Два Рима. Два христианства-4

Вязгина Юлия
    Ниже используются материалы [1,2], ссылки на которые означают: [1/4] - [1], глава 4; [2/10.1] - [2], глава 10, раздел 1; [1/1,2] - [1], главы 1 и 2.  Тексты абзацев, заключённых в круглые скобки, можно пропустить при первом чтении.

    Настоящая глава продолжает: Вязгина Юлия. Два Рима. Два христианства-1. http://proza.ru/2023/07/14/1461/;  Вязгина Юлия. Два Рима. Два христианства-2. http://proza.ru/2023/07/14/1538/;  Вязгина Юлия. Два Рима. Два христианства-3. http://proza.ru/2023/07/14/1573/.   


    Часть 2. ЕВРЕИ


    Глава 2.1. МАКСИМАЛИСТСКАЯ ВЕРСИЯ

    "Еврейский вопрос", включая историю евреев, давно является полем битвы. Впечатление такое, что бьются здесь две силы, располагающие ресурсами, достаточными, чтобы театрами военных действий были многие, если не все, сферы жизнедеятельности человечества: экономика, политика, культура, религия, наука, Может, это наши симиты и хамиты с союзниками продолжают противоборствовать в созданном ими двуполярном мире? Может, стоило их назвать более современно, скажем "германцы" и "британцы"? Хотят ли они полного уничтожения своего противника или понимают, что им не жить друг без друга?

    История евреев как отражение этой борьбы немыслима без версионности. Сегодня её версии принято оценивать по их близости к БИБЛЕЙСКОМУ МАКСИМАЛИЗМУ [В: Библейский максимализм] либо к БИБЛЕЙСКОМУ МИНИМАЛИЗМУ [W]: Biblical minimalism]; первый признаёт полную историчность Танаха (еврейской Библии),  второй - его полную мифологичность. Версии, поддерживаемые большинством экспертного сообщества, находятся между этими крайностями, причём сегодняшний тренд направлен от максимализма к минимализму.

    Применительно к целям настоящей книги, упрощая, можно сказать, что ещё недавно максималистов и их оппонентов разделало признание историчности событий древней истории евреев, от исхода Авраама из Ура Холдейского до исхода Моисея из Египта с последующими событиями: завоевание Ханаана, эпоха судей, создание единого еврейского государства Саула-Давида-Соломона, распад последнего с образованием двух царств - Израиля и Иудеи. Сегодня, как мы уже говорили, максималисты в большинстве своём "сдали" эту "древнюю историю", признав её мифом, и отошли на вторую линию обороны, связанную с признанием отдельного существования царств Израиль в IX-VIII и Иудея в VII-VI до н.э., особенно Иудеи, и связанными с ними последующими событиями: уничтожение Иудеи с разрушением Иерусалима и Первого храма; вавилонский плен; возвращение из плена, восстановление Иерусалима и строительство храма; автономия в персидской области Иехуд и т.д. [В: История еврейского народа]. Позицию этих историков и археологов уместно назвать БИБЛЕЙСКИМ НЕОМАКСИМАЛИЗМОМ.

    Наш рассказ об истории евреев в [2.3] также не смог избежать версионности. Следуя традиции, нашу версию, которая признает существование царства Иудея и первого Иерусалима в допленное время в VII-VI вв. до н.э., а также (как следствие) вавилоно-персидской области Иехуд и второго Иерусалима - в послепленное время, мы назвали МАКСИМАЛИСТСКОЙ (НЕОМАКСИМАЛИСТСКОЙ); версию, отрицающую существование Иудеи и Иерусалима в допленное время - МИНИМАЛИСТСКОЙ. Авторы придерживаются минималисткой позиции; однако считают, что такой подход предполагает тщательное рассмотрение аргументов её оппонентов, что и делается в [2.3]. 

    Есть в [2.3] и ещё одна особенность нашего подхода: мы также считаем "древнюю историю евреев" мифом. Однако, как известно, в каждом мифе есть доля мифа. Это означает, что ряд событий этой истории (исход Моисея, образование единого государства, исход Авраама и др.) являются библейским отражением неких других, реальных событий с участием хамитов и симитов, не имеющих к евреям никакого отношения. (Например, исход Моисея, о котором мы уже говорили и реконструкцию которого можно найти в [2.4].) Ведь писали Тору всё-таки финикийцы [2.5].

    Подробно эта версия древней истории евреев рассмотрена в [2.3]. Ещё раз напомним читателю, что она исходит из признания существования допленного (первого) царства Иудея в VII-VI вв. до н.э. со столицей в Иерусалиме с храмом (первым), уничтоженных вавилонским царём Навуходоносором II в -586 г. (соответственно, минималистская версия отрицает существование первой Иудеи с Иерусалимом и храмом, а значит, и последующей истории евреев). Мы не станем подробно описывать дальнейшую историю евреев в рамках максимализма, она хорошо известна: возвращение из плена после завоевания Вавилона Персией (предположительно в -539 г.), восстановление Иерусалима и его храма, обнародование Торы Эзрой, создание иерусалимского "общества Господня" (первого кагала), бытие в качестве области в провинциях Вавилонии, Персии, Селевкии.

    Считается, что упадок государства Селевкидов, начавшийся с поражения Антиоха III в битве с римлянами при Магнесии в -190 г., позволил иудеям в -167 г. поднять восстание (Маккавеи) и примерно с -140 г. объявить независимость от селевкидов, образовав (второе) царство Иудею (Хасмонеи) со столицей в восстановленном Иерусалиме с храмом (вторым). И Селевкия, и отделившаяся часть её Иудея падут в 64 г., когда легионы Помпея войдут в Сирию, обратив её в римскую провинцию (куда и войдёт Иудея).

    Однако и в составе Римской империи евреи продолжали бунтовать, что привело к необходимости их умиротворения. Дело поручили Титу Флавию Веспасиану (будущему императору Титу [В: Тит (император)]), который во главе 3 легионов в 70 г. осадил Иерусалим, взял его и уничтожил вместе с храмом [В: Осада Иерусалима (70)]). Обо всём об этом мы знаем от якобы свидетеля событий историка Иосифа Флавия, сочинения которого увидели свет через … 1500 лет; достоверность "Флавия" обсуждается ниже. Пока же заметим, Что если бы не эти "припоздалые" публикации сегодня мы не знали бы ничего о героическом греко-римском периоде еврейской истории.

