Превращая окружающий мир в сказку...

Влад Лесной
Друзья!

Из Сети.

"Ольга Львовна Сви;блова (род. 6 июня 1953 года, Москва, РСФСР, СССР) — советский и российский искусствовед, кинорежиссёр-документалист, доктор искусствоведения, профессор. Инициатор создания и директор Московского дома фотографии (ныне — «Мультимедиа Арт Музей»).
Академик РАХ (2012; член-корреспондент 2007).
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2018). Член Союза художников России.
В 2011 году Ольга Свиблова вошла в международный рейтинг 100 самых влиятельных людей в мире искусства по версии издания Le journal des Arts, заняв 97 место в списке. Она постоянно включается в Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве, который составляет журнал «Артхроника» (в 2012 году занимала 2-ю позицию в рейтинге)".https://ru.wikipedia.org/wiki/
...Други!
Еще интересная информация  из Сети.

"ЛЕТО В МАММ. Мультимедиа Арт Музей, Москва приглашает школьников 7—12 леn присоединиться к летним сменам.
Будем играть и фантазировать, раздвигать границы восприятия и мыслить нестандартно. Дети начнут видеть в привычных вещах больше, чем обычно, научатся оживлять их, превращая окружающий мир в сказку. Мы будем фотографировать, печатать, осваивать различные техники рисования, познавать основы живописи и рисунка.

На занятиях мы будем учиться:

- создавать оптические иллюзии;

- использовать подручные материалы для реализации творческого замысла;

- работать с перспективой, пространством и цветом;

- творчески мыслить, концентрировать внимание;

- печатать фотографии одним из самых интересных методов — цианотипией;

- создавать коллажи из своих фотографии;;

- работать самостоятельно, в парах и в группе;

- делать наброски, осваивать живопись с натуры;

- поработаем в стиле стрит-арт, освоим акварель, живопись на холстах, коллаж, макетирование.

О преподавателях:

Татьяна Островская — член Союза фотохудожников России, участник Московского международного фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии — 2017», Helsinki Photo Festival, Palm* Photo Prize (Великобритания), Dante 2021 (Италия), лауреат конкурса «Молодые фотографы России — 2014», автор сайта «Такие дела», участник и куратор различных выставочных проектов.
Александра Чекаева — основатель студии «Своя сфера», преподаватель рисования с 2013 года. Выпускница Московского педагогического государственного университета".https://mamm-mdf.ru/
...Возраст детей: 7—12 лет.Учеба,конечно,  не бесплатная, но...завидую ребятишкам! Повезло жить в Москве и ходить на занятия в Мультимедиа Арт Музей, возглавляемый  самой Ольгой Свибловой.

Вл.Назаров

***************
1.Ольга Свиблова: Прошу Бога, чтобы мне хватило любви, которую давал муж

Ольга Свиблова уже 23 года возглавляет Мультимедиа Арт Музей, где проходят главные выставки современного искусства в России. VOICE узнал, что дает ей силы продолжать работу.

VOICE: Вы шесть лет работали дворником. Говорят, таким был ваш «первый перформанс»...
Ольга Свиблова: Никакой это не перформанс! В эпоху застоя работать по специальности психологом в НИИ - бессмысленная трата времени. 70-е - время симуляции и прежде всего симуляции рабочих процессов. Отбывать время в присутствии, литрами пить чай и строчить стратегические программы, которые никогда не станут реальностью, скучно и глупо. А чисто вымести улицу, сколоть лед весной, убрать снег можно быстро и осмысленно. Денег за это платили мало, но зато было много свободного времени -
читать, говорить с интересными людьми, общаться с поэтами и художниками. Такой труд помогал строить себя, не задаваясь вопросом «Кто я в этой жизни?».
-А сейчас спрашиваете себя?
-Нет. Это глупо. Жизнь - период времени, в котором мы должны сделать то, чего не можем не сделать. В конце концов, жизнь каждого из нас и есть перформанс.
Ольга Свиблова родилась в семье инженера и преподавательницы немецкого языка. Отучившись три года на биологическом факультете МГУ, поступила на психологический. В 1996 году стала инициатором создания Московского дома фотографии (теперь МАММ).
-Как вы определяете, что является искусством?
-Любой символический объект им становится, когда ты сам понимаешь: «Это оно!» Здесь работают твои знания, прежде всего фигура интуиции. Искусство нужно для того, чтобы открыть новое в себе самом и увидеть мир по-другому, сменить оптику взгляда. Оно нас меняет внутренне и внешне, открывает новые степени свободы.

