И жизнь моя закольцевалась. Рассказы из Тольятти

Сергей Воропанов
Как я уже писал, место для будущего автозавода выбирали с помощью математической модели. Модель разработали и обсчитывали в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) АН СССР. Крупнейший экономический институт СССР, около тысячи сотрудников работали под флагом ЦЭМИ. Сейчас здание находится на Нахимовском проспекте, 47 (м. Профсоюзная), а раньше лаборатории были разбросаны по Москве (улица Вавилова, Старомонетный переулок, Мароновский…).
Местные жители говорят про него «здание с ухом», некоторые, особенно невоспитанные товарищи, говорят «здание с п…». Ну, вы поняли. На самом деле это стилизованное изображение листа Мёбиуса. Кому надо, посмотрите в Сети, что это такое.
Зимой под покровительством Мёбиуса разбивают палатку. Это место, где курильщики продолжают обсуждать научные проблемы, женщин, идиотов-депутатов, принимающих антинародные законы против курильщиков, увы, а не против курения.
Кто не знает, высота здания ровно 1/1000.000 диаметра Земного шара, так было задумано. Оно упоминается в одном из произведений поэта А.А.Вознесенского. Институту я отдал пять лет, вернее это он мне дал такие знания, которые в те времена можно было получить только в ЦЭМИ и больше нигде.
ЦЭМИ - Тольятти и жизнь закольцевалась.
Экономическая наука СССР разрабатывала политэкономию социализма. Доктора и кандидаты экономических наук на полном серьёзе спорили что первичней, основное отношение социализма или исходное (кстати, не знал и не знаю, что это такое, и с тех пор чувствую себя гораздо лучше).
А ЦЭМИ разрабатывал модели оптимального функционирования экономики. Строились модели (балансовые, оптимизационные, имитационные, эконометрические, игровые и др.) предприятия, отрасли, многоотраслевого комплекса, модели движения трудовых ресурсов, финансов, транспорта, хозяйственного механизма, модели ценообразования, потребительского поведения, уровня жизни и др.
Когда возникла потребность, ЦЭМИ выплеснул в Россию свой кадровый потенциал. Из ЦЭМИ АН СССР выросла пара академических институтов, целый десант был высажен в высшие эшелоны исполнительной власти, бойцы интеллектуального фронта возглавили новейшие направления бизнеса: банковская сфера, страховые компании, ПиАр структуры, АйТи компании.
Впрочем, это уже другая история.

При расчетах как место будущего завода рассматривались несколько площадок, в том числе Минск, Киев, Н.Новгород, Балаково. Воронежское партийное руководство активно продавливало город Георгиу-Деж (Лиски), как место будущего завода. Ирония судьбы, итальянского коммуниста П.Тольятти мог заместить румынский коммунист.
От слишком западных локаций отказались, помня об уроках Великой отечественной войны. В конечном итоге в соревновании с Н.Новгородом победил Тольятти.
Я сейчас занимаюсь выяснением, кто конкретно и какие модели считал в ЦЭМИ АН СССР. И даже нашел нужных людей. Увы, до сентября эту проблему не разрешить. Академики не любят присутствовать на рабочем месте, а уж летом их застать на работе просто невозможно. Телефоны молчат, майлы не отвечают.
Известно, что академик Ландау любил проводить семинары на берегу реки. Вернее, докладчик стоял на самой жаре на берегу, а участники семинара в прохладной воде. Такой подход стимулировал докладчика не лить в докладе воду.
Член-корр. С.С.Шаталин любил принимать зачеты и экзамены на даче. Двоечники в нагрузку занимались садом-огородом. По окончании экзамена академик всех кормил.
Впрочем, я отвлекся.


Георге Георгиу-Деж — румынский государственный деятель, руководитель Румынии с 1947 и до своей смерти в 1965 году. В марте 1965 года в целях увековечения памяти Георге Георгиу-Дежа город Лиски был переименован в Георгиу-Деж.

На фото фасад ЦЭМИ АН СССР.