Смольный. Детали во времени

Сергей Десимон
 1. Смольный, институт благородных девиц в Петербурге; 2. Статуя К. Маркса, установленная у центрального здания Смольного в Петрограде 1918 года; 3. Смольный при Советской власти, Ленинград; 4.  Нынешний вид администрации, правительства Санкт-Петербурга.

Предшественник Пушкина по поэтическому цеху – Батюшков К.Н. (1787-1855) написал в 1812 году стихи смолянкам под названием: «Хор для выпуска благородных девиц». По моему мнению, этот «хор» оказался скорбно пророческими через 205 лет, осенью 1917 года. Некоторые острые строки «хора» режут по сердцу: с самым дорогим – время расправляется беспощадно. Последний куплет пения звучит так: «Прости же ты, священный кров, / Обитель юности беспечной, / Где время средь забав, веселий и трудов / Как сон промчалось скоротечный! / Где сердце в жизни первый раз / От чувств веселья трепетало / И дружество навек златою цепью нас, / Подруги милые, связало!»

Не стану останавливаться на истории Смольного института благородных девиц, она известна. Это воспитательное учреждение просуществовало больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. В своё время тема Смоленского института меня занимала очень, так как жена брата моего прадеда Виктора – Александра Андреевича Десимона окончила этот институт (См. рассказ «Жены Десимонов. Голенко А.К.»). Однако сконцентрируем внимание на деталях.

После февральского 1917 года масонского переворота так называемое Временное правительство 9 июня на своём заседании приняло решение «об отводе части здания Смольного института под помещение Исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов». Тем самым предоставив «призракам коммунизма» обитель будущего октябрьского восстания. Председателем Исполнительного комитета Петросовета с 7 сентября и до 13 декабря 1917 года становится Троцкий Л.Д. Таким образом он возглавляет «штаб восстания» 25 октября 1917 года, находясь в Смольном.

За две недели до этого Троцкий в качестве Председателя Петросовета сформировал Петроградский военно-революционный комитет (ВРК), состоявший в основном из большевиков, а также левых эсеров, они и сыграли ключевую роль в перевороте.
Сталин И.В. подтвердит это в газете «Правда» 6 ноября 1918 года в статье «Октябрьский переворот»: «Вся работа по практической организации восстания проходила под непосредственным руководством председателя Петроградского Совета т. Троцкого. Можно с уверенностью сказать, что быстрым переходом гарнизона на сторону Совета и умелой постановкой работы Военно-революционного комитета партия обязана прежде всего и главным образом тов. Троцкому. Товарищи Антонов (-Овсеенко) и Подвойский были главными помощниками товарища Троцкого».

Как пишет жена Троцкого: «Последние дни подготовки к Октябрю… Лев Давыдович целые дни проводил в Смольном… Помню, на второй или третий день после переворота, утром, я зашла в комнату Смольного, где увидела Владимира Ильича, Льва Давыдовича, кажется Дзержинского, Иоффе и ещё много народу. Цвет лица у всех был серо-зелёный, бессонный, глаза воспалённые, воротники грязные, в комнате было накурено».

Что творилось в штабе революции в октябрьские дни, описал Джон Рид: «Петроградский Совет беспрерывно заседал в Смольном, где был центр бури. Делегаты сваливались и засыпали тут же на полу, а потом просыпались, чтобы немедленно принять участие в прениях. Троцкий, Каменев, Володарский говорили по 6, по 8, по 12 часов в день».

В то же время ни благородные девицы, ни их педагоги никуда не исчезли. В октябре в Смольном смешалось все. По соседству бегали революционные матросы с пулеметами и гуляли девочки в аккуратных чистеньких фартучках, из окон Смольного выглядывали чопорные классные дамы и хлопали входными дверьми новоиспечённые народные комиссары. К моменту октябрьского переворота в Смольном оставались преимущественно самые младшие воспитанницы института, преимущественно сироты.

Большевистский комендант Смольного Павел Мальцов был крайне удивлен, когда после назначения обошел здания и выяснил, что в Николаевском флигеле, как и положено: разместились Совнарком, ВЦИК, ВРК и прочие советские учреждения, а Александровская часть занята старыми классными дамами, воспитательницами и малолетними институтками. Они вели себя так тихо и спокойно, что восставшие их не замечали до поры до времени.

