» - хорошая оптика.
Дошли до седловины. Нас осталось человек пять – остальные вернулись. Я про себя с облегчением подумал, «наконец-то вниз». И тут ко мне подбегает наш Енерджайзер, наш 60-летний инструктор, и спрашивает, «Ну что, на какую вершину пойдем?». У меня аж челюсть отвисла. У меня даже экипировки никакой не было. Выдали мне горные ботинки и лыжные палки и все. А там мороз, ветер, лед вокруг до горизонта. А у меня   только куртка джинсовая.
Ну, говорю, пойдем на которую выше (там разница метров 20). Пошли. И действительно стало тяжело. До вершины было метров 600 всего. ВСЕГО! Это был ад. Воздуху не хватало, подъем стал круче – ползли на четвереньках. Инструктор кинулся помогать польским туристам (которые шли по всем правилам, в связке, с кошками и альпенштоками). Инструктор в результате не удержался, поскользнулся и скатился вниз, хорошо, что только до седловины. Набил себе кучу синяков. Но быстро нас догнал.
Я выбивался из сил. Думал не дойду.
Но вот - последние метры, метров 10 и мы вышли, выползли на плато. Плоская площадка размером с футбольное поле. И посредине этой площадки - пик, не знаю, как это еще назвать, пирамида каменная метров 10 высотой с острой верхушкой – вершина Эльбруса, 5642 метра высотой. Мы поднялись на нее, все кто смог – 4 человека вместе с инструктором. Вершина настолько маленькая, что мы едва там разместились. Фотографировать можно было только снизу, другой ракурс невозможен. У меня как раз оставался последний кадр на пленке.
Удивительный вид. Черное небо, солнце и звезды одновременно. Облака остались настолько далеко внизу, что выглядят как снежный покров. Соседние вершины гор тоже гораздо ниже – выглядят как кочки.

Спускались гораздо быстрее. Вот теперь я действительно обгорел лицом – разряженный воздух плюс отражение от снега, кожа сползала лоскутами. Глаза спасли темные очки. На подъем с высоты 3500м до вершины и спуск обратно ушли почти сутки. Вернулись без сил.

Что касается второй части поездки, там рассказывать особо нечего - просто пляжный отдых в палатках на берегу Волги. Разве - пару моментов. Это был 90й год, и страна вовсю набирала скорость падения в бездну. Но цены еще не отпустили. Например, я купил в Астрахани на рынке огромный мешок вяленой воблы рублей за 5 кажется. Дешёвые, почти бесплатные арбузы, помидоры, фрукты. За помощь в сборе арбузов на бахче (часа 2 заняло) нам дали столько арбузов, сколько можем унести, а нас до лагеря подвезли на фургончике. Так что в лагере образовалась пирамида из арбузов. А на другом берегу Волги было огромная совхозная плантация помидор, которых некому было убирать - бардак в стране крепчал. Они гибли на корню. Так что в лагере постоянно был тазик помидор, порезанных с маслом. 
Домой добрались без приключений.