Один день из жизни экспедитора

Андрей Бонди
Самым любимым занятием, после выполнения супружеских обязанностей, для водителя армянина Альберта, было разгадывание кроссвордов. В бардачке его машины всегда лежала увесистая пачка печатной продукции соответствующего содержания. И, пока экспедиторы занимались оформлением документов, шофёр получал возможность поупражняться умственно. Причём все кроссворды были Альбертом разгаданы полностью. По крайней мере я не нашёл на одного не разгаданного. А вот какие слова вписывал туда знаток русского языка для меня так и осталось тайной. Приставать ко мне с вопросами Альберт начал с самого первого дня нашей совместной деятельности.
- Слющай – спросил он меня на первой точке в понедельник – разве Муму не Достоевский написал?
- Что, не подходит? – уточнил я.
- Да, откуда-то буквы сократились в кроссворде. У Достоевского их больше.
- Так, может, это не он Муму написал?
- Нее, я же в школе учился, там в учебнике написано, что Достоевский убил старуху, у которой собака жила.
- А ты в каком городе учился? – переспросил я. Дело было в Питере, тут могут учиться дети любой национальности.
- В Армении – просто ответил Альберт и удивлённо посмотрел в мою сторону – где же ещё?   
Я понял, что задал этот вопрос зря. Для армянских школьников вполне хватит двух писателей из России. Один, стало быть, это Достоевский, а второй, скорее всего, это граф Толстой.
- Толстой тоже не подходит – словно читая мои мысли грустно резюмировал ситуацию Альберт – может, ты вспомнишь, кто этот Муму написал, а?
- Попробуй, может Некрасов подойдёт – предложил я вариант.
- Точно, Некрасов! Подощёл – радостно вписал буквы Альберт и отложил ручку в сторону – теперь можно ехать.
Полностью кроссворд представитель армянской культуры осилил как раз перед окончанием рабочего дня. Пока он ходил за сигаретами, я пробежался глазами по вписанным словам. Половину букв я не разбирал, да и задачи у меня такой не было. Просто хотелось найти что-нибудь этакое необычное. На второй минуте просмотра мой взгляд остановился на слове из шести букв, а именно фамилия солиста группы Чайф. Я хорошо знал, что это Шахрин. Альберт вписал в клетки слово ВДВОЁМ. Я ничуть не удивился, если бы узнал, что Вдвоём – это третья фамилия представителей русской творческой интеллигенции, которую Альберт сумел запомнить. Но спрашивать его об этом не стал.
О семейной жизни Альберта я узнал от работодателя. Тот поведал мне, что жена Альберта по национальности осетинка и такой гремучей смеси могли бы учёные позавидовать, производившие взрывчатые вещества. Жил Альберт в квартире жены, которая находилась на пятом этаже дома, построенного то ли в 18, то ли в 19 веке. То есть лифт дома был, но маленький, а вот парадная лестница была широкая и не крутая.
Это я веду к тому, что из личных вещей Альберт держал дома у жены только холодильник. И при малейшей ссоре он уходил из дома, забирая его с собой. Понятно, что один он никогда бы не спустил холодильник вниз. Для этих целей у Альберта всегда находились верные друзья. В лифт холодильник отказывался помещаться, зато по широкой лестнице спускать его было довольно комфортно. И, как только Альберт мирился с женой, холодильник тут же возвращался на своё место. Беда в том, что ссорился Альберт с женой по утрам, а к вечеру уже успевал помириться. После того, как Альберт третий раз на неделе поссорился с женой, и попросил верных друзей помочью ему забрать его вещи из квартиры, никто не двинулся с места. А самый умный друг, он же работодатель, тонко заметил:
- Слушай, Альберт, тебе же вечером опять сексом с женой заняться захочется, так может оставим холодильник на месте?
Возразить Альберту было нечего и перемещения холодильника закончились. Но взаимная ревность между армянином и осетинкой никуда не делись. Были ли у Альберта поводы ревновать жену, судить не берусь, но сам он раздевал глазами каждую вторую женщину, которую успевал рассмотреть. Я убедился в этом за первые дни нашей совместной деятельности. 
Однако жену свою Альберт всё-таки боялся. Это было видно хотя бы потому, как он к ней обращался. Никогда по имени, только нежно уважительно – Мамка.
При этом тон у него был такой, словно он перед ней за что-то извинялся. Жена Альберта всегда говорила громко, уверенно, и готова была спорить по любому поводу. На мой взгляд, они оба говорили по-русски с одинаковым акцентом, но я легуо могу ошибиться по этому поводу.
Занимались мы развозкой декоративных изделий из пластмассы для садоводов. Как по Питеру, так и по области. Хотя нет, по области слишком громко сказано. Всего три района – Всеволожский, Выборгский и Приозерский снабжали мы продукцией, которую изготовляли в Москве. Мы были местными дилерами. На Альберте была доставка, на мне оформление документации и отбор продукции. Работать приходилось п по выходным дням. Некоторые точки платили сразу по факту наличкой. Работать было нескучно и прибыльно.   
