Два Рима. Два христианства-5

Вязгина Юлия
    Ниже используются материалы [1,2], ссылки на которые означают: [1/4] - [1], глава 4; [2/10.1] - [2], глава 10, раздел 1; [1/1,2] - [1], главы 1 и 2.  Тексты абзацев, заключённых в круглые скобки, можно пропустить при первом чтении.

    Настоящая глава продолжает: Вязгина Юлия. Два Рима. Два христианства-1. http://proza.ru/2023/07/14/1461/;  Вязгина Юлия. Два Рима. Два христианства-2. http://proza.ru/2023/07/14/1538/; Вязгина Юлия. Два Рима. Два христианства-3. http://proza.ru/2023/07/14/1573/; Вязгина Юлия. Два Рима. Два христианства-4. http://proza.ru/2023/07/14/1611/.   


    Часть 3. РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО


    Глава 3.1. ЗАМЫСЕЛ 

    К III в. Трансформации финикийцев была, в основном, завершена; Тора была "закрыта" для редакций, для армии её толкователей-раввинов открыли Талмуд. Проект Трансформации в целом достиг своих целей, был создан иудаизм, появились иудеи - религиозная общность людей, принявших иудаизм, и евреи - этно-религиозная группа иудеев. Однако, последний этап Трансформации был омрачён неудачными попытками хамитов сделать иудаизм главной религией Рима и через священство продолжить влиять на судьбы мира.

    Многие ли финикийцы стали иудеями? Библия говорит нам о потерянных 10 (по другим данным - 9) коленах. Но ведь никаких колен не было, как и "древней истории евреев [3.3]. Не хотят ли нам сказать этим поздние редакторы Торы о том, что в ходе Трансформации только 2/12 (3/12) или 16-25% финикийцев приняли иудаизм? А оставшиеся 75-84% были "потеряны", так как стали поклоняться иным богам?

    Как бы то ни было (а отчасти и для исправления ситуации) на втором этапе Трансформации под тем же богом Яхве финикийцы стали создавать новую религию (точнее, выращивать на древе иудаизма новую ветвь). По замыслу хамитских жрецов эта религия должна стать ИУДАИЗМОМ ДЛЯ ГОЕВ, отличающимся от истинного иудаизма рядом особенностей. Так, идущая от Яхве (а за язык его никто не тянул) неприемлемая для гоев доктрина "избранности" евреев и их будущего господства над остальными народами, которым уготовано либо истребление либо рабство, впредь не должна была озвучиваться гоям, хотя и оставалась в священных текстах. Да кто ж их читает, эти тексты!

    (Вот и сегодня евреи-гуманисты, в человеческих жертвоприношениях не замеченные, искренне считают, что, "когда придет Машиах, Израиль и народы будут действовать вместе как партнеры. ИЗРАИЛЬ БУДЕТ УЧИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЕРЕ и посвятит себя Творцу. А НАРОДЫ БУДУТ СОТРУДНИЧАТЬ С НИМ, ОБЕСПЕЧИВАЯ ЕГО ПРОДУКТАМИ СВОЕГО ТРУДА; так они будут поддерживать друг друга материально и духовно и создадут гармоничный мир, где будет преобладать мудрость и милосердие" [3.4]. Умилительная картинка! Рука так и тянется (нет, не к пистолету) за носовым платком.)

    Предполагалось также предельно облегчить как условия обращения, так и требования к адептам культа. К примеру, отменить обрезание. С одной стороны, это знак обрезанным евреям, что они по-прежнему "избранны" и любимы богом; с другой - эта мера обеспечивала богатый "улов человеков". Или ту же субботу: бог должен быть всегда в сердце, а не только по субботам. И, конечно, никаких жертвоприношений! Хочешь крови напиться - пей вино, плоти вкусить - ешь хлеб.

    Отработанную на иудаизме схему, где посредником между богом и его народом, заключившими договор - СТАРЫЙ (ВЕТХИЙ) ЗАВЕТ, выступал мифический пророк МОИСЕЙ, решили оставить. Заключить НОВЫЙ ЗАВЕТ с гоями от имени и по поручению Яхве должен будет другой столь же мифический пророк; возможно, он получил и имя - ИИСУС.

    Утверждать что-то больше сказанного затруднительно, так как проект по созданию Нового завета начинали финикийцы (хамитские жрецы), а завершали римляне (симитские жрецы). И тем и другим нужна была религия для Римской империи, но, похоже, это единственное, что их объединяло. Перехватил же руководство проектом ПАВЕЛ (САВЛ) ТАРСИЙСКИЙ, римский гражданин, финикиец-иудей по происхождению и эллин по мироощущению. Многие (среди них Л.Толстой, Ф.Ницше, Б.Рассел) считают, что Павел радикально изменил концепцию проекта, выходным продуктом которого стало  ХРИСТИАНСТВО. А поскольку историю пишут победители, то судить об исходном замысле побежденных довольно затруднительно.

    Приведем в этой связи мнение Б.Деревенского ([3.5]; Иисус Христос как историческая личность):

    "Исследователи имеют все основания полагать, что общехристианская традиция, сложившаяся на эллинистической почве, не совсем тождественна традиции, существовавшей у иудео-христиан. Христианство вывел на мировую арену апостол Павел и его последователи-павлинисты, к которым иудео-христиане относились враждебно. называя их исказителями учения Иисуса. В свою очередь церковь рассматривала последних как еретическую секту. Иудео-христиане (евреи, члены раннехристианской общины, до вхождения в нее "эллинов" - авт.) понемногу исчезли как самостоятельная религиозная группа, а павлинизм лег в основу мирового христианства. Выходит, оттого насколько яснее мы будем представлять себе первоначальную устную (возможно, и письменную тоже - авт.) традицию, настолько ближе мы подойдем к реальному историческому Иисусу. И надо заметить, исследователи здесь еще в начале пути".

    (Заметим, что в нашем понимании иудео-христианство - это замысел, концепция, первые результаты несостоявшегося проекта под эгидой хамитов по созданию иудаизма для гоев на основе их Нового завета с богом Яхве. Какое отношение к нему имели учения Иисуса и Павла - это вопрос, и исследователи здесь еще далеки от начала пути.)

