Два Рима. Два христианства-2

Вязгина Юлия
    Ниже используются материалы [1,2], ссылки на которые означают: [1/4] - [1], глава 4; [2/10.1] - [2], глава 10, раздел 1; [1/1,2] - [1], главы 1 и 2. Тексты абзацев, заключённых в круглые скобки, можно пропустить при первом чтении.

    Настоящая глава продолжает: Вязгина Юлия. Два Рима. Два христианства-1. http://proza.ru/2023/07/14/1461/.


    Глава 1.2. ЛАТИНЯНЕ И ЛАТИНЫ

    Среди множества народов древней Италии особым вниманием историков, большим даже, чем этруски (туски) [В: Этруски], пользуются ЛАТИНЫ: считается, что именно этот народ дал миру ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК (ЛАТЫНЬ) и построил на Тибре город РИМ, положив начало самой известной державе древности - Римской. Из вульгарной версии латыни вылупились современные романские языки, из Римской империи - Священная Римская империя. Без них немыслима современная Европа, а значит, и мир; при таком раскладе разве могли латины быть какими-то не индоевропейцами (ИЕ)?. Нет, конечно, не могли, права не имели! И действительно, по мнению учёных появились латины вместе с языково близкими умбрами, осками, самнитами и другими италиками из Центральной Европы где-то в X-IX вв. до н.э. [В: Италийцы]. Пришли и принесли с собой славный латинский язык, 100% ИЕ.

    (В другом варианте пришли в XII в. до н.э. и принесли гипотетический праиталийский язык, из которого позже и вышла латынь [1.24]. Но так ли это? Попытаемся ответить на этот вопрос позже, пока же отметим, что приведённые утверждения нарушает все законы глоттохронологии [В: Глоттохронология]. Действительно, праиндоевропейский язык появился около 5 тлн, но уже через 1800 лет из него вылупился праиталийский, из которого ещё через 400 - латынь. Неслыханные скорости! Умеют западные лингвисты ускорить процессы эволюции языков, когда захотят!

    Вообще же, глоттохронология отводит на распад языка и формирование из него языковой группы, т.е. на трансформацию праязык => язык приблизительно 4-5 тл, на трансформацию язык => диалект - 2,0-2,5 тл. (см. [1/Введение]). Для праиндоевропейского языка, сформировавшегося около 5 тлн, есть уточнённые методики, например [1.28], по которым латынь, появившаяся в VIII в. до н.э. отличается (по базовой лексике) от праиталийского языка примерно на … 8%! Этого недостаточно даже для диалекта.)

    Точная локализация латинов неизвестна; твёрдо установленным наукой фактом считается, что к VIII в. до н.э. проживали они южнее и юго-восточнее тусков, граница же между латинами и тусками пролегала строго по Тибру. В отличие от урбанистической цивилизации этрусков, латины городов не строили, предпочитали жить в небольших поселениях, в основном в Альбанских горах, где находился и главная их деревня - Альба-Лонга. И вдруг что-то на них нашло - в VIII в. до н.э. соорудили Город городов - Рим. Очень напоминает автору ситуацию с Библией: древние евреи книг не читали, как вдруг - и написали Книгу книг (совсем как в анекдоте про неграмотного чукчу: чукча не читатель, чукча - писатель!). Правда, в этом случае выяснилось, что писатели-то - финикийцы, самый культурный народ того времени ([17.8; 1/Введение; 2/14,15). Может и здесь ... того, Рим-на-Тибре построили этруски (кстати, "родственники" финикийцев)?

    Понимая всю нелепость ситуации, римские ревнители сквозь зубы допускают, что этруски могли принять участие в строительстве города: ну, стены возвели, улицы и площади вымостили, дороги (Аппиеву, например), водопровод и канализацию соорудили (акведуки и Клоаку, к примеру), общественные здания построили (Мамертинскую тюрьму, например) [В: Архитектура Древнего Рима]. Но на месте латинской деревни с тем же названием! А значит, и город латинский! Трудно вновь удержаться от аналогии и опять с евреями и финикийцами. Задумал мифический, но мудрый еврейский царь Соломон храм построить, какого свет не видывал. Обратился к финикийцу Хираму, царю Тира, которого пользовал при необходимости. Тот, как обычно: "чего изволите?" - "всегда готов!" Выделил зодчих, строителей и все необходимые материалы, храм построил. И прославил тот храм евреев и Соломона в веках! Посредством Библии, написанной … теми же финикийцами. Так, может, и латины - миф?

    Действительно, известно, что латины, в отличие от тех же этрусков, например, народ во многом мифический; их история и отчасти происхождение тесно связаны с героем античных эпосов ЭНЕЕМ. Впервые тот появляется у Гомера (VIII в. до н.э.) в IV Гимне и в "Илиаде" в качестве второстепенного персонажа, предводителя дарданов (не латинов от слова "совсем"), участвующих в защите Илиона, дальнего родственника троянского царя Приама. Прибыв в Илион незадолго до его падения, Эней отметился в боях, дважды чуть не погибнув. Боги сберегли его, вроде бы уготовив Энею участь послевоенного царя Трои. (Вслед за Страбоном город Илион мы считаем столицей царства Трои.)

    Много позже, когда пришла пора связать Рим-на-Тибре с Троей и объяснить, откуда растут древние длинные ноги римской и европейской цивилизаций, уже оперившиеся латинские классики, среди которых и поэт Вергилий (I в. до н.э.) с его "Энеидой", критически переосмыслив Гомера, заставили Энея бежать из гибнущего Илиона, прихватив отца, сына и (нет, не святого духа, не дождётесь!) 20 (по другим данным 50) кораблей, набитых энеадами [W: Aeneads], его спутниками, и наиболее ценным имуществом Трои.

    Гелланик Лесбосский (V в. до н.э.) в своём повествовании "О троянских делах" сообщает: "Проницательно глядя в будущее и понимая, насколько безнадёжно спасать город, большая часть которого уже утеряна, он задумал уступить противнику … а живую силу, отеческие святыни и сколько можно унести денег - спасти" [1.30]. Таким видит Энея Гелланик, живший в V в. до н.э., когда фальсификация истории ещё не вошла в привычку устроителей западной цивилизации. Герою не пришлось бежать из Троады, микенцы отпустили его на все четыре стороны: "Эней и его спутники, забрав имущества, сколько спасли во время бегства (из Илиона - авт.), в назначенный срок удаляются из Троады, передав ахейцам укрепления. Ахейцы же, согласно договору, предоставляют изгнанникам безопасность на всей захваченной ими земле, а также и на море" [1.30].

    Ещё откровеннее высказывались об Энее другие авторы: "Менекрат же Ксантий заявил, что Эней предал город (Илион - авт.) ахейцам из вражды к Александру (царевичу Трои - авт.), и благодаря этому благодеянию ахейцы согласились на то, чтобы была спасена его семья. Примыкает же этот рассказ к тому, который начинается с похорон Ахилла таким образом: "Тоска взяла ахейцев, и им показалось, что войско лишилось головы. Однако после погребального костра они стали воевать в полную силу, пока не был пленён ими Илион, отданный Энеем. Ведь будучи отлучён от святых даров из-за Александра, Эней отверг Приама (царя Трои - авт.). Совершив же это, он превратился в одного из ахейцев" ([1.31],I,48).

    (Кстати говоря, Энея и его спутников ЭНЕАДОВ не следует путать с ЭНЕТАМИ - пеласгическим народом, который тоже защищал Илион, а после его падения поселился на северном побережье Адриатического моря и назвался венетами [В: Адриатические венеты]. Вот что утверждает по этому поводу Страбон (I в. до н.э.):

   "… энеты (позднее - венеты - авт.) были самым значительным пафлагонским племенем, из которого происходил Пилемен (царь Пафлагонии - авт.) … лишившись своего вождя (Пилемен был убит Менелаем - авт.), они после взятия Трои переправились во Фракию и во время своих скитаний пришли в современную Энетику. По словам некоторых писателей, Антенор (советник Приама - авт.) и его дети также приняли участие в этом походе и поселились в самой отдаленной части Адриатического моря" ([1.32],с.510-511).

    Добавим, что Пафлагония размещалась в центре южного побережья Черного моря, в то время как Дардания, родина Энея, сына её царя Анхиза и богини красоты и любви Афродиты-Венеры, находилась в Троаде, северо-восточнее Илиона, близ пролива Геллеспонт (Дарданеллы). Как пел Гомер:

    "Вслед их дарданцам предшествовал сын знаменитый Анхизов,
    Мощный Эней; от Анхиза его родила Афродита,
    В рощах на холмах Идейских, богиня, почившая с смертным"
    ([1.33],II; В: Дарданы).

    Любопытно, что и упомянутый Атенор, легендарный основатель города Патавия (совр. Падуя), также был дарданцем; однако, выходил он из Илиона не с энеадами, а с энетами.)
   
    Отпущенный ахейцами "на все четыре", Эней, подобно Одиссею, странствует по морям и весям; в его семилетних приключениях (римские авторы называют это "римской одиссеей") особо выделяется эпизод с Дидоной [В: Эней; W: Aeneas]. Оказывается, наш неоднозначный герой, отбывший из Трои где-то в -1184 (-1207) г. по Эратосфену (Паросскому мрамору [В: Паросская хроника]), сподобился через 300-400 лет встретить царицу Дидону, основавшую город Карфаген в -814 г. Вдова, красива, средних лет, верность мужу храня, полюбила его и взяла к себе жить. Однако бог Меркурий вовремя напоминает Энею о его предназначении. Долг побеждает страсть, Эней бросает вдову (нет, не за борт в набежавшую волну, оставляет во дворце) и отбывает в устье Тибра. Чтоб позаботиться о Риме - будущем могильщике Карфагена, а заодно и жениться на молодой латинской принцессе Лавинии. Неблагодарный! Ведь она (Дидона) так верила ему, так его любила!