    Так было поставлена точка в т.н. периоде Второго храма и всей "древней истории евреев"; римский император Тит (скорее всего, мифический) сыграл роль их могильщика, переплюнув вавилонского императора Навуходоносора II (скорее всего, историчного) за 500 лет до него закрывшего только период Первого храма. Ситуация с похожим "закрытием" этих двух периодов ("эпох" в иудейской традиции) выглядит довольно надуманной. Особенно с учётом того, что Навуходоносор ни к каким закрытиям "эпох" не причастен, ему это приписано фальсификаторами, писателями Библии, знакомыми с историчной осадой финикийского Тира Александром Македонским в -322 г. и отнесённой ими в мифический Иерусалим -586 г. [2.3].

    По нашему мнению, после трагических последствий действий полубога Александра в -322 г. в Тире (10 тыс. убито, 2 тыс. распято, около 30 тыс. стали рабами) финикийцами была предпринята первая попытка трансформации, которая и предполагала закрытие всей "древней истории" иудеев, а не какой-то "эпохи Первого храма". Однако форсировать процессы трансформации не стали, т.к. полубог оказался очень даже смертным и до Карфагена, спасительной надежды финикийцев, он так и не добрался. Реально трансформация финикийцев в евреев заметно обозначилась во второй половине 1 в., когда в финикийских колониях вдруг исчезли финикийцы и появились еврейские кагалы.

    В истории евреев образовалась лакуна между IV в. до н.э. и 1 в., которую надо было чем-то заполнить. Это сделал писатель (группа писателей), известный как "Иосиф Флавий", подаривший евреям их греко-римский период, насыщенный якобы героической борьбой иудеев с селевкидами и римлянами (т.н. "Иудейские войны"), закономерно завершивший "эпоху Второго храма" вторичным уничтожением Иудеи, Иерусалима и его храма. После чего по замыслу фальсификаторов евреи и рассеялись по финикийским колониям. Но почему по финикийским? Оказывается, финикийцы и (мифические) евреи - "братья"; вначале финикийцы по-братски приняли братьев-евреев, а затем приняли и их веру. Потому и исчезли одновременно с появлением евреев на их землях.

    Последнее звучит довольно складно. Для нас, но не для римлян той поры, которые отлично знали, что с "луны свалившиеся" евреи суть переобувшиеся финикийцы, потому и преследовали их как исторических врагов, а вовсе не за их "истинную" веру.
Яхве насчёт братства??????????????????
   
    Глава 2.2. МИНИМАЛИСТСКАЯ ВЕРСИЯ

    В этой версии никакого греко-римского периода истории евреев не существовало.

   Отсутствие Иудеи на исторических подмостках косвенно подтверждают античные авторы. Так, в литературе ранней античности (VIII-IV вв. до н.э.) нет ничего об Иудее и Иерусалиме, в классической (примерно со II в. до н.э. до 2 в.) такие данные появляются. В "Истории" Геродота (484-425 гг. до н.э.) эти топонимы отсутствуют, в "Географии" Страбона (-64-23 гг.) они уже есть. О Гомере (VIII в. до н.э.) и говорить не приходится: не ведал Поэт об иудеях. Античные греки раннего периода, похоже, вообще ничего не слышали о стране и городе с такой славной историей. С римскими антиками классического периода иудеям повезло больше. Вот как объясняет данный феномен А.Грушевой [2.6]:

    "Прежде всего здесь следует назвать сочетание двух исторических случайностей: любознательность Иосифа Флавия, собравшего в сочинении "Против Апиона" огромное количество выписок из сочинений, которые были бы иначе нам совершенно неизвестны и недоступны, и любознательность учёных деятелей раннехристианской церкви (особенно Климента Александрийского и Евсевия), весьма интересовавшихся историей возникновения христианства и всем тем, что так или иначе связано с Ветхим Заветом. У Псевдо-Юстина (Cohortario ad Gentiles; De Monarchia), Климента Александрийского (Stromata V) и Евсевия (Praeparatio Evangelica, IX, XI-XIII) встречается множество цитат из предшественников, с помощью которых они стремятся доказать вторичность античной культуры по отношению к ветхозаветной. Все трое делают это с помощью цитат из Библии, а также большого количества цитат из сочинений иудейских авторов, которые писали по-гречески, сохранившихся до нашего времени лишь в цитатах у Отцов церкви …

    Иными словами, имеющиеся у Отцов церкви многочисленные цитаты из грекоязычных иудейских авторов являются материалом из третьих рук. Дошедшим до нас цитатам предшествуют не сохранившиеся тематические подборки, частично составленные Александром Полигистором, а не сохранившимся тематическим подборкам предшествуют опять же не сохранившиеся произведения иудейских авторов. Следовательно, если бы не любознательность Иосифа Флавия и некоторых Отцов церкви, наши сведения по древней истории иудеев в эллинистический и римский периоды были бы весьма ограничены. Проверить добросовестность Иосифа Флавия и раннехристианских авторов мы не можем …".

    Иосиф Флавий (37-95 гг.). Иудей, воин, римлянин. Псевдоним писателя с нетривиальной автобиографией. Кладезь наших знаний по греко-римскому отрезку бытия иудеев. На самом деле жил и трудился в одно время или чуть позже с сочинителями истории "Рима" со столицей в городе Рим-на-Тибре. Украденной у подлинного Рима со столицей в городе Рим-на-Босфоре, известном нам как Константинополь, после его падения в 1453 г. (см. часть 1). То есть, скрипел пером, возможно, с группой соучастников в 16 в. Интересен еще и тем, что явился внебиблейским свидетелем №1 по делу об историчности Иисуса Христа. Как говорится, "наш пострел везде поспел".

    Отцы церкви Климент Александрийский (150-215 гг.) и Евсевий Кесарийский (265-339 гг.). Плодовитые авторы, первый значится в святых, последний - в "отцах церковной истории". Возможно, мифические персонажи, ведь история церкви фальсифицирована покруче римской. Зная о титанической деятельности церкви по фальсификации мировой истории (неправильное жгли, правильное писали) трудно поверить в их объективность в вопросах, связанных с историей иудаизма. И потом, разве останавливали "отцов" какие-то там "не убий", "не кради", тем паче, "не лжесвидетельствуй", когда дело касалось интересов "святой церкви"?