    В связи со сказанным мы не всегда с уверенностью можем разделить намерения и дела хамитов и иудео-христиан с одной стороны, Павла и павлинистов - с другой. Не говоря уж об Иисусе - с третьей. Это надо иметь в виду, знакомясь с материалом настоящей главы.

    К примеру, евангельский образ Иисуса сложился явно под влиянием Павла, решившего придать ему божественные черты. Но писать его стали не с "темного" Яхве, что было бы естественно, а со светлого египетского бога ХОРА (ГОРА):

    "Хор был зачат непорочно, так как к этому времени его отец Осирис был убит своим братом Сетхом. Хор родился вместе с Солнцем 25 декабря (по современному календарю) и в этот день на востоке загорелась яркая звезда. Его мать Исида вынуждена была скрываться с младенцем от царя Египта Сетха, который хотел убить их. В 30 лет Хор принял от Анубиса, его двоюродного брата, духовное посвящение. У молодого бога было 12 учеников, вместе с которыми он исцелял больных. Магия Хора заключалась в умении  смотреть на окружающих с чистыми помыслами и светлым сердцем, "видеть глазами любви". Хора считали пастырем Божьим, истиной, агнцом Господним. Он олицетворял Троицу: владыка небес, земной царь, сокол" [3.6].

    До слёз знакомый образ, не правда ли, читатель?

    К кальке приложили "высказывания Иисуса", документ, который позже библеистика назовет "источником Q" [3.7]. По-видимому, он представлял собой отредактированную выборку "сборника мудрых мыслей" того времени, в немалой мере состоящую из цитат Танаха. Последний в свою очередь безбожно заимствовал "мудрость" из всего, что виделось и слышалось [3.8; 3.9].

    Кроме того, связать Иисуса с иудаизмом решили не только через общего бога Старого и Нового заветов Яхве, но и ещё и другими узами. Как известно, иудаизм является мессианской религией; он и не мог быть иным, учитывая отчаянное положение финикийского народа во время его разработки. Иудеи ждут Машиаха (Мессию), призванного спасти их, обеспечив господство евреев на земле - так пусть придет не просто пророк Иисус с Новым заветом, а Мессия (Христос) Иисус в полном соответствии с иудейскими пророчествами о Машиахе [3.10].

    Правда, здесь были риски: а вдруг не случиться мирового господства евреев? Что тогда делать? Ответ был известен, озвучен еще Торой: обвинить во всем народ, недостаточно ревностно исполнявший уже Новый завет. Будем лечить и ждать. Либо второго пришествия уже знакомого Христа, либо нового Христа с Новейшим заветом. На том и порешили.

    Наконец, было неформальное требование: история Иисуса должна не уступать по степени воздействия на людей гениальному мифу об Осирисе и Исиде. Это было трудно. Можно сказать, невыполнимо. Да, видимо, помогла одна реальная история, давшая евангельскому Иисусу (мы будем называть его Христом) реальный человеческий прототип (мы сохраним за ним имя Иисус). Проведем небольшую реконструкцию жизнеописания Иисуса, опираясь на Новый завет и некоторые другие источники. Но вначале несколько слов о христологии (учения о Христе, включающие не только учение христианской церкви, но и основные альтернативные теории).


    Глава 3.2. ХРИСТОЛОГИЯ

    Наш продвинутый читатель, конечно же, знает, что в христологии  давно уже конкурируют три теории, которые мы обозначим как "Иисус-миф", "Иисус-человек", "Иисус-богочеловек".

    Аргументы в пользу первой (см. ,например, [3.11; 3.12]) в основном сводятся к тому, что "ни один литературный деятель того времени не упоминает его в своих трудах" [3.12]. Например, "выдающийся еврейский эллинистический историк и философ Филон (-20-50 гг.), живший в предполагаемое время Иисуса (в Александрии, где была значительная иудейская община, поддерживающая тесные связи с соотечественниками в Палестине - авт.), был тих на предмет великого еврейского чудотворца и возбудителя черни, который умиротворил гнев Рима и Иудеи.

    При этом Иисус и его последователи не упомянуты ни одним из примерно 40 других историков, которые писали в течении 1-2 вв., включая Плутарха, римского биографа, который жил в то же самое время (46-120 гг.) и в том же самом месте (Беотия, Центральная Греция, где обитали и христиане), который не оставил упоминаний ни о них, ни об их основателе, ни об их религии" [3.12]. Заметим, что Плутарх написал не только множество биографий выдающихся людей рассматриваемого времени, но и прекрасную работу "Об Исиде и Осирисе", сыгравшую не последнюю роль в распространении культа этих богов далеко за пределы Египта. Казалось бы, ему и "карты в руки" для создания жизнеописания Иисуса Христа, но, увы, этого не случилось.

    "Апологеты второй теории - "Иисус-человек" - не согласны с тезисом о "молчании века" (отсутствием упоминаний об Иисусе - авт.) мифологической школы "Иисус - миф", ссылаясь на упоминания об Иисусе у Иосифа Флавия, Плиния Младшего, Тацита, Светония [3.13]. Однако их оппоненты возражают:

    "В "Циклопедии Теологической Литературы МакКлинтока и Стронга говорится: "После этих авторов (всех значительных писателей 1-2 вв. - авт.) осталось достаточное количество произведений, из которых можно составить целую библиотеку. И все же, в этой массе иудейской и языческой литературы, кроме двух поддельных пассажей в работах еврейского автора (Флавия - авт.) и двух спорных пассажей в работах римских писателей (Плиния Младшего и Тацита - авт.), отсутствуют упоминания об Иисусе Христе (Светоний упомянул Хреста - авт.) " [3.14].

   "Свидетелем" историчности Христа (христосвидетелем) № 1, как мы уже говорили, является И.Флавий. Вот его главный пассаж с упоминанием Христа, признанный подавляющим большинством исследователей подделкой (Древн. XX,3,63):

    "Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос (то есть Мессия - авт.). По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки (апостолы - авт.). Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени" [3.5; В: Иосиф Флавий].

    (Любопытно, что после этого пассажа Иосиф продолжает: "И примерно в это же время другое ужасное несчастье постигло евреев …".  Иисус - ужасное несчастье для иудея Флавия? Похоже, не только для него.)

