Охотники JG52. Часть пятая

Андрей Грачев 2
Петер Дюттманн.

Любопытно сравнить достижения Вольфрума с достижениями его соперника - Петера Дюттманна. Впрочем, это соревнование шло только до мая 44 года, так как Дюттманн в тот период вынужден был покинуть фронт и отравиться в отпуск, испытывая нервное расстройство. Вернулся он, когда уже Вольфрум получил тяжелое ранение.

Его победы в небе Крыма частично разобраны в статьях Лавриненко, к которым читатель может обратиться. В этих статьях автор довольно критично оценивает его объективность. Впрочем, как вы уже убедились, почти все асы JG52 в указанный период мало следили за точностью своих заявок. Кстати, Дюттманну многие заявки так и не подтвердили. Как и Вольфруму.

В небе Крыма у аса случались очень результативные дни, которые Лавриненко не разобрал. Особенно успешно дело шло у аса 6 и 7 мая. 6 мая он заявил три победы над Яками. Общие потери 8-й ВА составили 7 таких машин. Пилоты JG52 же оформили 18 заявок. На следующий день немцы оформили 25 Яков при реальных потерях 11 истребителей. Шесть из них оформил Дюттманн, три как Р-40,  которых вовсе здесь не было. Всего он заявил 8 побед. Ещё и Хартманн оформил в тот день три "Кобры", хотя ни одной такой машины в небе Крыма в тот день не было сбито.

Но мы рассмотрим подробно не эти победы аса, а те, которые он одержал осенью 44 года в небе Румынии и Венгрии. В этом нам помощь оказывают статьи Дмитрия Марченко, посвящённые этим боям.

17 сентября он открыл счёт своим победам на данном участке фронта, сбив румынский истребитель IAR-80 и бомбардировщик хе-111. Стоит отдать румынам должное: в отличие от финнов, которые только формально объявили войну Германии, румынские пилоты воевали честно. Хотя и без особого успеха. Обе эти победы аса имеют подтверждение.

19 числа ас заявил два Яка-11. С чего немцы взяли, что такой самолёт состоял на вооружении советских ВВС, знают только они сами. Это были Яки-3, причём немецкому асу удалось сбить весьма сильного Советского пилота. Звали его Проскурин Алексей Иванович, пилот 150-го гиап. На его счету было 16 побед, к счастью он спасся с парашютом. Но вторую победу Дюттманн заявил просто от большого желания. Однако, безусловно, победу над советским асом, летавшем на Яке-3, стоит признать очень колоритной.

Подтверждается и заявка аса 23 сентября, он сбил лётчика Ефимова из 13-й гиад. А вот 24 сентября он заявил четыре Ла-5, но реально было потеряно только два из состава 486-го иап. Они совершали вылет на сопровождение разведчиков, пары "Илов", однако оба "Ила" были сбиты, также сбиты два Ла-5. К сожалению, советские пилоты не имели особого опыта, включая командира четверки Усова. Кроме Дюттманна, заявку оформил унтерофицер Хайнрих Таммен, его напарник и хороший ас. Учитывая, что она оформлена в отдалении от основного боя, она не может быть коллективной и, скорее всего, подтверждается. Таким образом, у Дюттманна только одна победа из четырёх заявок. Одна из этих заявок стала сотой в карьере аса, так что это завышение можно легко объяснить.

На следующий день он заявил три румынских истребителя, реально было сбито шесть штук, немцы заявили восемь, так что и эти заявки аса близки к подтверждению. Также он оформил Ла-5. Немцы оформили две заявки, но реально был сбит только один Ла-5 из состава 177-го гиап. Марченко, сопоставив время, делает вывод, что сбил его Дюттманн, однако, учитывая тот факт, что вторая заявка оформлена в том же месте и на той же высоте, но с разницей в час, а бой был только один, мы можем сделать вывод, что попросту штабники сдвинули в этом случае на час время. Такое периодически происходило. Как бы то ни было, вторую заявку оформил фельдфебель Розенберг из 5 отряда, совсем неопытный пилот, и, конечно, заявка Дюттманна предпочтительнее.

После этого ас отличился только 16 октября, сбив два Ла-5. Реально в тот день был потерян только один Ла-5, из состава 178-го гиап, погиб пилот Гукалин. Марченко упоминает потерю 279 иад, но по личному составу потерь не зафиксировано, очевидно вскоре этот самолет нашёлся. Не значится эта потеря и по жбд 5-й ВА.