В тот день, о котором пойдёт речь, я предложил сделать две ходки. Это было 13 число, пятница. Заказов было много, но заниматься доставкой ещё и в субботу не хотелось ни мне, ни Альберту. План был такой – загрузить машину накануне вечером на первые три точки под Всеволожском, а затем вернуться, и сделать рейс на дальнее расстояние, за Сосново. При таком раскладе мне с утра не нужно было появляться на складе. Договорились с Альбертом о том, что я сяду в машину возле метро «Ладожская», оттуда метнёмся в Колтуши. Там первая точка для выгрузки, затем в самом Всеволожске, и в Романовке последняя. А 12 часам дня должны были всё успеть.
О том, что всё пошло не по плану, я понял сразу, как только увидел Альберта, стоящего среди встречающих на станции метро. На самом деле он должен был ждать меня в машине. Внешний угрюмый вид Альберта на предвещал ничего хорошего.
- Машина сломалась – вместо приветствия доложил обстановку Альберт – не хочет заводиться никак.
- Ты что, со склада даже не выехал? – удивился я по-настоящему.
- Нет, со склада я выехал, но не доехал до метро.
- И где сейчас машина?
- Стоит там, где и сломалась - выдохнул Альберт. Именно таким тоном он всегда разговаривал с женой. Если ему не хотелось с ней говорить, он просто отключал трубку.
- Так пошли к ней, что тут-то стоять – я пошёл было к выходу на улицу, но Альберт меня остановил.
- Я не до этой станции не доехал, а до другой, которая ещё раньше.
- А сюда ты как добрался? – не понял я манёвров Альберта.
-  На метро.
- Зачем?
- Как зачем: Слюшай, ты же сюда должен был приехать, вот я тебя тут и жду.
- Тебе достаточно было позвонить, я бы раньше вышел – подсказал я простое решение.
- Я не подумал – Альберт был честен, как никогда.
- Ладно, поехали туда, нечего время терять – я пошёл в сторону посадки. Но уже чувствовал, что это только лёгкая прелюдия. Любитель разгадывать кроссворды молча шёл сзади.
Мы проехали две станции метро в обратном направлении. По моим прикидкам Альберт проехал только половину пути от склада до точки нашей назначенной встречи. Машину я увидел сразу. Она стояла перед перекрёстком, подмигивая проезжающим мимо автомобилям аварийным сигналом. Я так понял, что мотор заглох, когда Альберт остановился на красный свет.
- Как ремонтировать будем? – спросил я Альберта, когда мы остановились возле машины.
- Если бы я знал, как, то давно починил бы – тяжело вздохнул Альберт. 
- Здрасьте, приехали – удивился я не на шутку, - а кто у нас отвечает за работу транспорта?
- Никто не отвечает – Альберт явно не шутил – я отвечаю за то, чтобы довезти, а не за ремонт.
Ремонтников в нашей молодой перспективной фирме не было, я это знал точно. Пришлось учинить Альберту допрос с пристрастием.
- Откуда этот автомобиль взялся, тоже не знаешь?
= Почемю не знаю? – Альберт встрепенулся – я его у своего знакомого взял.
- Так может твой знакомый знает, как и что в нём может ломаться?
- Да, он точно может знать, что в нём ломается.
- Ты ему звонил?
- Нет, я не звонил ему.
- А почему ты ему не звонил до сих пор?
- А потому что мне никто не давал такого распоряжения.
Если бы я был чайником, то точно закипел бы на месте. Но я сдержался.
- Вот тебе моё новое распоряжение. Звони своему знакомому и пусть приезжает сюда, и вы вдвоём ремонтируете машину. Понятно?
- Как скажещь – Альберт достал телефон, набрал номер и стал быстро говорить на своём родном языке. Как мне показалось, по-армянски Альберт говорил раза в два быстрее.
- В течение часа будет – отрапортовал он через пять минут.
- Хорошо. Пошли в машину, что так стоять, ноги затекут.
Альберт спорить не стал, и мы забрались внутрь. Хоть было ещё утро, но салон успел прилично нагреться. Пришлось открыть окна настежь, чтобы чувствовать прохладу. Через несколько минут я задремал.
Десять лет спустя, на должности охранника, привычка спать днём сидя станет для меня нормой. Но тогда, поспав всего полчаса, я почувствовал сильный дискомфорт. У меня затекли не только руки и ноги, но ещё и шея. Пришлось выйти из машины и походить несколько минут возле неё. Кстати, машина была немецкая, если точнее, то Volkswagen Transporter. Год выпуска для меня так и остался неизвестным, но было видно, что машина сошла с конвейера не менее двадцати лет назад. 
Друг Альберта уложился в отмеренный им самим временной интервал. Минут пять они переговаривались на родном языке, после чего Альберт подошёл ко мне.
- Слюшай, надо пол освободить в салоне, чтобы посмотреть, что там сломалась.
- А что ты раньше молчал? – я опять чуть было не вскипел – мы час сидели, не делая ничего. Давно бы салон освободили.
- Откуда я знал, что надо будет товар выгружать – Альберт смотрел на меня глазами только что родившего младенца.
- Ладно – махнул я рукой – только время на разговоры теряем. Давай всё вынимать.