    Александр Полигистор (100-75 гг. до н.э.), он же Корнелий Луций Александр, "универсальный человек", "сведущий в разных областях", автор "бесчисленного количества" работ, римский "иудей и доксограф". Вот что этот "универсальный иудей" писал о соплеменниках: "… закон был дан иудеям женщиной по имени Масо … Иудея получила свое имя от Иуды и Идумеи, детей Семирамиды" [2.7]. Сочинения подобного качества поставил на поток. Работал с артелью, часто на заказ. В оставленной им к преклонным 25-годам жизни большой куче мусора любили копаться "отцы церкви". А также "Флавий".

    Интересно, что несколько важнейших событий древней истории оказались тесно связанными с одной и той же группой писателей, достоверность которых (а значит, и событий, о которых они нам поведали) уже давно вызывают серьёзные сомнения. Речь идет о Западной Римской империи, которую, собственно говоря, и называют Древним Римом, и, в частности, о правившей Римом 27 лет (69-96 гг.) династии Флавиев: три Тита Флавия, отец и два сына, два из которых, включая отца, по прозвищу Веспасианы, а третий - Домициан. (И здесь первая странность: когномен (прозвище) Веспасиан отец (император Веспасиан) получил от родового имени его матери Веспасии (означает "запад") [В: Веспасиан], но родовым для династии он не стал, в противном случае мы бы имели трёх полных тёзок. У второго сына (императора Домициана) когномен - Домициан ("принадлежащий (по рождению) Домициям"? [В: Список римских когноменов]. Женой его была Домиция, но она не рожала мужа и её род его не усыновлял [В: Домициан]. И почему у первого сына (императора Тита) когномен такой же, как и у отца?)

    Откуда мы знаем о Флавиях? В первую очередь от Иосифа Матитьяху (Флавия) (37-95 гг.), который якобы сражался против Веспасиана и сдался ему, но вместо заслуженной смерти стал рабом, вольноотпущенником и любимцем Флавиев,  предсказав, что Веспасиан станет римским императором (кстати, как вольноотпущенника Тита Флавия Веспасиана он должен был носить имя Тит Флавий Иосиф [2.8]). Как и следовало ожидать, Флавии из низов, пришли к власти во время смуты, сделав своё дело, ушли (на Тите династия пресекается).Зачем приходили?

    Как уже догадался наш читатель, именно Флавии покончили с т.н. "вторым царством" Иудея, якобы захватив и уничтожив в 70 г. Иерусалим с его Вторым храмом. И кто же первым рассказал нам об этом? Ну, конечно же, Иосиф Флавий! Для того-то он и придумал Флавиев (в рамках ещё более грандиозной фальсификации Древнего Рима (см. часть 1), чтобы те покончили с очередным этапом истории древних евреев, со вторым царством Иудея, её славной столицей Иерусалимом (тоже, кстати, вторым (см. [2.3], разд. 3.4.2.)) и святыней евреев - Вторым храмом. И получилось это у Тита не хуже, чем у Навуходоносора, якобы сотворившего подобное в -586 г. с первым царством Иудея, Иерусалимом (тоже первым) и Первым храмом. Неужели "Иеремия", "Флавий" из одной школы, не балующей своего читателя фантазией, предпочитающей накатанные схемы?

    Подтвердил существование Флавиев Светоний (70-126 гг.) в его сборнике биографий "Жизнь двенадцати цезарей" (от Юлия Цезаря до Домициана); многие специалисты считают, что жизнеописания первых шести цезарей, от Цезаря до Нерона (Юлии-Клавдии) и последних, от Гальбы до Домициана (в основном, Флавии) написаны разными людьми в разное время, причём последние, возможно, после смерти Светония [В: Гай Светоний Транквилл].

    О существовании самого Светония мы знаем из нескольких писем к нему якобы его друга Плиния Младшего (61-113 гг.), чиновника и мастера эпистолярного жанра. Кому он писал? Кроме Светония, выделяются ещё двое: историк Тацит и император Траян, с которым у Плиния были якобы "доверительные отношения". Нам известны 9 книг его писем, якобы опубликованных самим автором; есть и 10-я книга, переписка с Траяном, которая, как считают специалисты, написана после смерти Плиния [В: Письма Плиния Младшего].

    Тацит (56-120 гг.), корреспондент Плиния, сенатор, консул и историк, писал о Флавиях, имея в источниках Светония. Итак, мы готовы представить группу авторов, о которых говорили выше: Флавий, Светоний, Плиний Младший, Тацит. Последние трое являются современниками, ссылаются друг на друга и на  "коллегу" Флавия, пишут о династии Флавиев, подтверждая их участие в т.н. Иудейских войнах и т.п.. И всё бы ничего, да бес попутал: все они и только они являются свидетелями историчности Иисуса Христа (христосвидетелями), привлекая к себе повышенное внимание. В главе 2.2 мы расскажем об этом подробнее.


    Глава 2.3. ГДЕ ОНА, ФИНИКИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА?

    Зададимся вопросом: "А куда, собственно, делась финикийская литература? У народа-цивилизатора, изобретателя алфавита её не было? У народа, сотни лет доминировавшего в морской торговле, имевшего фактории со складами по всему Средиземноморью, не было даже учетных книг?

    Ясно, что литература у финикийцев была, великая литература, в том числе историческая. Об этом свидетельствуют античные авторы, среди которых Филон Библский, опираясь на более древние источники. И куда всё делось?
 
    Обычно объясняется так: варвары-ассирийцы де все уничтожили [2.9]. Но не такие они и варвары, эти ассирийцы. Одна библиотека их царя Ашшурбанипала в Ниневии (VII в. до н.э.) чего стоит, крупнейшая библиотека древнего мира и древнейшая из всех известных ныне библиотек. Между прочим, содержит шумерские и вавилонские тексты, но не финикийские! А ведь вавилоняне, как и финикийцы, были врагами ассирийцев, они и уничтожили Ассирию к концу VII в. до н.э.

    Считается, что Ашшурбанипал собирал свою библиотеку везде, где только мог. В завоеванных и включенных в состав империи странах он забирал все: глиняные таблички, каменные скрижали, пергаментные и папирусные свитки. И здесь содержится первый возможный ответ на поставленный выше вопрос. Продвинутые финикийцы не писали на мокрой глине и уж, конечно, не подражали Моисею и его богу со скрижалями. Они писали чернилами на папирусе ("библосе"; Библ был центром мировой торговли папирусом), а это очень горючий материал. В библиотеке Ашшурбанипала может и были финикийские папирусы, да все сгорели. Остались только камни и обожженная глина.

