Снаряды и социализм

Дмитрий Савостин
Кое-кто у нас продвигает мысль, что количество боеприпасов на войне зависит от существующего в стране политического строя. Прочитал об этом недавно в одной публикации на Дзене. Там автор написал, что вот, мол, в Первую мировую "снарядный голод" начался, когда бои шли у довоенной границы, а во время Великой Отечественной — только после того, как немцы дошли до Москвы и Волги, оккупировав территории, где находилось много оборонных предприятий.
Из этого он делает "логический вывод" о превосходстве социалистического строя над самодержавием.
Дорогие мои "защитники социализма" и "обличители царизма", понять вас не сложно. Любой просчет, любую неудачу вы используете как повод для агитации за революцию.
Но революция сама по себе, как свидетельствует история, не решает проблему с нехваткой боеприпасов (см. "Человек с ружьем, но без снарядов"). Потому что реальная жизнь не похожа на анекдот про комиссара, после слов которого "ну ты же коммунист", пулеметчик, доложивший, что у него кончились патроны, "застрочил с новой силой".
На самом деле причина "снарядного голода", что в Первую, что во Вторую мировые не в капитализме или социализме. А в том, что при довоенном планировании генштабы, которые этим занимались, не угадали, что эти войны затянутся на несколько лет.
Перед Первой мировой русские, французские, английские генштабисты были уверены, что Германия не продержится и полугода. И для этого были все основания (см. "Несостоявшийся "русский блицкриг" 1914").
Под эти сроки и создавались запасы боеприпасов и мощности по их производству.
Перед Великой Отечественной было еще хлеще. Генштаб Красной Армии рассчитывал "воевать на чужой территории и малой кровью". При этом была уверенность, что как только война начнется, "пролетарии всех стран объединяться и повернут свои штыки против своих капиталистических правительств". Поэтому даже производство мин заграждения перед войной свернули (читайте воспоминания Старинова).
А почему у Германии снарядов хватало?
Да потому что германские генштабисты, рассчитывая провернуть свои блиц-криги против Франции и России, закладывались еще на продолжение войны с Британией и Штатами.