Сказ о лихом человеке Афоне и злой жабе Мамоне

Михаил Сидорович
В стародавние времена в тридевятом государстве жил да был лихой человек по прозванию Афонька - Душегуб.

Жил он разбоем. Служил в шайке Кудеяра-атамана. Днём разбойнички ховались в дремучем лесу, ночью ходили купецкие лабазы чистить.

Как-то раз ограбили душегубы богатый караван. Взяли сукна, да шёлку блестящего да ковров персидских превеликое количество. Довольные вернулись они в свой лиходейский притон и устроили себе пир богатый, чтобы потом всё краденое добро разуванить промежду собой.

А у Афони в самом его нутре жила злая жаба Мамона. По научному это называется симбиоз. И прямо во время пира стала Афонюшку жабушка душить. Стало ему сердечному жалко другим разбойничкам их доли отдавать, ибо пропьют, прокутят окаянные и снова на большую дорогу выйдут. И подумал наш душегубушка такую праведную мысль:

Грех мне великий опосля такой знатной добычи продолжать разбойничать. Начну-ка я праведную жизнь. Товарищей своих злодеев надобно погубить, ибо заслужили они смерть лютую и безвременную за грехи свои тяжкие. Это даже зачтётся мне как доброе дело, ибо сколько жизней я этим спасу! Богатство я себе возьму. Буду жить безбедно и даже сирым и убогим помогать стану, но не очень много, а то разленятся, испортятся.

Как подумал, так и сотворил. Когда товарищи его перепились в стельку, Афоня вынул из сапога острый ножик и всем им горла-то перерезал. Товары богатые барыгам продал, а кистень свой в тайном месте припрятал, кто знает, вдруг опять пригодится.

Образовалась у Афони большая куча денег. Стал он жить богато. Дом постароил не большой, но и не маленький - на сорок окон, на два крыльца, слуг завёл, стал на тройке разъезжать.

И людям стал помогать. Но даром деньги не давал, чтобы не поощрять в них лень, жадность и прочие пороки. А стал давать деньги в долг, под проценты, по десяти копеек с рубля. И людям добро и себе прибыль.

От этого стал он богатеть всё больше и больше.

Потом придумал другой способ творения добрых дел. Стал у людей взаймы брать тоже под процент, но уже под 2 копейки с рубля.

Под две копейки возьмёт, под десять копеек отдаст. Итого восемь копеек прибытку.
И людям добро, и себя не обделил.

Жил Афонюшка поживал, да добра наживал, вкусно кушал, мягко спал, хмельно пил.
Но жабушка всеш-таки его придушивала порою. А не слишком ли он добр? Не развращает ли он своею добротою народную нравственность?

Как-то раз нанял он маляров, расписать его терем узорами диковинными. А потом задумался, неужели придётся платить им живым золотом? Всю-то ноченьку не спал, всё думу думал. А к утру придумал. Вместо денег написал им расписочки такие, в коих прописано было, что банкир Афоня-душегуб. Клятвенно обязуется всякому, кто предъявит эту расписку, немедля выдать рубль целковый чистым серебром. И слово его в том твёрдо.

Когда же маляры пришли за расчётом, выдал он им всю сумму сполна, но не серебром, а расписками.

Маляры, понятное дело, сначала пороптали, в затылке почесали, но потом рассудили, что расписка богатого человека это всё-равно, что деньги. А потому расписки вместо денег приняли и принесли эти расписки в кабак. Кабатчик охотно принял плату за зелено вино расписками, ибо знал, что Афоня мужик богатый, а если откажется платить, так с него можно и по суду взыскать.

И стали расписки Афони ходить по базару заместо денег. Всякий охотно принимал эти расписки в уплату за товар, и ими же расплачивался.

Так и повелось с той поры у Афони заместо денег расплачиваться бумажками. А когда надоело писать их от руки, купил он станок печатный и стал бумажки эти печатать. Бумажки красивенькие вышли. Тут зелёненько, тут красненько, и узорчики занятные по углам.

Так появились в тридевятом государстве бумажные деньги, или как они официально назывались - банкноты.

И были бумажки гораздо удобнее монет, лёгкие, хрустящие, карманы не оттягивают, от рыночного употребления не стираются, в весе не теряют. А если которые бумажки сильно пообтреплются и позамаслятся, так не беда. Отнеси их Афоне, и он поменяет их тебе на новенькие. Всего и делов-то!

