Охотники JG52. Часть четвёртая

Андрей Грачев 2
Вальтер Вольфрум. Продолжение.

30 мая ас, в первый день воздушных боев в небе Ясс, заявил 12 побед, из них 10 составили "Кобры".

Первая одержанная им победа была над Ла-5. Рано утром в район Вултурул на разведку отправилась пара 177-го гиап. Но обратно вернулся только ведомый, который доложил, что ведущий пары, Спирин Александр Николаевич, имевший 5 побед, был сбит огнём ЗА и погиб. Это была ошибка: сбит лётчик был атакой Вольфрума и, несмотря на то, что не успел покинуть с парашютом самолёт, выжил и даже вернулся в авиацию, работал инструктором.

Затем ас сбил "Кобру" из состава 438-го иап. Пострадала группа Рыбакова. Ас атаковал внезапно и добился успеха, к счастью сбитый пилот выжил. Около 10 утра Вольфрум снова атаковал тот же полк, командовал снова Рыбаков. Ас заявил две победы. В первом случае самолёт был действительно сбит. Во втором он, подловив на выходе из атаки лётчика Егорова, дал меткую очередь, посчитав, что самолёт уже не дотянет после неё до своих. Действительно, Егорову досталось - был полностью разрушен хвост, пробит стабилизатор и повреждены обе плоскости, но, несмотря на это, ас, имевший 10 побед на счету, две из которых одержал в указанном бою, дотянул до аэродрома и посадил самолёт на колеса, хотя неизвестно, удалось ли его починить.

Следующая "Кобра" была из состава 508-го иап. Снова ас нашёл нужный момент для атаки: во время выхода из атаки он неожиданно свалился в хвост лётчику Орлову Михаилу Ивановичу, который только что заявил победу в бою. Всего он имел шесть побед на счету. Орлов был сбит, но спасся с парашютом. В дальнейшем бою был сильно поврежден самолёт Осетрова, он сел на брюхо, самолет был разбит. Это был успех Хайнца Захсенберга.

Затем в одном вылете ас оформил три победы. Первые две - в бою с тем же 508-м иап. К сожалению, группа, атакованная с нескольких сторон, не смогла сохранить строй, бой быстро распался на ряд локальных схваток, домой возвращались наши пилоты порознь. Погибли двое - Калинин и Крылов, а Ковальков был сбит, но смог спастись с парашютом. Немцы оформили пять побед - кроме Вольфрума, две победы заявил другой известный ас Отто Фённекольд, а также напарник Вольфрума лейтенант Манфред Эбервайн. Позже Вольфрум вёл бой с 100-м гиап, который тоже потерял один свой самолёт.

В очередном вылете от действий аса снова пострадал 100-й гиап, а также он заявил "Як". В указанное время потери понес 153-й гиап, потерявший четыре своих самолёта в ожесточённом бою. Кроме Вольфрума, отличился тот же Эбервайн и дважды Хельмут Липферт.

Последняя победа асом одержана в бою с 129-м гиап. Это был вылет группы Архипенко. В первой фазе боя потерь понесено не было, зато удалось сбить один самолёт из состава 6 отряда JG52, пилот Вольфганг Флориан погиб. Отличился сам Архипенко. Но затем потерю понёс и полк. Лётчик Чесноков во время боя, совершая вираж, подставился и попал под очередь Вольфрума. Самолёт его получил многочисленные повреждения и сел на фюзеляж. Самолёт этот был списан.

Итак, из 12 заявок аса в 10 случаях есть конкретное подтверждение. В одном случае заявка аса пересекается с заявками других пилотов и, возможно, является коллективной, и только в одном случае атакованный и заявленный асом самолёт Егорова благополучно добрался до аэродрома, но и в этом случае повреждения самолёта были весьма существенными. В общем, ас отработал здорово.

31 мая ас оформил ещё шесть заявок, все - на "Кобры". В первом вылете он заявил три "Кобры", все - из состава разных полков. Сначала был бой против 508-го иап и 129-го гиап, которые отправились на задание совместно, применив эшелонирование по высоте. Причём в том бою участвовали и сам командир 205-й иад Горегляд, а также оба командира полков. Немцы провели несколько атак, в первой из них был подбит Отто Фённекольдом капитан Рушаев. Фённекольд заявил самолёт как сбитый, однако Рушаев благополучно сел на аэродроме. Немцы продолжали атаки, короткие и резкие, и наконец им удалось добиться победы. Был сбит Кармин Александр Леонтьевич, отличный ас 129-го гиап, имевший 15 побед на счету. Он был тяжело ранен и более не воевал. Его сбил Вольфрум. Позже он сбил и ещё один самолет, лётчика Шкондина из 508-го иап.

Затем ас принял участие в бою против 16-го гиап, атаковавшего ю-87, и добился третьей победы за вылет: был сбит лётчик Иванов и спасся на парашюте.