- У МАММ самая юная аудитория: более 80% — 16—30 лет. Как вам удается привлекать молодежь?
-Надо быть интересным, делать так, чтобы то, чем ты делишься со зрителями, волновало тебя самого. Планируя выставочную программу, я пытаюсь слышать пульс времени. Строя экспозицию, мысленно ставлю себя на место зрителя, создаю визуальную интригу, пытаюсь послать месседж, который важен в каждой выставке, таким образом, чтобы он прочитывался и на сознательном, и на бессознательном уровнях. В МАММ зритель всегда прав. Наша задача - превратить поход в музей в квест, дать человеку возможность открыть что-то новое для себя. Мы внимательны к деталям, ведь они создают атмосферу. Если я вижу, что кто-то случайно оставил отпечатки пальцев, то инстинктивно схвачу салфетку. Наша команда не работает в музее, мы живем в музее, мы живем музеем.
-Это любовь.
-Это осмысленная жизнь. Меня невозможно заставить заниматься тем, в чем я не вижу смысла.
-И какова цель?
-Расширить горизонты видения мира,наполнить смыслом жизни других людей.
-Вы чувствуете время?
-Это главная категория нашего бытия. В реальности отношения со временем у меня сложные. Я всегда опаздываю, из-за чего упустила много шансов, которые давала жизнь. Мне неинтересно настоящее, потому что «здесь и сейчас» всегда некогда, зато любой момент я проживаю во имя будущего. Потому и занимаюсь искусством. Если ты можешь его понять, оно помогает предчувствовать грядущее и подготовиться к нему.
-Вы составляете впечатление сильной женщины...
-Я выносливая, но иногда устаю. У меня бывают моменты паники, могу чувствовать себя слабой - совершенно этого не стыжусь. Это нормально для живого человека. Никогда не хотела быть «сильной женщиной» или производить такое впечатление. Я плохо понимаю, что это такое. Про мускулы?
-Скорее про умение решать самостоятельно свои проблемы.
-Этому меня научили родители. Они были трудоголики и постоянно заняты. Мама преподавала до 80 лет, обожала своих студентов, а на все мои вопросы: «что делать?» отвечала: «решай сама». Мне было обидно. И только недавно я начала понимать, как тяжело давался маме этот ответ. Родителям свойственно донимать детей советами. Это проще, чем научить их принимать решения и нести за это ответственность. Родители не любили меня бездумно. Они оценивали мои поступки, достижения и научили тому, что любовь нужно заслужить. В подростковом возрасте, когда дети открывают для себя мир человеческого общения, я старалась заслужить любовь своих одноклассников. Годам к четырнадцати мне это удалось. Практически весь класс меня любил. И тут я поняла, что сама люблю не всех, а так как чувства обычно взаимны, я готова к тому, что кто-то меня любит, а кто-то совсем нет. Этого не надо бояться, это нормально.
-Вы сначала поступили на биологический факультет, а после третьего курса поступили на психфак, почему?
-Я кажусь спонтанной, но к важным решениям готовлюсь заранее. В 15 лет я закрылась на даче одна, взяла справочник МГУ и стала решать, кем хочу стать. Изучила все факультеты и поняла, что люблю общаться, поэтому психфак - идеальный выбор. В моей замечательной математической школе были прекрасные учителя, в том числе по литературе, истории, а биология была слабая. Одним из экзаменов на психфак была биология. Я попросила у мамы дополнительного учителя. Мама заложила в ломбард зимнее пальто, сапоги, шапку, но два года у меня был чудесный репетитор по биологии, я так влюбилась в эту дисциплину, что в последний момент решила поступать именно на биофак. В конце третьего курса поняла, что все пестики и тычинки изучаю исключительно в приложении к науке о человеке. Я ушла с биофака. На психологический факультет надо было заново сдавать экзамены, а просить еще раз помощь у родителей было невозможно. Я пошла работать. Работала почтальоном, уборщицей, сдавала кровь, была «подопытным кроликом» в Институте психологии, но экзамены сдала и закончила МГУ с красным дипломом как специалист по психологии творческих процессов.
-Вам пригодились знания, полученные на психфаке?
-Конечно. Это было отличное базовое образование. Мне повезло. Нам преподавали великие
ученые: Лурия, Зейгарник, Леонтьев и др. Самое важное, что я вынесла из психологии, это умение не осуждать людей, а пытаться их понимать. Нужно уметь договариваться с людьми и с собой, а порой полюбить самого себя сложнее, чем полюбить других.
-А вам удалось?
-Полюбить себя - нет, но договариваться с собой я научилась. Если постоянно пилить себя, не сможешь дальше двигаться. Что-то не получилось - плохо. Завтра снова попробуешь! Наверное, потому что я психолог, меня нельзя обидеть. Но мне можно сделать больно. И это легко - у меня порог чувствительности минимальный, дотронься - я рассыплюсь. Когда тебе делают больно, ты пытаешься разобраться, почему человек поступил так, как тебе, казалось бы, не стоило ему поступать. Понимаешь и перестаешь обижаться. У всего на свете есть причинно-следственные связи. Иногда их можно простроить логически, а иногда помогает интуиция. У меня хорошая интуиция на плохое. И это помогает.
-А сейчас?
-Мне помогает искусство. Когда совсем нет сил, иду на выставки в другие музеи, смотрю хорошее кино, читаю или перечитываю книги. Вот сейчас подзаряжаюсь от нового текста Паши Пепперштейна.
-Если вдруг у вас отберут музей, что будете делать?
-Найду другое дело жизни. Например, вернусь в документальное кино. Так много фильмов хочется снять. Я люблю преподавать, а с образованием у нас в стране проблемы. Создам ассоциацию помощи российской медицине. Учителя и врачи - главные люди, необходимые любому обществу. А еще я неплохой садовод.
*************
Ольга Свиблова выражает благодарность партнерам, которые помогают музею:
MasterCard, Tele2, «Норильский никель», Культурно-благотворительному фонду «U-Art: ты и искусство», Фонду Владимира Смирнова и Константина Сорокина, Фонду AVC Charity Андрея Чеглакова, Aksenov Family Foundation, Tsukanov Family Foundation, ЦУМ Art Foundation, Музею AZ.