18 числа за один бой ас заявил два Яка. Пострадал 149 гиап, сбиты были пилот Козлов и Колечкин. А вот 19 числа заявка аса на Як подтверждения не имеет. 21 числа ас заявил два "Яка-11", однако снова никаких потерь Яков мы не находим. 23 числа ас заявил "Ил", но, как справедливо замечает Марченко, хотя в том бою было сбито два Ила, но скорее всего их сбил Хельмут Липферт. Дюттманн же лишь повредил, но не сбил ещё один такой штурмовик.

30 октября ас умудрился заявить два МиГа-3. Хотя такие самолёты с фронта исчезли ещё до того, как на фронте появился сам Дюттманн. Немецкие пилоты иногда даже в 44 году такие машины заявляли, например Гюнтер Йостен. Этот любопытный ас вообще, кажется, не очень следил за тем, что он заявляет. Вероятно, мы посвятим ему отдельную статью. Видимо, это были Яки. Однако эти заявки совершенно не подтверждаются, так как обе потери Яков в тот день понесены в других местах и к тому же от огня ЗА. Если это были всё же Ла-5, то оснований для заявок мы тоже не находим. Наконец, "Ил", который при огромном желании можно спутать с Мигом, был потерян всего один в районе Яскараенё, что совершенно не совпадает с заявкой Дюттманна. 31 числа он завершил месяц четырьмя сбитыми Илами, три из них - в одном бою
Марченко в своей статье, не конкретизируя, описывает этот бой:

"Группе из 8 Ил-2 190 ГШАП повезло меньше, она была почему то без прикрытия и была атакована восемнадцатью Ме-109ми. Истребители противника сбили Ил-2 мл. л-та Суходольского, стрелка старшины Совчука и Ил-2 лейтенанта Бачурина стрелка ст. сержанта Сушкова. "Илюшин" мл. л-та Березовского был в начале подбит З/А, а потом поврежден истребителями после чего самолет вошел в пикирование. Стрелок видя что самолет пикирует попытался выпрыгнуть на парашюте но зацепился за турельную установку и погиб. При этом благодаря раскрывшемуся парашюту самолет вышел из пикирования и Березовский довел его до аэродрома Дьома и сел на фюзеляж. Самолет требовал сдачи в ремсеть".

Сопоставив заявки немцев и потери по времени, месту и характеру, мы можем установить, что это как раз тот бой, в котором одержал три победы Дюттманн. Можно сказать, ему очень повезло. Но утренняя заявка на Ил не подтверждается. 1 ноября ас заявил целых четыре победы над Яками за один бой. Да ещё и чуть не погиб, врезавшись на посадке в самолёт собственного ведомого унтерофицера Хайнриха Вестера. При этом всего за день было потеряно два "Яка" из разных полков (85-го и 73-го гиап), и, видимо, в разных боях. Причём немцы заявили целых семь "Яков", и из заявок Дюттманна подтверждается не более одной. 7 числа ас заявил Як, который тоже не имеет подтверждения. 13 числа ас заявил три победы, два Яка и Ил. При этом, хотя немцы и венгры сбили три или четыре Яка, но оформили целых 15 заявок. Судя по времени боя, Дюттманн действительно одержал одну из заявленных побед, сбив истребитель из состава 150-го гиап, пилотируемый Егоровым. А вот "Ил" не подтверждается, более того: в том бою сам Дюттманн был сбит, далеко не в первый и не в последний раз за карьеру. Сбили его стрелки "Илов". На этом его подвиги в 44 году закончились.

Как видим, ас этот был неплохой, но образцом объективности его назвать трудно. Причём даже из подтвержденных побед часть может оказаться ошибочными, так как нам неизвестны заявки SG2, пилоты которой активно здесь работали. Да и заявки JG52, видимо, сохранились не полностью. Если так можно выразиться, Дюттманн был ухудшенной копией Вольфрума. Он вёл бой в схожей манере, тоже любил серийные короткие атаки, старался перед тем, как открыть огонь, максимально сблизиться с вражеским самолетом. При случае мог вести и бой на виражах. Собственно, сбивали его ещё чаще, чем Вольфрума. Правда столь тяжёлых ранений он не имел. И всё же Дюттманн уступал по мастерству и по объективности своему сопернику. Из 34 заявок аса за данный период находят условное подтверждение только 16 штук, то есть менее половины, остальные не имеют подтверждения. Но и из этих 16 штук по указанным выше причинам часть может быть ошибочными.