    Ну, чем пассаж этот, получивший название "свидетельство Флавия", не суть протоевангелие? И никакого Иисуса "живьем" не надо. Объявляй конкурс - и получишь массу развернутых жизнеописаний Иисуса, вроде известных нам 4 канонических и доброй половины апокрифических (их более 50 [3.14]). И автор "протоевангелия" известен - Евсевий Памфил (265-339 гг.), "отец истории церкви", "весьма нечестный автор", первым "обнаруживший" и процитировавший эти пассажи у "Флавия" в 4 в. По крайней мере, так считают некоторые ученые [3.12], тем самым признавая и Евсевия и Флавия реальными фигурами, жившими в отведенное им официозом время.

   Мы же по-прежнему считаем, что талантливый писатель (или группа авторов) под псевдонимом Иосиф Флавий "творил" в 16 веке. Ведь именно тогда впервые увидели свет сочинения Флавия на греческом языке, поразившие читателей как внезапностью появления, так и объемом ("Иудейская война" - 7 томов, "Иудейские древности" - 20 томов [В: Иосиф Флавий]) и, особенно, содержанием [3.15]:

    "… при первом же опубликовании книги "Флавия", на которой основана вся еврейская история до начала нашей эры (и особенно её греко-римский период - авт.), она встречена была всем читающим и ученым миром как НОВОСТЬ, а у "многих" возбудила даже прямое недоверие (характер возбуждения у евреев был иным - авт.), все равно была ли она написана в конце первого века нашей эры или позднее".

    К этому следует добавить, что каких-либо трудов Флавия до "обретения" издателями собрания его сочинений в 1544 г. не обнаружено. Правда, на него много ссылается тот же Евсевий Кесарийский (Памфил), а он фигура вполне реальная, жил до середины 4 века, с императором Константином Великим дружил [В: Евсевий Кесарийский]. Как же быть с этим?

    По-видимому, здесь была реализована следующая схема (условное название - "кость"). Многотомная "Церковная история", содержащая "свидетельство Флавия" и другие его цитаты, была написана неизвестным автором и впервые опубликована все в том же 16 веке, несколько позднее сочинений Флавия. Её автором назначили Евсевия, видного религиозного деятеля, действительно жившего в 3-4 вв., а в 16-17 вв. нежданно-негаданно получившего авторство "Церковной истории" и титул "отец истории церкви" (посмертно). Получалось, что он знал работы Флавия, жившего если и не в 1 веке, во всяком случае до смерти Евсевия, наступившей в первой половине 4 века.

    При этом "свидетельство" и его вставка в "Иудейские древности" были выполнены фальсификаторами намеренно грубо, чтобы их непременно обнаружили. Зачем? Чтобы бросить тень на "отца истории церкви"? Подставить его, приписав ему авторство "свидетельства"? Да, но кость эту кинули "собакам", вцепившимся во Флавия, "древнее бытие" которого, а вместе с ним и ИСТОРИЮ ЕВРЕЕВ, встроенную в столь же фальсифицированную ИСТОРИЮ РИМА, нужно было спасать. Пришлось капнуть на и так подмоченную репутацию Евсевия. И получилось! "Собаки" бросились грызть Евсевия, про Флавия на время забыли. Блестящая комбинация!" [2/16.2].

    Схема попроще (условное название "прицеп") заключалась в том, чтобы "подбросить" реально существовавшему историку внезапно "обретённые" в дальнем заброшенном монастыре, на чердаке старинного дома и в других подобных местах "его" рукописи. Например, любитель писать письма Плиний вдруг вступает в переписку с императором Траяном в появившейся после его смерти 10-ой книге "переписки с друзьями". И что же они обсуждают? Всякое-разное, но вот главное. Плиний - Траяну (Письма 10.96):

    "Они утверждают, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной" [3.16].

    Мудрый Траян якобы отвечает (ответ можно найти только у Плиния) :

    "Их не следует искать; если они будут осуждены и доказана их вина, они должны быть наказаны, с той оговоркой, что тот, кто отрицает, что он христианин, и действительно доказывает это, то есть поклоняется нашим богам, даже если он был под подозрением в прошлом, получит прощение через покаяние" [3.16].

    По этой же схеме написаны 6 из 12 цезарей, включая всех Флавиев, у Светония. Та же история с Тацитом, христосвидетелем № 2, который якобы разразился следующим пассажем [Анналы, XV, 44]:

    " Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса (Нерона - авт.) невозможно было пресечь бесчестившую его молву, что пожар (Рима - авт.) был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виновных и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. ХРИСТА, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат".

   (Здесь "Тацит" немножко сплоховал: термин "христиане" появился позже, а Понтий Пилат справлял должность префекта.)

    Выше (часть 1, гл. 1.7) мы называли конкретного исполнителя подлога, связанного с Тацитом - это Поджо Браччолини; отмечалось также, что "обретал" и "утерянные" произведения других писателей, среди которых "наши" христосвидетели Светоний, Плиний Младший.

    Неубиенным доводом сторонников историчности Иисуса является формула: "Если о ком-то не написано в книгах, то это не значит, что он не существовал". (Осмеливаются возражать CNN: "Если войну не показал канал CNN, значит её не было"!) На что их оппоненты справедливо замечают: "Но это тем более не значит, что он существовал". В ход идут и нелепости типа утверждений, что до нас дошла одна половина книг Флавия, а подробное описание им жизни Иисуса содержалось в другой. То же про Филона, Плутарха и других.

    На наш взгляд определенный резон в этих доводах есть. Действительно, почему CNN не показал конкретную войну? Да потому что война та была войнушкой, масштаб не тот. Может, и новозаветные события долго представлялись мелкими и заурядными, пока не нашелся некто могучий, кто раздул их до вселенского масштаба?

    Есть у нас и еще одно замечание в пользу историчности Иисуса. Возможно, писали про него и современники и после, да не совсем "правильно" с точки зрения христианской партии, пришедшей к власти. Например, Иисус в сочинениях тех был мелковат, говорил и делал не то, что должен, и т.п. Победители решили зачистить все отклонения от мейнстрима; от души повеселились, подсчитали оставшееся - прослезились. Пришлось идти на подлоги и фальсификации.