Через пятнадцать минут на газоне образовались аккуратные стопки из пластика. Все они были разного цвета и разложены в определённом порядке. Поскольку каждая торговая точка заказала не только разное количество наименований, но и разные цвета изделий, я заранее разложил товар по точкам. И даже теперь, на улице, я не хотел смешивать их. Проще будет потом выдавать на месте.
Пока друзья армяне искали неисправность, я сторожил наше богатство. К нам подходили прохожие, которые были готовы купить декоративные украшения, но я вынужден был всем отказывать. Однако, я продиктовал номер своего телефона, который был на каждой упаковке. Продавать напрямую со склада мне лично было выгодно. Кассового аппарата у нас не было, так что положить себе в карман несколько сотен я мог себе позволить. И таких продаж за сезон было немало.
Наконец до моих ушей дошёл такой приятный звук работающего двигателя. Пару минут мы не заносили товар, а прислушивались к ровному шуму мотора. После чего пластмассовые изделия проследовали обратно в салон. Я посмотрел на часы. Было половина двенадцатого.
- Успеем ещё на вторую ходку – оптимистично выдохнул я. Альберт обменялся с другом фразами на родном языке и тронулся с места. На первом же светофоре, который нам попался навстречу, нам пришлось остановиться. Скрип тормозов прозвучал в полной тишине, после чего послышался звук падающего предмета на асфальт. Двигатель замолчал, как партизан на допросе.
- Ну, ё-моё – совершенно без акцента выкрикнул Альберт и ударил обеими руками по рулевому колесу. Судя по этому жесту отчаяния, на этот раз что-то случилось серьёзное.
- Звони своему другу, пока он далеко не уехал – я не успел об этом подумать про себя, а сразу озвучил то, что первое пришло на ум. Альберт выскочил и на ходу стал говорить по телефону. В зеркало заднего вида мне было видно, как он шарит рукой по асфальту, после чего резко поднялся и пошёл к кабине. В одной руке у него был мобильник, в другой выпавшая деталь машины. Дойдя до меня, Альберт поморщился и произнёс: - Сейчас он вернётся, минут через десять.
Я посмотрел на часы. Сделал я это скорее машинально, чем реально желая засечь время. Какая разница, когда друг Альберта вернётся к нам. Всё равно мы будем его ждать. Единственная мысль, которая плотно засела в мозгах, звучала так – забудь о второй ходке за день.
От грустных мыслей меня смогла отвлечь армянская речь. Была ли она на повышенных тонах, или так разговаривают темпераментные жители Кавказа, не мне судить. Закончился диалог тем, что ко мне через открытое окно обратился Альберт.
- Слюшай, мы сейчас поедем покупать эту запчасть, что сломалась, а ты пока тут посиди.
- Долго вы её будете искать? – поинтересовался я.
- А кто его знает, где мы её сможем найти – пожал плечами Альберт – начнём с ближайшего рынка.
- Только не задерживайтесь нигде – предупреждение моё было явно лишнее.
- А ты думаешь, у моего друга дел нет других, как со мной кататься? – Альберт был явно возмущён моим напоминанием –он живые деньги теряет.
Напоминать Альберту, что и мы теряем деньги, я не стал. Ещё раз посмотрел на часы. Как раз наступил полдень. Ну, что же. Можно было немного подремать.
Разбудил меня стук в окно. Вместо Альберта на меня смотрело доброе лицо работника милиции.
- Что случилось? Почему на аварийной сигнализации стоим? – вместо того, чтобы представиться, задало оно мне пару вопросов.
- Случилась поломка, оттого и стоим на аварийке – одной фразой ответил я на оба. 
- Что внутри кузова, показываем – лицо отодвинулось от окна, освобождая мне место для выхода из кабины. Я не торопясь вылез, подошёл к боковой дверце, и отодвинул её в сторону. Перед работником внутренних органов стояли стопки декоративных изделий для садоводов.
- Это что ещё за хрень такая? – удивился милиционер – документы на неё есть?
- А как же! Кто же их у меня примет без документов – с этими словами я достал пачку накладных и показал её человеку в погонах. Тот окинул пачку взглядом, которому позавидовал бы баран при виде новых ворот. Однако спросил совсем о другом.
- Так это не вы водитель, что ли?
- Не я.
- А где он?
- За запчастями поехал вместе с механиком – коротко объяснил ситуацию я.
- Ясно – милиционер махнул на меня рукой – побыстрее заканчивайте, тут и так тесно.
Я вернулся на своё пассажирское место. Хорошо, что этот охранник порядка не заставил меня пересчитывать все упаковки, и не стал клянчить себя на дачу. С другой стороны, я хоть немного развлёкся. Звонить Альберту и спрашивать, как дела не было никакого смысла. По крайней мере, приятелю Альберта терять время на нас было совершенно не выгодно. С этими мыслями я устроился поудобнее и снова задремал.
Альберт разбудил меня своим появлением. Он ворвался в кабину, словно ветер. Судя по всему, их обоих поездка через весь город вымотала прилично. Первым делом я посмотрел на часы. Было десять минут четвёртого. Базы принимали товар до пяти. Если сразу заведёмся, то ещё можем успеть.
