Козьма Петрович Прутков и Орловский край

Александр Бельский Город Орёл
Козьма Петрович Прутков — литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50—60-е годы XIX века поэт граф Алексей Константинович Толстой (до 1875-го), братья Алексей, Владимир (наибольший в количественном исчислении вклад) и Александр Жемчужниковы (фактически — коллективный псевдоним всех четверых)[2].

Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и сам его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство.

Как литературный образ, Козьма Прутков  «родился»  в усадьбе  братьев Жемчужниковых  (деревня Павловка Елецкого уезда Орловской губернии),  куда в 1851 году  на лето приехал отдыхать их  двоюродный  брат Алексей Константинович Толстой.   У друзей-братьев было  своеобразное развлечение,  называемое  ими «прутковский кружок» (от  имени камердинера одного из братьев,  которому за заимствование  фамилии  дали 50 рублей).
    

Алексей Михайлович Жемчужников (11 [23] февраля 1821, Почеп, Мглинский уезд, Черниговская губерния — 25 марта [7 апреля] 1908, Тамбов, похоронен в Москве) — русский лирический поэт, сатирик и юморист. Один из создателей образа Козьмы Пруткова. Из потомственных дворян Орловской губернии

Происходил из старинного дворянского рода Жемчужниковых — сын сенатора Михаила Николаевича Жемчужникова (1788—1865) от брака его с Ольгой Алексеевной Перовской (1799—1833). Приходился племянником известному писателю Антонию Погорельскому, двоюродным братом Алексею Константиновичу Толстому.

Вырос в родовом имении Павловка Елецкого уезда Орловской губернии, короткое время учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии и в 1835 году был переведён в Училище правоведения. После окончания училища в 1841 году служил в Сенате; участвовал (вместе с Д. Н. Бегичевым и своим «лучшим другом» В. А. Арцимовичем) в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства.
          

Александр Михайлович Жемчужников (13 [25] июня 1826, Павловка, Елецкий уезд  Орловская губерния — 30 апреля [12 мая] 1896, Лоберж, Витебская губерния — русский писатель, поэт. Один из создателей Козьмы Пруткова.

Родился в семье сенатора Михаила Николаевича Жемчужникова.
          
Лев Михайлович Жемчужников (1828—1912) — русский живописец и график, мемуарист. Был членом «Общества аквафортистов» (1869—1870) и Московского художественного общества (1875—1892). Жемчужников также выступал и как художественный критик. Его статья «Несколько замечаний по поводу последней выставки в Санкт-Петербургской Академии художеств» (1861) имела большой резонанс.
Из потомственных дворян Орловской губернии. Родился в Павловке Елецкого уезда Орловской губернии.
          

Биография Козьмы Пруткова
Большая часть сведений о жизни Пруткова стала известна из «Биографических сведений о Козьме Пруткове» (включавших «Некролог Козьмы Петровича Пруткова»), опубликованных после его «смерти».

Козьма Петрович Прутков родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой около Сольвычегодска, скончался 13 января 1863 года. Имел поместье в хуторке Пустынька около железнодорожной станции Саблино. По посмертному утверждению медиума получил домашнее образование от приходского священника, имел хорошие оценки.

Провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе. В 1820 году поступил на военную службу в гусарский полк «только ради красивого мундира» и пробыл на службе два года с небольшим. В ночь с 10 на 11 апреля 1823 года после товарищеской попойки Пруткову привиделся сон: он увидел перед собой голого бригадного генерала в эполетах, который, не дав Пруткову одеться, повёл его на вершину высокой и остроконечной горы, и там стал вынимать перед ним из древнего склепа разные драгоценные материалы, показывая их ему и даже прикладывая некоторые из них к его телу. Вдруг от прикосновения самого дорогого материала Прутков ощутил сильный электрический удар, от которого проснулся весь в испарине. Неизвестно, какое значение придавал Козьма Петрович Прутков этому видению, но, часто рассказывая о нём впоследствии, он всегда начинал волноваться и заканчивал свой рассказ громким возгласом: «В то же утро, едва проснувшись, я решил оставить полк и подал в отставку; а когда вышла отставка, я тотчас определился на службу по министерству финансов, в Пробирную палатку, где и останусь навсегда!» Действительно, устроившись в одну из Пробирных палаток (являвшуюся частью Департамента горных и соляных дел в Министерстве финансов) в 1823 году, он оставался в ней сорок лет, до самой смерти.