    Мы считаем, что прообразом Христа был человек Иисус. Конечно, мы далеко не первые, кто так считает; в Новом и Новейшем временах таких людей много. На эту тему написаны сотни книг, и все их авторы действуют по одной и той же схеме: справедливо полагая, что в Новом завете содержатся и достоверные сведения об Иисусе, опираются на завет (в нужных местах), заполняют лакуны биографии Иисуса, фантазируют и интерпретируют. И имя им - легион, от А.Швейцера до Ю.Латыниной [3.17] (интересующиеся проблематикой могут найти библиографию в [3.18]). Иисус в их работах представлен от кроткого простолюдина - через душевнобольного пророка - до заговорщика-бунтаря.

    Наиболее известен в популярной христологии Б.Эрман; он считает, что Иисус был малоизвестным иудейским ПРОРОКОМ НЕНАВИСТИ, каких было в Иудее как грязи. Был он "неудачником, унылым лузером, "слабым и бессильным ничтожеством, казненным самым унизительным и болезненным способом римлянами, бродячим проповедником, который оказался не в ладах с законом и был распят как мелкий преступник" [3.17; 3.19].

    Нужно ли говорить, что мы не разделяем столь уничижительной характеристики Иисуса. Наша интерпретация отталкивается от работ Э.Ренана и ЛУКИАНА из Самосаты. О последнем следует сказать несколько слов.

    Лукиан (120-180 гг.) был ритором и писателем-сатириком. В отличие от Флавия, он и его работы были известны современникам, упоминаются Татианом (120-175 гг), Тертуллианом (155-220 гг.), врачом Галеном (129-201 гг.) и др. [3.20]. В качестве христосвидетеля он упоминается (например, [3.13]), но известен значительно менее, чем тот же Флавий. Многими воспринимается как критик христианства, таким его видели К.Маркс и Ф.Энгельс.

    Формальная причина, почему Лукиана не относят к христосвидетелям, заключается в том, что последние должны были успеть упомянуть Христа до середины II в. После же этой даты - извиняйте: якобы к этому времени канонические евангелия были уже написаны и получили широкое распространение в Средиземноморье. А значит, христосвидетелем мог стать каждый, не поленившийся заглянуть в одно из них (желательно в синоптическое). Лукиану не повезло: в норматив этот он не уложился.

    Что же касается третьей теории - "Христос-богочеловек" - ее поддерживают и развивают в основном теологи и примкнувшие к ним особо духовные писатели. Всех прочих исследователей больше интересуют вопросы: кто, когда и зачем сделал Иисуса богом [3.18]. А также губительные последствия этого шага.

    Наконец, особняком стоят свидетельства евреев об Иисусе и главное из них, размещённая в Талмуде  "История о повешенном или история Йешу из Нацрата" (кратко: "Толедот Йешу" ("Жизнь Иисуса")) - своеобразное глуповатое антиевангелие с альтернативной биографией Иисуса (Йешу) из Назарета (Нацрата) [3.5; 3.21]. Как можно узнать из двух основных сохранившихся до наших дней версий Толедота (Страсбургская и Венская рукописи [3.5]), направлениями главного удара талмудистов по евангельским сказаниям были истории рождения и смерти Иисуса. Вот что противопоставляется христианским догматам о непорочном зачатии, распятии и воскресении с вознесением в Страсбургской рукописи [3.5; 3.21]:

    "Родословие Иешу (Иисус - авт.). Его мать Мариам (Мария -авт.) … была обручена с человеком из царского рода, из дома Давида, по имени Иоханан … И захаживал в их дом один молодец, Иосиф, сын Пандиры, который положил на нее глаз. И вот однажды ночью в одну из суббот он внезапно явился явился в её дом и нашел её. Она подумала, что это её обручник Иоханан, потому что лицо его было скрыто; и устыдилась его. Он обнял её, но она сказала ему: не трогай меня, ибо у меня месячные. Не [обращая внимания на это] и не слушая её слов, он овладел ею. От этого она забеременела … Через некоторое [время после этого] родился ребенок, которому дали имя Иошуа, по брату матери, но после его стали называть Иешу ввиду нечистоты его рождения".

    Скрыть историю не удалось и мудрецы, а за ними и все остальные, стали звать Иешу мамзером (ублюдком) и сыном оскверненной. Иешу уходит в Иерусалим, где крадет из святилища непроизносимое имя бога, начинает произносить его, совершая чудеса.

    "Затем он пошел и собрал из молодых израильтян триста десять человек. Он сказал им: смотрите на того, о котором говорят, что он мамзер и сын оскверненной; теперь он может великое и станет повелителем Израиля! Вы слышали, что пророки пророчествовали о Мессии Божием; я и есть тот Мессия" [3.5].

    После чего вся компания гуляет по стране, нагоняя страх на мудрецов и правительство, ходит в Галилею. Мудрецы  называют Иешу злодеем, его сподвижников - отщепенцами. На беду ему случается Иуда Искариот, который, как и Иешуа, выкрал и "выучил буквы, составляющие тайное Имя [Бога]" и потому стал равным Иешу по чудотворной силе. Чародеи сошлись в воздушном бою. "Как только Иуда увидел, что оказался над Иешу, он помочился на него, отчего тот был осквернен и упал на землю" [3.5]. Но не разбился, был арестован, отведен в Тивериаду и привязан к столбу у синагоги: его собирались побить камнями.

    Но на этот раз пронесло, отщепенцы отбили его и ушли в Антиохию готовиться к Пасхе. Перед Пасхой, в пятницу, на осле в окружении отщепенцев он въезжает в Иерусалим и останавливается "в святой обители (синагоге), которую называют школой". Здесь его выдает мудрецам отщепенец по имени Гайса; другие отщепенцы стенают, но не отбивают его. "То дерево, на котором его повесили, обломилось, потому что он произнес тайное Имя … Тогда повели его к капустному стволу, потому что он был все еще жив … капуста - это не дерево, а трава, и над ней тайное Имя не звучало …" [3.5].

    Так казнили Иешу. "И погребли его в воскресенье, а отщепенцы из народа рыдали, когда его погребали. Однако вскоре могила оказалась пустой; отщепенцы утверждали: " … тот, которого предали и который был Мессией, совершившим множество чудес за свою жизнь, теперь же, после своей смерти, будучи похоронен, исчез из могилы и взошел на небо, как он и говорил … вы убили Мессию Божьего! И весь Израиль пришел в великий страх" [3.5].