Скоро всё злато-серебро Афоня к рукам прибрал, да спрятал в погребах глубоких, а торговлю в том царстве-государстве все вели на Афонины бумажки.

А надобно сказать, что в том царстве-государстве жил один добрый молодец - Иван. Посмотрел Иван, как хорошо живётся Афоне и решил тоже в банкиры заделаться.

Занял Иван у родственников денег и основал свой банк "Иван-полный карман". И стал в долг брать под три копейки с рубля, а давать взаймы по девять копеек с рубля. Часть обчества смекнула, что с Иваном иметь дело выгоднее, чем ч Афоней и понесла свои гроши в банк Ивана.

И очень Афоне это не понравилось. И жабушка его снова душить принялась.

Тогда собрал Афоня всех юродьевых и кликуш, какие в том царстве водились, Накормил их, напоил, а потом дал всем по бумажному рублю и велел ходить по улицам и кричать, что Иван жулик, и деньги он собирает, чтобы с ними удрать за море к салтану басурманскому. А потому, кто первый в Иван-банк прибежит, тот ещё успеет забрать взад свои денюжки из Иванова банка. Ну, а кто не успеет... Сами понимаете, бедность - не порок.

Наслушались люди добрые юродьевых, испужалися - взяли вилы да оглобли и побежали Ваньку-жулика бить. Отобрали у него все деньги, да ещё лицо набили. Ладно, хоть жив остался.

Так в тридевятом царстве появилась свободная пресса.

Однако в скором времени понял Афонющка - душегубушка, что всё ему подвластно, окромя царя-батюшки.

Афонюшка уже всех дьяков приказных скупил на корню, и судей скупил, и воевод скупил за бумажки. Он же эти бумажки бесплатно печатал, чего их жалеть-то? И только царя-батюшку не мог подкупить, ибо в конституции того царства было всего две статьи. В первой статье говорилось, что царь всегда прав, а во второй статье говорилось, что ежели царь всё же не прав, тогда внимательнее прочти статью первую.

Против царя никаких законов нету. Что делать?

Однажды приснился Афонюшке сон неблагодатного содержания, будто царь велел Афонюшку повесить, а его подвалы с золотом и станочек печатный под свою царскую руку взять.

Проснулся Афоня в холодном поту. Стал думу думать. Ведь где же справедливость? Афоня ради своего богатства сколько трудился, сколько глоток перерезал, сколько народу голодом уморил, душу дьяволу продал. А какой-то царь, который в жизни палец о палец не ударил, в любой момент одним росчерком пера может всё Афонино богатство себе заграбастать!

Стал Афонюшка кумекать, как ему царя свергнуть. И придумал. Снова собрал своих кликуш, велел им царя лаять, что он тиран и не любит демократию. А все в тридевятом царстве должны сбросить оковы самодержавия и учредить демократическую республику.

Скоро сказка сказывается, да не скоро революция делается. Но однако же капанье на мозги сделало своё дело. Послушал народ смутьянов, взял вилы и ослопы, пошёл царя свергать. А как свергли царя, так стали президента выбирать. Но президент - не царь. Он не гордый, денежки от Афони возьмёт и в ножки поклонится. А кто не поклонится, того обвинят в авторитаризме и тоже свергнут. И выберут другого - не такого гордого президента.

А главное-то что?

А главное, что Афонюшка - душегубушка тут совершенно не при чём. Он частное лицо (вернее, частная морда) Его дворец с краю, он ничего не знает.

Так родилась демократия.

Если президент правил плохо и был вороват, народ на следующих выборах его отвергал, а заместо него выбирал другого президента. Беда, если президент оказывался хорошим, и народ его отвергать не хотел. Такой президент становился опасным для Афони, ибо никаким манипуляциям и запугиваниям не поддавался, и начинал действовать на благо народа и себя любимого, но никак не в интересах Афони. У Афони даже зубы начинали ныть при слове "конфискация".

Что делать? И тогда Афонины кликуши пустили в народ слух, будто бы править больше двух сроков недемократично. А дабы спасти оную демократию, нужна СМЕНЯЕМОСТЬ.

А поскольку большинство народа в тридевятой республике были дураки, то закон о сменяемости прошёл на ура.

Так родилось ещё одно фундаментальное политическое понятие - сменяемость.