https://www.thevoicemag.ru/author/lyubov-egorova/
******************
2.История любви Ольги Свибловой  и Оливье Морана

Спустя пять лет после смерти мужа Оливье Морана Ольга Свиблова закончила оформлять дом под Парижем, который они придумали вместе. Историю во всех смыслах красивой любви выслушал Алексей Тарханов («Ъ»).
Мы с Ольгой Свибловой сидим в кафе «Париж-Лондон» на площади Мадлен, рядом с квартирой, где моя собеседница москвичка и парижанин Оливье Моран провели последние семнадцать лет своей совместной французской жизни. О них мы и говорим.
С Олиным мужем я простился пять лет назад в русской церкви на Рю Дарю, стоящей с царских времен. Там были Ольга и ее сын, фотограф Тимофей Парщиков, с которыми я был знаком до этого лет сто, и французские дочь, сын, внуки Оливье, которых я не видел ни до того, ни после. Это были русские, но и французские похороны. Молитву читал на французском русский поп, потом в церкви вспомнили последние слова Оливье с обещанием: «Мы встретимся через сто лет на планете Маленького принца».
Ольга встретилась с Оливье двадцать восемь лет назад. Она приехала в Париж и пошла в гости к художнику Николе Овчинникову, ну а тот решил познакомить ее с владельцем галереи, в которой выставлялся и рядом с которой жил. В большом выставочном зале галереи La Base под стеклянной крышей девятисотых годов стоял, как скульптура минималиста, маленький домик хозяина. Внутри на стенах висели «Праздники» Кабакова. Ольга почувствовала себя почти как в Москве.
- К Илье Кабакову меня привел Иосиф Бакштейн, - вспоминает Ольга. - Он тогда ухаживал за мной, но я была беременна Тимошей и готова была только на нежную дружбу. Однажды он сказал, что надо «зайти к знакомому художнику». Мы лезли вверх по лестнице, и на каждой площадке Иосиф меня останавливал и целовал, то в левое ушко, то в правое. Мило, трогательно, лестница высокая.
Когда лестница кончилась, они оказались под крышей. Там сейчас обосновался Институт проблем современного искусства, а тогда без проблем жило искусство в лице Ильи Кабакова.
Вот на «Базе» было такое же чувство - что я в гостях у волшебника.
Хозяин, Оливье Моран, пришел чуть позже и мгновенно из ничего и с легкостью приготовил замечательный ужин.
- Я влюбилась в него сразу, - говорит Ольга. - В моего первого мужа, Алешу Парщикова, я влюбилась за стихи, которые к жизни не имели отношения. А в Оливье - за необыкновенное пространство жизни, которое он создавал вокруг.
У Ольги не было желания непременно выйти замуж и непременно уехать в Париж.
- Любила ли я город так, чтобы здесь жить? Когда Оливье, меньше чем через полгода после нашего знакомства, предложил мне руку и сердце, я ему сказала, что пойду за ним хоть на край света, но я не буду жить в Париже.
- Почему? Разве не интересна совсем новая жизнь? Новая страна?
- Оливье было сорок семь, мне тридцать семь, мы были два взрослых человека. Он даже спрашивал меня: «Почему, Оля, я так поздно тебя встретил?» У него была семья и дети, хотя он жил не с ними. Я к тому времени ушла от Алеши Парщикова, но у меня тоже был Тим, и мама, и папа. И у меня была Москва, где все было так интересно. Я ничего там не боялась. Советская власть, бандиты - все это прошло мимо меня по касательной. А в Париже я не понимала ничего.
В свои тридцать семь Свиблова оставалась советской девочкой, которой трудно принять законы парижской жизни. Неизменность дня с petit dejeuner утром, dejeuner днем и diner вечером. Чинные воскресенья. Неотменяемый отпуск. Семейные праздничные столы, где, как в старой французской комедии, собираются непонимающие друг друга поколения.