Товар вынесли из машины быстро и молча. Приятель Альберта вскрыл днище кузова и стал копошиться во внутренностях. Я ни о чём не спрашивал. Они и так были злыми и уставшими, во-первых, а во-вторых, я в ничего не понимаю в технике, и мне бесполезно рассказывать. Да и отвлекать их от работы не стоило. Наконец-то они вылезли изнутри, и Альберт кивнул в сторону сложенных на земле упаковок.
- Заноси!
- Давай сначала проверим, заведётся ли? – проявил я осторожность.
= Мы проверим, а ты заноси – спокойно парировал Альберт мой пессимизм. Как видно, усталость добавляла ему спокойствие и разум.
Пока я заносил упаковки в салон, друзья армяне несколько раз включали мотор. Точнее, включали и выключали. Двигатель работал бесшумно, и без остановки. На моём сердце стало спокойно. Уж одну ходку за день сделаем точно.
Как от нас отъехал друг Альберта, я не видел. Он исчез раньше, чем я закончил переноску товара. Альберт всё это время ждал меня в кабине. Я понимал его состояние. Ему требовалась пауза для отдыха.
- Ну, погнали – сказал любитель кроссвордов, когда я вернулся на место в кабине.
- Давай побыстрее, раскидаем, потом пообедаем в армянском ресторане – я не шутил.
- Там что, армянский ресторан есть? – Альберт оживился.
- Есть по дороге, будем проезжать, покажу. Но работа прежде всего.
- Сейчас всё исправим, вот увидищь.
Появление шипящих звуков на конце означало возвращение Альберта в своё обычное состояние. Не теряя времени, он рванул с места, и отремонтированный фольксваген влился в поток машин, направленный в сторону из города.  Особо можно было и не торопиться. В том плане, что нарушать скоростной режим не было никакой необходимости. Мы успевали при разрешённой скорости заехать на все три точки до ухода с работы менеджеров по приёмке товара. Однако в Альберте взыграло чувство ответственности. Понимая, что он является, если не прямым, то косвенным виновником задержки, то он явно нарушал скоростной режим. По этой причине, или по ещё какой, но в ворота первой для разгрузки базы мы въехали под конвоем доблестных работников автоинспекции.
- Документы на машину, права, что в кузове – с таким джентльменским набором вопросов обратились они к Альберту.
- Документы на товар у меня, мы его тут выгружаем – я успел первым ответить.
- Ну, раз привези сюда, так выгружайте – отвернулись от меня инспекторы и обступили Альберта. Я же пулей влетел в кабинет менеджера, отдал накладные, после чего вернулся к машине. Альберт стоял возле открытого кузова с лицом школьника, который был пойман курящим на перемене.
- Слющай, у меня, оказывается, нет документов на машину.
- Так! Начинается. А раньше они были?
- Были, мамой клянусь! Но сейчас их нет.
- Твой друг не мог их взять?
- Может и взял, а что теперь делать?
- Вот что! Иди, договаривайся с ними как хочешь, но, чтобы когда я закончил выгрузку и оформил документы, мы отсюда поехали дальше.
- Хорощё, я договорюсь.
После того, как все упаковки были пересчитаны, а накладные подписаны, горе водитель вновь оказался возле меня.
- Они хотят 400 рублей – опустив глаза в пол промямлил Альберт.
- А денег, как я понимаю, у тебя нет? – догадался я.
- Есть, но это последние. Мне Мамка дала еды купить.
= Хорошо – я достал из кармана пятисотенную купюру – позже из твоей зарплаты вычтем.
Альберт взял деньги и пошёл откупаться от автоинспекторов. Когда я подошёл к машине, их уже не было.
- У них сдачи не оказалось – тяжело вздохнул Альберт.
- И не говори – усмехнулся я в ответ – целый день на дороге, а взять сотенную купюру не с кого. Заводись, поехали.
Альберт ещё раз вздохнул, повернул ключ зажигания, и двигатель радостно напомнил нам о том, что он живой.
- Ну хоть с ним теперь всё в порядке – улыбнулся я своим мыслям. А думалось мне уже исключительно об армянском ресторане. 
До ресторана мы добрались без происшествий. Выгрузили товар в двух точках, после чего повернулись назад. Ни двигатель, ни работника автоинспекции нас не беспокоили. Спешить нам было уже некуда, а есть хотелось сильно. Так что в общей сложности мы просидели в ресторане почти два часа.
Первые армяне на окраине Всеволожска появились во второй половине 80-ых, как раз после землетрясения в Спитаке. Сначала они открыли продуктовый магазин с таким выбором коньяка, что все местные мужчины ходили туда на экскурсию. Со временем бизнес разросся, и рядом с магазином открылось кафе, а потом и ресторан. Летом его площадь увеличивалась в разы, поскольку столы выносились на улицу, под навес. Под навесом мы и устроились.
Обедали мы за мой счёт, так что Альберт себе ни в чём не отказывал, но это не касалось алкоголя. Пить ему было никак нельзя. Я тоже не стал прикасаться к спиртному в знак солидарности. Мы заказали салаты, борщи и долма. Было бы неправильно не заказать что-нибудь армянское в армянском ресторане. Альберт меня убедил в том, что будет очень вкусно, и не обманул. Я предложил после обеда Альберту купить коньяк в магазине, но получил отказ.