    Вторая версия. Финикийцы так ценили свои тексты (по крайней мере некоторые из них), что в порту Тира всегда стояло судно, готовое принять библиотеку и отплыть при первой же угрозе. А ассирийцы и прочие вражины плавать не умели. Если так и было, то где-то в интересном месте нас ждут финикийские свитки, которые изменят наш изрядно фальсифицированный взгляд на древнюю историю. Быть может, именно поэтому ждут и могут не дождаться?

    Третья и наиболее вероятная версия. Трансформация предполагала полный (насколько это зависело от них, конечно) уход финикийцев из истории и вывод на историческую сцену свежеиспеченного народа евреев с фальсифицированной древней историей. Уничтожение своей литературы своими же руками вписывается в такую концепцию Трансформации. Как и создание "еврейской литературы". Сюда же относится более поздняя зачистка всего и всех, что могло бы бросить тень на Священное Писание пришедших к власти христиан; финикийская литература такой зачистке, безусловно, подлежала.

    Как финикийцы разработали так называемый древний иврит и палеоеврейское письмо, описано в [2.3], разд. 4.3. Алфавит последнего настолько похож на финикийский, что дает основание современным иудейским ортодоксам утверждать, что именно евреи создали первый алфавит, а финикийцы-соседи де его позаимствовали (хвост крутит собакой и не без успеха).

    Однако, на создание полноценной "древней еврейской литературы" у финикийцев, похоже, не хватило ни сил, ни времени. Ограничились Библией, в которую включили исторические и иные, в основном хананейские, но также и аккадские, вавилонские и др. тексты, частично переработанные и переведенные на иврит и арамит. А также сборники Поздние пророки, куда вошли произведения авторов перечисленных основных текстов (книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и 12-ти малых пророков), и Писания (все остальное, что удалось включить: книги Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Экклезиаст, Эсфирь и другие). Интересно отметить, что в Священное Писание евреев включены тексты отнюдь не священные, скорее напротив, например полная эротики Песнь песней. Почему так случилось? Возможно, финикийские авторы Танаха, зная, что уготовано финикийской литературе, пытались хоть что-то спасти, включая в "еврейский  сборник"?

    И еще одно - греки. Удивительное дело, после "дорийского вторжения" в Микенскаю Аххияву [2.10] и образования страны греков, не имевшие письма доряне впали в кому на 400 лет, а очнувшись, ассимилировали пеласгов, сделав из них ионян и эолян, выучили с их помощью дарованный пеласгами алфавит и уже в V-IV вв. до н.э. вступили в  свой "классический период". На хорошо унавоженной почве внезапно и вдруг расцвело все, включая великую литературу. Ну прямо как сирийские бедуины, остановившись на ночлег, написали вдруг Библию.

    Но кто же подготовил худородную греческую "почву" к столь махровому  цветению "ста цветов"? Бросаются в глаза два обстоятельства. Первое - подавляющее число великих ученых, философов, писателей и художников этого времени - это ионяне, афинские и малоазийские, и (в меньшей степени) эоляне и другие ассимилированные пеласги. Второе - время расцвета: в V-IV вв. до н.э. финикийцы создавали культуру не существующих евреев и приступили к уничтожению своей.

    (Гомер разбудил дорян своими песнями, но был ли Гомер дорийцем? Едва ли: "… гомеровский диалект … представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка" [В: Гомер]. То есть, "Илиаду" и "Одиссею" написали ионийские и эолийские авторы, вчерашние пеласги или … финикийцы.)

    Так что многие, словно ниоткуда появившиеся произведения той же греческой литературы, вполне могли быть переводами и некоторой переработкой сочинений финикийских авторов, сделанных вчерашними пеласгами, а также работ самих пеласгов. (Напомним, что пеласги - этнос, образованный финикийцами, хатто-хурритами, амореями и местными эгейскими племенами с VI тыс. до н.э.; тесные связи финикийцев с пеласгами не прерывались никогда.) Этот факт признается учеными, но, конечно далеко не всеми: ведь греческая культура - это европейское "всё".

    "Нам известно, что существовала обширная финикийская научная и художественная литература, но памятники её до нас, к сожалению, не дошли", - констатирует "Всемирная история" [2.11,с. 504]. А вот мнения И.Шифмана и Й.Вейнберга, подкрепленное ссылкой на Геродота:

    "Финикийская литература, несомненно богатая и оказавшая значительное влияние на письменность соседних стран и народов (в том числе и прежде всего на стилистику и некоторые сюжетные мотивы библейского повествования), до сих пор мало известна и почти не изучена" [2.12].

    "В VI-V вв. до н.э. восточная культура оказывала на эллинскую большее влияние, чем последняя на восточную … "А финикияне эти, прибывшие в Элладу … принесли эллинам много наук и искусств и, между прочим, письменность", - писал Геродот, выразив господствующее в Элладе признание великой роли восточной культуры в образовании эллинской" ([2.13],с. 212).

    Оригиналов заимствованных книг или хотя бы имен их авторов греки нам не оставили. То ли по договоренности с финикийцами, то ли по неистребимому желанию греков всему увиденному, услышанному и почерпнутому дать свои имена и названия.

    Можно понять "британских ученых", надменно заявляющих, что история Древнего мира написана (ими, разумеется) и такой останется навсегда: на дворе Кали-Юга [В: Кали-Юга]. В британской версии этой истории финикийцев старательно замалчивают; если и приходится их упомянуть, говорят о ханаанеях или (еще охотнее) о западных семитах. Но самое удивительное в этой ситуации то, что ныне живущие и весьма влиятельные потомки финикийцев не только не препятствуют, но, похоже, направляют и финансируют процессы фальсификации истории своего народа. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БРИТАНСКАЯ ВЕРСИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА ФИНИКИЙСКОЙ?

    (Похоже, что в своё время центр хамитского мира переместился из Испании в Британию. После чего последняя стала яростной защитницей мифической древней истории евреев. Этой теме мы посвятим отдельный рассказ; пока же ограничимся цитатой из [1/6.2]:

    "Нет сомнений в том, что когда при создании Библии финикийцы описывали Иерусалим, они имели под рукой подробное описание Элефантины, оставленное  побывавшими в ней путешественниками (возможно, Иеремии - авт.). Сходство реальной Элефантины с библейским Иерусалимом было столь очевидным, что уже давно мыслящие люди стали подозревать, что Элефантина и есть истинный Иерусалим, в отличие от арабской деревушки Эль-Кудс. Например, в Элефантине и только в ней находится фундамент храма, в точности соответствующий чертежам "храма Соломона". И многое другое [2.14; 2.15].