- Тут все завязано на том, что бабушка дяди была знакома с прадедушкой тети, их дети вместе ходили на охоту, - говорит Ольга. - Все переплетено, такие корни - не прорубишь.
Другой ритм и другая манера. Наверное, так же европейцев пугали наши посиделки на кухне или пьяные поездки Москва-Ленинград на электричках.
Оливье был достаточно умен и тонок, чтобы ее не принуждать. Ольга с детства отличалась феноменальным упорством, которое проявляла, когда ее заставляли делать то, что она не хочет. Учиться в школе у противной и лживой Ольги Сергеевны, когда можно у красивой и веселой Татьяны Владимировны. Носить сползающие гольфы вместо удобных колготок, которые смастерила мама.
- Сначала я сказала ей: «Мама, что ты делаешь со мной? - вспоминает Свиблова. - Из-за твоих дурацких колготок меня стыдили на собрании и не сделали в октябрятской звездочке санитаркой. Почему я не такая, как все?» На что мама мне ответила: «Ты никогда не должна быть такой, как все!»
Впрочем, Ольга старалась понять Оливье.
- Когда мне не нравилось, я возражала, но возражала тихо, - вспоминает она. - Говорила: «Оливье, mon amour, если ты меня не обучишь, я не сумею жить во Франции».
«Музыка, которая в нем звучала, она как та скрипка, спрятанная в чехол. Так никогда и не заиграла».
Что такое для нас художник? И кто нам дороже? Тот, кто придумывает то, чего быть не может? Или тот, кто показывает, сколько искусства вокруг нас, в нашей собственной жизни? Ольга говорит, что Оливье был настоящим художником. Он зарабатывал деньги, чтобы тратить их на искусство.
Не только на картины, выставки. На все, что его окружало и что понимается под art de vivre, французским «искусством жизни».
Они были разными. Ольга любила концепт, общее, генеральный план сражения, Оливье думал о деталях.
- Когда он шел по лесу, он видел муравейник, на который нельзя наступить, замечал гнездо птички. Он видел все, понимал все с первого взгляда. И так же c людьми, которых он встречал. Если человек попадал в сферу его влияния, он был абсолютно за него ответственен. Старался, чтобы самые маленькие детали радовали этого человека.

-Возле каждого нашего дома растут посаженные им деревья, -рассказывает Свиблова. - Голубые ели на подмосковной даче. Или березки, которые он посадил в мою честь у дома в Четырнадцатом округе.
Я бывал в этом их первом совместном доме, в котором Ольга и Оливье прожили несколько лет. Он принадлежит сейчас фонду Картье-Брессона. Полгода назад я пришел туда на очередную выставку и удивился тому, что внутри в доме все осталось по-прежнему - так, как задумал бывший хозяин. Ну а березки выросли до верхних этажей.