    Но вскоре все разрешилось. Пришел садовник и сказал: "Сегодня Израиль возрадуется и возвеселится, ибо я украл его [тело] у отщепенцев, так они не дождутся своего времени (теперь ясно, как называли иудеи Царство небесное Иисуса - "время отщепенцев" - авт.). И точно, собрались все израильтяне, "вместе пришли к садовнику, связали его [тело] за ноги веревкой и поволокли по улицам Иерусалима", говоря: "… это тот, кто собирался взойти на небо!" И все возрадовались, насмехаясь над отщепенцами и славя мудрецов" [3.5].

    "Его ученики (лучшие из отщепенцев? - авт.) рассеялись по царствам: трое из них удалились на гору Арарат, трое [ушли] в Армению, трое в Рим, а остальные в иные страны, смешавшись с народами (вот оно, признание особой роли армян в становлении христианства! - авт.)" [3.5]. Дальнейшие отношения отщепенцев и израильтян строились так: первые говорили: "Вы погубили Мессию Божьего!"; последние отвечали: "Вы сыны погибели, потому что вы верите в лжепророка!" [3.5].

    Когда появился сей труд? Бытует мнение, что первые упоминания Иисуса и его приверженцев появились рано, еще во II веке, во времена иудео-христианства. Суть мягкой критики иудеев сводилась тогда к призывам к еретикам вернуться в лоно истинного иудаизма. Но вскоре она стала значительно жестче, выходя порой за рамки приличий. Считается, что "материалы, содержавшиеся в тексте, являются записью устного еврейского фольклора II-VI веков. Эти тексты были широко известны в Европе и на Ближнем Востоке начиная с IX века"; ещё бы: свидетельства соотечественников и современников об Иисусе! [В: Толедот Йешу].

    С чем же связана столь разительная перемена от "мягкой критики" до "жесткого неприятия" иудеями раннего христианства? Ведь сам проект "христианство" родился в недрах уже возмужавшего иудейства. Хулить своё дитяти? Думается, иудео-христианством занимались отнюдь не иудеи, по крайней мере не раввины, доверяющие Талмуду свои мудрые мысли. Это делали жрецы хамитов (хананеев) - хранители компетенций религиозного строительства. Приняли ли они иудаизм - вопрос открытый. Мы уже обсуждали подобное в [3.3]: был ли Эзра, отец иудаизма, иудеем?

    Как представляется, люди, сочиняющие "богодухновенные" тексты должны быть космополитами, отпетыми циниками и изрядными лицедеями. Тот же Эзра (согласно максималистской версии истории евреев [3.3]) прибыв в -458 г. из Вавилона в Иудею для "встреч с читателями", встречи те начал необычно. Узнав, что многие из них (читателей) женаты, возможно, на "нечистых" женщинах, изодрал на себе одежды, впал в транс и голым простоял на ступенях храма несколько часов. Затем, переодевшись, как уполномоченный царя персидского велел всем мужчинам добровольно бросить своих жен и детей и выгнать их из страны. А после создания "общества Господня" в Иерусалиме, он не остался в городе, среди своих; следы его затерялись в любимом им космополитическом  "Вавилоне великом, матери блудницам и мерзостям земным" (Откр 17:4).

    Но это к слову. Появление же разнузданного фольклора и текстов вроде "Истории повешенного" можно, на наш взгляд, связать с переходом контроля над христианским проектом от хамитов к симитам, к Павлу, продвигающему своё учение в массы на волне критики иудеев и планирующему перерезать пуповину, соединяющую иудаизм с нарождающимся павлинизмом. "Всё дозволено!", - хамиты открыли шлюзы и результат не замедлил сказаться в иудейских трактатах и мидрашах [В: Мидраш]. Например, одни из самых ранних упоминаний об Иисусе, называемом Иешуа бен Пантира (Пандира), содержатся в Тосефте и в Иерусалимском Талмуде (Тосефта. Хуллин, 2.20-24; ИТ Шаббат, 14.4 и др.) ([3.5],V).


    Глава 3.3. ИИСУС 

    Итак, согласно Библии, семья Иисуса (напомним читателю, что Иисусом мы называем человека, его новозаветный образ - Христом) жила в Галилее, в городе Назарете, затем в Капернауме, отец его был всю свою жизнь плотником, сам Иисус был какое-то время плотником, дед его, возможно, был плотником ... В то время ремесло нередко было наследственным. Вот что говорили жители Назарета (Капернаума), увидев Христа после недолгой разлуки: "… не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами?" (Мф 13:55-56). Но как плотник мог прокормить себя и многочисленную семью свою в мало лесистой стране, где дерево было дефицитом и строили в основном из камня? Ответ прост: работая на верфях финикийских городов. Для плотников из Назарета постоянная работа находилась недалеко, в Акко, для плотников из Капернаума - в Тире и т.д.

    И Иисус, и семья его, безусловно были по традиции иудеями. Библия и Христос, образ Иисуса, свидетельствует: "По прошествию восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали ему имя Иисус … И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет" (Лк 2:21,39). Сам Христос публично (в Нагорной проповеди) заявлял: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф 5:17). А поскольку для иудеев Галилея была языческим краем (в ней проживало немало гоев), то Христос подчеркивал (в разговоре с самаритянкой): "Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев" (Ин 4:22). Наконец, в прениях с саддукеями Христос заявляет:

    "… первая из всех заповедей: "слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею": вот первая заповедь!" (Мк 12:29-30).

    Это практически знаменитая ШМА - заповедь Торы, в иудаизме то же, что Символ веры в христианстве и Шахада в исламе : "Внемли, Израиль! Господь - бог наш, Господь - один! И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем существом твоим" [В: Шма].

   Лицом какой национальности был Иисус? Говорят, вопрос этот терзал уже близких сподвижников Христа, известных нам как апостолы. Терзает он и теперь широкие христианские (и не только) массы. Евреи всегда сомневались в принадлежности к своему народу Иисуса (а у них Христос - человек и язычник, лжепророк). И были по своему правы: еврейский этнос на рубеже эр еще не сложился. Есть расхожее мнение, что еврей тождественен иудею. Но это не так: талмудические мудрецы утверждают, что от гера-иудея до еврея-иудея дистанция в 24 поколения.