    Дабы раз и навсегда пресечь брожение умов, в 1821 году специально присланная команда саперов из Европы (в основном британцы - авт.) взорвала все наземные постройки на острове, а в 1902 году БРИТАНЦЫ затопили город, построив дамбу, которая никакого хозяйственного значения не имела. Потом сами же признали проект дамбы, разработанный лучшими инженерами того времени, "неадекватным" … [2.14].

    Те же БРИТАНЦЫ в 1948-ом году отдали сионистам (возникли в 1897-ом не без участия Британии) часть Подмандатной Палестины для создания еврейского государства на "земле обетованной". С тех пор так называемые библейские археологи перекопали всю эту землю, но никаких следов пребывания древних евреев не нашли. Как отмечалось в [2.5], не там копают и не то ищут. Не залили бы Элефантину водами Нила, древняя (и не только) история оказалась бы совсем иной. Но ведь её и залили, что б не оказалась. Что ж, историю пишут (и переписывают) победители, а в победителях тогда ходили британцы".)

    Да, Финикия ушла. Ушла навсегда, оставив нам надежду в устах евангелиста Марка: "НЕТ НИЧЕГО ТАЙНОГО, ЧТО НЕ СДЕЛАЛОСЬ БЫ ЯВНЫМ, И НИЧЕГО НЕ БЫВАЕТ ПОТАЁННОГО, ЧТО НЕ ВЫШЛО БЫ НАРУЖУ. Если кто имеет уши слышать, да слышит!" (Мк 4:22-23).

    Надежда эта отчасти сбылась на раскопках северофиникийского Угарита. Последний, похоже, зачистки обошли стороной. Причиной тому - необычная судьба города. Основан он был чуть позже Библа, успешно конкурировал с ним как центр морской торговли. Но случилось цунами и/или землетрясение в регионе (по некоторым данным - Минойское извержение XV в. до н.э. [2.16], по другим - Санторинское извержение конца XIV в. до н.э. ([2.17],с.50) или еще более позднее землетрясение в районе Критской дуги), порт и город были разрушены. После восстановления - еще удар: в XII в. до н.э. Угарит был буквально стерт с лица земли т.н. "народами моря", среди которых особенно усердно "трудились" филистийцы [2.10].

    Далее случилось невообразимое: знаменитый и древнейший город больше не восстанавливался, про него забыли. Вплоть до 1928 г., когда плуг местного крестьянина не споткнулся о каменные плиты, закрывавшие вход в подземелье с красиво расписанными вазами в районе гавани Минет-эль-Бейда на севере Сирии. Это был портовый склад Угарита; сам город располагался в 1 км от моря. Раскопки К.Шеффера на холме Рас-Шарма, в 12 км к северу от Латакии (Сирия) [2.17], принесли сенсационные результаты; ограничимся здесь указанием на связь финикийской литературы с еврейской, т.е. с Библией.

    Самое ужасное, что здесь нельзя было заявить привычное, что, дескать, эти хананеи опять украли у евреев их достижения: тысячи глиняных табличек, записанных на восьми языках с использованием четырех видов письма (шумерского, аккадского, угаритского и хурритского), начиная с XX в. до н.э., говорили скорее об обратном. В результате был достигнут мучительный компромисс: "БИБЛИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ХАНААНСКОЙ (читай: ФИНИКИЙСКОЙ) ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ. Эта концепция стала основной в израильской школе исторического изучения Библии" [В; Угарит; 2.18].

    Чуть ниже мы слегка утомим читателя подробностями, что же именно "продолжает и развивает" Библия. Отметим лишь простую вещь: так "продолжить и развить" могли лишь сами финикийцы, а не культурно чуждые им писатели из окрестных пустынь. Дадим слово М.Зильберману [2.17]:

    "Материалы археологических раскопок, проведенных в Угарите (Рас-Шамра) сделали очевидными (вскрыли) параллели, связи и сходства многих религиозных и культурных элементов Ветхого Завета (христианского Танаха - авт.) именно с Угаритскими (других финикийских практически не нашли - авт.) образцами ханаанских прототипов. Более того, литературные памятники Угарита способствовали разъяснению (даже правильному прочтению) целого ряда слов, понятий и отрывков в библейских текстах (например, Псалом 89.20), ранее непонятных или труднообъяснимых.

    Характерно, что даже по своей ритмической структуре поэзия Танаха сходна с угаритской. С точки зрения видов стиха как в угаритской, так и в библейской поэзии наличествует биколон, триколон, тетраколон и пентаколон, разделенные на стопы из трех слогов или слов, используются равные и неравные ритмы …

    Для обеих литератур характерно широкое применение стилистического принципа параллелизма (выравнивания темы) в различных её вариантах. Более того, существует большое сходство между семантическими парами, используемыми для создания параллелизмов. Многие устойчивые словосочетания (эпические формулы), речевые обороты, художественные идиомы и тропы, обнаруживаемые в угаритской литературе, встречаются и в древнейших (но более поздних - авт.) прозаических повествованиях Ветхого Завета (прежде всего в Книгах "Бытие" и "Самуил") … Язык поэм Угарита по этимологии и синтаксису "удивительно родственен" языку Танаха, "есть поразительное сходство в словарном запасе" ([2.17],с.51).

    М.Зильберман не подвергает при всем этом сомнению авторство евреев в создании Библии. Но как он объясняет столь глубокое погружение евреев в угаритскую культуру? Если кратко, то длительным, как считает Зильберман, пребыванием Авраама именно в Угарите после захода его в Харран (согласно Зильберману, Авраам с семьёй был даже культурно ассимилирован хананеями Угарита - авт.). Об этом мы поговорим в свое время, пока же несколько слов о редкой находке в Карфагене, сделанной, быть может, только потому, что в  -146 г. римляне сравняли Карфаген с землей так же, как это сделали филистийцы с Угаритом:

    "… от кодекса финикийского сакрального права дошли до нашего времени лишь обломки камней с надписями, найденными в Марселе и Карфагене … Они написаны на финикийском (пуническом) наречии ханаанейского языка и по тону (как ритуальный текст) приближаются к Книге Левит" ([2.17],с.51). В частности, полностью совпадают типы жертв в пунических храмах Ваала и в иерусалимском храме Яхве: "всесожжение", "заклание", "искупление" и др. [2.18; 2.19].