Образ Козьмы Пруткова отличается высокой степенью проработки, что является уникальным случаем для литературных масок: у него есть чётко определённые биография, портрет, семья и место службы..

 Выбор имени объяснил позже Алексей Жемчужников в разговоре с Нобелевским лауреатом, представителем Орловского края Иваном Алексеевичем Буниным:

"Мы — я и Алексей Константинович Толстой — были тогда молоды и непристойно проказливы. Жили вместе и каждый день сочиняли по какой-нибудь глупости в стихах. Потом решили собрать и издать эти глупости, приписав их нашему камердинеру Кузьме Пруткову, и так и сделали, и что же вышло? Обидели старика так, что он не мог нам простить этой шутки до самой смерти".

В 1875 году умер Алексей Толстой, и над изданием сборника остались работать Владимир и Алексей Жемчужниковы. Владимир имел чёткое представление об образе Пруткова и о том, что должно включаться в сборник, а что — нет: «для Пруткова недостаточно просто „смешного“, а нужна литературная отделка и известный род смешного». По этой причине «прутковской» первоначально не была признана комедия «Любовь и Силин», написанная Александром Жемчужниковым самостоятельно.

В начале 1860-х годов была написана комедия «Торжество добродетели» (первоначально названная «Министр плодородия»), но царская цензура не разрешила опубликовать её в «Свистке». Рукопись на долгие годы была утеряна, и только в 1959 году В. Э. Боград отыскал её в архиве Академии наук СССР в Ленинграде. Впервые комедия была опубликована в издании «Литературное наследство»[9]. Она оценивается критиком Б. Я. Бухштабом как «наиболее значительная комедия Козьмы Пруткова, единственная, содержащая политически острые мотивы»[1]:19.

«Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова с портретом, fac-simile и биографическими сведениями» вышло из типографии М. М. Стасюлевича в 1884 году небольшим тиражом в 600 экземпляров. Книга была быстро раскуплена и в следующем году была переиздана уже тиражом в 2000 экземпляров. С тех пор сборник регулярно переиздавался, и в 1916 году вышло уже 12-е издание.

Имя
По свидетельству современников, в качестве основы для псевдонима авторами Пруткова было взято имя реально существовавшего человека — крепостного дворецкого у Жемчужниковых Кузьмы Пруткова (по другим сведениям, Фролова)[6]:11—13.

Произведения Пруткова до 1863 года подписывались именем «Кузьма Прутков», а после «смерти» — «Козьма Прутков», но в «Некрологе», «Биографических сведениях» и других статьях авторы подчёркнуто именовали Пруткова Косьмой для усиления гротескности мнимой значимости: «<…> он писался всегда: Косьма (а не Кузьма), подобно прочим своим великим тёзкам — Косьме Минину, Косьме Медичи и т. д.»[1]:16, 380—381[3]. В частной переписке братья Жемчужниковы могли называть его и Козьмой, и Косьмой, и Кузьмой.

Портрет
Портрет намеренно написан таким образом, что о Козьме Пруткове складывается мнение как о напыщенном и самодовольном человеке. На портрете он смотрит на зрителя сверху вниз и саркастически улыбается. Волосы его умышленно всклокочены в артистическом беспорядке.
Карандашный набросок Козьмы Пруткова (сейчас он хранится в Государственном Русском музее в коллекции Л. М. Жемчужникова выполнил Лев Михайлович Жемчужников в 1853 году во время подготовки к печати сборника произведений Пруткова. Затем набросок был передан художникам Александру Егоровичу Бейдеману и Льву Феликсовичу Лагорио, «которые нарисовали и перерисовали на камень». Портрет был отпечатан в типографии Тюлина для включения его в книгу собрания сочинений Пруткова, которая так и не вышла — вместо этого произведения печатались в журнале «Современник». Несмотря на то, что портрет был создан и готов к печати в 1853 году, его публикация была запрещена цензорами на том основании, что он может оказаться карикатурой на какого-либо реального чиновника. Через 30 лет, когда полный сборник сочинений Пруткова готовился к печати, Владимир Жемчужников был вынужден разыскивать по знакомым литографическую копию этого портрета.

