Напоминание

Александр Щербаков-Ижевский
Отрывок из книги "Пылающая звезда"
100 лет моему отцу, гвардии капитану запаса Щербакову Ивану Петровичу
(28.10.1923 - 10.06.1964 гг.)

В мирное время большинство слегка экстравагантных обывателей не против демонстративно порассуждать о справедливости, человечности, сентиментальности, идиллических красках вечности, ярких вкусовых предпочтениях. Как правило, во времена всеобщей терпимости амбициозный эгоизм никем не оспаривается — можно говорить всё, что заблагорассудится.
С миру по нитке собранные факты на основе сфальсифицированных историй, мифов, иносказаний, обывательских сплетен и россказней не обжалуются. Каждый имеет право на излагаемую точку зрения. В мире правит бал либеральная толерантность, при отсутствии достаточных знаний тесно переплетаемая с элементарной некомпетентностью.
Одна до солнца героизированная сказка с не существовавшими никогда двадцатью восемью панфиловцами чего стоит. Уникальный случай. Все 28 человек получили звание Героя советского Союза, хотя кто-то впоследствии служил в полиции немцам, а концы политрука Клочкова так и смогли найти. В дивизии не было человека с такой фамилией — доказанный факт, сталинский военный прокурор доказал полную несостоятельность доблестной басни.
Или вдрызг разгромленная под Прохоровкой 5-я гвардейская танковая армия генерала Ротмистрова, нежданно-негаданно поднятая на вершину Олимпа.
Большая статистика не знает пощады. Сухие цифры убивают наповал. После войны сначала нас убеждали, что СССР потерял 9 миллионов человек, потом 12, дальше-больше: 15… 17… 20…
Сейчас названы официально задекларированные ГД РФ потери — 27 миллионов (неофициальные — 43).
Наш президент в 2020 году на памятных мероприятиях по открытию мемориала на самом жертвенном в истории человечества сражении под Вязьмой официально на весь мир немного приподнял завесу тайны потерь на забытом сегодня выступе.
Кровь стынет в жилах. Практически в двухстах (200) километрах от Москвы, на оборонительном рубеже Вязьма—Ржев—Сычевка с 5 января 1942 г., по 31 марта 1943 г. в землю упаковано 8,5 миллионов советских людей. Страх и ужас!
Невозможно представить, что нападающая сторона немцев за всю войну вместе с союзниками из одиннадцати стран, потеряли на Восточном фронте около 3,5—4,5 миллионов человек. Невероятная пропорция. Жуткие, но в то же время чудеса, да и только.
Неужели наши предки воевали из рук вон плохо? Или краснозвёздные военачальники закрывали пушечным мясом свои стратегические промахи, бездушно затыкая всё новыми и новыми человечьими телами возникающие дыры. Ваше право выбрать правильный ответ, читатели. Догадайтесь сами, незамутнённая правда за вами.
Повсеместно считается, что большевики, коммунисты человеческую жизнь никогда не ценили, гроша ломаного за неё не давали: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…».
Правда, спустя всего-то 45 лет после победы наследники революционеров с позором сдулись на виду всего мира, так и не успев на деле показать, что такого интересно-полезного будет после загадочной фразы «а затем».
Кстати, есть ещё вариант рукотворно подготовленной, искусственно сотворённой всенародной трагедии. В средствах масс-медиа не принято говорить, однако смотрите сами.
Перед войной в кровавых зачистках высшего командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии было репрессировано (убито) более 45 000 человек.
В 1938 году обезглавлено 32% командно-начальствующего состава, а некомплект младших командиров в армии достигал 39 000 человек.
В 1941 году некомплект  начсостава РККА составлял  более 66 000 человек.
Верные слуги вождя народов Сталина, маньяки, садисты и настоящие палачи Красной Армии, с двухклассным образованием нарком обороны К. Е. Ворошилов и вообще необразованный нарком внутренних дел (НКВД) гомосексуалист Н. И. Ежов уничтожили:
— из 5 маршалов  — 3 человека,
— из 16 командующих армиями — 15 человек,
— из 67 командиров корпусов — 60 человек,
— из 199 командиров дивизий — 136 человек,
— из 4 флагманов флота — 4 человека,
— из 6 флагманов флота первого ранга — 6 человек,
— из 15 флагманов флота второго ранга — 9 человек,
— расстреляны все 17 армейских комиссаров первого и второго рангов,
— из 29 корпусных комиссаров — 25.               
В 1937—1938 годах было арестовано более 500 старших командиров от комбрига до маршала.
412 из них расстреляны.
29 умерли от жестоких пыток под арестом.               
Перед самой войной в Красной Армии был уничтожен 441 человек высшего руководства, или 88,2% от списочного состава высшего командирского корпуса РККА.
Для сравнения обывателю. За всю Великую Отечественную войну от рук немецких фашистов и союзников коричневой «оси» погибло или попало в плен 27 000 красных командиров различного уровня управлений РККА.
Безвозвратные потери высшего офицерского состава, с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г., составили 416 человек (генералов и маршал Шапошников). Вечная им слава! 
Вот и соизмерьте, чья сила страшнее. Или до безумия волнительно, что не удастся провести аналогию на параллелях? Родина моя, ты сошла с ума...

Иногда нахалы с бесстыжими глазами наговорят непристойностей выше крыши, перед соседями по диалогу стыдно становится. Трепотня, бесполезное сотрясание воздуха на пустом месте вызывают раздражение. Однако что с них станется, с малохольных, ведь суетливые чудаки — рабы идеологических мотиваций мощнейшей государственной пропагандистской машины.
И всё-таки, как было на самом деле в период величайшего противостояния двух систем? Надо бы хоть чуть-чуть, но разобраться. А если снова придётся Родину защищать? Не наступить бы снова на те же грабли, услужливо подставленные недоброжелателями.
Каково оно, морально-этическое восприятие мира в лихую годину? Многие, надменно усмехнувшись, издевательски могут спросить, что за людское месилово происходило в середине прошлого века? Какого вкуса, цвета, запаха, настроя, каких идеологических мотиваций была эта ваша запредельно жестокая война?
Как проникнуть в саму суть, в ткань прошлого, раскрыть глубинный смысл эпохального времени, имея перед собой только хронологическую последовательность из набора фактов, событий, невероятных житейских историй.
Обидно, конечно, бывает за скабрезный вопрос. Хотя фронтовики обычно не задумывались, когда отвечали на высокопарное, риторическое любопытство. В то же время шалтай-болтай повесы будут долго рассусоливать, томно закатывая глазки к небу, совершенно не представляя затронутую суть дела.
Понятно же, что в мясорубке противостояния: небо, земля, люди, кони, пушки, танки, кровавый винегрет в госпиталях, зелёный гной на бинтах в окопах бывали самого разного восприятия, окраса, запаха. Ужасающе реалистичные явления с прецедентными историями, фактами, анатомией, географией,  участниками которых стали выжившие фронтовики, увидены ими воочию.
На свой страх и риск события, прочувствованные на собственной шкуре, оседали в памяти действующих лиц навсегда. Поведанные воспоминания, ощущения, впечатления, навязанные несмываемой исторической памятью, безусловно, имеют под собой реально невыдуманную действительность.
Противно, мерзко, может быть, даже неправдоподобно, однако взглянем, как это было на самом деле. Со слов свидетелей противостояния придётся разбередить старые раны. Всколыхнув невымышленные воспоминания, напомним преемникам великих дел о далёкой войне...