    Ночью к Дидоне явился муж-покойник, и позвал её к себе: он всё простил. Дидона откликнулась на зов положительно и, не вынеся мук попранной любви, велела сложить на холме у моря погребальный костёр "из смолистых ветвей и поленьев дубовых"; такой, чтоб дым от него был виден уплывающему в светлую даль любимому. На костре разместила их с Энеем брачное ложе и, "ногу разувши одну, распустив на одежде завязки", взошла на него с клинком Энея в руке и с последней мыслью в голове:

    "С моря пускай на огонь глядит дарданец жестокий,
    Пусть для него моя смерть зловещим знаменьем будет".

    Не забыв до того обозвать возлюбленного "лицом кавказской национальности":

    "Нет, не богини ты сын, и род твой не от Дардана,
    Кручи Кавказа тебя, вероломный, на свет породили".

    А также очертить должное будущее отношение пунов-тирийцев к римлянам:

    "Вы же, тирийцы, и род, и потомков его ненавидеть
    Вечно должны: моему приношеньем праху да будет
    Ненависть. Пусть ни союз, ни любовь не связует народы!
    О, приди же, восстань из праха нашего, мститель,
    Чтобы огнём и мечом теснить поселенцев дарданских
    Ныне, впредь и всегда, едва появятся силы.
    Берег пусть будет, молю, враждебен берегу, море -
    Морю и меч - мечу; пусть и внуки мира не знают!"
    ([1.34],IV).

       Так обезумевшей Дидоной была заложена прочная основа для будущих Пунических войн; в -146 г. их результатом будет уничтожение с особой жестокостью Карфагена Дидоны Римом Энея. Нет повести печальнее на свете (это о возлюбленных Дидоне и Энее)!

    Правда, до Пунических войн Эней не дотянет. По одной из версий, оказавшись на земле латинов, он встретится с Латином, основателем племени латинов (это если последние прибыли в Италию до Троянской войны, а иначе - ещё один ляп). И, то ли одолев его, то ли обояв (Вергилий не парится: предначертание - и всё тут), женится на его дочери Лавинии; впоследствии энеады будут ассимилированы латинами. По другой версии - энеады никого не встретят в Италии, кроме диких аборигенов; слившись с последними, образуют славный народ латинов. (Это уже за гранью; спасти версию может лишь гипотеза, что аборигены-то и были латинами, но тогда она (версия) не "другая", а та же, что и первая.) Примечательно, что латины те говорили в лучшем случае на не существующем в природе праиталийском языке.

    Судьба самого Энея также неоднозначна: он то ли погибнет, воюя с тирренами, (кстати, эти стычки римляне назовут "римской илиадой"), то ли сгинет без вести - утонет в речке Нумик или вознесётся на небо в полной амуниции и станет богом (не из последних: будет принят в пантеон по протекции матушки Венеры-Афродиты). Современные туристы могут поглазеть на раскопанный археологами Лавиний - город Энея [1,35], где якобы "латины устроили ему героон, отмеченный таким посвящением: "Отцу и подземному божеству, который разгоняет воды реки Нумик" … От него остался небольшой холмик, а вокруг него - деревья, выросшие в ряд, приятно ласкают взор" ([1.31],I,64). Как это мило! И как предприимчиво.

   Потомки Энея, начиная с сына Аскания, становятся, как и положено, первыми латинскими царями, перебираются в Альбанские горы, где поселяются в деревушке Альба-Лонга (до сих пор не найдена археологами) и мирно скотоводят там сотни лет. Пока близняшки Ромул и Рем (дети бога Марса, между прочим, -771 г.р.) не спустятся по реке с гор в корзине, подобно Моисею, отведают молока волчицы с насекомыми из клюва дятла и заложат в -753 г. на берегу Тибра город Рома (Рим). Правда, Рему хотелось заложить Реморий, но в споре победил Рома, т.е. Ромул, убив Рема за его мечты о Ремории [В: Ромул и Рем].

    (Кстати, греки держали Латина за сына или внука Одиссея (грек родил латина?); но тогда Лавиния - внучка или правнучка последнего и, значит, меду Энеем и Одиссеем два-три поколения. Возможно ли такое?  Путались античные писатели и в показаниях о Ромуле - то ли сын, то ли внук, то ли далёкий (в 17-ом поколении) потомок Энея. Победил потомок: между ними (Энеем и Ромулом) - как между Троянской войной (-1184 г. или -1207 г.) и основанием Рима (-753 г.), около 400 лет. К этому времени якобы и латынь отложилась от праиталийского языка, так что Ромул стал не только первым царём Рима, но и первым латинянином. Чудны дела твои, Господи! (Здесь и далее латины - это племя, возможно, мифическое; ЛАТИНЯНЕ - все носители латыни, языковая общность.)

    Итак, потомки Латина и Энея, образовавшие единый народ, говорящий на неизвестном языке, 400 лет скрывались в горах Альбы. Но не потому, что были неуловимы. А, наверное, по той же причине, по которой в то же время и на тот же срок "впали в кому" дорийцы после своего триумфального "дорийского вторжения"  в Микенскую Аххияву [В: Тёмные века (Древняя Греция); 1.11].

    Ещё одна странность. Якобы Публий Вергилий  был недоволен своей поэмой "Энеида", бесконечно переделывал её, нарушая целостность повествования, даже сжечь хотел (ну прямо Гоголь!), да обошлось. При жизни поэта этот его десятилетний труд, "латинский ответ Гомеру", не был опубликован. От бесславного конца спас "Энеиду" якобы сам Октавиан Август, приказавший (после определённой правки) опубликовать её вопреки последней воле поэта [В: Вергилий]. Почему? Одна из причин легко просматривается: Вергилий связал Рим с Троей царским родом Энея; возможно, особенно Октавиану понравилась новация поэта-учёного, установившего, что Энея можно считать прямым предком римских Юлиев. (К этому роду принадлежал и обожаемый Октавианом Юлий Цезарь (его приёмный отец), и его бабка Юлия, сестра Цезаря; видимо, относил себя к Юлиям и сам Октавиан, усыновлённый в род Юлиев, полным именем которого стало: Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.) Для этого Вергилию пришла в голову гениальная мысль: назвать Аскания, сына Энея, вторым именем - Юл; от него по задумке поэта и пошли славные Юлии.

    Упомянутая новация обласканного императором поэта была вполне ожидаема римской общественностью. Но как мог Вергилий, "учёный поэт", как его называли, связать Энея и Дидону, легендарных персонажей, разделённых веками? Поэтический вымысел? Возможно. Но он дискредитировал всю трояно-римскую идею поэмы, подсказанную, как некоторые считают, Вергилию Октавианом. И почему император не "поправил" поэта, а исправно и щедро платил за каждую строчку "Энеиды"? Ведь достаточно было только приказать - и карфагенские мотивы из поэмы вмиг бы исчезли. Не приказал. Не знал истории? Вряд ли. Сочинители Трои, Рима и Карфагена не смогли увязать датировки своих сочинений? Уже "теплее". Но, как нам представляется, наиболее вероятным является то, что Троянская война, основание Карфагена и Рима были близкими событиями, позволяющими бежавшего иэ Трои Энея, его сына-внука Ромула-Аскания-Юла, заложившего Рим и тирскую беглянку Дидону, основательницу Карфагена, показать современниками. Вне зависимости от того, мифическими, легендарными или историчными персонажами они были.

    Смотрим даты основания: Карфаген - -814 г., Рим - -753 г., Троя - -1184 г. Выпадает Троя. А если приблизить её на 400 лет (время "отключки" греков)? Получим -784 г., вполне себе соседствующий с -753 и -814, точно посерединке. Вот оно! ПОЗДНИЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ "ЗАДВИНУЛИ" ТРОЮ В ПРОШЛОЕ НА 400 ЛЕТ, надув "хронологический пузырь" XII-VIII вв. до н.э. под названием "греческие тёмные века". Дорийцам пришлось заснуть, потомкам Энея - уйти в горы, вдове Дидоне - полюбить призрака. Примечательно, что начало т.н. Древней Греции историки относят к -776 г. [В: История Греции]! Сравнивая эту дату окончания "темных греческих веков" и начала "светлых" и полученную нами аналогичную  дату из анализа текстов Вергилия - примерно -784 г. - поневоле приходишь к мысли: историки всё знают. Но, как был уверен А.Райкин: "ДУРЮТ НАШЕГО БРАТА, ОЙ ДУРЮТ!"

    Впрочем, может, и не знают (дурят-то в любом случае). На люфт между датировками Трои и Рима обращали и другие исследователи (см. например, [1.22]); вот только к выводам в этой связи они приходили различным. Кстати, от Дионисия Галикарнасского узнаём: "Тимей Сицилийский (IV-III в. до н.э.), не знаю, на основании каких источников, передаёт, что возникновение последнего по времени поселения Рима или его основание, или как бы иначе ни назвать это событие (показательны мучительные поиски историка I в. нужного слова о случившимся с "вечным городом" - авт.), произошло одновременно с основанием Карфагена" ([1.31],I,74).

    Но не будем торопиться с выводами, подобные тёмные времена есть в истории практически каждой страны. И объяснение этого феномена недостаточностью письменных источников в то или иное время по тем или иным причинам [W: Dark Ages (historiography)] не выглядит убедительным. Скорее, мы имеем дело с искусственно созданными лакунами для "священной" (и яростно защищаемой) истории избранных (египтян, евреев, греко-римлян) и неизбежно возникающими по этой причине хронологическими пустотами для всех прочих. Одна исТОРИя из ТОРЫ чего стоит! Или, к примеру, Третий Переходный период в истории Египта (египетское "тёмное время"), случившийся как раз в интересующее нас время, между XII-XI и VIII-VII вв. до н.э., и длившийся примерно 400 лет.  Он вполне мог "надуть" похожие "пузыри" в истории стран Эгеиды (Греция), Месопотамии (Ассирия, Вавилон, Элам) и, как теперь выясняется, Италии (Лаций, возможно, Этрурия). Фараоны, зевая, объявили по казарме "отбой"?

