Устаревшие ноты для исторической симфонии

Андрей Бухаров
Наша учительница эстетики в СШ №94 г. Алма-Аты, Галина Яковлевна Цветаева,   по инициативе которой в 9 и 10 классах вместо уроков труда в отлично оборудованном классе, преподавался этот "высокоинтеллектуальный" предмет, любила говорить: "тон рождает музыку".....

Развитие человечества, если переложить его на музыку, представляет собой симфонию, продолжающуюся на протяжении тысячелетий.

В самом начале своего развития, в палеолите, едва успев встать "с колен", овладев огнем и  научившись изготавливать примитивные орудия труда, человек стал производить различные звуки, которые с течением времени становились все более осмысленными. Затем, наиболее ценные звуки стали запоминать и передавать из уст в уста, так появились народные эпосы вроде эпоса Манас и сказители - акыны, которые перемещаясь от юрты к юрте, от стойбища к стойбищу, создавали ту общность людей, которая сегодня реализована в виде независимых государств, таких как Республика Казахстан, Республика Беларусь, Украина, Российская Федерация...

С появлением письменности звуки в виде слов, выражающих мысли, стали записываться и храниться веками, то ли в виде клинописных глиняных табличек, то ли драгоценных пергаментов с папирусами, а то и на дармовой бересте, которую российские археологи в огромных количествах находят в "культурном" слое древних поселений, удивляясь при этом многообразию древней "массовой культуры" и публикуя найденные записи с многочисленными купюрами нецензурных слов и выражений.

Русская музыкальная культура берет свое начало от византийских церковных песнопений - кодаков, жанру церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвящённой тому или иному церковному празднику.

Классиком жанра является преподобный Роман Сладкопевец (Мелод), живший в VI веке.

Древние кондаки представляли собой многострофные поэмы. Например, Кондак на Рождество Пресвятой Богородицы содержит двенадцать строф и, соответственно, двенадцать рефренов.

В Кондаке на Рождество Христово содержится двадцать пять строф и столько же рефренов. Широкое распространение получили кондаки, состоящие из двадцати четырёх строф (по числу букв греческого алфавита). На такие кондаки по внешнему виду стали похожи акафисты, в которых теперь двенадцать кондаков чередуются с двенадцатью икосами - церковными песнопениями, восхваляющими и прославляющими чествуемого святого и церковное событие.

В других случаях последовательность первых букв всех строф кондака образовывала акростих, прославляющий Бога или конкретного святого, память которого отмечалась в этот день.

Строфы читал канонарх (священнослужитель), рефрен (припев) пел народ.

В свободное от посещения церкви время народ развлекал себя сам, причем самым похабным образом, как например показано в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев".

Церковь такое времяпрепровождение пресекала всеми доступными методами, то ли проводя регулярные службы с обязательным их посещением, то ли с привлечением вооруженных "правоохранителей".

Человеческое общество все же отличается от овечьего стада, ему недостаточно простого "музыкального сопровождения в вечность" в виде мелодичного блеяния вожатого - "козла - провокатора", состоящего в штате убойного цеха мясокомбината, ему к речам Геббельса нужен еще и Вагнер с его духоподъемным "Полетом Валькирий" например...

В Германии до сих пор государственный гимн исполняется без слов, а они звучали так: "Дойчланд, Дойчланд юбер аллес" (Германия превыше всего), видимо новых слов ни один немецкий поэт написать до сих пор не сподобился, нет у него никаких идей на этот счет....

Современная музыка;льная нота;ция - система фиксации музыки с помощью письменных знаков на горизонтальных линиях нотного стана стала  систематически применяться в Европе с XVII века. Сегодня это часть элементарной теории музыки. Когда говорят о «нотах» или «нотной записи», имеют в виду современную нотацию, пришедшую на смену принятой на единой, а потому и великой Руси "крюковой" записи.

Если представить всю историю человечества как большую, многовековую, симфонию, то отдельные ее периоды и сменяющие друг друга общественно - экономические формации, первобытно - общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм с его высшей стадией империализмом, на смену которому пришел социализм, можно представить как отдельные части этой симфонии.

Империализм, как финал капиталистической общественно - экономической формации, заканчивается, причем, как и в большинстве опер, заканчивается он громкими звуками труб, боем больших барабанов, олицетворяющих войну и погибель старого мира...

Однако на смену умирающему империализму приходит новый, наиболее передовой строй - социализм, первая стадия коммунизма, в котором не будет эксплуатации человека человеком, где люди будут жить долго и счастливо, создавая шедевры культуры, открывая и осваивая новые миры....

Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и "лучше" выдумать не мог....
.......
Но боже мой, какая скука сидеть с больным и день и ночь, не отходя ни шагу прочь,
какое  гнусное коварство полуживого забавлять, печально подавать лекарства, вздыхать и думать про себя, когда же черт возьмет тебя...
(А.С. Пушкин)

Придумано не мной, что мчится день за днем,
То радость, то печаль кому-то неся.
А мир устроен так, что все возможно в нем,
Но после ничего исправить нельзя.
Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной.

(Автор музыки: Зацепин Александр , Автор слов: Дербенев Леонид. Исполнительница Алла Пугачева 1977 год)

Смена эпох и экономических формаций не происходит одномоментно, как и в животном мире, с человеком разумным, в его современном виде соседствуют ровесники динозавров акулы и крокодилы, которые нередко нападают на человека, превращая его в свою добычу с целью пропитания, так и в общественной жизни в одно и то же время существуют и развитой социализм и капитализм империалистического вида и даже феодализм с его законами и "понятиями". В Швеции, например, счастливо соседствует развитое социальное общество с наследственной монархией, которую с 1973 года олицетворяет король Карл XVI.

Первые социалистические идеи появились еще в первобытном обществе, в котором соплеменники заботились о больных и увечных сородичах.

С развитием наук появился в начале утопический социализм, затем научный коммунизм Маркса и Энгельса, и наконец социализм, который на государственном уровне в форме  господства трудящихся классов, победил сначала в Советской России, а затем в Китае и других странах Европы, Азии, Африки и Америки.

Декларация Независимости Соединенных Штатов Америки, написанная в 1776 году колониальными перьями выдранными из российских гусей, при свечах, изготовленных из российского воска, стала первым государственным актом, декларировавшим освобождение британских колоний в Америке со всеми сопутствующими этому социальными привилегиями для американского народа.

Как ни странно, но США и Россия именно с тех пор  испытывают глубокие политические симпатии, возможно потому, что идеи построения социального общества, основанного на удовлетворении всех, и в первую очередь интеллектуальных потребностей человека.

Однако, прогрессивные идеи неизбежно сталкиваются с противодействием со стороны примитивных "организмов", вроде "акул и крокодилов".

Приведу несколько примеров. Император России Павел первый, унаследовавшие от своей предшественницы Екатерины второй великую державу, простиравшуюся на три континента от Балтики до Аляски, которой не чужды были идеи Просвещения, был убит заговорщиками именно из за того, что его государственные и военные реформы затрагивали их личные корыстные интересы.

Упомянутый выше президент США Гарфилд также был убит, пробыв на своем посту всего несколько месяцев. Причиной тому была его реформаторская активность и кадровая политика в отношении так называемых "саквояжников" - людей склонных к стяжательству и авантюризму. Один из них, рассчитывал получить место посла в Париже, но не получив его, застрелил президента за что был вскоре повешен.

Российская история ХХ века была богата на трагические события, причем виновниками этих трагедий всегда выступали люди недалекие, ленивые и корыстные. Вот например русско - японская война, в результате которой произошла Первая русская  революция 1905 года, Российская империя потеряла половину Сахалина и Курильские острова, но самое главное, после "Кровавого воскресенья", случившегося 9 января 1905 года, русский народ окончательно перестал доверять царю и царскому правительству.

А начиналось все с деятельности ЧВК Безобразова в Корее, на берегах реки Ялу, где с молчаливого согласия царского правительства велась хищническая заготовка леса, японцам это совсем не понравилось, началась война, которую Россия вполне закономерно проиграла. Дело в том, что в социальном плане Япония, после "революции Мейдзи" далеко ушла от своего феодального прошлого. В Японии в 1903 году был принят закон о всеобщем среднем образовании, кроме того, была принята система "десятидворок", благодаря которой солдата, уходившего в армию соседи собирали "всем миром", потом высылали ему посылки и поддерживали как морально, так и материально. Чувствуя это солдат шел на самопожертвование с чистой совестью.

Победа Великой Октябрьской Социалистической революции была выдающимся аккордом в исторической симфонии, Однако, последовавшие за ней события, такие как приход к власти в Италии и Германии фашистов, были диссонансом.

Почему в просвещенной Европе появился фашизм?
- Дело в том, что крупный торгово - промышленный капитал, видя успехи Советской России и достижения своего национального пролетариата в деле социального развития. стал опасаться за свое будущее, так как рабочий класс рано или поздно пришел бы к власти.

Отсюда и появились чернорубашечники Муссолини, штурмовики Гитлера и ЧВК Вагнер в Российской Федерации.

Симфония еще не закончена, поэтому хотелось бы чтобы ее продолжение было исполнено в мажорных тонах...

Андрей Бухаров
Изобретатель, лауреат ВДНХ СССР