Ревизия. Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
Привычка чистить свои закрома и избавляться от вещей, пусть даже новых, но ни разу не использованных, стало для меня потребностью, а со временем природным свойством. Когда это касается предметов быта, одежды, обуви, инструментов – это дело понятное. Но внук, старший внук, решил разнообразить мои выходные: предложил ревизию провести в моих холодильниках.

В моём детстве у всех были подвалы и ямки. Чего там только не было: вёдер 200 картошки, морковка, свекла, репа, редька, связки лука и чеснока, бочки грибов (опята, грузди, лисички), замороженная клюква, моченая брусника, сушёные черёмуха, шиповник и, конечно, белые грибы, варенье малиновое, смородиновое, яблочное царское (с вишнёвыми листочками), земляничное, компоты, солёные огурчики, помидоры в собственном соку. На зиму покупали в близлежащей деревне тушу огромной свиньи, подвешивали её в сарае к потолку – и мяса хватало до весны. Всего не перечислишь. Наши магазины были бедны, практически ничего не было, поэтому кормились садами, огородами и лесом. Закрома вселяли надежду, что голодом мы не останемся.

           Наша советская молодость мало отличалась от детства, только возможности столько заготавливать уже не было: ни садов, ни огородов, ни подвалов, ни ямок. Холодильник и под окном на кухне морозилка много не вмещали, но забиты на зиму были до отказа.

      День сегодняшний. Холодильники во всех квартирах, а уж если ты в доме живешь, то и морозильная камера литров на 250-300 имеется. В магазинах есть всё, что душа пожелает. Я со времен перестройки перебоев с продуктами не припомню. Но родовая память крепка. Поговорку «голод в мир гонит» на себе опробовать не хочется.

   Возвращаюсь в хозкомнату, где внук проводит ревизию в моих холодильниках. Я растерялась от того, что узнала о самой себе. Мой спокойный, уравновешенный внук веселился, доставая из закромов всё новые и новые бутылки с маслом, банки консервов, ассорти, огурчики, помидорчики, консервы, кукурузу, зелёный горошек, банки шпрот, варенья, конфитюры, сгущенное молоко, консервированной молоко … 2001-2003-2005-2010-2015-2019-2021-2022 года.

Увидев меня в дверях, внук расхохотался:

- Бабушка, за эти годы мы появились на свет и выросли, ты несколько раз сменила место жительства. И каждый раз перевозила всё это? И ни разу не посмотрела на маркировку?

- Судя по тому, что вижу, да. Брала грузчиков, они всё собирали, складывали в коробки, грузили, перевозили и на новом месте раскладывали. Что делать-то будем с этим богатством?

- Выбрасывать всё, что до 2021.  То, что с маркировкой 2021-2023, смотрим по срокам годности и отдаём рабочим на нашей улице.

- Может, не надо всё-то выбрасывать …

- Надо. Причём сейчас. Неси мешки и иди занимайся своими делами, а то неровен час начнёшь жалеть.

     Я не ушла. Складывала все красивые баночки, бутылочки, коробочки в мешки, внук выносил на улицу, чтобы завтра вывезли. И испытала такое чувство свободы, радости. Чтобы снова не начать пополнять запасы, один большой холодильник подарила, второй и морозильную камеру пообещала отдать другим людям.

    А если родовая память снова погонит в магазин, я буду притормаживать: складывать-то некуда.