    Примечательно, что примерно это же время, XII-VIII в. до н.э., приходится на мифическую библейскую историю евреев: исход из земли египетской, завоевание Ханаана, эпоха судей, царство Сауда-Давида-Соломона. Лишь с VIII в. до н.э. появляется связанный с евреями предмет для обсуждения: называлось ли ли историчное царство Бит-Хумри (Самария), уничтоженное ассирийцем Саргоном II в -721 г., ещё и Израилем (см. [1.27]). Вполне возможно, что не египтологи надули обсуждаемый хронологический пузырь, а "ведущие семитологи". Прочувствуйте разницу.

    Однако, стоп. Во Введении мы обещали читателю, что не станем в этой книге углубляться в вопросы хронологической достоверности истории Древнего мира - так сдержим обещание.)

    Сегодня общепризнано, что Эней Вергилия, его потомки Ромул с Ремом - миф; но в каждом мифе, как мы знаем, есть доля мифа. Объясняется это просто: чистых сказочников не так уж и много, для этого занятия нужен особый талант. Занимаясь же мифотворчеством, люди чаще пытаются натянуть сказочную красную шапочку на чьи-то реальные уши, то есть, по сути, сотворить не миф, но легенду. Вот и в нашем случае, ведь могло так случиться, что после "троянской войны" и "дорийского вторжения" на западном побережьи Центральной Италии высадилась группа мигрантов - беженцев Трои? (Напомним, что под "Троянской войной", возможно, скрывается, военная колонизация греками эгейского побережья Малой Азии в XII-XI вв. до н.э.)

    Да, могло. Но откуда, чёрт побери, взялись встретившие их с распростёртыми латины? И латынь, на которой они обратились к прибывшим с тёплой приветственной речью? Широкая общественность имеет право знать. Вопрос этот по своей значимости вскоре может сравняться с извечным Вопросом вопросов: "Откуда взялись евреи?"


    Глава 1.3. ПЕЛАСГИ В ИТАЛИИ

    О ПЕЛАСГАХ, древнем морском народе, достаточно подробно говорится в [2/11]. Но речь там идёт в основном об эгейских пеласгах, хотя и упоминалось, что они издревле освоили Средиземноморье, ходили в Чёрное море и, возможно, в Атлантику. Пришло время поговорить о присутствии пеласгов на Апеннинском полуострове.

    Начнём издалека, с пеласгийского народа ТИРРЕНОВ (тирсенов) или, как их называли латиняне, ЭТРУСКОВ (тусков). Они не участвовали в Троянской войне; по крайней мере Гомер не упоминает их в "Илиаде" ни среди микенцев, ни среди троянцев (см. [1.11]). "Отцы" истории Геродот и географии Страбон объясняют это так:

     "… при царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод. Сначала лидийцы переносили нужду, а затем … царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться и кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен … Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков (умбры, италийское племя - авт.) и построили там город … переименовались, назвав себя по имени сына своего царя (тирсенами или тирренами - авт.)" ([1.36],I,94).

    "Римляне называют тирренцев этрусками и тусками. Греки же, как передают, назвали их так по имени Тиррена, сына Атиса, который отправил сюда поселенцев из Лидии … Атис, во время голода и недорода оставил Лида, одного из своих двух сыновей, по жребию при себе, а другого, Тиррена, с большей частью своих люде отправил за море. По прибытии в эту страну он назвал её по своему имени Тирренией и основал 12 городов …" ([1.32],V,с.206)

    Случилось это, по-видимому, в XIII в. до н.э., так как около 1208 г. до н.э. тирренские наёмники были замечены в нападении на Египет в составе ливийской армии вождя Мраиуйа, за что угодили на стелу фараона Мернептаха под именем "турша" или "тереш" (TRS) [Лел].

    Вторым сыном Атиса был Лид, основатель царства Лидии со столицей в Сардах. Лидийцев и сардов тоже нет в гомеровых списках защитников Трои, но сарды (SRDN; "шердены" или "шарданы") составили компанию тирренам в нападении -1208 г. на Египет. Были ли эти наёмники жителями острова Сардиния, что находится близ Тиррении (Этрурии) и всегда входил в зону её интересов, или выходцами из лидийского города Сарды, или же вначале второе, затем первое - неизвестно. Интересно, что помимо тусков и сардов в налёте участвовали и сикулы (SKLS;  "шекелеш" или "шакалаша"), которых принято отождествлять с одним из сицилийских народов конца бронзового века [В: Сикулы]; Лел).

    Что объединяет эту славную троицу, не очень расположенную к Египту? Ну, во-первых, они соседствуют в Западном Средиземноморье, а во-вторых, не местные они, прибыли из Эгеиды, они - пеласги. Видимо, этот морской непоседливый народ (или группа близких т.н. пеласгических народов) давно знал Апеннинский полуостров и прилегающие к нему острова; возможно, давно и поселился тут. Во всяком случае, античные авторы утверждали, что прибывшие на полуостров тиррены обнаружили здесь других пеласгов, с которыми одно время мирно существовали, а затем вытеснили их с обжитых земель.

   (Следует заметить, что не все авторы считают тирренов, сардов и сикулов пеласгическими народами. Например, Дионисий Галикарнасский (I в. до н.э.) в своих "Римских древностях" называет сикулов древнейшим народом, прибывшим в Италию из Иберии (совр. Испании) много раньше XIII в. до н.э. Якобы позже впервые появившиеся здесь пеласги с Пелопоннеса после многолетней упорной борьбы вытеснили сикулов с полуострова на Сицилию. С ним согласен и ряд современных историков, относящих сикулов к древним лигурам, расселившимся по территориям современных Франции, Испании, Италии и др., от Северного моря и Ла-Манша до Сицилии.)

    Мнения современных историков на проблему происхождения тирренов-этрусков, как водится, разделились. Приверженцы "Древнего Рима" (с центром в Риме-на-Тибре) яростно отстаивают автохтонность тусков; при таком раскладе они готовы признать то огромное влияние. которое оказала этрусская цивилизация на Рим. Менее ангажированные учёные соглашаются со своими коллегами, которые были несопоставимо ближе к этрускам по времени: "В настоящее  время большинство учёных склонны признавать этрусков народом, пришедшим около 1000 года до н.э. из Малой Азии (Лидии) морем; этапными пунктами в этом переселении служили острова Эгейского моря … где в историческое время жило племя пеласгов, отождествляемое Геродотом с тирренами" [В: Этрурия].

    (С Геродотом (V в. до н.э.) согласны другие античные историки, но не Дионисий Галикарнасский, который указывает на отличия этрусков от других пеласгов: склонность к мистицизму, гадания по полёту птиц и печени животных и т.п. Видимо, не хотел, чтобы эти гадатели-гаруспики [В: Гаруспик] бросили тень на славных эллинов, к которым он ошибочно причислял и пеласгов. Были у него причины и поглубже (см. ниже).)

    По-видимому, миграции пеласгов в этот регион шли перманентно (недаром же античные писатели упрекали пеласгов за их охоту к перемене мест). Есть мнение, что Италию пеласги освоили так же хорошо, как и Эгеиду, и в те же давние времена (по нашей теории первые мигранты в Эгеиду из Леванта отправились около 8 тысяч лет назад (тлн); см. [1.11]). Среди предшественников тирренов древние историки выделяли ФЕССАЛИЙСКИХ ПЕЛАСГОВ. Вот что сообщает [2/11.1], рассказывая о пеласгах:

    "Историк I в. до н.э. Дионисий Галикарнасский попытался систематизировать мнения своих античных коллег о происхождении пеласгов. "По его мнению, пеласги были греческим (скорее, греки - пеласгическим - авт.) народом с Пелопоннеса, несчастье которого заключалось в том, что они "не имели постоянного места проживания". Пеласги первоначально жили в районе Аргоса на Пелопоннесе (в Арголиде - авт.), затем, изгнанные ахейцами, переселились в страну Гемонию (Фессалия) … Там они жили в течение жизни 5 поколений, после чего были изгнаны … одни переселились на Крит, другие заняли Кикладские острова, третьи двинулись к подножью горы Олимп, в Беотию, Фокиду, на острова Эвбею и Лесбос, расселились вдоль Геллеспонта (пролив Дарданеллы - авт.). Большая часть пеласгов поселилась  возле Додоны в Эпире (Западные Балканы - авт.). Спустя некоторое время пеласги из Додоны пересекли море и обосновались в Италии в устье реки По … Другие пеласги пересекли Италию … основали много городов (в том числе Лариссу), которые позднее перешли под власть этрусков]" .

    Тот же Дионисий, главный источник по доримской истории, в своих "Римских древностях" насчитывает 5 потоков сынов Эгеиды, имеющих отношение к созданию Рима (следует иметь в виду, что для Дионисия "племя пеласгов было искони эллинским - пелопоннеским"):

    "В итоге сошлись вместе (в пространстве, но не во времени - авт.) и объединили свой жизненный уклад следующие народы, от которых пошёл римский корень, прежде чем населить существующий ныне (в конце I в. до н.э. - авт.) город: во-первых, это были аборигины ("блуждающие"; не путать с аборигенами - авт.), которые изгнали из этих мест сикелов, они родом были древними эллинами из Пелопоннеса (после того как они вместе с энотрами (пеласгами [W: Oenotrians]) переселились из области, называемой ныне Аркадией, в чём я лично убеждён); затем из тогдашней Гемонии, ныне Фессалии, пришли пеласги; третий же поток перебрался вместе с Эвандром в Италию из города Паллантия (что также в Аркадии [W: Evander of Pallantium] - авт); вслед за ними появились воевавшие с Гераклом пелопоннесцы - эпейи и фенеаты, с которыми смешалась какая-то часть троянцев; наконец, прибыли с Энеем спасённые троянцы из Илиона, Дардана и других троянских городов" ([1.31],I,60).