Главным делом Оливье в последние годы стал дом, который они купили в парижском пригороде Виль-д’Авре, - вилла Хефферлин 1932 года, памятник архитектуры.
-Оливье обожал создавать красоту, - говорит Ольга. - Он был невероятно внимателен к тому, как строилось пространство вокруг нас. Он ненавидел все законченное, дизайнерское. Ему нужен был простор. Он спал только с открытыми окнами. Всегда говорил: «Мне нужен воздух, Ольга, ай нид де л’эр».
В новом доме было сколько угодно воздуха и огромный сад. Оливье знал виллу Хефферлин с давних времен, когда она еще принадлежала владельцу знаменитой парижской галереи. Он не мог ее не купить - это была его идея счастья на двоих, наконец-то заслуженного.
- Дом за городом, но всего в получасе от площади Согласия, -рассказывает Свиблова. - Ехать туда красиво и весело. Сначала по набережной Сены. Потом через настоящий лес, парк Сен-Клу. Там можно гулять, там лань выходит на тебя посмотреть, потому что кругом заповедники. Оливье сделал этот дом проектом всей нашей жизни. Он успел его отреставрировать так, как хотел и умел, но жить там вместе нам уже не пришлось.
Последние два года Ольга сама заканчивала дом, расставляла мебель.
-Оливье подобрал каждый кран, каждую полку как произведение искусства. И когда я привела дом в порядок, еще раз восхитилась тем, насколько он все знал заранее. А потом подумала, что вряд ли смогу там жить одна, без него. Застряну в прошлом, куда меня зовет каждый предмет, каждая его мечта.
в том, что ее безумная жизнь во всех важных мелочах будет поставлена в нужные рамки. Что Оливье уложит спать и накормит. Если надо - поедет в Британию спасать Тимофея, которого нужно забрать из школы, да вот беда: паспорт накануне украли. И по-шпионски провезет ребенка через границу в багажнике машины.

В трудные моменты, когда не хватало денег на выставку, на страховку, на приглашение художника, Оливье безропотно брал расходы на себя.
-Он знал, что я не попрошу лишнего и буду аккуратно тратить то, что он для меня нашел, - говорит Ольга. - Каждый понимал, что мы живем друг для друга. Мы делали что-то, чтобы мы могли друг другом гордиться. Каждый день, пусть даже не были вместе, мы созванивались. И когда Оливье говорил: «Какие у тебя хорошие выставки!», я радовалась, как будто меня похвалил папа.
Он приезжал в Москву каждый год двадцать четвертого декабря. Традицией было праздновать Рождество в Москве.
-И в итоге всегда спал у меня на диване в кабинете, потому что конец года в музее - всегда самый страшный период. Мне домой было не уйти. Он прощал, он терпел. Он меня принимал такой, какая я есть. И я его принимала таким, какой он есть.
В день свадьбы дочери Оливье подарил ей скрипку. Положив футляр на стол, открыл замочек, достал инструмент, долго протирал его.
-Мне показалось, - говорит Ольга, - что он так рассказал о своей жизни. Музыка, которая в нем звучала, она как та скрипка, спрятанная в чехол. Так никогда и не заиграла.
Оливье заболел в 2013 году. Точнее, узнал, что болен.
-Есть вещи, которые я не могу себе простить. Я его умоляла сменить врачей, а он радовался, что его врачи ничего не находят. А они не там искали. Я не могла настаивать. Когда я слишком давила, он начинал плакать. Я пугалась и отступала. Ему было все хуже и хуже. Я помню, как приземлилась в Париже, но, услышав его голос по телефону, сказала, что даже не выйду из аэропорта. Он приедет сейчас же, мы возьмем билеты и отправимся в Москву. В результате диагноз ему поставили в Москве.
Сделать ничего было невозможно. Оливье оставалось лишь несколько месяцев, которые он провел в больнице, Ольга была рядом с ним.
В кафе «Париж-Лондон» мы говорили без остановки шесть часов. Ольга пришла на встречу смертельно бледная, едва держась на ногах, в корсете на сломанном позвоночнике. Но с каждым часом становилась все красивее и бодрее, пока, уже в сумерках, не позвала официанта и не потребовала свежей крови. «Стейк, п
-Нашла маленькую гостиницу в квартале, где мы жили. И каждый день хожу, смотрю на окна нашей бывшей квартиры. Вчера там впервые зажглись окна. Я поняла, что наконец-то там кто-то есть.
За пять лет, прошедшие после смерти Оливье, она многому научилась.
-Было тяжело во всех смыслах. И в бытовом, и в деловом, и в человеческом. Без Оливье я осталась одна, не зная даже, как заплатить за электричество и газ. Он все брал на себя: и заботы с документами, и нашу общую жизнь, и жизнь моего ребенка, и жизнь его детей, с которыми ему, наверное, было не так-то легко, как и мне сейчас. Но я не могу не справиться с жизнью, не могу никого обидеть. Потому что иначе с какими глазами я встречу его на планете Маленького принца через сто лет?
Алексей Тарханов
https://dzen.ru/tatler
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
13 июля 2023 года.