Следующая заявка аса на "Кобру", видимо, относится к 508-му иап. Нам неизвестно время всех потерь полка. Поэтому точно сказать по поводу этой заявки мы не можем. Наконец, вечером ас заявил две победы в бою с 100-м гиап. В том бою потери полка составили три самолёта, немцы оформили четыре победы. То есть, как видим, и в этот день ас поработал хорошо и оценил успехи адекватно.

1 июня ас одержал четыре победы, одна из них стала сотой в его карьере. Все четыре заявки оформлены как "Яки". В первом случае ас сбил два истребителя из состава 156-го гиап, пилоты Гринев и Белов. А во втором он, очевидно, спутал "Яки" и "Кобры" - редкий случай. Причём не только он. В указанное время ещё и Хартманн оформил четыре заявки, и тоже заявил три "ЛаГГа" и всего одну "Кобру". Реально в этот период 438-й иап потерял три своих самолёта, лётчики Кирсанов, Водолажский и Мотузко. В целом немцы завысили успехи, но заявки Вольфрума, конечно, в приоритете, учитывая весьма малую честность Хартманна в указанный период.

Достигнув 100-й победы, ас взял паузу и отличился только 4 числа, заявив две "Кобры". Из них подтверждается, да и то неточно, только одна: в указанное время был сбит пилот 104-го гиап Буздин. Есть заявки и от других асов, но, если смотреть по месту, кажется подтверждается именно заявка Вольфрума.

Наконец, 6 июня произошёл довольно любопытный бой. Восьмёрка 129-го гиап, ведомая знаменитым асом Архипенко Фёдором Фёдоровичем, во время патрулирования обнаружила группу ю-87 и бф-109 и атаковала, причём с умом: одна четверка, набрав высоту, спикировала на бф-109 сверху, а другая снизу атаковала ю-87. Группу Вольфрума удалось застать врасплох. Лётчик Мариинский Евгений Пахомович спикировал на одного из бф-109 и сбил его. В прицел аса, очевидно, попал Юрген Нордманн, постоянный напарник Вольфрума, имевший 33 победы на счету. Ему удалось посадить тяжело поврежденный самолет на брюхо, но сам он был тяжело ранен и более на фронт не вернулся. В дальнейшем бою один из бф-109 зашёл в хвост лётчика Ипполитова, атаковавшего ю-87, но выручил его напарник Лебедев Сергей Михайлович, который снял его с хвоста у Ипполитова и также заявил сбитым. По немецким данным, бф-109 был поврежден, нефатально. Позже по итогам боя на счёт Архипенко тоже засчитали победу, но в оперативных документах она не значится. В свою очередь, Вольфрум в этом очень неудачном бою тоже оформил заявку. Характерно, что в его прицел попал Чесноков, которого он уже сбивал в небе Ясс. На сей раз лётчик снова смог вывести поврежденный самолет из боя и, несмотря на ранение, дошёл до аэродрома и сел на брюхо.

Символично, что этот неудачный бой подвёл черту под боями Вольфрума в небе Ясс. В целом бои эти были удачные, Вольфрум стал третьим по результативности асом JG52 по итогам этих боев после Хартманна и Батца, но фактически, конечно же, первым. Так как оба эксперта от души врали. Из заявок Вольфрума не подтверждаются считанные единицы, да и то в этих случаях заявленный самолёт получал существенные повреждения.

Последним этапом карьеры аса в 44 году были бои в небе Западной Украины. 7 июля он открыл здесь счёт, заявив четыре самолёта в боях против 6-й ВА. Потеряла она в тот день 7 "Яков", четыре были сбиты сразу, ещё три разбились вследствие боевых повреждений. Немцы оформили как раз семь заявок. На сей раз они проявили точность. 14 числа ас оформил три заявки. Из них однозначно подтверждается Ла-5 из состава 5-го ИАК, и не подтверждается "Кобра", так как 104-й гиап, с которым ас вёл бой, потерь избежал, только один самолёт был подбит, но повреждения были не фатальные. По поводу третьей заявки нет точных данных.

15 числа ас заявил четыре победы. Сначала он заявил "Ил", но мы точно не можем сказать, подтверждается ли он, так как нам неизвестно точное время потерь всех "Илов" в тот день. Затем в одном вылете он заявил две "Кобры" и "Як". В первом случае он атаковал группу 6-го иап, был сбит лётчик Евладенко Сергей Сергеевич, имевший 5 побед на счету. Затем он, очевидно, вёл бой против 11-й гиад, которая совершала вылет на сопровождение штурмовиков, в целом признанный удачным. Однако два самолёта потеряла - Як и Ла-5фн, причём, если смотреть по времени, оба сбил Вольфрум, более того: спутал Ла-5фн с "Коброй", либо штабники намудрили. Этот Ла-5фн пилотировал знаменитый ас 5-го гиап Глинкин Сергей Григорьевич, имевший 25 побед на счету. Два бф-109 выскочили из облаков неожиданно и его атаковали. По отчётам, один из бф-109 проскочил вперёд, и Глинкин на горящем Ла-5 протаранил его. К сожалению, таран немецкими данными не подтверждается. Возможно, атака была столь стремительной, что ас даже не успел толком рассмотреть, что за самолет он сбил. Глинкин выжил, но надолго выбыл из строя по ранению.