- Слющай, тут цены совсем не такие, какие мне нравятся – серьёзно ответил мне Альберт.
- А ты поговори на родном языке, тебе скидку дадут – посоветовал я.
= Ты щто? Они ещё дороже земляку продавать будут, знаю я их – махнул рукой Альберт в сторону ресторана и пошёл к машине. Я не спеша пошёл вслед за ним.
Сев в кабину, я первым делом посмотрел на часы. Было восемь часов вечера. Хотелось спать, вытянув ноги во всю длину. Днём я поспал, но сидя. Теперь же хотелось вернуться домой, принять душ, и забраться под одеяло. О чём думал Альберт, я не знаю, но только не о своей жене. Пока мы сидели в ресторане, ему жена звонила несколько раз. И разговор у них выдался не самый тёплым.
Не успели мы въехать на территорию Питера, как двигатель в очередной раз заглох.
- Он что, в области работает исправно, а в городе ломается? – пошутил я, надеясь, что сейчас неисправность будет быстро найдена и исправлена. Кузов был пустым, так что искать причину поломки много времени уже не заняло.
- Ума не приложу, что сейчас могло в нём сломаться – совсем без акцента сказал Альберт и пошёл смотреть, в чём дело. В этот момент рядом с нами опять остановилась машина автоинспекции. Из неё вышли те самые парни, что штрафовали Альберта днём.   
- А, старые знакомые – радостно воскликнул сержант, приветливо улыбаясь. По всему было видно, что день прошёл для патруля с пользой, в смысле с выгодой. Довольные лица выдавали финансовое благополучие.
- Да вот, заводится не хочет – грустно резюмировал ситуацию Альберт.
- А ну, крутани ключ зажигания – попросил шофер машины автоинспекции. В ответ раздалось глухое покашливание, как из бочки.
- Да у тебя же бак пустой – вынес своё резюме шофёр и строго посмотрел на Альберта – сколько литров осталось?
- Не знаю – пожал плечами Альберт и развёл руки в стороны – тут сломан прибор, стрелка на месте стоит.
Я не успел удивиться такому признанию, как меня опередил сержант.
- Бак открывай – распорядился он, и Альберт покорно пошёл выполнять его просьбу, после чего обратился к своим коллегам по работе – парни, дайте монтировку.
Подойдя с монтировкой к открытому бензобаку фокльсвагена, сержант опустил монтировку внутрь. Возле него столпились все участники событий, кроме меня. Я наблюдал происходящее, сидя в кабине. После сытного обеда мне не хотелось вставать с места.
- Смотри, он же у тебя пустой – сержант постучал сухой монтировкой по баку. Раздался гулкий звук, словно в бочке.
- Заправляться надо – проявил смекалку Альберт, и тут же задал естественный вопрос – а как нам до заправки добраться? На буксир возьмёте?
- Ещё чего – усмехнулся сержант – подбросим тебя туда и обратно по старой дружбе.
Оказалось, что в машине патруля была канистра. Альберту возить бесполезную в хозяйстве вещь никогда не приходилось. Я выделил необходимую сумму для покупки бензина, после чего машина патруля скрылась за поворотом. Бросив взгляд на часы, я решил послушать музыку. Было девять часов вечера. Стало совсем темно. В бардачке Альберт возил несколько кассет с песнями на родном языке. Я к ним добавил свою кассету с песнями на английском.
Минут через десять после того, как Альберт уехал за бензином, раздался звонок на мой мобильный. Номе был мне не знаком. Я всегда отвечал на любой звонок, поскольку номер моего телефона был размещён на этикетках, которые были вложены в упаковки, которые мы развозили по торговым точкам. Правда, так поздно никто из потенциальных клиентов мне ещё никто не звонил.
- Алло, я слушаю – приветствовал я собеседника, не выключая музыку.
- Где Альберт, почему он не отвечает, когда я ему звоню – жена Альберта не считала нужным здороваться, когда была в бешенстве – где он пропадает всё это время, вы давно должны были домой вернуться!
Поскольку врать я не люблю и не умею, другого ответа от меня трудно было ожидать.
- Понимаешь, Альберт вместе с гаишниками поехал за бензином, а я остался ждать их на месте.
- Ты всё врёшь, вы сняли проституток, вон, музыку слушаете, я не глухая, всё слышу!
Объяснить ревнивой осетинке, что снявший проститутку армянин никогда не будет слушать Клиффа Ричарда показалось невыполнимой задачей.
- У нас весь день ломается машина, Альберт ремонтировал её со своим приятелем, мы только вечером успели товар раскидать, а сейчас бензин закончился. Альберт забыл техпаспорт, заплатил 400 рублей гаишникам. Вот они и помогают нам теперь.
- Это он такую историю выдумал, кобель кавказский, да? Ну, так передай ему, пусть забирает холодильник, живёт с той, с кем сейчас развлекается!
После того, как жена Альберта отключилась, я понял наконец, почему Альберт не хотел с ней разговаривать. Лишняя трата времени и сил.   
Вернувшийся с патрулём довольный Альберт сразу стал заливать бензин. Машина завелась моментально. Было такое ощущение, что двигатель заскучал, пока мы стояли на месте. Альберт тепло попрощался с каждым патрульным. За короткий промежуток времени они стали закадычными друзьями.