    Могут ли быть эти совпадения случайными?


    Глава 2.4. ТИР И ИЕРУСАЛИМ

    Вернёмся к Навуходоносору II. Этот вавилонский царь шагнул в историю со страниц Библии, где упоминается 69 раз! При этом внебиблейские источники за 37 лет его царствования, 594-557 гг., из 43 беспрецедентно отсутствуют! А ведь именно в этот период Навуходоносор осаждал Тир и дважды Иерусалим, уничтожил Иудею со столицей и разрушил её Первый храм, пленил иудеев и отправил их в мучиться в Вавилонию, чем заслужил проклятие будущих евреев на все времена. В тех же немногочисленных внебиблейских источниках, которые "чудом" сохранились, предстаёт перед нами совсем другим - великим царём-созидателем. Удручающая ситуация, так и тянет поправить классика: "Послушайте! Ведь, если звёзды гасят - значит - это кому-нибудь нужно?"

    Итак, Навуходооносор II не осаждал Иерусалим и не пленил иудеев за неимением таковых; а что же осада Тира, начавшаяся в -586 г. и длившаяся 13 лет, была она или нет? О ней нам известно из пророчеств Иезекииля, ещё одного писателя-пророка, которые, как считают библейские ревнители, полностью сбылись:

    "… так говорит Господь Бог: вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском, и с многочисленным народом. Дочерей твоих на земле (материковые владения Тира - Ушу и др. - авт.) он побьёт мечом и устроит против тебя осадные башни, и насыплет против тебя вал (дамбу - авт.), и поставит против тебя щиты; и к стенам твоим придвинет стенобитные машины и башни твои разрушит … И разграбят богатство твоё, и разрушат стены твои, и разобьют красивые дома твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду. И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей … И поднимут плач о тебе и скажут тебе: как погиб ты, населённый мореходами, город знаменитый, который был силён на море, сам и жители его, наводившие страх на всех обитателей его (моря - авт.)!" (Иез 26:7-9,12,14,17).

    Многие исследователи сходятся в том, что Иезекииль даёт описание взятия Тира Александром Македонским в -322 г.: уничтожение Ушу, материковой части города, использование его руин для сооружения дамбы, стенобитные машины у стен острова - ничего такого у Навуходоносора, если он и осаждал Тир, не было. (Хотя Ушу, или часть его Навуходоносор, возможно, и разрушил.) А приход Навуходоносора "от севера"? Вряд ли это указание, что пришли вавилоняне со стороны Сидона, а не Акко; так говорят о родине врага и она - на севере. Явное указание на Македонию с Грецией, но никак не на Вавилонию, которая глубоко на юге.

    (Между прочим, "считается, что первое стенобитное орудие изобретено карфагенскими мастерами - Паферасменом и Герасом. Случилось это приблизительно в 500-м году до н.э. и применили его карфагеняне во время осады Гадеса (Кадиса), города в Испании" [2.20; В: Таран]. А значит, Навуходоносор не мог использовать его в -586 г., но мог Александр в -332 г.)

    Обращает на себя внимание совпадение дат начала осады Тира и падения Иерусалима - 586 г. до н.э., а также длительности осады Тира  и переселения иудеев в Вавилон - 13 лет, проходившее в два этапа в 598/597-586/585 гг. до н.э. [В: Вавилонский плен]. И вот наша версия.

    Нововавилонское царство, основанное Набопаласаром, отцом Навуходоносора, халдеем касситского происхождения, было союзником Финикии в борьбе против Ассирии (см. [2/13,14]). В этой связи появление Навуходоносора в Финикии как победителя ассирийцев не встретило ни сопротивления финикийских городов, ни уплаты ими дани в качестве вассалов новому сюзерену. Чествовали ли финикийцы вавилонян как освободителей - неизвестно, но ворота финикийских  городов для них, видимо, были открыты. Кроме Тира, который отказался принимать царя с многочисленной вооружённой охраной - только с небольшой свитой. Причина (мы неоднократно уже говорили об этом) - статус острова как хранителя общефиникийской казны и, возможно, религиозно-исторических реликвий.

    Навуходоносору такой приём не понравился (слухи о баснословных богатствах Тира не миновали и его ушей и, кто знает, может он рассчитывал на участие финикийских капиталов в задуманных им грандиозных вавилонских стройках (зиккурат Этеменанки [В: Этеменанки], Мидийская стена и многие другие [В: Навуходоносор II). Он захватил Ушу и разместил в нём гарнизон, часть горожан отправил в Вавилон. Видимо, там нужны были рабочие руки, в первую очередь квалифицированные строители для упомянутых выше строек. В Библии это отражено как переселение 10 тыс. (по данным Иеремии - 3023 (Иер 52:28)) иудеев Иерусалима на первом этапе "вавилонского пленения" в -597 г., который обошёлся без взятия города.

    Блокировав Тир с берега, Навуходоносор отправился по своим делам; в частности, нужно было разобраться с Египтом, всячески демонстрирующим свои претензии на Финикию. Тиряне же, как представляется, были заняты переправкой казны в безопасные места, включая, возможно, и Карфаген (во всяком случае, это совпало по времени с началом экспансии Карфагена в Западном Средиземноморье). Операция потребовала немало времени с учётом того, что пуны, основатели Карфагена, хоть и были тирянами, но только по происхождению. Иными словами, Карфаген был колонией тирян, но не Тира, что потребовало длительных переговоров сторон по многим вопросам. Стратегической же целью финикийцев было превращение Карфагена в мощную державу под своей эгидой, способную соперничать с ведущими государствами Ойкумены (см. [2/13]).

    Закончив с казной, тиряне приступили к переговорам о добровольной сдаче города Навуходоносору; в -586 г. они сдались, выплатив, по-видимому, немалую компенсацию за нанесённый царю царей ущерб, моральный и материальный. Мы не исключаем, что одним из условий сдачи города была отправка инженеров и строителей Тира в Вавилон для участия в проекте сооружения висячих садов (одно из чудес света [В: Семь чудес света]); последние, как считается, в инженерном отношении были столь же сложны, как и прилепившийся к скале островной Тир. Так прошёл второй этап "вавилонского пленения". По данным пророка Иеремии в Вавилон на этом этапе по этапу направились 823 человека (Иер 52:29).

