Мы все-таки люди. Шестая рота

Александр Анатольевич Звягин
Родственники мобилизованных петербуржцев вторую неделю бомбардируют обращениями администрацию президента, Минобороны, военную прокуратуру, уполномоченного по правам человека. Читайте на "Фонтанке".

Вчера

49K прочитали

«Мы все-таки люди». Шестая рота просит отвести огонь от себя, здесь служат петербуржцы.

Родственники мобилизованных петербуржцев вторую неделю бомбардируют обращениями администрацию президента, Минобороны, военную прокуратуру, уполномоченного по правам человека. Они требуют остановить отправку их мужей и сыновей под Бахмут (Артемовск), так как убеждены, что тех должным образом не готовили ходить в атаку. Мобилизованные служат в шестой роте, и этот факт рождает сложные чувства. Ситуация развивается на фоне заявлений министра обороны Сергея Шойгу о том, что российские войска перешли в наступление.

Видео, где военнослужащие рассказывают о предстоящей отправке на передовую, распространилось в соцсетях в начале июля. В частности, оно было опубликовано в новостном тг-канале Ксении Собчак. «Мы не слабаки, от служебных обязанностей не отказываемся», — говорит солдат на видео. И рассказывает, что вместе с товарищами стойко перенес все тяготы начального этапа мобилизации, когда за свой счет приходилось покупать снаряжение, когда за свои деньги нанимали технику рыть окопы. Изначально их распределили в территориальную оборону (номер полка известен «Фонтанке»). Усиленной огневой подготовки, говорит мобилизованный, с ними не проводилось, так как предполагалось, что их шестая рота предназначена для работы на третьей линии фронта. Решение о переводе из теробороны в штурмовое подразделение с отправкой под ставший благодаря Евгению Пригожину нарицательным Бахмут заставило записать видеообращение. В нем подчеркивается, что от службы мобилизованные не отказываются, но без должной подготовки и вооружения не смогут выполнить задачу. «Мы все-таки люди», — произносит военнослужащий.

Через несколько дней после этого видео в Интернете распространилось другое. В нем рассказывается о реакции на первое обращение — командование полка потребовало сдать оружие. Шестая рота оружие сдала, но вызвала на себя военную комендатуру и полицию. Военная полиция была откровенна — мол, ни арестовать вас, ни помочь вам не можем. «Подчеркиваю, от выполнения воинского долга мы не уклоняемся, но в рамках тех задач теробороны, к которым нас действительно готовили», — говорит мужчина.

«Фонтанке» известны имя и фамилия военнослужащего, который выступает в обоих видео. Его отец Сергей, пытаясь помочь сыну, за последние две недели отправил 10 личных и коллективных обращений в различные инстанции. Единственный на данный момент ответ 10 июля пришел от прокуратуры Южного военного округа, в нем говорится, что обращение перенаправлено в военную прокуратуру Объединенной группировки войск. Также в конце прошлой недели Сергей ездил в Москву в приемные администрации президента, Следственного комитета и Генеральной прокуратуры, рассказал он «Фонтанке».

По словам Сергея, после тех видео часть бойцов оставили на второй линии обороны, а остальных забрали в военную комендатуру. Сын Сергея сейчас находится в комендатуре, в последний раз связь с ним была в середине прошлой недели. На тот момент никаких официальных обвинений военнослужащим предъявлено не было, однако оказывалось «психологическое давление», утверждает Сергей.

В распоряжении «Фонтанки» есть более десятка обращений от родственников других мобилизованных петербуржцев, служащих в шестой роте одного из батальонов того же полка. В них изложена идентичная цепочка событий и содержатся просьбы провести проверку.

По словам Ирины, чей муж тоже служит в шестой роте (имя и фамилия известны редакции), в конце июня она узнала от супруга, что его переводят в добровольческий отряд, хотя он утверждал, что не подписывал соответствующих документов. 1 июля поступила информация, что командование полка приказало бойцам сдать оружие «без отметок в военном билете», при этом они остались «на линии соприкосновения», рассказывает Ирина в обращении в военную прокуратуру. С этого момента супруг с ней на связь не выходил.

Ольга на прошлой неделе направила восемь обращений по поводу судьбы своего мужа (имя и фамилия есть в распоряжении редакции). Письма ушли президенту РФ и еще в семь других ведомств (копия есть у «Фонтанки»).

В них она сообщает, что командование сменило ее супругу военно-учетную специальность «с водителя автомобиля на наводчика» и «приписало к корпусу добровольцев, в штурмовую бригаду». При этом, пишет она, военнослужащий «не обладает необходимыми навыками и знаниями», «никакие документы не подписывал», а «в силу состояния здоровья не является годным для данной военно-учетной специальности». По словам Ольги, связи с супругом нет с 29 июня. Тогда он сообщил, что к нему и товарищам по взводу (всего 33 человека) применяют «морально-психологическое давление с угрозой физической расправы вплоть до расстрела», говорит она в письме. Женщина просит объявить мужа в розыск и провести проверку.

Елизавета, гражданская жена еще одного мобилизованного, принявшего участие в записи видеоролика, в последний раз общалась с мужем 10 июля. По ее словам, о переводе в «добровольцы» ее муж и его товарищи узнали от водителя, который занимается перевозкой гуманитарной помощи. «Тот якобы видел документы в штабе, что их перевели в добровольческий отряд, хотя они никакие документы не подписывали и на контракт не соглашались», — рассказала она «Фонтанке».

Сами военнослужащие не знают, каков их официальный статус. Однако после отказа следовать на передовую до проведения подготовки и беседы с начальством появились слухи, что они якобы находятся в списке «отказников». «Их разоружили, записав в некий листочек», — говорит Елизавета. При этом она подчеркивает, что бойцы «находятся на позициях, не отказываются от выполнения задач».

По словам Елизаветы, сейчас в военной комендатуре продолжают оставаться командиры взводов и сын Сергея, который на видео выступил от имени своих товарищей, остальные бойцы находятся на второй линии обороны в лесополосе. «Зона более-менее безопасная, но слышны прилеты самолетов и артиллерии», — говорит Елизавета. Она утверждает, что только в последние дни наладили снабжение с помощью полевой кухни, а бойцам все-таки выдали другое оружие и поставили необходимые отметки в военном билете. Муж также сообщил Елизавете, что в ближайшее время его и товарищей обещают направить на передовую, добавляет собеседница «Фонтанки».

Редакция направила запросы в штаб Западного военного округа, в Главное военное следственное управление СК РФ по ЗВО и военную прокуратуру ЗВО с просьбой сообщить, какие меры приняты по результатам обращений родственников мобилизованных петербуржцев, служащих в шестой роте известного им полка. На момент публикации ответ не поступил.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

https://dzen.ru/a/ZK691Zs5w0eAPCtU