- Ну всё, теперь быстро долетим – Альберт был полон оптимизма. Он включил ближний свет и радостно потёр руки. Всё-таки не каждый день тебя катают на машине автоинспекции за бензином.
- Мне жена твоя звонила – ответил я, после чего улыбка с лица Альберта ушла не попрощавшись.
- Слющай, она и тебя уже успела достать, да? - судя по акценту, упоминание о жене вызвало у Альберта негативную реакцию – чего она хотела?
- Чтобы ты забрал холодильник и ушёл жить к той, с кем развлекался.
- Ты разве не сказал, где я был и с кем?
- Сказал, конечно. Но она мне не поверила.
- Она никому не верит, ни мне, ни соседям, ни подругам. Такая вот она горячая натура. Зато говорит вкусно.
Глядя на постепенно вырастающий живот Альберта, я пришёл к выводу, что в этом ему точно можно верить. В конце концов, какие-то положительные черты у его жены обязаны были быть. Иначе ради чего он терпел весь этот геморрой. 
Альберту явно хотелось как можно быстрее попасть домой. Он явно превышал разрешённую скорость движения, но его хорошее настроение быстро улетучилось, когда через два перекрёстка машина в очередной раз заглохла, не успев проскочить на мигающий жёлтый свет. Альберт несколько раз пробовал завести фольксваген, но всё было глухо, как танке.
- Одно могу сказать с уверенностью, что это не бензин закончился – в полной тишине сказал я, глядя прямо перед собой. Туда, вдаль, уносились габаритные огни объезжающих нас автомобилей. Альберт мне ответил по-армянски. Скорее всего, он матерился. 
- Опять звонок другу – обратился я уже к Альберту.
- Нет, он точно сюда не поедет.
- Так что будем делать?
- Подождём. Она должна и так завестись.
Следующие полчаса показали, что машина ничего нам с Альбертом не должна, поскольку ничего у нас не занимала. До окончания календарных суток осталось меньше двух часов. В конце концов Альберт вспомнил, что у в салоне лежит буксировочный трос.
Один конец он подцепил под капотом нашей колымаги, второй взял в руки и стал голосовать. Внешний вид его явно не вызывал доверия у проезжающих мимо нас водителей. Лицо кавказской национальности, возникающее при свете фар из темноты, привлечь внимание могло, но только ради того, чтобы тут же прибавить скорость.
Минут сорок Альберт тщетно пытался остановить хоть кого-нибудь из вялого вечернего потока автотранспорта. В конце концов ему надоело стоять в позе автотуриста. Оставив буксировочный торс на обочине, Альберт забрался на своё рабочее место.
- Не хотят помогать, понимаещь, да? – обратился он ко мне на тот случай, если я не разобрался в сложившейся ситуации – чтоб они все колёса прокололи!
- Скажи, Альберт – обратился я к нему – может быть у тебя есть ещё знакомые, которые могли бы взять нас на буксир и дотащить нас до твоего дома?
- Я об этом совсем не думал – Альберт удивлённо развёл руки в стороны.
- А если подумаешь, то такой человек найдётся?
Альберт молча смотрел в одну точку около минуты, потом тяжело вздохнул и вынул мобильный телефон.
- Я попробую позвонить Ашоту, но не уверен, что он согласится.
- Ашот тебе не друг? – задал я бестактный вопрос?
- Нет, просто у Ашота жена ещё больше ревнивая, чем моя.
Представить себе ещё больше ревнивую женщину, чем жена Альберта, у меня не получилось. Да и желания никакого не было думать о женской ревности. Всё, что я хотел в этот момент, так это поскорее приехать домой, принять душ и лечь спать. В крайнем случае ещё попить чаю.
На уговоры Ашота ушло минуть десять-пятнадцать. Альберт говорил с ним по-армянски. Интересная особенность, которую мне удалось подметить, наблюдая за Альбертом была в том, что, говоря по-русски, он никогда не размахивал руками. На родном языке без помощи рук он никак не мог долго говорить.
- Всё, договорились, Ашот выезжает к нам сюда вместе с женой – радость не сходила с лица Альберта после окончания разговора с Ашотом.
- Жена хочет его контролировать?
- Да, она не верит, что мы сломались. Думает, что я снял проституток и зову Ашота присоединится.
- Она что, с твоей женой созванивалась, и та ей такую идею подкинула?
- Нет, жена Ашота так сама думает.
У меня сложилось впечатление, что мужья армяне, по мнению их жён, в конце трудового дня обязательно должны снимать проституток. Откуда взялся такой стереотип поведения, я не успел додумать, потому что Альберт провернул ключ зажигания, и мотор завёлся.
- Отлично, сейчас быстро до дома доедем – Альберт выскочил из кабины, снял трос, бросил его в кузов и вернулся на водительское место.
- Постой, сюда же Ашот с женой едет, она же увидит, что нас тут нет.
- Ничего страшного, от дома Ашота сюда только одна дорога, мимо нас не проедет. Его драндулет ни с каким другим не перепутаешь.
С этими словами Альберт нажал педаль газа, и мы ринулись догонять уходящий от нас день с превышающей разрешение скоростью.