После официального издания портрета выходило множество интерпретаций, колоризаций и шаржей на оригинал. Визуализацию образа Козьмы Пруткова продолжили авторы журнала «Сатирикон», которые в 1913 году выпустили к 50-летию со дня смерти поэта специальный номер с рисунками Ре-Ми (Николая Ремизова). К изданию сборника Пруткова в 1961 году художником Н. В. Кузьминым была нарисована серия портретов и иллюстраций.
Проблема авторства
После того, как сочинения Пруткова стали популярными, под данным псевдонимом самовольно публиковалось большое количество произведений сатирического характера других авторов. Братья Жемчужниковы в 1883 году вынуждены были обратиться в газеты и журналы для опровержения причастности настоящих авторов Козьмы Пруткова к данным произведениям.
Согласно нескольким свидетельствам современников, некоторое участие в создании наследия Козьмы Пруткова принадлежало Александру Аммосову, который сам нередко выступал под псевдонимом «Последователь Козьмы Пруткова» в «Современнике». Наиболее определённо об этом высказался Пётр Шумахер (в 1884 году).

«Братья Жемчужниковы нечестно поступили, умолчав об Александре Аммосове, который более Алексея Толстого участвовал в их кружке: „Запятки“ и „Пастух и молоко“ — не их, а Аммосова. Это знают многие, а будь жив граф Алексей, он, как человек честный, правдивый не допустил бы этой передержки»[12].
— П. В. Шумахер из частной переписки с П. И. Щукиным
Аналогичным образом высказался и Константин Александрович Булгаков (соученик Лермонтова и известный острослов) в своём письме от 15 февраля 1859 г. к художнику-искровцу Николаю Степанову[13]. В примечаниях к «Полному собранию сочинений Козьмы Пруткова» Б. Я. Бухштабом утверждается, что басня «Пастух, молоко и читатель» была прислана в редакцию «Свистка» анонимно[1]:437. Тем не менее, обе басни вошли в сборник под редакцией братьев Жемчужниковых в 1884 году, в котором причастными к творчеству Пруткова назывались только Алексей Толстой, Алексей Жемчужников, Владимир Жемчужников, Александр Жемчужников и Пётр Ершов (несколько куплетов), и утверждалось, что «никто — ни из редакторов и сотрудников журнала „Современник“, ни из всех прочих русских писателей — не имел в авторстве Козьмы Пруткова ни малейшего участия».

Об участии своего брата Александра Владимир Жемчужников писал так: «Брат мой Александр вовсе не обладает литературным дарованием и никогда не был разборчив в смешном; поэтому он никогда ничего не мог написать один, но из массы его шуток бралось иногда нами кое-что и отделывалось. Так написаны 3 первые басни, при его участии, братом моим Алексеем; а комедия „Блонды“ — под непосредственным руководством моим и с некоторыми дополнениями брата Алексея».

Есть вероятность, что в кружке «прутковцев» также принимал участие М. Н. Лонгинов, часто совершавший «проказы» в Санкт-Петербурге в компании с Толстым, братьями Жемчужниковыми и Пыпиным.

По убеждению литературоведа П. Н. Беркова «Прутковым должно именовать то, что написано было кружком его „опекунов“ коллективно или каждым из них в отдельности за подписью Пруткова или же, наконец, предполагалось ко включению в Пруткова…» (РГАЛИ. Ф.103. Оп. 1. Ед. хр. 19. Лл. 1—10)[14].