    Прокомментируем цитату. Первыми, как считает Дионисий, с незапамятных времён Италию заселили сикулы, которые были изгнаны на Сицилию где-то 3,4-3,3 тлн. Значит, долго воевавшие с ними колонисты первого потока, энотры и аборигины, пеласги из пелопоннеской Аркадии (кстати, исконной области эгейских пеласгов, см. [2/11.1]), проникли в Италию около 3,6-3,5 тлн. Это хорошо согласуется с Дионисием, утверждающим, что Энотр [В: Энотр] отправился в поход за 17 поколений (17 х 25 = 425 (лет)) до Троянской войны. И неплохо коррелирует с нашей теорией, по которой 3,7-3,6 тлн состоялась Критская межобщинная симито-хамитская война, после которой проигравшие её пеласги переселились на Пелопоннес, основали город Микены, Микенскую Пеласгию и Микенскую цивилизацию (см. [2/11.2]). Эти события вполне могли привести в движение пеласгов полуострова, в частности, аркадийцев. Видимо, состоялся передел земли и, как пишет Дионисий: "Энотр выселился из Эллады, недовольный своей земельной долей".

    Весьма примечательно следующее замечание Дионисия Галикарнасского:

    "Аборигины же остались обитать на одном и том же месте (Южная Италия, где с VIII в. до н.э. возникнет т.н. Великая Греция [В: Великая Греция] - авт.), никем более не изгнанные, но хотя они оставались теми же самыми людьми (этнически - авт.), они дважды переменили название: ведь до Троянской войны они сохраняли прежнее наименование аборигинов, но при царе ЛАТИНЕ, который правил во время Илионской войны, начали зваться ЛАТИНАМИ" ([1.31],I,9).

    Вот те на, как прикажете понимать? Дионисий настаивает, что аборигины назвались латинами сами, без внешнего давления. Быть может, народился у них царь по имени Латин, который и приказал своим подданным зваться его именем? В другом варианте, царь этот народу своему был за отца родного - вот и попросили люди назваться латинами. А что, обычное дело, тот же Тиррен, от которого "есть пошли" тирренцы-туски. Что ж, такое вполне возможно, но заметим (и пример с Тирреном лишь подтверждение этому), что подобное единение народа с царём чаще наблюдается в судьбоносные моменты для них обоих (миграции, войны, иные экзистенциальные угрозы и вызовы). Но Дионисий отметает такие варианты. Значит, остаётся последний, испытанный: объявить о божественном происхождении царя Латина (обычно от связи божества со смертной женщиной). Заметим также, что ни о какой латыни здесь речи не идёт, язык Латинова народа по-прежнему неизвестен.

    И действительно, на сцене появляется до слёз знакомый образ Геракла-Геркулеса, но почему-то не со стадом коров, а с некими пелопоннесцами и троянцами; все они по Дионисию - четвёртый поток в "римский корень".  Дионисий признаётся, что согласно преданию Геракл должен был гнать через Италию в Грецию коров Гериона, украденных им в Испании близ современного Кадиса. (Там же мимоходом герой соорудил Гибралтарский пролив, раздвинув скалы - Геркулесовы столпы. Воды Атлантики хлынули в котловину Средиземного моря, снесли страны и цивилизации (см. [1/1.3]), но этого никто не заметил на фоне величайшего 10-го подвига Геракла - кражи коров Гериона [В: Коровы Гериона].) Понимаю всю несуразность Геракла с краденными коровами в качестве "римского корня", Дионисий говорит, забудьте про коров, сказки всё это. Геракл, сын Зевса, не пастух, а великий полководец и цивилизатор народов. Вот и в Испанию ходил, чтоб научить тамошних дикарей правильно жить, и в Италии с теми же целями:

    "…уничтожая всякую тиранию, тягостную и горестную для подданных, или город, оскорбляющий и позорящий близлежащие города, или преобладание людей дикого образа жизни, применявших нечестивые убийства чужестранцев (речь, видимо, о пиратах - авт.), Геракл учредил законные царства, мудрое управление и для всех приемлемые и человеколюбивые обычаи" ([1.33],I,41]).

    Но поскольку герой спешил, он ограничился в Италии соитием с "гиперборейской девой", которая и родила местным племенам царя (кого ж ещё можно родить от Геракла). Так аборигины получили царя Латина, внука Зевса, и назвались латинами ([1.33],I,43). (По версии Ливия, латинами назвал народ вездесущий Эней после гибели царя Латина. И тоже "в минуты роковые" - перед битвой с рутулами и тусками ([1.37],I,2).

     (Автор убеждён, что именно с такой целью включил Дионисий Геракла в список "римских корней". Но есть небольшая вероятность, что он намекал на микенцев (пеласгов и ахейцев), бежавших вместе с "какой-то частью троянцев" от пелопоннесского вторжения дорийцев с ЛЕЛЕГАМИ, называемого также "возвращением гераклидов" [1.11]. Ведь не случайно же в другом месте Дионисий как бы мимоходом замечает: "… оказывается, что племя аборигинов нисколько не отличается от тех, кого древние называют лелегами ([1.31],I,10).)

    Могли встретить таких латинов прибывшие к устью Тибра 3,2-3,1 тлн "спасённые троянцы из Илиона, Дардана и других троянских городов" во главе с Энеем (пятый поток колонистов по Дионисию)? Вполне. Пеласги приютили пеласгов - беженцев войны, со временем ассимилировали их. Вот только латынь откуда возьмётся, а без неё и "римский корень" не корень, а так, аффикс какой-то.

    К счастью, ещё до Латина с Энеем в Италию прибыл кратко упомянутый Дионисием второй поток колонистов: "затем из тогдашней Гемонии, ныне Фессалии, пришли пеласги". Однако в этом потоке были не только пеласги. Напомним, что согласно нашей теории ахейцы-аххиявцы прибыли в Фессалию (Эолию) 3,6-3,5 тлн из Малой Азии; к этому времени там уже проживали пеласги, имеющие главным городом Ларису, и фессалы-дорийцы, они же македны, говорящие на языке, который позднее назовут ЭОЛИЙСКИМ (ЭОЛИЙСКИМ ДИАЛЕКТОМ ГРЕЧЕСКОГО) [W: Thessaly] и отнесут к ИЕ. Под давлением обстоятельств ахейцы переходят на язык дорийцев (осуществляют т.н. языковый сдвиг [1.38]); фессалийские (как и все другие) пеласги были билингвами, т.е помимо своего родного пеласгического владели и языком страны проживания, в данном случае тем же эолийским. Позднее, где-то 3,4-3,3 тлн под давлением дорийцев часть фессалийских пеласгов и ахейцев-эолян перебирается на Пелопоннес, в Микенскую Пеласгию, которая вскоре станет Ахейской (см. [2/11.3]); другая - в Италию, через Эпир.

    Дионисий повествует, что эти мигранты "бросили якорь у одного из протоков в устье Пада (совр. река По - авт.), называемого Спинетом". Некоторые из них остались на месте высадки и построили город Спина; большинство же "перевалили через хребет (совр. Апеннины - авт.) и прибыли на землю омбриков (умбров - авт.), граничащую с аборигинами". Пеласги овладели землями умбров, построили города. "Среди них город цэритов (Цере - авт.), Агилла, Пиза, Сатурния, Алсий и ряд других, которые потом были захвачены тирренами" ([1.31],I,20). Подтверждает рассказ Дионисия и Гелланик Лессбоский в своей "Форониде" [1.39]. А также Страбон, акцентируя внимание на деталях:

    "… Ибо современная Керея (Кере (Цере) - древний город этрусков - авт.) … была основана пеласгами, прибывшими из Фессалии. Когда же те лидийцы, которые переменили своё имя на тирренцев, выступили походом на агиллейцев (греки называли Кере Агиллой - авт.), один из них подошёл к городской стене и спросил имя города; тогда один из фессалийцев, находившийся на стене, вместо ответа обратился к нему с приветствием: "Хэре". Тирренцы приняли это за хорошее предзнаменование и переименовали взятый город таким образом (Хэре или Цере-Кере - авт.)" ([1.32],V,2; [1.40]).

    Вторит им и Вергилий, согласно которому пеласги, первыми владевшие Лацием, "рощу близ Кере посвятили Сильвану" (богу лесов - авт.) [1.40]. И Геродот, сообщающий о "выходцах из Фессалии, которые не смешивались с тирренами-этрусками" [1.39]. Интересное замечание насчёт "смешивания". Видимо, фессалийские пеласги, по крайней мере часть их, вполне себе смешивались с этрусками, ассимилировались ими и оставались в своих городах. А вот ахейцы-эолийцы - нет, и потому выдавливались этрусками на юг, в Лаций.

    Итак, около 3,2 тлн в регионе Лаций, территория которого примерно совпадает с современным итальянским Лацио [В: Лацио], сошлись потомки аркадийских (аборигины) и фессалийских пеласгов, а также пеласгического народа ахейцев-эолян. Но чего-то не хватало. Наверное, третьего потока колонистов, не зря же Дионисий включил его в свой список "римских корней". Его представляет Эвандр со спутниками. Заглянем в святцы:

    "Эвандр (… в дословном переводе "хороший человек") - культурный герой римско-греческой мифологии, сын Гермеса( бога торговли, хитрости и воровства - авт.) и прорицательницы Карменты (по другим данным - внук царя Аркадии Палланта - авт.) … На берегу Тибра образовал поселение Паллантий на месте современного Рима. От Паллантия получил название Палатинский холм … Стал просветителем коренного населения аборигенов Лация (аборигинов - авт.) … участвовал в создании ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА … С именами Эвандра и его матери Карменты связан миф о создании латинской письменности - согласно ему, именно они ПЕРЕДЕЛАЛИ ГРЕЧЕСКИЕ БУКВЫ В ЛАТИНСКИЕ, а затем обучили аборигенов Лация письму … В конце жизни поддержал прибывшего из Трои Энея" [В: Эвандр].