    Авторы Библии описание этого этапа скомпилировали с описанием взятия островного Тира Александром Македонским. Известно, что дела у того шли туго, пока он не блокировал остров со стороны моря с помощью кораблей Библа и других присягнувших ему финикийских городов, а также Кипра [W: Siege of Tyre (332 BC)]. Также известно, что библяне, вынужденные подчиниться македонцу, сумели-таки вывезти морем властную и жреческую элиту тирян во главе с царём Азимилком в Библ. Таким образом, "БАБЕЛЬСКИЕ СИДЕЛЬЦЫ" ПОЯВИЛИСЬ НЕ  В -586 Г. ПОСЛЕ ВЗЯТИЯ НАВУХОДОНОСОРОМ II МИФИЧЕСКОГО ИЕРУСАЛИМА, А В -332 Г. В ХОДЕ ОСАДЫ ТИРА АЛЕКСАНДРОМ МАКЕДОНСКИМ. И ПОЯВИЛИСЬ ОНИ В БАБЕЛЕ-БИБЛЕ, А НЕ В БАБЕЛЕ-ВАВИЛОНЕ.

    "Но Библия определённо говорит о Вавилоне, а вы о Библе. Не сходится!" - злорадствует наш читатель. Только зря, всё сходится, учитывая, что в древности Библ-Гебал назывался Бабелем и месопотамский Бабель-Вавилон, основанный касситом Саргоном Великим, был назван так в честь Бабеля-Библа (см. [1/3.4])!   

    Итак, библейские описания осад Навудохоносором Тира и Иерусалима с последующим разрушением этих городов и переселением пленных в Вавилон основаны на реальных событиях осад финикийского Тира Навходоносором II и Александром Македонским. Основные авторы этих описаний - великие пророки Иеремия и Иезекииль - были финикийцами. Иезекииль - определённо тирянин; чтобы понять это, достаточно прочитать главы 26, 27 библейской Книги Иезекииля; об Иеремии мы много говорили в этом плане в [2.3]. Вывод напрашивается сам собой: ФИНИКИЙСКИЙ ГОРОД ТИР ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОРИЧНЫМ ПРОТОТИПОМ МИФИЧЕСКОГО БИБЛЕЙСКОГО ИЕРУСАЛИМА. (Не в архитектурном смысле - здесь Иерусалим срисован с Элефантины ([2.3], разд. 5.2).)

    Тирской элите, бежавшей в Библ, вместе с библянами пришлось предпринять конкретные шаги для религиозно-политической консолидации финикийцев. Начинать "сидельцы" решили с религиозной консолидации на основе принятия новой религии; для разработки её священных текстов создали, как мы говорим сегодня, рабочую группу, включив в неё писателей Иеремию с Варухом, Иезекииля и других. Возможно, позже в эту группу вошёл и библянин Эзра.

    (В иудейской традиции считается, что Эзра очень любил космополитичный Бабель-Вавилон, "мать блудницам и мерзостям земным" (Откр 17:5), куда и удалился после трудов праведных по созданию Торы и первого кагала в Иерусалиме, где и закончил дни свои. Как-то не вяжется библейский образ Эзры, неистового борца за этническую чистоту рядов святого народа, с поклонником Вавилонской блудницы, полной "мерзостями и нечистотою блудодейства", упоённой "кровью святых" (Откр  17:4,6). На деле Эзра жил и трудился в космополитичном Бабеле-Библе; умирать, возможно, отправился в Вавилон, чтобы лечь рядом с Учителем, коим Эзра считал Моисея [2.4].)

    Так в Библе, в привычной обстановке центра коммуникаций тогдашнего цивилизованного мира, в городе-космополите, поддерживая оперативную связь с верховными хамитскими жрецами, Иеремия со товарищи подготовил прото-Тору (см. [2.3], разд. 2.3.3). За это говорит и следующее. Как отправленные в Вавилон строители, так и "бабельские сидельцы" имели свои стимулы к возвращению на родину, восстановлению своих городов и храмов. Для одних - это город Ушу, материковый Тир, и храм Мелькарта; для других - островной Тир и вырубленное в скале, тщательно сокрытое от чужих глаз святилище великого бога Первого времени Сетха [2.4], с Ковчегом бога, как в мифическом Первом храме иудеев, или пустое, как во Втором иудейском храме, тоже мифическом. Таким образом, ПРОТОТИПОМ СВЯТАЯ СВЯТЫХ ИЕРУСАЛИМСКОГО ХРАМА БЫЛО ТИРСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ БОГА СЕТХА.

    Волнительно думать, что не "презренный металл", а именно эта святыня была причиной яростных битв тирян с завоевателями, причиной, по которой защитники Тира не пускали в город сильных мира сего, включая и Навуходоносора с Александром. Сумели ли вывезти её тиряне в Карфаген во время "мягкой" осады Навуходоносора II? Пытались ли? То героическое сопротивление, которое Тир оказал Александру Македонскому, подталкивает к мысли, что к началу его осады священная реликвия была ещё на острове. Все же другие данные об осаде говорят, что к началу морской блокады Тира она, по-видимому, остров уже покинула. (Например известно, что защитники острова смогли эвакуировать в Карфаген женщин и детей [W: Siege of Tyre (332 BC].)

    Дальнейшая история разворачивается после смерти Александра в -323 г., в правление  диадоха Птолемея I, разрешившего около -310 г. "бабельским сидельцам" вернуться из Библа в Тир (монеты вернувшегося тирского царя Азимилка чеканки 309-308 гг. до н.э. обнаружены на острове археологами [В: Сур (город)]). (И опять пресловутые 13 лет!). Кто-то из писателей прото-Торы вернулся в Тир (Иезекииль), другие (Иеремия с Варухом) отправились в Египет. В Библе остался Эзра с его особой миссией: сделать из прото-Торы Тору (см. [2.3], 2.2.3]). Он справился с задачей, потому и назван был потомками "отцом иудаизма".

    (Напомним нашему читателю, что прото-Тора разрабатывалась финикийцами для финикийцев с целью религиозно-этнический консолидации разобщённого финикийского народа, необходимой для борьбы за доминирование в Западном Средиземноморье; этническая трансформация финикийцев, их уход с этно-политической сцены Ойкумены были в этой связи не актуальны.