Машина явно застоялась и хотела загладить свою вину перед нами. Двигатель работал, как часы, на перекрёстках никаких проблем не было после остановок не было. Настроение улучшалось с каждой минутой. Я смотрел на встречный транспорт, стараясь не пропустить автомобиль Ашота, при этом не имея ни малейшего понятия, как он выглядит на самом деле. Тем временем мы въехали в центр города, и оказались на мосту через Неву, за десять минут преодолев расстояние больше, чем предыдущие четыре часа.
- Вот Ашот летит, я же говорил тебе, что мы его не попустим – Альберт кивком головы указал мне на летящую на противоположной стороне моста машину.
Это был Ягуар с открытым верхом, раскрашенный под божью коровку. Ашот, в отличие от нас, не смотрел по сторонам. Внешний вид его напомнил мне Джеймса Бонда. Рядом с ним сидела блондинка, скорее всего жена. Кроме цвета волос, мне ничего больше разглядеть не удалось. На Ашоте были тёмные очки.
- Так звони скорее ему, скажи, что нас нет на месте, что мы на мосту разминулись – высказал я своё пожелание Альберту. Такого Ашота нельзя было не ревновать.
- Да, ты прав – Альберт снизил скорость и взял в руки телефон. Разговор на этот раз был таким коротким, что я сразу почувствовал что-то неладное.
- Слющай, жена Ашота сказала, чтобы он телефон дома оставил, потому что она не доверяет ему.
- А с кем ты тогда говорил? – удивился я.
- С дочерью Ашота. Они дома оба свои телефоны оставили, чтобы никто не мог дозвониться.
Я не нашёл, что ответить на такое развитие событий. Это было за гранью моего понимания. Хотел спросить, кто жена Ашота по национальности, а потом передумал. Дурость и ревность одинаковы во всём мире.
- Получается, что ты подставил Ашота – немного погодя такая мысль пришла мне в голову – он обещал жене, что едет тебя выручать, а тебя там нет.
- Забей – Альберт был спокоен, как удав – они разберутся, не в первый раз. Я их семью хорошо знаю. Вернутся домой, созвонимся, я всё объясню. Главное, что до моего дома осталось всего пять минут. Я тебя прошу побудь со мной, пока я с женой буду на улице говорить, так она быстрее успокоится.
Я не очень поверил в быстрое спокойствие жены Альберта, тем более, что запал энергии, с которым машина несла нас по ночному городу, подошёл к концу. На очередном светофоре мотор в очередной раз привычно заглох.
- Подождём немного, он заведётся, я даже выходить не буду – Альберт закурил и выпустил дым кольцами – ему остыть надо.
Я согласился с Альбертом. Похоже, нашему железному коню действительно нужен был отдых. Мы сидели расслаблено и не заметили, как от здания, которое находилось на углу, к нам направилась группа мужчин в военной форме. Лица их были скрыты под масками. Меня и Альберта без лишних церемоний вынули из кабины, поставили лицом к машине и быстро обыскали. Потом проникли в кузов. Кузов, на наше счастье, был пустой.
- Почему тут остановились? Что делать хотели? – прозвучали два вопроса в нашу сторону, после чего меня и Альберта повернули лицом к говорившему. Кто именно задал вопрос, было непонятно. В темноте рассмотреть лица, да ещё в масках, было совсем нереально.
- Мы не остановились, мы сломались, машина не заводится – ответил Альберт с сильным кавказским акцентом. Парни в масках напряглись.
- Так они ещё и не русские! – послышалось откуда-то сбоку.
- Мы весь день товар развозили, могу накладные показать – ответил я, глядя в глаза тому бойцу, что стоял ближе всех ко мне – давно бы уже по домам сидели, да машина подводит. Раз пятый глохнет.
- Ну-ка, проверь, что там у них не заводится? – прозвучал командный голос.
Стоящий рядом с Альбертом боец взял ключи зажигания, сел на водительское место и попытался завести машину. Она, слава Богу, отказалась это делать.
- Не заводится! – коротко резюмировал проверяющий, после чего отдал вернул ключи Альберту. Тем временем я достал папку с документами и вынул пачку накладных.
- Вот по этим накладным мы всё развезли по торговым точкам.
Вид накладных успокоил бойцов. По крайней мере мне так показалось.
- Значит так – прогремел всё тот же командный голос – толкаете машину, чтобы через пять минут вас тут не было. Всё ясно?
- Всё!
Ответ – Так точно! – от меня и Альберта сложно было ожидать. Бойцы стояли и смотрели, как мы с трудом сдвинули машину с места и стали перемещаться в даль. Я толкал справа сзади, а Альберт слева, ещё и вращая одной рукой руль. Как только отряд бойцов скрылся за поворотом, мы остановились, и сели на свои места. Пот градом стекал с обоих. Сколько времени ушло на толкотню, я не заметил. Но в себя приходили мы двадцать минут. Вернул нас в реальность звонок жены Альберта. На этот раз он ей ответил.
- Да, мамка! …уже рядом с домом…минут пять осталось, но опять не заводится.
После разговора Альберт повернулся ко мне.