    Ну вот, Дионисий, славящийся системным подходом к истории, сложил пазл. Почти. Про буквы латинского алфавита он рассказал, не пояснил только, откуда взялся сам латинский язык (латынь). Видимо, к прибытию Эвандра с матушкой перед войной в Лаций, латины уже говорили на латыни, но не писали. Обратимся к нашим современникам за подмогой:

    "Греческие грамматики, а эти авторы как раз и сохранились в рукописях в отличие от латинских авторов, утверждают, что ЛАТЫНЬ конкретно ПРОИЗОШЛА ОТ ЭОЛИЙСКОГО ДИАЛЕКТА ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА (выделено нами; именно на нём и говорили эолийцы, населявшие Фессалию в XIII в. до н.э. во времена Ахейской Пеласгии [2/11.3] - авт.). А отличия обусловлены естественными искажениями языка в результате тесного контакта с множеством других языковых групп. Т.е. латынь - это испорченный греческий …

    На этом настаивает, к примеру, Дионисий Галикарнасский (Ант. Rom/1/90). Уже в 19 веке н.э. наблюдения над сходством латыни и греческого привели к мысли о ЕДИНСТВЕ ЭТИХ ЯЗЫКОВ И НАРОДОВ в прошлом. Т.е. латиняне вылупились из греков, а вовсе не были непонятно чьими подкидышами, вскормленными волчицей (и дятлом - авт.). Отделившись от греков, они попросту предпочли забыть о своих предках" [1.25].

    И правда, Дионисий пишет: "Римляне не употребляют ни чисто варварской речи, ни полностью эллинской, но говорят на какой-то смешанной из обеих, основная часть которой - ЭОЛИЙСКАЯ, испытывая от смешения многих народов только то неудобство, что они не все звуки произносят правильно" ([1.31],I,90).

   (Так латиняне - это "испорченные" греки? "Тепло". Вот только про единство народов, т.е. кто из кого вылупился, "прохладнее". Первыми носителями эолийского диалекта греческого языка в Италии, как мы уже говорили, были ахейцы-эоляне и фессалийские пеласги. Похоже, что именно они и стали в Италии первыми латинянами. И они совсем не греки. Хотя, если иметь в виду переселенцев с Босфора, то это даже "горячо": из греков (по крайней мере языковых) Рима-на-Босфоре, переселённых в Рим-на-Тибре, через несколько поколений вылупились латиняне. Но не первые.)

    Ну вот и последний фрагмент пазла: латынь пришла в Италию вместе со вторым потоком колонистов из Фессалии. Но вернёмся к "Римским древностям". Интересно, что последние 3 составляющие (из 5) "римского корня" Дионисия Галикарнасского появляются в Лации непосредственно перед Троянской войной и сразу после. Успевают. Ибо далее, подобно грекам, все итальянские пеласги надолго "засыпают".

    Что ж, комментируя Дионисия Галикарнасского и других античных авторов, мы кое-что прояснили о событиях в Италии и Лации вплоть до XII в до н.э. (до окончания Троянской войны). Оказалось, что версия Дионисия неплохо коррелирует с нашей теорией, согласно которой освоение пеласгами Италии происходило в тех же масштабах и в те же сроки, что и Эгеиды, с небольшим, быть может, отставанием. А посему первые мигранты из Леванта (т.н. неолитические земледельцы) появились здесь ещё 8-7 тлн ([W: Neolithic Italy; 1/4.3]). Затем было ещё множество миграций, больших и малых, пока 3,4-3,3 тлн в Италию через Эпир не пришли фессалийские пеласги вместе с ахейцами-эолянами, носителями эолийского диалекта греческого языка. Это были протолатиняне, так как по мнению специалистов ИЗ ЭОЛИЙСКОГО ДИАЛЕКТА ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА ВЫРОСЛА ЛАТЫНЬ.

    Высадившись в устье реки По, фессалийские пеласги и ахейцы-эоляне перебираются затем на западное побережье полуострова, где основывают ряд городов. Позже, 3,3-3,2 тлн, сюда, в центр Италии, в междуречье Арно и Тибра, прибывает пеласгический народ тирренов (тирсенов); римляне их назовут этрусками (тусками). Пришлые некоторое время мирно соседствуют с местными, затем начинают захватывать их города. Большинство родственных им фессалийских пеласгов сопротивления не оказывают, смешиваются с этрусками и в конечном счёте ассимилируются ими. Иную судьбу выбирают ахейцы и некоторые пеласги: не в силах оказать достойное сопротивление тускам, они уходят на юг. Закрепиться ахейцам удаётся в бассейне Тибра, в болотистом регионе, известном нам как Лаций (совр. Лацио, Италия).

     Здесь они встречаются с пеласгами, пришедшими в Италию ранее, 3,6-3,4 тлн, возможно, из Пелопоннеса, и осевшими на юге полуострова. Ещё позже, 3,2-3,1 тлн, на побережье Лация, в Лаврентской бухте, близ устья Тибра высаживаются группа беженцев из Трои; они находят общий язык местным населением и смешиваются с ним. Как общаются между собой все эти разноплемённые жители Лация? По-видимому, это позволяют диалекты пеласгского языка, которыми все они владеют. Однако им нужен второй язык - язык, на котором они общались бы не только между собой - но и со внешним миром. Свой язык для этих целей пеласги никогда не предлагали - табу. Оставался эолийский диалект греческого языка - протолатынь; её и стали использовать. Так формировалась этноязычная общность насельников Лация - протолатинян. В другом варианте протолатинянами оставались только ахейцы-эоляне.

    В какой-то момент протолатиняне стали ощущать себя единым целым, отличающимся от других; это, видимо, заметили и их соседи. Случилось должное: либо они сами стали называть себя ЛАТИНАМИ, либо так из назвали окружающие, возможно, этруски. Латины были достаточно цивилизованными людьми, знакомыми с морским делом, и потому естественно предположить, что рано или поздно Лаций обзавёлся бы своим городом и портом. Город (или поселение) мог быть построен на Тибре, на одном или нескольких холмах из так называемого "римского Семихолмия" (Авентин, Палатин, Капитолий и др. [В: Семь холмов Рима]).

    (Археологи утверждают, что первым был заселён Палатин; возможно, это сделали пеласги, прибывшие из пелопоннеской Аркадии, города Паллантий, назвавшие в память о нём и холм и поселение на холме. Фессалийцы, видимо, выбрали Капитолий; во всяком случае, археологи нашли здесь фессалийскую керамику XIV -XIII вв. до н.э. [1.41]. Отсюда некоторые специалисты выводят и этноним "латины": Паллантий => Палатин => латин. А некоторые авторы делают вывод, что одним из самых ранних названий Рима было Паллантий [1.31] или Палатин [1.42].)

    Однако, более вероятна версия, что к строительству города в Семихолмии латины так и не приступили: из-за Тибра пришли этруски и вытеснили их в Альбанские горы, где, возможно, и возникла легендарная Альба-Лонга. В горах латинам было комфортно, так как большинство из них, если верить Дионисию Галикарнасскому, были родом их гористой Аркадии. И, добавим мы, из Фессалийской Ахайи. Осваивать Семихолмие пришлось этрускам. Примем эту версию, за неё говорят многие факты, о части которых мы скажем ниже. Пока же отметим, что возведение городов на невысоких (около 50 м), но крутых холмах, не на берегу моря, но рядом с ним, в идеале - на берегах судоходной реки, в устье которой сооружался порт-спутник, вполне вписывалось в градостроительную концепцию этрусков (а также, видимо, и фессалийских пеласгов, построивших такие города для этрусков); Семихолмие располагалось же на берегу судоходного Тибра в 25 км от моря, где в устье реки позже будет сооружён порт Остия (совр. Остия-Антика  [В: Остия-Антика]).

    (В подтверждение к сказанному: главный город пеласгов в Фессалии, частично мигрировавших в XIII в. до н.э. в Италию, назывался Лариса; он и теперь там же и так же зовётся и ему, как полагают, не менее 4000 лет [В: Лариса (город)]. Этимология топонима "Лариса" (по Страбону) - "крепость, построенная на нависающем камне" [1.32]. Интересно, что этимология этнонима "туски" - "строители башен" (они "предпочитали строить свои города на высоких обрывах, укреплённых стенами") [W: Etruscan Civilization].)

    Но, по-видимому, и этрускам пришлось повременить с закладкой города: пришло время "Большой спячки", до VIII в. до н.э. Греки уже "заснули", египтяне, месопотамцы тоже, сыны Израилевы и вовсе не просыпались. Пришёл черёд и этрусков с латинами; пожелаем, читатель, всем им "бай-бай".

    Но одно остаётся по-прежнему загадкой: почему Дионисий Галикарнасский не включил в число составляющих "римского корня" этрусков? Неужели у них меньше оснований для этого, чем у Геракла с Энеем? Или здесь что-то иное, сокровенное и совсем не мифическое? Впрочем, тайна здесь небольшая: этруски и римляне были врагами. И это невозможно было изменить.


    Глава 1.4. ЭТРУСКИ

    Трудно не признать то огромное влияние, которое оказали этруски на римлян периода Поздней республики (264-27 гг. до н.э.), который пришёлся на Пунические войны, и Ранней империи (-27 - 235). В то же время их история соткана из белых пятен и чёрных дыр. Одна из причин тому - собственной историографии нам этруски не оставили, да и язык их по сей день не расшифрован, так что судить о них мы можем лишь по греческим и римским источникам.