Яков Свердлов указал коменданту переселить «бывших» или в Александро-Невскую лавру или в Ксеньинский институт благородных девиц, размещавшийся тогда в бывшем дворце Николая Николаевича, ныне дворец Труда. Мальцев отправил матросов в лавру, но, как вспоминал комендант Смольного, «монахи их встретили чуть не с пулеметами, даже во двор не пустили и разговаривать не стали». Наконец после революционного напора смолянок перевели в Ксеньинский институт. Так закончилась эпоха институт благородных девиц в Смольном. Повторюсь: «Прости, гостеприимный кров, / Жилище юности беспечной! / Где время средь забав, веселий и трудов / Как сон промчалось скоротечный» (Фото №1).

Начиная с 1918 года в зданиях Смольного располагались партийные органы и органы управления – городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет ВКП(б)/КПСС (до 1991 года).

Уже при Зиновьеве Г.Е., сменившего Троцкого на посту Председателя Петросовета, перед фасадом Смольного был быстренько воздвигнут к годовщине Октября памятник богу большевиков – К. Маркса. Впрочем, этим творением его создатель Матвеев А.Т. был не очень доволен. Хотя именно благодаря этому изваянию беспартийному ваятелю удалось утвердиться среди новой советской элиты, и ему позволили проявить свою лояльность в выставке «Мира искусства» в Петрограде, и это было начало его карьеры как советского скульптора (Фото №2).

В 1926 году по причине борьбы в высших коридорах власти Зиновьеву пришлось покинуть кабинет в Смольном. Его отстранили от руководства Ленсоветом и Исполкомом Коминтерна, вывели из Политбюро. Объединение с Троцким привело к тому, что в 1927 году Зиновьева исключили из ЦК и Общества старых большевиков и отправили в ссылку.

В последующие годы Смольный стал проклятым местом, временным пристанищем расстрелянных руководителей Ленсоветом и первых секретарей ВКП(б)/КПСС:
Комаров Н.П. (ПредЛенсовета с 1926 по 1930), расстрелян; Киров С М. (1-й секретарь Ленобкома и горкома ВКП(б) с 1926 по 1934) убит на рабочем месте; Кодацкий И.Ф. (ПредЛенсовета с1930 по 1937), расстрелян; Петровский А.Н. (ПредЛенсовета с 1937 по 1938), расстрелян. С 1945 года Ленсовет перебрался в Мариинский дворец.

После того как Зиновьев был отстранен от власти в 1927 году у Смольного памятник К. Марксу был убран и установлена скульптура Ленину по проекту скульптора Козлова В.В. С некоторых пор монументу придан статус памятника монументального искусства федерального значения. Удивительно наблюдать как человеку, всю сознательную жизнь призывавшему бороться с царизмом и российским империализмом, сохранен памятник у здания с царским символом двуглавым орлом и флагом российской империи(Фото №4).

Приятно смотреть на снимок Смольного в Ленинграде в пору моей молодости, когда его ворота были открыты для всех (Фото №3).

«23 августа 1991 года после августовского путча президиум Ленсовета постановил опечатать Смольный, где находились помещения обкома КПСС, а также мемориальную комнату Ленина. Депутатами Ленсовета был снят красный флаг над Смольным, на смену ему поднят российский триколор. Впоследствии в Смольный переедет мэрия Ленинграда во главе с мэром города Собчаком. С 1996 года Смольный служит официальной резиденцией губернатора Петербурга».

При недавнем посещении Смольного невольно обращает на себя внимание строго охраняемая территория, прилегающая к зданиям администрации Петербурга. Закрытые ворота и полицейский у калитки, а также множество черных авто с правой стороны от входа, в народе прозванными «членовозами» (Фото №4).

Я не призываю, снова бороться с памятниками и собственной историей, в которой ни один раз всё бездумно перемешивалось и уничтожалось людьми и идеями. Призываю только не забыть историю, беспристрастно относясь к ней… во всех её, пусть даже нелицеприятных, деталях.

P.S. В Смольном существует, можно сказать, самый закрытый и максимально не заинтересованном в посетителях музее Петербурга. Здесь запрещена фотосъемка, посещение возможно только по предварительной записи в составе группы не более 5 человек с соблюдением дресс-кода (нельзя в шортах, майках, сланцах). Оплата экскурсии производится без учёта льгот, по цене 8 тыс. рублей (данные 2021г.).