    Ситуация изменилась после жестокого уничтожения Александром Македонским Тира в -322 г. и, особенно, после катастрофического поражения финикийцев от римлян в Пунических войнах 264-146 гг. до н.э., когда трансформация стала неизбежной. В этой связи на основе серьёзного передела прото-Торы, создание полного противоречий перевёртыша, подменяющего историчный мир хамитов на искусственно сконструированный искажённый мир симитов, была разработана священная книга ИУДАИЗМА (новой, создаваемой финикийцами в рамках трансформации религии), известная нам как ТОРА. Позже принявшие иудаизм финикийцы и стали евреями [см. [2.3], разд 2.2.3.))

    Не известно, видели ли прото-Тору карфагеняне; скорее всего, нет, так как завязли они в это время в войнах с греками на Сицилии [В: Греко-карфагенские войны]. Войны эти не прекращались вплоть до -264 г., пока не вылились в более масштабные римско-карфагенские или Пунические войны [В: Пунические войны; 2/17.5]. Последние, как известно, закончились катастрофическим поражением финикийцев и их союзников. В -146 г. с особой жестокостью римляне уничтожили город Карфаген: из 500-тысячного населения 90% были перебиты, оставшиеся 50 тыс. обращены в рабство; город сравняли с землёй и посыпали солью. Надежды финикийцев на создание своей мощной державы в Западном Средиземноморье рухнули. ПРОТО-ТОРА ТАК И НЕ БЫЛА ОБНАРОДОВАНА, СУДЬБА ЕЁ НЕ ИЗВЕСТНА.

    Что же касается Торы Эзры, то она, возможно, была завершена в начале III в. до н.э., что совпадает с оценками библейских минималистов (П.Лемхе, Ф.Вайденбаум, Р.Гмиркин и др.). Тогда же могли состояться первые публичные читки Торы или Второзакония Эзрой в Библе.

    Попробуем уточнить приведённые датировки. Согласно Библии, "вавилонские сидельцы были отпущены в "первый год Кира", т.е. в -559 г.; Эзра же читал Тору в -444 г., через (559 - 444 = 175) 115 лет. Наши "бабельские сидельцы" получили возможность вернуться на родину в -310 г., значит, (310 - 115 = 195) в -195 г. Что это за год? В -202 году катастрофическим поражением финикийцев закончилась  II Пуническая (Ганнибалова) война. (Оставался лишь последний акт для III Пунической - показательная казнь Карфагена в -146 г.).   

    В другом варианте (с учётом "элефантинских папирусов", см. [2.3], разд. 4.2)  Эзра читал закон в -384 г. Аналогичный подсчёт даёт -135 г., через 9 лет после жестокого уничтожения Карфагена римлянами. Тоже подходящее время.

    Итак. В НАЧАЛЕ БЫЛА КНИГА, и Книга была у Эзры, и Книга была о боге, и богом был Яхве. Эзра не был иудеем, он был финикийцем, призванным лжесвидетельствовать об иудеях и их боге Яхве. Ради спасения финикийцев, ради предстоящей им Трансформации он сделал это и стал "отцом иудаизма".

    Эзра мог читать свою Тору (до иберийской редакции) где-то после Второй Пунической войны или Третьей, когда надежды финикийцев на достойное место под солнцем рухнули. Опасаясь репрессий, они бежали на край света, в Испанию, где, видимо и состоялась иберийская редакция Торы (см. [2.3], разд. 2.2.4). Обнародование Торы могло состояться между I в. до н.э. и 1 в.

    Никакого "второго царства Иудеи" в греко-римский период не существовало; всё это фантазии маститого фальсификатора "Флавия", реализованные им в сочинениях, синхронизированными с трудами фальсификаторов Древнего Рима. Пик появления еврейских кагалов там, "где раньше ступала нога финикийца" (Г.Уэллс), отмечается в 1 веке.


    ПРИМЕЧАНИЕ

    1. Ссылки на Википедию даются прямо в тексте. При этом:
    - "В: Текст" означает: "http://ru.wikipedia.org/wiki/Текст/";
    - "W: Text" означает: "http://en.wikipedia.org/wiki/Text/".
   
    2. Цитаты из Библии даются согласно тексту Библии в синодальном переводе, размещенном на ресурсе: https://bible-ctnter.ru/ru/bibleface/


    ЛИТЕРАТУРА к части 2

    1(2.1). Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после. М.: "Ридеро", 2023.

    2(2.2). Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев. М.: "Ридеро", 2023.

    2.3. Пеларгин В., Вязгина Ю. Евреи, сыны Хама. "Ридеро", 2023.

    2.4. Пеларгин В., Вязгина Ю. Хамиты. "Ридеро", 2023.

    2.5. Пеларгин В. Еврейскую Библию написали финикийцы. http://proza.ru/2020/05/09/116/

    2.6.  Грушевой А. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи. Источники и историография. http://sno.prol.ru/grushevoy_iudei_i_iudaizm/2.htm/

    2.7. Александр Полигистор. https://cyclowiki.org/wiki/Александр_Полигистор/

    2.8. Фёдорова Е. Имена вольноотпущенников. https://poisk-ru.ru/s3646t15.htm/

    2.9.  Рассоха И. Финикийская философия и Библия. Открытие финикийцами Америки. Харьков: "ХНАМГ", 2009.

    2.10. Пеларгин В., Вязгина Ю. Лелеги, сотворившие Бронзовый коллапс. "Ридеро", 2023.

    2.11. Всемирная история в десяти томах. Т. 1. М.: "Госполитиздат", 1956.

    2.12. Шифман И. Угаритско-финикийская литература. https://philology.ru/literature4/shifman-83.htm/

    2.13. Вейнберг Й. Предэллинизм на Востоке // История древнего мира. М., 1982.

    2.14.  Степаненко А. Истории больше нет. "Эксмо", 2011.

    2.15.  Элефантина-Иерусалим. https://archi-fact.livejournal.cjm/15523/

    2.16. Геворкян С. Великое Минойское извержение и его последствия.
    2.17. Зильберман М. Земля Ханаанейская. http://samlib.ru/z/zilxbernan_m_i/
zemljahanaanejskaja.shtml/

    2.18. Циркин Ю. Карфаген и его культура. М.: "Наука", 1986, с.103.

    2.19. Жертвоприношение. https://eleven.co.il/judaism/cuit/11565/

    2.20.  Самойленко В. Древнее стенобитное орудие. https://fb.ru/article/drevnee-stenobitnoe-orudie-foto/