Маленькая дама

Ирина Ижорская
   

    С августа 1941года до момента снятия блокады в Ленинграде мы жили в Ижевске. Почти каждый день к бабушке приходили её приятельницы. Они пили чай и вели тихую беседу о том о сем. Я в это время забиралась в свой уголок. Разговоры взрослых были для меня лишь фоном, но иногда что-то привлекало моё внимание, и я невольно прислушивалась. 

    В полный восторг меня приводили правила поведения для женщин: они могли, сидя здороваться с вошедшим мужчиной, не снимать с руки перчатку, сидеть в шляпе, если пришли с визитом. Конечно, все это я почерпнула из случайно услышанного разговора взрослых, которые сетовали на изменение нравов.
   
     Находясь в своем уединении, я тут же представляла себя светской дамой в длинном платье, со шляпой на голове и в перчатках. Бабушка всегда помогала реализовать мои фантазии. Платье удлинялось с помощью шарфа, элегантные перчатки заменяли варежки, а шикарную шляпу - панама.
   
    А дальше разыгрывалась мизансцена: в таком виде я приходила к  бабушке, здоровалась с ней, извинялась, что я только с визитом, и, не снимая «шляпу», присаживалась на указанный мне стул. Затем рассказывала, что я приехала из Ленинграда, что сестры передают ей привет. Бабушка тут же включалась в игру, расспрашивала поименно о каждом родственнике. К этому времени я знала не только имена родных, но и кое-что из их жизни, поэтому мне не доставляло труда отвечать на её вопросы.

    Думаю, что бабушке было приятно вспоминать любимых  сестер, а я чувствовала себя взрослой и с большим удовольствием поддерживала разговор.