Аналогичным образом высказался и Константин Александрович Булгаков (соученик Лермонтова и известный острослов) в своём письме от 15 февраля 1859 г. к художнику-искровцу Николаю Степанову[13]. В примечаниях к «Полному собранию сочинений Козьмы Пруткова» Б. Я. Бухштабом утверждается, что басня «Пастух, молоко и читатель» была прислана в редакцию «Свистка» анонимно[1]:437. Тем не менее, обе басни вошли в сборник под редакцией братьев Жемчужниковых в 1884 году, в котором причастными к творчеству Пруткова назывались только Алексей Толстой, Алексей Жемчужников, Владимир Жемчужников, Александр Жемчужников и Пётр Ершов (несколько куплетов), и утверждалось, что «никто — ни из редакторов и сотрудников журнала „Современник“, ни из всех прочих русских писателей — не имел в авторстве Козьмы Пруткова ни малейшего участия»[1]:341.

Об участии своего брата Александра Владимир Жемчужников писал так: «Брат мой Александр вовсе не обладает литературным дарованием и никогда не был разборчив в смешном; поэтому он никогда ничего не мог написать один, но из массы его шуток бралось иногда нами кое-что и отделывалось. Так написаны 3 первые басни, при его участии, братом моим Алексеем; а комедия „Блонды“ — под непосредственным руководством моим и с некоторыми дополнениями брата Алексея»[1]:452.

Есть вероятность, что в кружке «прутковцев» также принимал участие М. Н. Лонгинов, часто совершавший «проказы» в Санкт-Петербурге в компании с Толстым, братьями Жемчужниковыми и Пыпиным.
           _______________________________________________________


Михаил Николаевич Лонгинов (2 (14) ноября 1823, Санкт-Петербург — 23 января (4 февраля) 1875, Санкт-Петербург) — русский литератор, писатель, поэт, мемуарист, библиограф, историк литературы и одновременно видный государственный деятель, орловский губернатор в 1867—1871 годах и, затем, начальник главного управления по делам печати (в 1871—1874 годах). Тайный советник.
           _______________________________________________________


Крылатые фразы Козьмы Пруткова

Глядя на мир, нельзя не удивляться.
Одного яйца два раза не высидишь.
Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережёшь себя от знатных ошибок.
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
Логотип Викицитатника В Викицитатнике есть страница по теме: Козьма Прутков
Бди!
Что имеем — не храним; потерявши — плачем.
Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
Никто не обнимет необъятного.
Опять скажу: никто не обнимет необъятного!
Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Где начало того конца, которым оканчивается начало?
Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
Вакса чернит с пользой, а злой — с удовольствием.
Усердие всё превозмогает![15]
Бывает, что усердие превозмогает и рассудок[15].
Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц — ночью.
Лучше скажи мало, но хорошо.
Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни.
Легче держать вожжи, чем бразды правления.
Не всё стриги, что растёт.
В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.
Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти.
Держаться партии народной и современно, и доходно.
И устрица имеет врагов.
Не всякий генерал от природы полный.
Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так от курящего табак нередко пахнет духами.
Что есть хитрость? — Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.
Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!
Не в совокупности ищи единства, но более — в единообразии разделения.
Единожды солгавши, кто тебе поверит?
Мудрость, подобно черепаховому супу, не всем доступна.
Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, а не страдания!
Нет адъютанта без аксельбанта.

Зри в корень
Фраза «Зри в корень» приписывается Пруткову ошибочно — у него есть фраза «Смотри в корень!» (пятый афоризм в «Плодах раздумья»)[16]. Авторство «Зри в корень» принадлежит А. С. Шишкову: одна из глав «Славянорусского корнеслова», изданного в 1817 году, носит название «Зри в корень: сын всегда говорит языком отца»[17]. Возможно, своей фразой Прутков высмеивал ретроградные идеи Шишкова (позже якобы отцом Пруткова была написана оперетта «Черепослов, сиречь Френолог» с главным персонажем Шишкенгольмом, идею и несколько куплетов для которой дали ссыльный декабрист, представитель Орловщины Н. А. Чижов и поэт П. П. Ершов).

(Материал из Викпедии)