- Как ко мне во двор заедем, подожди немного, не уезжай, она спустится, увидит, что нас двое, при тебе долго ругаться не будет.
Я сильно засомневался в том, что жена Альберта не будет сильно его ругать при мне, но не стал с ним спорить. Альберт же, отдышавшись, попробовал ещё раз завести машину. Мотор с радостью заработал после первого поворота ключа.
- Теперь точно доедем, я только дома на тормоз нажму – с этими словами Альберт отпустил сцепление, и мы ринулись в ночь. 
До дома Альберта мы добрались быстрее, чем пять минут, чуть ли не за три. Во дворе колодце было просторно и тихо. Альберт припарковался в углу, закурил, вынул телефон и позвонил наверх жене.
- Мамка, это я! Спускайся! Я не один, убедишься, что всё время на работе был.
Первое, что стала делать жена Альберта, когда спустилась во двор – это нюхать его одежду. Он стоял в позе огородного пугала, раскинув руки, а жена водила носом вокруг его головы, груди и живота. Очевидно, хотела найти запахи духов дорогих проституток. Но кроме запаха масел и бензина этим вечером Альберт ничем не пропах.
Я с грустью смотрел на эту картину. Для Альберта она была нормой, как я смог понять, а для меня дикостью. Впрочем, лезть в чужие семейные дела я всегда считал дело неблагодарным. После того, как жена Альберта закончила осмотр, я вылез из машины.
- Я так понимаю, Альберт, что сегодня холодильник останется на месте?
- Ты ещё мне пошути тут! – попробовала высказать мне своё возмущение жена, но муж, поняв, что его не выгонят, поднял на неё свой голос.
- Мамка, не кричи! Он со мной весь день провёл, ему ещё через весь город ехать домой. Ты лучше запомни, что мы вдвоём приехали, когда тебе будет звонить жена Ашота.
- Ты ещё Ашота во что-то впутал, да? – не унимал ревнивая осетинка.
- Всё, я пошёл попутку ловить – с этими словами я помахал рукой счастливой семейной паре и вышел на со двора на улицу. Ловить попутку было удобнее на другой стороне. Пока я переходил дорогу, мне позвонил шеф. Обычно он так поздно не звонил. Шёл второй час ночи.
- Привет, я тут подумал, что ты ещё наверняка не спишь – голос шефа показался мне слишком весёлым – я ведь тебя не разбудил?
- Нет, я ещё дома не был с утра, с Альбертом только что расстались, я его алиби перед женой демонстрировал.
- А, это да. Такую жену и врагу не пожелаешь – последовала небольшая пауза, и мне послышался звук, который обычно издают, когда пьют из горлышка - а я тут начал пивом разминаться, не хочешь к нам присоединиться?
У меня внутри всё похолодело. Как сам про себя говорил мой шеф, у него была только одна большая страсть – страсть к длительным запоям. Начинал он с пива. Где-то неделю он пил исключительно этот хмельной напиток, пока его оно уже не пьянило. Тогда он переходил на вино. Как он пил пиво, я не видел, а вот вино он пил так. Покупал бутылок пять, или десять, шёл домой, открывал первую, наливал полный бокал и не спеша выпивал его. Потом наливал второй, третий. Когда содержимое бутылок заканчивалось, он снова шёл в магазин. И так тоже около недели. За вином шёл обычно коньяк. Такие запои длились не дольше месяца и заканчивались вызовом неотложки. Дальше капельница, дней на десять. Итого, месяца полтора шефа не волновало вообще ничего. Уходил он в такие запои не так часто, раз в три года. Проблема была в том, что некоторые вопросы решал он лично. И пока не придёт в себя, он просто откладывались на потом. И это в разгар сезона продаж.
- Ну, так что, приедешь? Я такси оплачу – а вот слово своё шеф держал всегда.
- Хорошо, ты сейчас дома? – мне уже было всё равно.
- Нет, мы тут с моим учителем математики вдоль канала Грибоедова гуляем, как раз у семимостья. Давай сюда.
Я поймал попутку и поехал на встречу с пьяным шефом. Он был навеселе, это был или первый, или второй день запоя. В это время с шефом ещё можно было интересно проводить время. Меня угостили пивом, мы немного походили вдоль канала, а потом учитель шефа привёл нас домой и приготовил горячий обед в два часа ночи. Шеф есть не стал, а я уже успел проголодаться после ужина. Чем закончилась наша беседа, уже не помню. Стал валиться с ног от усталости. Шеф вызвал мне такси, и я поехал домой. Дома был я в четыре часа утра. То есть 20 часов я провёл на ногах, не считая сна в машине.
Чем закончилась история с Ашотом, я не знаю до сих пор. С шефом не общаюсь больше десяти лет. Всё-таки его очередной запой привёл к закрытию фирмы. Так что мы все разбежались кто куда хотел.
Больше такого интересного дня в моей рабочей практики не случалось. Думаю, что оно и к лучшему. Одно могу сказать точно – разгадывать кроссворды меня совсем не тянет. Как и бизнесом заниматься в любом качестве. То ли дело быть интересным рассказчиком. Что в стихах, что в рифму. По крайней мере, бензин для этого заливать точно не нужно.

13.07.2023