    И тогда от первых иудеев - общинников Эзры образца -384 г. до первых евреев 600 лет (24х25=600, принимая за "поколение" 25 лет). А когда они появились, первые евреи? Приблизительно, -384 + 600 = 216 (г.), т.е. в конце третьего - начале второго века, что удивительным образом совпадает со сделаннами нами в [3.3] оценкой. Напомним читателю, что в это же время завершилась Трансформация финикийцев и началось создание христианства. А также была завершена Тора и открылся Талмуд.

    "Но как же так?! - возмутится наш читатель, - а где же Хасмонеи, Иудейские войны, Иосиф Флавий? Разве тогда уже не существовал героический еврейский народ?" Про Флавия мы уже говорили, его "Иудейские войны" там же, Хасмонеи же прочно встроены в фальсифицированную историю Западного Рима (см. часть 2). Так что, вопрос остается открытым.

    (Правда, Талмуд на такую промашку отреагировал адекватно: там устами других мудрецов (а мудрецов в Талмуде - как донов Педро в Бразилии - очень) указанные выше 24 поколения заменили на 10. И что же получилось: -384 + 10х25 = -134 (г.); т.е. аккурат к началу царствования Хасмонеев и превратились потомки иудеев первого призыва через 10 поколений в евреев царства Хасмонеев. Арифметика, однако, царица всех наук!)

    Но если Иисус не еврей, то кто? Ниже мы узнаем, что его считали сирийцем. С этим не поспоришь, ведь родился и жил Иисус в Сирии, а точнее, В Сиро-Финикии, сирийской области, примыкающей к Финикии, куда относилась и Галилея. А мог Иисус быть из финикийцев? Вполне, ведь во время Ассирийских войн финикийцы переселялись не только в Западное Средиземноморье, но и бежали на восток, вглубь Ханаана. Кроме того, мы уже говорили, что самые ранние иудейские упоминания Иисуса называют его Иешуа бен Пантера, а  "… в передаче Оригена, цитирующего Цельса, Пантера выступает как солдат (stratiw, toj) и, скорее всего, римский. Некоторые исследователи предположили даже, что стрелок Абдес Пантера из финикийского Сидона и был тем самым солдатом, упомянутым Цельсом и Оригеном, которого считали внебрачным отцом Иисуса" ([3.5],V).

    И все же. Вспомним, что Саргон II, разгромив Бит-Хумри (Израиль), изгнал его население и заселил опустевшие земли, включая Галилею и Самарию, арамеями. Так что вполне возможно, что предки Иисуса были именно из них. Далее, арамеи, как известно, были этническими (симитами) и языковыми, ставшими арамеями, перейдя со своего родного языка на арамит (см. [2/13.1]). Таковыми могли оказаться в Галилее арамеи - выходцы из амореев или касситов (азиатских кушитов из рода хамитов). Наиболее вероятным нам представляется происхождение Иисуса из арамеоязычных амореев; это ни в коем случае не исключает, что он был сирийцем или сиро-финикийцем или финикийцем. Возможная гаплогруппа Иисуса - E1b1b.

    Надо сказать, что Иисус не был "заточен" под топор с пилой, он был "весенним ветерком", мечтателем и поэтом.  Мог ли он написать что-то вроде "Песни песней"? Как знать, может со временем. Но привлекал его больше другой жанр, сейчас он зовется "экшн". Ему хотелось совершить нечто необыкновенное, что поразило бы людей и надолго запомнилось им, что стало бы легендой и прославило имя его в веках. И сделать это "весомо, грубо, зримо". По-плотничьи, "блестя топором".

    Вполне возможно, что Иисус плотничал в Акко или в Тире. Но вскоре работы не стало, верфи закрывались, финикийцы покидали свои дома, перебирались в колонии в поисках лучшей доли... Иисус договорился со знакомыми моряками и они подбросили его до Александрии Египетской. Здесь он сумел выучиться "закону и пророкам" (позже Христос делился своими знаниями: "... во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мф 7:12)), а также некоторым приемам восточной магии и знахарства. Впрочем, его первое знакомство с Торой могло состояться и раньше, например, в начальной школе при синагоге в Назарете.

    Из Египта Иисус вернулся другим человеком. Он возмужал, но сохранил юношеское очарование, приятную внешность, взгляд, полный мягкой благожелательности, которые так нравятся людям, особенно женщинам. И, конечно, сохранил свою СТРАСТНУЮ ЖАЖДУ СЛАВЫ, необычной славы, на века, как у Осириса, МИСТЕРИЮ СМЕРТИ И ВОСКРЕШЕНИЯ которого ему, похоже, довелось видеть в Египте [3.22]. Возможно, там же, в Египте, Иисус принял посвящение.

    Теперь он знал, чего хочет, юношеская мечта обрела конкретные черты. И это не было строительством кораблей; Иисус повысил ставки, он приступил к строительству "ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО" с собою во главе. Но и это "царство не от мира сего" призвано было стать лишь декорацией ВЕЛИКОЙ МИСТЕРИИ РАСПЯТИЯ И ВОСКРЕСЕНИЯ СЫНА БОЖЬЕГО, разыграть которую Иисус вознамерился на подмостках Сиро-Финикии. Да так, чтобы аплодировал весь мир. Продолжительно и бурно.

    Постановки в стиле "экшн", как сказали бы наши современники; но как мир узнает о ней? Распятия были будничным делом, средством поддержания правопорядка, так сказать; в римских провинциях распинали, к примеру, "непокорных" людей, к коим причисляли многих нарушителей закона, от грабителей до бунтарей [3.23]. Иисус, конечно, понимал это и потому планировал не только воскресение, но и свою жизнь после смерти.

    Начать предстояло с проповеди. Иисус знакомится с "гласом вопиющего в пустыне", Иоанном Крестителем, и даже проходит обряд крещения в мутных водах Иордана. Так, на всякий случай, все ведь грешны. Иоанн яростно ждет конца света и призывает грешников к покаянию. В роли "вопиющего" он хорош. Иисус понимает, что эта ниша занята, обойти здесь Иоанна невозможно. Однако вскоре случается "усекновение главы" - и ниша освобождается [В: Иоанн Креститель].