    "Почему не оставили? А что же финикийские и карфагенские источники? Где они? Ведь Финикия, Карфаген и Этрурия в культурном отношении стояли гораздо выше Рима", - законно недоумевает наш читатель. Касательно Финикии и Карфагена ответ можно найти в главе 2.3 и в [2/16], где говорится об этнической трансформации финикийцев и, в этой связи, о судьбе их литературы. Что же до этрусков, похоже, их постигла примерно такая же судьба; но об этом, а также о Пунических войнах, где, как известно, победили римляне (только не латинские, которых ещё не существовало, а греческие, из Рима-на-Босфоре), мы расскажем ниже.

    О происхождении этрусков из тирренов-пеласгов, 3,3-3,2 тлн высадившихся на западном побережьи Апеннинского полуострова, где-то в современной итальянской области Тоскана, между реками Арно на севере и Тибр на юге, и основавшими страну ЭТРУРИЮ, мы уже начали говорить в главе 1.3. Этрусский язык - мёртвый изолят, не имеющий ни предков, ни потомков. Есть лингвисты, которые упорно пытаются затащить его в индоевропейскую (ИЕ) языковую семью, но таких меньшинство и попытки их пока тщетны. Специалистами рассматривается "… его возможное родство с двумя другими мёртвыми языками - ретским и лемносским (предположительно идентичными реконструируемому пеласгскому)" [В: Этрусский язык]. А.Старостин и И.Дьяконов указывали на сходство этрусского языка с вымершими родственными хурритским и урартским.

    (Напомним, что лемносский язык - "язык Лемносской стеллы VI-V веков до н.э. предположительно, язык пеласгоа, согласно Геродоту, живших на острове (Лемнос - авт.) в указанный период" [В: Этрусский язык]. Носителем ретского языка (ретика) был народ ретов, обитавший в долинах Западных и Центральных Альп, где и оставил краткие письменные памятники V-II вв. до н.э.). Реты нередко отождествляются с этрусками, их языки и алфавиты близки [В: Реты].) Плиний Старший (I в.) в своей "Естественной истории" отмечал, что "реты - народ этрусской расы, изгнанный галлами" [W: Rhaetic]. Видимо, это произошло, когда галлы вытеснили этрусков их Паданской равнины; они ушли, оставив в альпийских долинах своих сородичей. Последние, видимо, не возражали - и стали ретами.)

    Любопытно, что ещё в начале XV в. доминиканский монах Аннио да Витербо утверждал, что "иврит и этрусский язык происходят из одного источника". Учитывая, что иврит является диалектом протофиникийского (см. [1.27]), речь шла о финикийских корнях этих языков. Но позже мобилизованные противники всего финикийского отвергли разумную догадку монаха и перенаправили внимание специалистов и интересантов на Урал, Алтай, Венгрию и т.д. [W: Etruscan Language].

    Мы считаем, что этрусский язык относится к группе пеласгических языков (диалектов пеласгского), сложившихся к концу II тыс. после того как около 4 тлн распался породивший группу пеласгский язык, "брат" финикийскому языку, "сын" ханаанскому праязыку и "внук" хамитскому прапраязыку: ноитский (3праязык, 16 тлн) => хамитский (2праязык, 12 тлн) => ханаанский (праязык, 8 тлн) => пеласгский (язык, 4 тлн) => <группа пеласгических языков (диалектов), 2тлн> (см. [2/Введение]). Упомянутые выше предположения А.Старостина и И.Дьяконова вполне оправданы, т.к. и в первую волну (8 тлн), и во вторую (4 тлн) финикийцы массово мигрировали в Эгеиду вместе с хурритами [2/4].
 
    По-видимому, после миграции в Италию этруски установили и постоянно поддерживали культурно-экономические связи с пеласгами Аттики, Эвбеи, Ионических островов (эти территории не были затронуты "дорийским вторжением" XII в. до н.э., а позже - и с Ионией, областью на западном побережье Малой Азии, куда в X-IX вв. до н.э. выселили большую часть этих пеласгов дорийцы. (Возможно в этой области, принадлежащей ранее Лидии, и жили тиррены-этруски до их миграции в Италию.). Из неё и почерпнули многое.

    Например, алфавит; греческие буквы, как считается, пришли к этрускам в VIII в. до н.э. с острова Эвбея вместе с колонистами из городов Халкида и Кумы, основавшими в -757 г. на побережьи Кампании греческую колонию КУМЫ. Этруски адаптировали полученный алфавит, удалив несколько букв (в основном чуждых им звонких согласных) и добавив одну глухую согласную [W: Etruscan Language]. Но для всего этого им совершенно не обязательно было ждать появления халкидян.

    Дело в том, что (как мы считаем) "греческий" алфавит был создан финикийцами где-то в XIV в. до н.э. на основе своего, первого в послепотопной истории абджада [W: Abjad]. И отнюдь не для греков, которых тогда и не существовало, а для пеласгов, близкородственных финикийцам. Передачу алфавита пеласгам связывают с легендарным финикийцем Кадмом (см. [2/11.4]), основавшем в Пеласгии финикийскую колонию ФИВЫ. Алфавит получил распространение в ареале обитания пеласгов и греки-дорийцы были далеко не первыми из тех, кто приспособил его к своему языку. Греки явили миру греческий алфавит лишь в VIII в. до н.э. (видимо, "проснувшись"), но уже с X в. до н.э. подобные алфавиты использовались, к примеру, малоазийцами, включая лидийцев, на возможной прародине этрусков [В: Малоазийские алфавиты]. Так что мы не исключаем, что "греческие буквы" попали к этрускам не от халкидян, а от пеласгов или финикийцев, и не в VIII, а XIII-XII в. до н.э. (то есть в IX в. до н.э., если считать хронологический пузырь XII-VIII вв. до н.э. установленным фактом).

    И ещё один штрих. Неподдающаяся расшифровке надпись случайно уцелевшей Лемносской стелы сделана, как считается, на лемносском языке греческими буквами. Та же история с этрусскими надписями, которых более 10 тысяч: расшифровке не поддаются, сделаны на этрусском языке греческими буквами. Может, попытки прочесть их станут более плодотворными, если признать, что лемносский и этрусский языки принадлежат к пеласгической языковой группе (являются диалектами пеласгского языка), их письменные памятники используют адаптированный пеласгский алфавит, разработанный на базе финикийского абджада. Сами же языки относятся не к индоевропейской, а к афразийской языковой семье. И никаких "греческих букв"!

    Давние (до VIII в. до н.э.) связи этрусков с пеласгами Аттики и Эвбеи, а затем и с ионийцами подтверждает и следующий факт. По примеру Аттики, Иония включала 12 основных городов (Ионийское Двенадцатиградие (Додекаполис)), куда в числе прочих входили Милет, Эфес, Фокея, острова Самос и Хиос. Города эти были связаны религиозно-культурным союзом - Ионийской лигой; "каждый год союзники участвовали в совместном празднестве, проходившем на северном склоне горы Микале в Панионийском святилище" [В: Иония], посвященном богу моря Посейдону. А что этруски? Оказывается, они жили в городах, объединённых в союзы; так, собственно Этрурия (метрополия) была союзом 12 городов (Двенадцатиградием) - Этрусским союзом (лигой), куда в числе прочих входили: Вейи (совр. Рим?), Тарквинии (совр. Тарквиния), Цере (совр. Черветери), Пелузий (совр. Перуджа). "Собрания союза были очередные (они назначались ежегодно весной) и чрезвычайные, и происходили при храме богини Вольтумны (двуполый бог земли - авт.). На этих собраниях решались общие дела союза … совершались общие религиозные празднества" [В: Этрурия].

    (Позже, в VIII-V вв. до.н.э., в период своего расцвета этруски осуществят экспансию на север и северо-восток, за Апеннинские горы, в долину реки По (совр. Эмилья-Романья), и на юг, за Тибр (совр. Лацио, Кампания). Вновь образованные этрусские территории Этрурия Падана и Этрурия Кампана формировались как Додекаполисы с Фельсиной (совр. Болоньей) и Капуей (совр. Капуя) во главе.) 

    А теперь, читатель, найди 10 отличий! И, видимо, так во всём: формы и институты государственного управления, технологии, пантеоны богов, способы захоронения … И даже спортивные игры, получившие у греков наименование Олимпийских, устраивались и в Греции, и в Этрурии! Хотя о чём-то, например, о религии этрусков дошли до нас в какой-то мере достоверные свидетельства, о другом же, к примеру, институтах государственной власти, системе права [В: Система права], их значительно меньше. Причина понятна: римляне, конечные бенефициары, писали историю и в ней они предпочитали выглядеть креативными наследниками греков, а не мародёрами, обчистившими павших этрусков. По-видимому, на раннем этапе (VIII-VI вв. до н.э.) культурное развитие греков (по сути - пеласгов-ионийцев) и этрусков шло одновременно и параллельно и, похоже, координировалось из одного центра.

    Но были и различия, например, пристрастие тусков к гаруспиции - искусству угадывания воли богов путём гадания по внутренностям животных (к примеру, по печени чёрного барана) - совершенно невозможное занятие для пеласгов по мнению Дионисия Галикарнасского. Однако эти древние религиозные практики могли передать пеласгам, предкам этрусков, месопотамцы через финикийцев и амореев с касситами [В: Гаруспик].

