Зачем первые русские военные летчики носили кортик

Дмитрий Савостин
Чтобы брать на абордаж воздушные суда противника!
.
Это, конечно, шутка, которая, однако, содержит долю истины.

Дело в том, что у истоков российской военной авиации стояли военные моряки.

Первым я бы назвал контр-адмирал Александра Федоровича Можайского.

Предоставленный в результате сокращения штатов после Крымской войны самому себе, Можайский занялся изучением полета птиц и созданием воздушных змеев, на которых поднимался на высоту около двух метров. От змеев он перешел к действующим моделям самолетов. (Одна из них, между прочим, могла летать с прикрепленным к ней морским кортиком). А в 1882 году Можайский построил пилотируемый самолет на паровой тяге, мощности которой однако оказалось недостаточно для полетов в практических целях.

Военным моряком был и создатель Российского Императорского военно-воздушного флота (РИВВФ) великий князь Александр Михайлович.

В 1885 он окончил Морской корпус. Служил на миноносцах и броненосцах, участвовал в дальних походах.

В 1910 при возглавляемом великим князем Особом комитете по восстановлению морского флота на добровольные пожертвования (после русско-японской войны) был создан Отдел воздушного флота.

Потребность в том, чтобы обставить создание ВВС военно-морской терминологией вероятно возникла из-за того, что армейские верхи относились к этой затее отрицательно-иронично, как к императорской и великокняжеской блажи. Армейцев на тот момент полностью устраивали имевшиеся воздухоплавательные отряда, на вооружении которых состояли привязные аэростаты. Работа арткорректировщика с такого аэростата в Первую мировую войну показана в советском фильме "Бумбараш" (1971).

Великий князь в своих воспоминаниях рассказывал, что в марте 1910 военный министр Сухомлинов демонстративно ухохатывался, когда он уведомил его, что с одобрения Николая II отправляется с несколькими офицерами и рядовыми во Францию, которая в то время считалась самой передовой страной в области авиации, для получения ими навыков пилотов и авиамехаников.

После их возвращения, уже в марте того же года в Гатчине, опять же по инициативе вл.кн. была основана летная школа, начавшая подготовку военных пилотов. В ноябре открылась вторая летная школа в Севастополе.

Поскольку вл. кн. настойчиво продвигал создание военной авиации, то Николай II назначил его шефом Императорского военно-воздушного флота.

Не удивительно, что когда встал вопрос о форме для первых российских летчиков, то ее сделали похожей на военно-морскую, вплоть до наличия кортиков.

Думаю, если бы у истоков российской военной авиации стояли кавалеристы, то первые российские пилоты гремели бы шашками и бряцали шпорами.

Но форма не оказывала существенного влияния на боевые качества летчиков и мощь ВВС.

Главная, связанная с военно-морским началом, "родовая травма" российской военной авиации заключалась в том, что командование относилось к ней как к флоту, а к самолетам как к кораблям.

Я уже упоминал об этом в своих публикациях "Басня "Мартышки и очки" и история бомбардировщика "Илья Муромец" и "Почему "Муромцы не стали "Оружием победы" России в Первой мировой войне".

К началу Первой мировой вооруженных силы России имели чуть ли не больше всех из воюющих держав самолетов — около двухсот. Для флота такое количество боевых единиц выглядит солидным. Видимо поэтому командование РИВВФ особо и не стремилось его наращивать. А, самое главное, не стремилось создавать для этого конструкторскую базу и промышленные мощности. И не видело необходимости в быстром обновлении авиапарка более современными аппаратами. Ведь корабли несут службу на протяжении десятилетий. А если самолеты — те же корабли, только летучие ("воздушные суда"), то и, казалось бы, суетиться незачем.

Осознание того, что военная авиация не флот, а самолеты не корабли, пришло уже в ходе войны, когда противник и союзники стали резко наращивать производство самолетов и сокращать сроки принятия на вооружение более современных.

Были начаты работы по созданию крупных авиастроительных центров и в России.

Лично я не сомневаюсь, что у нас все бы получилось, и Россия заканчивала Первую мировую с одним из лучших военно-воздушных флотов. Но история не отпустила для этого времени. Самодержавие было свергнуто, к власти пришел клоун Керенский, который объявил всеобщую амнистию. Что произошло дальше, вы, мои дорогие читатели, знаете и без меня.