    Апокалипсис в сиро-финикийской проповеди 1-го века по понятным причинам обязателен, Иисус это понимал. Но нужна и надежда. На спасение. И вот здесь у Иисуса новация: спастись и обрести жизнь вечную в Царстве Небесном могут все, но есть и льготники: "нищие", "скорбящие", "кроткие", "алчущие и жаждущие правды", "плачущие", "милосердные", "чьи сердца чисты", "миротворцы", "гонимые за правду"; также есть и нежелательный элемент: "лицедеи", "богатые", "пресыщенные", "хлопочущие о завтрашнем дне", "дающие святыни псам", "рассыпающие жемчуга перед свиньями", "лжепророки" (Лк 6:21-25, Мф 5-7), словом, "грешники и мытари" [В: Мытарь]. По сравнению с иудейской доктриной, где спасению в Царстве Божьем подлежат только праведные евреи (144 тысячи), это, безусловно, шаг вперед.

    Но и у Иисуса спасение ждет не всех, даже льготников, а только тех, кто примет Сына Человеческого (Божьего), то есть Иисуса, поверит, полюбит и "растворится" в нем, презрев все остальные функции жизни и саму смерть. (Ну прямо Перегрин Лукиана Самосатского! (см. ниже)). Пока все гладко, но:  а что же с "грешниками и мытарями"? Им тоже достаточно "раствориться", чтобы войти в Царство Небесное? Это не справедливо, не по-божески.

    И вот здесь главное ноу-хау Иисуса, суть его Мистерии. Оказывается Иисус на земле не случайный прохожий, а послан своим Отцом Небесным с миссией взять на себя все грехи мира (и мытарей, и грешников), искупить их страданиями и болью, через распятие, смерть и непременное воскресение. И тем самым широко распахнуть двери Царства небесного для всех людей (если, конечно, это люди Иисуса). Сюжет крутой, но есть решимость отыграть его до конца. А как это сделать?

    По замыслу Иисуса нужны два любящих, бесконечно преданных ему друга, один для распятия, другой для воскресения. Обаяние не подвело его, скоро такие друзья у Иисуса появились: ИУДА ИСКАРИОТ И МАРИЯ МАГДАЛИНА. Кроме того, нужны "ученики", не отягощенные интеллектом и желанием трудиться, способные на связную речь и поддающиеся манипулированию. Они должны будут разнести по миру благую весть (евангелие) об Иисусе-Искупителе и Царстве небесном. Постепенно нашлись и такие, общим числом 12, включая Иуду. Позже их назовут АПОСТОЛАМИ.

    (Возможно, что Иисус сразу же примкнул к одной из иудейских сект (к назореям или эбонитам), где упомянутые выше идеи были так или иначе проработаны. Примкнул, возглавил и существенно оживил жизнь сектантов. Также возможно, что идеи эти были разработаны Павлом и павлинистами и приписаны Христу позже адептами его культа, сам же он при "служении" только врачевал, устраивал "чудеса" да поносил власти.)

    Проповедовал Иисус в родных местах, на северо-западе Тивериадского озера (Галилейского моря). Там же, где и убиенный родственник его Иоанн. Библейские маршруты Иисуса и сама топография региона крайне запутаны [3.24]. Э.Ренан насчитал 5 городков (деревень), где он побывал с проповедью, которая "дышала естественностью и благоуханием полей": Магдала, Дальмануфа, Капернаум, Вифсаида, Хоразин. И тут же с сарказмом отметил: "Можно подумать, что в отношении топографии, как и в отношении истории, существовал глубокий замысел скрыть все следы великого учителя" [3.25].

    Знания  и навыки, полученные Иисусом в Египте, обеспечили проповеди успех. Говорил он часто загадками и притчами, как и положено РИТОРУ [В: Ритор] и СОФИСТУ [W: Sophist`. Приходилось показывать и чудеса, куда же без них. Исцелял слепых, хромых и лежачих, воскрешал мертвых; лечил плевками, наложением рук, прощением грехов и заклинаниями. Особенно Иисусу удавался номер с изгнанием бесов (демонов), которые покорно покидали больного по его приказу. В частности, из Магдалины изгнал семерых: "После сего он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царство божие, и с ним двенадцать, и некоторые женщины, которых он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиной, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим" (Лк 8:2).

    После трудового дня Иисус с кампанией обычно "возлегал" в доме одной из тех, кто "служил ему имением своим". Люди про них говорили так: "Пришел сын человеческий, ест и пьет ... ВОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛЮБИТ ЕСТЬ И ПИТЬ ВИНО, ДРУГ МЫТАРЯМ И ГРЕШНИКАМ" (Мф 11:19).

    Но час "Х" неумолимо приближался. Иисус то выказывал себя твердым и уверенным в себе, то паниковал и малодушничал. Э.Ренан: "Порой можно было сказать, что разум его мутиться ..." [3.13]. Родные не узнавали его и даже считали, что он обезумел: "И, услышав, ближние его пошли взять его, ибо говорили, что он вышел из себя" (Мк 3:21).

    Наверно, Иисус не выдержал бы пытки "ожидание мучительной смерти", если бы не поддержка близких друзей, Марии и Иуды, перед которыми он открылся. Не исключено, что и друзья поклялись умереть после исполнения задуманного. Для себя они видели один путь: следовать за Иисусом. Это было и смыслом и целью их жизни. Ему же это было утешением и придавало дополнительную уверенность, что тайна Великой Мистерии уйдет вместе с ними.

    В расчетное время, в Пальмовое воскресенье, за неделю до праздника Песах, Иисус с "братией" появляется в Иерусалиме. Согласно Торе каждый иудей должен был посещать этот город 3 раза в год, на праздники Песах, Шавуот и Суккот [3.26]. Но это было дорого и накладно, и потому не исполнялось, хотя в дни указанных праздников в городе было многолюдно. Вот и Иисус не был в Иерусалиме давно; судя по всему, он не любил Иудею и потому не проповедовал здесь. Слишком высоки были и риски конфликтов с местными властями, которые могли погубить все задуманное предприятие.

    Въехал в город на осле (кстати, священном животном бога Сетха), потому как иудейский пророк Захария предсказал, что на осле появится и Машиах. Якобы народ кричал ему: "… осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!" (Мф 21:9). Да видно, кричала массовка из ходящих с ним: в Иерусалиме его не знали. В здешнем храме учинил злостное хулиганство и оскорбление чувств верующих, деликатно названное позже евангелистами "изгнанием торговцев из храма". От немедленного побивания камнями спасли Иисуса апостолы.