    (Кстати, об амореях. Месопотамцы и египтяне так называли все племена и народы, жившие к западу от Евфрата; "марту", "амурру" и "амор" - так обозначали "западных людей" шумеры, аккадцы и египтяне соответственно [W: Amorites]. Известно также, что этруски писали как слева направо так и наоборот, подчас смешивая оба стиля: строка слева направо, следующая - справа налево и т.д. (т.н. бустрофедоном [В: Направление письма]. Так, быть может "ROMA"  слева направо- это "AMOR" справа налево? Город на западе? В другой этимологии - просто "ГОРОД" ("URBS"). Как у Тита Ливия (Хорошего Ливийца) [1.37]. Интересно, что амореи-либу и ливийцы - "родственники" (см. [1/4.2]).

    Вполне возможно, что и другие особенности этрусков, отмеченные Дионисием и отличающие их от других эгейских пеласгов (язык, гадания, высадка на западном побережье Италии и др.), связаны с присутствием среди них значительного числа потомков амореев-либу. И появились они в Италии после падения I Вавилонской (Аморейской) династии.)

    В нашу задачу не входит пересказ принятой истории этрусков, их культурных и иных достижений; на эту тему существует обширная литература. Ограничимся здесь лишь кратким перечнем того, что принято называть ЗАИМСТВОВАНИЯМИ у них ранними римлянами. Однако, чтобы правильно осветить этот вопрос, нужно ответить на другие, не менее интересные и важные: "А когда осуществлялись эти заимствования? Кем были те заимствующие "ранние римляне"? Общеизвестные мифические ответы: в -753 г., латинами. Наша теория: в окрестности -27 г., римлянами с Босфора. Но в любом случае и латины, и римляне пребывали этрусском культурном пространстве, так что заимствования, мифические или реальные, были неизбежны.

    Если считать, что ранние римляне - это альбанские пастухи, оставившие своих коз и овец и устремившиеся в VIII в. до н.э. вслед за Ромулом к цивилизации, то легко поверить многочисленным авторам, утверждающим, что этруски - это римское "всё". Но если римляне эти суть выходцы из Рима-на-Босфоре, основанного лелегами и греками-дорийцами (гл. [2/11; 1.11), то легковерие своё следует поуменьшить и озаботиться не только и не столько вопросом "что именно они позаимствовали у этрусков", сколько "а зачем они сделали это".

    Например, часто можно встретить утверждения, что особенно значительными были заимствования в области производства и обработки металлов, изготовления оружия и инструментов, а также ювелирных драгоценностей и украшений. Историки считают, что этруски давно производили прекрасное оружие из стали, в то время как италики, включая латинов и самнитов, поселившихся в Риме, находились вплоть до VIII в. до н.э. в бронзовом веке. И недоумевают: как за короткий срок смогли римляне превзойти этрусков в военном деле и поработить их?

    Тут одно из двух: либо римляне имели своё (и, скорее всего, превосходившее этрусское) оружие из стали, либо они не порабощали этрусков. В первом случае римляне были не латинами-италиками, а потомками лелегов-ковачей, изобретателей железа, создателей технологий изготовления оружия из стали, эффективно применявших его где-то с XII в. до н.э. (см. [2/11,12; 1.11]). Иными словами, прибыли эти римляне из Рима-на-Босфоре, основанного лелегами и дорийцами, и за заимствования (но не в сфере производства и обработки металлов) принялись после Пунических и Македонских войн, примерно в I в. до н.э., когда Этрурия была уже ими завоёвана. Во втором случае естественным будет признание, что италики не порабощали этрусков равно как и не основывали Рима; это сделали римляне из Рима-на-Босфоре.

    Далее, ЭНЕЙ. Римляне не заимствовали, нет, они присвоили себе Энея. Сравнительно недавние находки десятков замечательных этрусских ваз с изображением Энея, открытие археологами "в 500 метрах от того побережья, где по легенде высадились троянцы, остатков древнего святилища - 13 крупных алтарей, вытянутых в линию" [1.43], а также кенотафа героя при раскопках якобы построенного им города Лавиния [1.35] - всё это указывает на существовании культа Энея в Этрурии.

    (Интересно, что упомянутые, связанные с Энеем, этрусские находки относятся к VII-V вв. до н.э. Чем характерно это время? Во-первых, портятся отношения этрусков с греками-ионийцами. Последние в лице фокейцев, эвбейцев и других начинают основывать свои колонии на землях, которые этруски издревле считали своими; начинаются греко-этрусские войны (см. гл.1.4). В этой связи, возможно, и расцветает культ Энея, героя Этрурии и Трои, прославившегося в битвах с греками. Во-вторых, этруски осваивают неудобья Лация, в частности, строят города Вейи, порт Остин. При этом, возможно, в памятных местах, связанных с легендарной высадкой энеадов на эемлю этрусков, и сооружается святилище, на алтарях которого троянцы принесли первые благодарственные жертвы богам, гробница (кенотаф) Энея и стелы с посвятительными надписями. Не остаются в стороне и художники, ваятели, ювелиры … Словом, делается всё, что в подобных ситуациях делается и нашими современниками.)

    Здесь возникает только один вопрос: зачем Эней римлянам с Босфора? Один из возможных ответов мы уже дали; ниже мы уточним его.

    Решающую роль сыграли этруски и в формировании пантеона римских богов. Достаточно указать на полное соответствие триад главных богов: этрусские Тин - Уни - Менрва и римские Юпитер - Юнона - Минерва. Но зачем римлянам из греческого Рима отказываться от своих богов? А они и не отказывались: греческие и этрусские пантеоны практически совпадают (то ли влияли друг на друга, то ли формировались из одного религиозного центра; скорее, второе). Та же триада у греков представлена Зевсом (верховный бог, бог неба, грома, молнии), Герой (царица богов, покровительница женщин, семьи, брака) и Афиной (богиня мудрости, покровительница ремёсел) [В: Соответствие римских и греческих богов]. Таким образом, преемственность религий греческого и латинского Рима была обеспечена. Небольшие же изменения в ритуалах и культах были данью местной традиции, ведь жить босфорцам предстояло под итальянским небом, где культурное доминирование этрусков было неоспоримым.

    Многое в сфере градостроительства, архитектуры и строительства монументальных зданий, инфраструктурных сооружений и даже жилых домов римляне также позаимствовали у этрусков, А почему бы и нет? Это перешло к ним вместе с этрусскими зодчими и строителями, которые, надо думать, максимально учитывали климатические, ресурсные и иные возможности региона. К тому же и сам Рим-на-Тибре строился на месте этрусского города (см. ниже). Но были и новации. Так, основным строительным материалом этрусков было дерево, римляне же заменили его камнем, при возведении общественных зданий широко использовали мрамор.

    Римские авторы не отрицали, что Город (так осторожно называл ранний Рим историк Тит Ливий) "был заложен по плану и обряду этрусков. Закладку города сопровождали этрусские сакральные ритуалы. Место будущего города очерчивали по кругу городской чертой, и по ней пахали плугом ритуальную борозду, ограждающую будущий город от внешнего враждебного мира … В этрусском городе обязательно строили три главных улицы, трое врат, три храма (посвящённые триаде главных богов - авт.) … (На пересечении трёх главных улиц, т.е. в самом центре города, возводили особое сооружение - Мундус, колодец с дверью в подземный мир, за которой обитали души предков - авт.). Ритуалы строительства этрусских городов - Etrusco ritu - переняли римляне" [1.44].

    (По одному из мифов Рем перепрыгнул через ритульную борозду, вспаханную Ромулом, на которой должны были встать священные стены города; за это Ромул и убил брата со словами: "Так да погибнет всякий, кто перескочет через мои стены" ([1.37],I, 7).

    Переняли они и размещение некрополей (за стенами города), устройство и отделку гробниц, саркофагов, урн с прахом, а также погребальные ритуалы и практики. "На погребальных тризнах знатных людей … <этруски> рабов заставляли сражаться насмерть или с целью жертвоприношения людей травили собаками. Заимствованные у этрусков гладиаторские игры и травля людей зверьми утратили у римлян свой первоначальный ритуальный смысл и превратились в кровавые зрелища, которые устраивались для развлечения горожан" [1.45]. Видимо, всё так; мы не знаем достоверно, как обстояли дела с перечисленными ритуалами и практиками в городе Византии в VII в. до н.э. Не исключено, что кровавым жертвоприношениям горожане предпочитали кровавые зрелища.

    Продолжать подобным образом можно долго, ограничимся последним и загадочным заимствованием: победители-римляне почему-то полностью переняли атрибуты верховной власти побеждённых ими этрусков. Этрусские цари на церемониях были одеты в тогу-пальмату с пурпурной каймой, сидели в курульном (переносном) кресле из слоновой кости и держали в руках золотой скипетр; были окружены ликторами, несущими на плечах фасции (пучок прутьев-розг и топорик-секиру) - символ власти, способной высечь и обезглавить, и одновременно практический инструментарий для того и другого. (Некоторые добавляют к этим атрибутам золотую корону и перстень.) Всё это один в один переняли и римляне. Хотя нет, проявили они и креатив: перед претором шествовало 6 ликторов, консулом - 12, диктатором и императором - 24; у этрусков, согласно Ливию, их было 12 - по числу городов а Додекаполисе.

    (От слова "фасции" произошло другое известное слово -"фашизм": Муссолини, мечтавший о воссоздании Римской империи сделал фасции символом своей Национальной фашистской партии [В: Фасции].)

    Трудно сказать, почему так случилось. Возможно, в республиканском Риме-на-Босфоре подобных традиций не было, а строители всемирной империи остро в них нуждались. Вот и переняли и атрибуты власти этрусков, до кучи, как говорится. Тем более, что признаваться во всех внешних заимствованиях римляне явно не собирались, разве что в некоторых. Историю, как известно, пишут победители, а в победителях в то время были они и только они.