Теперь уже избранный президент не думал о том, как бы понравиться народу и остаться на третий срок, ибо третий срок стал невозможен. Теперь президенты думали лишь о том, как бы наворовать и смыться, ибо не упускать же такой хороший шанс. И за небольшой сундучок Афониных денег готовы были на любое, угодное Афоне свинство.

Осчастливив демократией своё государство, Афоня методично принялся осчастливливать соседние страны. Методика проста но эффективна - скупка прессы, скупка чиновников, засылка смутьянов, тайные поставки вил населению.

Долго ли коротко ли, а вскоре Афонюшка оплёл демократией весь белый свет. Царей посвергал. Остались в мире только пять королей - бубновый, червовый, пиковый, крестовый и аглицкий. Но последний был просвещённый и малохольный, а потому безопасный. Его Афоня свергать не стал. А против карточных королей ввёл новую карту, которая называется туз.

Скоро весь мир Афониными бумажками заместо злата-серебра расплачиваться.

Печатал Афоня свои денюжки и оплачивал ими все свои хотелки и придури, посадил во власть своих верных холопов, до денег жадных.

Но вскоре стал Афонюшка замечать, что его бумажки обесцениваются. В прошлом годе пиво шло по полтиннику за жбан, а нынче-то - по десяти рублёв. В чём тут дело?
Думал Афоня, думал, три дня и три ночи думал, и допёр наконец. Бумажки-то он печатает без всякой меры, от того их в миру всё больше становится. А пиво за ними не поспевает. Потому платежеспособный спрос превышает предложение. Придут мужики пива выпить, денег у них много, а пива мало. Вот трактирщики и задирают цены. Хошь - плати, а не хошь - тверёзый ходи.

Если бумажки так быстро дешеветь начнут, не пропадёт ли к ним доверие? Не возьмут ли тогда мужики снова вилы и не придут ли к Афоне, требуя вернуть им их злато- серебро? А где Афоня возьмёт столько - злата серебра. Ведь напечатал бумажек больше, чем планета весит.

И решил тогда Афоня брать свои бумажки себе обратно, но уже в долг и под процент (две копейки с рубля). Чем больше он заберёт их в долг, тем меньше их принесут в кабак. Тогда кабатчики цены поумерят. И сохранится доверие к Афониним бумажкам.

Так Афоня временно прекратил печатать новые бумажки, а стал за всё расплачиваться старыми, которые давно уже напечатаны и снова к Афоне попали, но уже в долг. А потом снова берёт те же бумажки в долг, и снова ими же расплачивается, и снова их берёт в долг.

Это привело к двум важным следствиям. Во-первых появилась сказочка про белого бычка, а во вторых Афонины бумажки перестали так быстро обесцениваться, но сумма Афониного долга стала расти, только успевай на грифельной доске нулики к сумме подрисовывать. Но кого волнуют чужие долги? Доска-то поди длинная. А когда доска кончится, можно к ней другую доску прибить, и писать нолики дальше. А главное, что Афоня мог любую сумму в любой момент вернуть. Ведь печатная машинка была по прежнему у него. Ежели денег в сундуках не хватит, можно новых напечатать. Потому растущего долга Афоня совершенно не боялся.

А вы бы боялись долгов, если бы у вас был невдрицаемый кошелёк?

Только один Царь Небесный был выше Афони. И за бумажки не продавался и сидел высоко на облаке. Сапогом до него не докинешь.

Но Афоня решил и его свергнуть, так на всякий случай, чтобы не вмешивался в политику.

Раз высунулся Душегубушка в окошко, задрал харю к небесам и крикнул: "Слышь, Бог, я твои законы отменяю. Теперь моя власть, что захочу, то и велю. Ты у меня теперича состоишь под домашним арестом. Сиди на своём облаке и не высовывайся. А народ теперь будет подчиняться мне, а не тебе."

И через свою свободную прессу, велел Афоня раструбить по всему белому свету, что для пущей демократии и свободы мужики должны теперь жениться на мужиках, а бабы выходить за баб. Чтобы у мальчиков письки отрезали и девочкам пришивали. А с грудями наоборот. А ежели кто посмеет против этой великой свободы вякнуть, тот диктатор и авторитарист, того надо свергнуть и лопатами побить и на кол посадить.

Ну? Кто тут не любит демократию? Мы идём к вам!

Продолжение читайте в выпусках новостей.