16 числа Вольфрум заявил 10 побед, но окончился для него тот день плачевно. Впрочем, обо всем по порядку. В первом случае ас сбил два самолёта из состава 122 иап, пилоты Пожидаев и Гребенкин. Далее ас сбил два "Яка" в районе Золочева. В первом случае, видимо, из состава 91-го иап, летавшего на Як-3, пилотировал его лётчик Шилов. Бой шёл долгий, немцев удалось затянуть в бой на виражах, было заявлено по его итогам 14 немецких истребителей при потере одного своего Яка, который и сбил Вольфрум. Во втором случае ас, вероятнее всего, атаковал самолёт из состава 12-й гиад, хотя тут точная сверка затруднена.

Затем ас сбил сразу четыре Ла-5фн из состава 40-го гиап. Он сначала атаковал лётчика Шестакова из четверки Семенюка. Атаку Семенюк вовремя заметил и предупредил Шестакова, пытался сбить бф-109, однако Шестаков сделал не совсем рациональный маневр - "горку", из которой пытался уйти в пике. Вольфрум плотно насел на него и сбил в момент перехода в пике. На помощь пришла группа Юханова, однако тоже потеряла два своих самолёта. Четвёртым погибшим был пилот Орлов, который потерял строй в самом начале боя, и его гибель никто не видел. К сожалению, у сбитых пилотов не было опыта, что и привело к потерям.

Затем уже во второй половине дня ас заявил "Як" и "Кобру". Этот "Як" мы пока не идентифицировать. А вот "Кобра" подтверждается, был сбит внезапной атакой пилот Саков из 9-го иап. Вольфрум решил атаковать ещё раз, но на сей раз добыча оказалась не по зубам. Лётчик Фанин Иван Маркович был готов к ней, успел вовремя затормозить, Вольфрум проскочил вперёд и был обстрелян. Ас решил имитировать падение, ушел в глубокое пике, но Фанин последовал за ним и на выходе из пике поймал аса. Точная очередь разрушила самолёт Вольфрума, сам он был тяжело ранен. Фанин не стал его добивать, так как его срочно вызвал по рации его ведомый Сперанский. Один из Пе-2 отстал от своих, его атаковали Фв-190, и надо было спасать бомбардировщик. Сперанский пытался в одиночку отвлечь нападавших. Фанин вскоре пришёл ему на помощь и на лобовой точной очередью уничтожил фв-190, в кабине которого сидел Хайнц Вент, командир 10 отряда JG51, имевший 17 побед на счету. А Вольфрум смог посадить искореженный самолёт на вынужденную кое-как. Тяжелое ранение выбило его на весь остаток года, а, вернувшись в 45 году, он всё ещё ощущал его последствия и уже не добивался таких успехов.

Если резюмировать, мы видим, что Вольфрум был опаснейшим асом. У него была любопытная манера боя. Он старался, подойдя как можно ближе, выждать самый лучший момент для атаки, часто ловил советских лётчиков на выходе из атак. Атаки проводил короткие, расходовал патроны экономно, бил с близкой дистанции, так как, по собственным словам, не был очень меток, и это было в данном случае скорее плюсом. Ас, что называется, хорошо читал бой. Поэтому его можно назвать, наверное, лучшим асом эскадры в 44 году, а отнюдь не Хартманна, как принято считать. Кстати, у его соперника Дюттманна, с которым они соревновались, была похожая тактика, но Дюттманн был менее пунктуален. Отметим, что Вольфрум часто сбивал очень опытных советских асов.

Вывод из строя такого аса мигом сказался на боеспособности всей эскадры. Ведь в JG52 сильные асы были наперечет. 1 отряд без Вольфрума вскоре погряз в накрутках, как и вся I группа. По сути, в небе Западной Украины из всей JG52 только Вольфрум и приносил реальные неприятности советским ВВС, больше неприятностей приносила JG51.

Тем выше заслуга замечательных советских пилотов, которым удавалось одолеть Вольфрума и его отряд. Отметим 129-й гиад, Мариинского, который подловил в немецком стиле одного из лучших асов отряда Вольфрума - Нордманна. Ас лишился отличного напарника. А потом была встреча с Фаниным, который провел идеальный бой.