    Сразу после инцидента вся кампания, кроме Иуды, покинула город и "возлегла" в соседней деревушке. Иуда же направился к властям города, религиозным и светским, дабы по горячим следам усилить эффект от акции, придать ему необратимый характер. ЭТО БЫЛ ЕГО ВЫХОД НА ПОДМОСТКИ МИСТЕРИИ. Вот как представит дело евангелист: "Вошел же сатана в Иуду ... и он пошел, говорил с первосвященниками и начальниками, как его (Иисуса) предать им" (Лк 22:3-4). Знал бы Лука, кого назвал сатаною. А может, знал? Лукиановы киники-циники ... (см. ниже).

    Видимо, Иуда хорошо отыграл свою роль, рассказав "первосвященникам и начальникам" об Иисусе все , что должен был по сценарию: "... он развращает народ наш и запрещает подавать кесарю, называя себя Христом царем" (Лк 23:2), хотел разрушить Храм и др.; рассказал так, что возбудил их к немедленному аресту Иисуса для предания его мучительной смерти. В момент ареста Иуда "... подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, равви! И поцеловал его" (Мф 26:49). Что, видимо, означало: "Все хорошо, все по твоему плану".

    Очередь за Иисусом; тот - в образе СОФИСТА. "Пилат спросил: " Ты - царь иудейский?". Он сказал ему в ответ: "Ты говоришь" (Лк 23:3). Затем "уходит в отказ": "И когда обвиняли его первосвященники и старейшины, он ничего не отвечал. Тогда говорит ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против тебя? И не отвечал ему ни на одно слово..." (Мф 27:12-14).

    Далее все по плану: распятие, стража у пещерки с телом, начальник кладбища Иосиф Аримафейский, подкупивший и напоивший стражу, вместе с Марией Магдалиной похитивший и захоронивший тело Иисуса. И ВОТ СОЛЬНЫЙ ВЫХОД МАРИИ: она находит залегшую на дно братию и возвещает ей о воскресении Иисуса: "Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что он это сказал ей" (Ин 20:18). А также то, что Иисус повелел им идти на все четыре стороны (света) и благовествовать о нем. После этого следы Марии теряются.

    По преданию Иуда, поклявшийся Иисусу не разглашать его тайну даже (и в первую очередь) апостолам, проклятый и ненавидимый ими, повесился. Мария скрылась на юге Франции, где родила от Иисуса девочку. Недавно Папа Римский повысил статус Марии Магдалины с "блудницы" до "апостола апостолам" (то есть принёсшей "благую весть" будущим её (вести) разносчикам). Чудны дела твои, Господи!

    С благовествованием у осиротевших апостолов обстояло худо, оно не покидало границ Иудеи, внутри же страны успеха не имело. Так бы и сошло все на нет, не появись в их среде ПАВЕЛ, ключевое и незапланированное Иисусом лицо.

    А что Христос?  "И так Господь, после беседования с ними (с апостолами - авт.), вознесся на небо и воссел одесную Бога" (Мк 16:19). То есть, воссел Христос навсегда рядом с Яхве, по правую его руку. НУ ЧЕМ ОНИ НЕ ПЕРЕГРИН С ЗЕВСОМ! (см. ниже).


    ПРИМЕЧАНИЕ

    1. Ссылки на Википедию даются прямо в тексте. При этом:
    - "В: Текст" означает: "http://ru.wikipedia.org/wiki/Текст/";
    - "W: Text" означает: "http://en.wikipedia.org/wiki/Text/".
   
    2. Цитаты из Библии даются согласно тексту Библии в синодальном переводе, размещенном на ресурсе: https://bible-ctnter.ru/ru/bibleface/



    ЛИТЕРАТУРА к части 3

    1(3.1). Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после. М.: "Ридеро", 2023.

    2(3.2). Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев. М.: "Ридеро", 2023.

    3.3. Пеларгин В., Вязгина Ю. Евреи, сыны Хама. "Ридеро", 2023.

    3.4. Гиюр - принятие иудаизма. https://toldot.com/giur.html/

    3.5. Деревенский Б. Иисус Христос в документах истории. https://gigabaza.ru/doc/196217-pall.html/

    3.6. Индра А. Египетская мифология: бог Гор.
    3.7. Источник Q - Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Источник_Q/

    3.8. Сальников С. Эволюция Торы как процесс плагиата - 1. https://ss69100.livejournal.com/2478049.html/

    3.9. Сальников С. Эволюция Торы как процесс плагиата - 2. https://ss69100.livejournal.com/2478092.html/


    3.11. Пантелеев В. Доказательства мифологичности евангельского Иисуса. http://proza.ru/2019/07/18/1584/

    3.12. V.Фальсификация Христа или величайшая популярная история. https://maxpark.com/community/310/content//651377/

    3.13. Доказательства существования Иисуса Христа: нехристианские источники.
    3.14. Апокрифы. Апокрифическая литература.
    3.15. Когда писал "Флавий" свою "Историю иудеев"? https://cont.ws/@sugochka/589858/

    3.16. Нехристианские свидетельства об Иисусе Христе. https://dzen.rua/a/YJPi3bjzSwTS6Yym/

    3.17. Латынина Ю. Иисус. Историческое расследование. М.: "Эксмо", 2018.

    3.18. Список книг об Иисусе - List of books about Jesus. https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_books_about_Jesus/

    3.19. Bart Ehrman. Misquoting Jesus, HarperCollins, 2005, p. 188.

    3.20. Спасский А. Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период христианской религии (150-254).
    3.21. История о повешенном или история Йешу из Нацрата. https://krotov.info/acts/12/toledot.html/

    3.22. Торчинов Е. Религии мира. Опыт запредельного. Глава 2. Мистерия смерти и воскресения.
    3.23. Распятие. https://uposter.ru/blog/history/8489.html/

    3.24. Евангельское хождение Иисуса и география Палестины.
    3.25. Ренан Э. История христианства. Книга 1. жизнь Иисуса. М.: "Терра", 2009.

    3.26. Паломничество в иудаизме - кратко.