    И правда, вдруг куда-то задевалась этрусская литература, включая историческую. Перетекла к римлянам? Последние молчат об этом: мол, ничего не знаем, не видели, не читали. Вот разве что Etrusca Disciplina - набор книг на латыни об искусстве гадания по внутренностям животных (гаруспиции), полёту птиц (ауспиции) и другим знамениям. Любопытно, признание Ливия: "У меня есть, конечно, сколько угодно свидетельств тому, что детей римлян тогда (около -70 г.) принято было обучать этрусской грамоте" ([1.37],IX,36). Но для чего римлянам этрусская грамота? Читать надписи в этрусских гробницах? Или пока ещё не переведённую на латынь и не присвоенную обширную этрусскую литературу?

    Но главное, предопределившее многое другое, заимствование римлян с Босфора у этрусков - это ЛАТЫНЬ. Да, читатель, не удивляйся, римляне осуществили языковый сдвиг, перейдя с греческого на латынь; но до них на латынь перешли этруски.

    К этому вопросу мы ещё вернёмся, а пока - немного о политической истории Этрурии. С момента образования этрусские города успешно развивались, ведя обширную торговлю с соседями, странами Эгеиды и Средиземноморья, поддерживая особо тесные торговые и иные связи с Финикией, Критом и (позднее) с греческими регионами (Аттика, Эвбея, Иония и др.), где локализовались ионийцы - ассимилированные греками пеласги. После основания финикийцами-тирянами в -814 г. в Северной Африке, близ Сицилии, Карфагена между ним и Этрурией установились дружественные, а затем и союзнические отношения. Дружили и союзничали они против греков, чья экспансия в Западное Средиземноморье, в первую очередь к источникам добычи и маршрутам поставки минерального сырья в VIII-VI вв. воспринималась хамитскими правителями этрусков и пунов как угроза жизненным интересам их стран.

    Где-то в VIII-VII вв. до н.э. на юге Апеннинского полуострова и в Сицилиии, на землях, которые считали своими этруски и пуны, греки основали ряд колоний (Кумы, Сибарис, Кротон, Сиракузы и др.), позже названные Великой Грецией [В: Великая Греция]. Ещё западнее, на южном побережьи Галлии (совр. Франция) около -600 г. греки-фокейцы основали Массалию (совр. Марсель), а около -562 г. - Алалию (совр. Алерия) на восточном побережьи Корсики. Кроме того, они добрались до Иберии (совр. Испания), вступив в VII в. до н.э. в союзнические отношения с Тартессом, давно отравляющим жизнь финикийскому Гадесу, не подпуская последнего к своим "закромам", богатым серебром, медью, свинцом. Войны греков с этрусками и пунами было не избежать.

    И она случилась. Союзный флот пунов и этрусков примерно в -537 г. разбил греков в морском сражении при Алалии; Корсика осталась за этрусками, Сардиния - за пунами. Блокировав для греков Гибралтар, финикийцы выдавили их из Тартессии и южной Иберии,  присоединив территории юга Иберии и Галлии к Карфагену. Затем с переменным успехом происходили морские и сухопутные сражения (здесь выделяются битвы при Кумах на суше (-524 г.) и на море (-474 г.), случившиеся с легко запоминающимся интервалом в 50 лет и проигранные этрусками грекам). Кроме упомянутых, историки пишут о многочисленных Сицилийских (греко-пунических) войнах в период между -580 г. и -265 г. за доминирование на острове, плавно переросших в -264 г. в Первую Пуническую войну [W: Sicilian Wars].

    (А что же латинский Рим? Существовал ли он и если да, то чем был занят всё это время? Со дня его мифического основания в -753 г. и до начала Первой Пунической войны в -264 г., т.е. около 500 лет? Оказывается, в т.н. царский период 753-510 гг. до н.э., почти 250 лет, когда правили семь царей, от Ромула до Тарквиния Гордого, вел тихую уединённую жизнь; в это не верили древние историки, например, Полибий и новые, например, обласканный официозом лауреат Нобеля немецкий историк Т.Моммзен. Оставшиеся 250 лет, в т.н. период Ранней Римской республики, Рим-на-Тибре якобы завоёвывал Италию (Римская экспансия). Закончились эти войны, как и Сицилийские, аккурат к началу Первой Пунической в -264 г. [В: История Древнего Рима].)

    Итак, латинского Рима ещё не было, войны на Апеннинском полуострове в VI-III вв. до н.э. шли между этрусками и греками; возможно, в них были вовлечены и другие проживающие там народы, особенно пеласгические. Параллельно на Сицилии шли греко-пунические войны. Ситуация резко изменилась, когда в -264 г. в Сиракузах высадились римляне, прибывшие с далёкой Эгеиды (под Эгеидой мы понимаем земли и страны, омываемые Эгейским и Мраморным морями). Началась Первая Пуническая (римско-финикийская) война.

 
    ПРИМЕЧАНИЕ

    1. Ссылки на Википедию даются прямо в тексте. При этом:
    - "В: Текст" означает: "http://ru.wikipedia.org/wiki/Текст/";
    - "W: Text" означает: "http://en.wikipedia.org/wiki/Text/".
   
      2. Цитаты из Библии даются согласно тексту Библии в синодальном переводе, размещенном на ресурсе: https://bible-ctnter.ru/ru/bibleface/



    ЛИТЕРАТУРА к части 1

    1(1.1). Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после. М.: "Ридеро", 2023.

    2(1.2). Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев. М.: "Ридеро", 2023.

    1.3. Клёсов А. ДНК-генеалогия от А до Т. М.: "Неформат", 2016.

    1.4. ISOGG. Y-ДНК дерево гаплогрупп. https://isogg.org/tree/index.html/

    1.5. YFull YTree v8.09.00. https://yfull.com/tree/T/

    1.6. Пеларгин В. Еврейскую Библию написали финикийцы. http://proza.ru/2020/05/09/116/

    1.7. Дарда С. Пояс мира. https://beltofpeace.com/

    1.8. Бабушкин В. Камбейская градостроительная цивилизация. http://proza.ru/2015/11/28/381/

    1.9. Пеларгин В., Вязгина Ю. Хамиты. "Ридеро", 2023.

    1.10.  Бадж У. Египет на заре цивилизации. Загадка происхождения древнего народа. М.:  "Центрополиграф", 2012.

    1.11. Пеларгин В., Вязгина Ю. Лелеги, сотворившие Бронзовый коллапс. "Ридеро", 2023.

    1.12. Степаненко А. Истории больше нет. М.: "Эксмо", 2011.

    1.13. Арамеи. https://dic.academic.ru/dic.ncf/sie/1030/АРАМЕИ/

    1.14. Циркин Ю. От Ханаана до Карфагена. Глава 8. Финикия под властью Ассирии. https://history.wikireading.ru/hn3cN8Zzr9/
 
    1.15. Лэнг Д. Армяне. Народ-созидатель. История древней Евразии. Глава 4. Урарту - первое армянское государство. https://oldevrasia.ru/library/Armyane—Narod-sozidatel/4/

    1.16. Висячие сады Семирамиды: описание, история.
    1.17. Волков А. Загадки Финикии. "Вече", 2004

    1.18. Циркин Ю. От Ханаана до Карфагена. Глава 8. Финикия под властью Ассирии. https://history.wikireading.ru/hn3cN8Zzr9/

    1.19. Волков А. Загадки Финикии. 5. Время своих колоний. https://k2x2.info/istorija/zagadki_finikii/p5.php/

    1.20. Кто и зачем интересовался историей Византийской империи. https://pravoslavie.ru/90126.html/

    1.21. Цветков С. Этрусская цивилизация. https://sergeytsvetkov.livejournal.com/740234.html/

    1.22. Фоменко А., Носовский Г. Правильно ли понимаем историю Европы и Азии. Книга 1.
    1.23. Фоменко А. Новая хронология Греции. Античность в Средневековье. https://litmir.me/br/?b=138616/

    1.24. История развития латинского языка.
    1.25. Миронова Л. А был ли РИМ? Когда Европа была ещё немая … http://proza.ru/2009/12/09/821/

    1.26. Постников М. Критическое исследование хронологии Древнего Мира. Античность. Том 1. Глава 1. Античная литература. М.: "Крафт+", ЛЕАН, 2000.

    1.27. Пеларгин.в., Вязгина Ю. Евреи, сыны Хама. "Ридеро", 2023.

    1.28. Иваненко А. Глоттохронология о размежевании индоевропейцев. http://proza.ru/2022/08/06/1426/

    1.29. Пеларгин В. Еврейскую Библию написали финикийцы. http://proza.ru/2020/05/09/116/

    1.30. Гелланик Лесбосский. https://simposium.ru/node/12476/

    1.31. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1496000000/
   
    1.32. Страбон. География. https://ancientrome.ru/antitr/strabo/index.html/

    1.33. Гомер. Илиада (перевод Н.Гнедича). http://facetia.ru/node/3388/

    1.34. Вергилий. Энеида. https://rustih.ru/vergilij-eneida/

    1.35. Руссо М. Город Энея. https://polit.ru/article/2017/01/14/ps_lavinium/

    1.36. Геродот. История. https://liberbook.me/the_history/

    1.37. Тит Ливий. История Рима от основания Города. https://ancientrome.ru/antilitr/t.htm?a=1364000000/

    1.38. Темпы языкового сдвига.
    1.39. Семейкин В. Этруски в Италии: место и время прибытия. http://proza.ru/2017/04/11/1479/

    1.40. Обросков А. Этруски и пеласги. http://proza.ru/2016/10/28/737/

    1.41. Качанов С. Капитолий. https://agades-ser.livejournal.com/174831.html/

    1.42. Максимов А. Нашествие. Суровые законы. М.: "Нюанс", 2008.

    1.43. Немировский А., Ильинская Л. Этруски - выходцы из Трои? https://vokrugsveta.ru/vs/article/5074/

    1.44. Что римляне позаимствовали у этрусков. https://ru-sled.ru/chto-rymlyane-pozaimstvovali-u-etruskov/

    1.45.  Полибий. Всеобщая история. https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1445000000/