Джон Брайн. Уверенность веры

Инквизитор Эйзенхорн 2
УВЕРЕННОСТЬ ВЕРЫ
Джон Брайн (1752)
Brine J. А Treatise on Various Subjects. L.,,1851. P.89-95

I. УВЕРЕННОСТЬ может рассматриваться как объективно, так и субъективно. Первое относится к объектам, на которые, как предполагается, обращена вера. Это твердое убеждение в истинности и существовании этих объектов. Например, Сын Божий пришел в наш мир и Своим послушанием и жертвой обеспечил спасение некоторых людей или получил для них вечное искупление. И это обязательно предполагается во всех актах доверия Ему и зависимости от Него в избавлении от греха и наказания за него. Под последним подразумевается убеждение бедного грешника в его особой заинтересованности во Христе и в Его спасении.
II. Последнее не является существенным для той веры, которая, как я понимаю, является действием Бога. Несколько причин побуждают меня думать, что истинная вера может быть и иногда проявляется там, где этой уверенности не хватает.
1. Вера иногда выражается такими фразами, которые не обязательно включают ее, а именно: видение Христа, приход к Нему, упование на Господа и, если хочешь, можешь меня очистить. Во всем этом явно предполагается уверенность в предмете, но не уверенность в интересе к Тому, к Кому обращается за помощью и облегчением.
2. Есть слабая или малая вера, сопровождаемая страхами, ревностью и сомнениями. «О! маловерный, почему ты усомнился? »
3. Есть сильная и слабая вера; нельзя думать, что последняя включает в себя эту уверенность; ибо если это так, будет трудно показать, в чем разница между сильным и слабым действием этой благодати. В семье Христа есть разные классы христиан. Все являются подданными одной и той же милости по природе, но не по степени. Некоторые из них - младенцы, не достигшие сколько-нибудь значительного уровня знаний, опыта и духовной силы. И в Его стаде есть несколько ягнят, с которыми нужно обращаться очень нежно; кажется маловероятным, что они в настоящее время пользуются тем сильным утешением, которое поднимает ум выше всех разочарований и страхов. Тем не менее,
III. Этим даром можно пользоваться.
1. Это можно показать с очень вескими доказательствами, исходя из природы божественных обетований, касающихся спасения. Условное обетование какой-то пользы фактически не подтверждает факт получения от нее удовольствия и не является надлежащим основанием для уверенного убеждения в его получении; но абсолютные обетования удостоверяют обладание тем благом, которое они выражают, если Обещающий верен Своему слову и в обещании не превосходит свою власть; и они являются твердым основанием для уверенности в принятии их. Все Божественные обетования, касающиеся спасения, абсолютны. Я хочу, и они будут: это форма, в которой они даются; и поэтому они фактически подтверждают спасение и являются прочным основанием для твердой уверенности в нем. Поскольку их природа способна вызывать и поддерживать такое убеждение, Бог, несомненно, имел благодатную цель, выразив их. И если  у Него было такое намерение, оно должно иметь в виду либо мир, либо Церковь. Конечно, не мир, а, следовательно, Церковь. Опять же, есть Церковь торжествующая и воинствующая. Эти обетования предназначены  для подтверждения и утверждения веры Церкви, торжествующей или воинствующей. Они обращены не к Церкви уже торжествующей, а, следовательно, они касаются воинствующей Церкви. И поскольку все общее состоит из частностей, каждое частное включено в общее; отсюда следует, что все святые имеют право на это сильное утешение, которое обещания Бога способны дать по своей природе; и вполне возможно, что все они могут и не подлежат сомнению, но это касается не всех, а некоторых, по крайней мере в некоторые времена.
2. Бог, подтверждая Свои обетования Своей клятвой, имел в виду эту благодатную цель, чтобы те, кто бежал в поисках убежища, могли ухватиться за предложенную им надежду, и могли иметь то сильное утешение, которое сопровождает ее или возникает из уверенности в Его благосклонности к ним и их безопасности вследствие этого. В этих словах ясно выражены две вещи.
(1) Дело веры от Христа, спасение от Него; и предполагается, что это должно быть сделано до получения радости от этого сильного утешения. Следовательно, истинная вера может быть без нее.
(2) Чтобы они наслаждались сильным утешением, прибегая таким образом ко Христу в поисках безопасности и спасения от греха.
3. Свидетельство и запечатление Святым Духом явно доказывают, что святые могут наслаждаться уверенностью в заинтересованности в любви Божьей: Рим.8:17; Еф.1:13. Последний текст демонстрирует предшествование веры запечатлению, а также выражает это святое убеждение через влияние Духа на разум в качестве свидетеля после веры. И тот же самый пункт учения можно вывести из Его действий, как Дух усыновления. Он позволяет верующим обращаться к Богу как к своему Отцу со смелостью, свободой и уверенностью через Иисуса Христа; и это Он делает в некоторые времена, когда они испытывают величайшее чувство вины, скверны и недостоинства.
4. Многие из народа Божьего выразили свое убеждение в том, что заинтересованы в Его любви и славных благах, исходящих из этого источника. «Господь - мой свет и мое спасение, кого мне бояться?». "Господь мой пастырь, я не буду нуждаться". «Кто возлюбил меня и отдал Себя за меня». Я мог бы умножить свидетельства такого рода, поскольку их очень много в Писании. Также не следует понимать, что это было свойственно особо вдохновленным людям; поскольку апостол Иоанн выражает этот вопрос от имени христиан в целом. «Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и поверили ей». Если это не одно из главных намерений этого послания, чтобы доказать эту точку зрения, следует допустить, что в нем передано много вещей, которые обильно подтверждают его. И это не может быть характерным лишь для пророков, апостолов или вдохновенных людей, и не может быть результатом вдохновения; потому что некоторые были вдохновлены, кто совсем не имел веры, как, например, Валаам, а святые не всегда наслаждались этим, находясь под вдохновением. Следовательно, вдохновение и это святое убеждение - разные вещи, и последнее не обязательно связано с первым или возникает из него.
5. Я считаю, что этой великой и славной привилегией можно было бы пользоваться чаще, чем она есть, если бы исповедующие были мудро осторожны в своем поведении. Ни в коем случае нельзя думать, что эта жемчужина может быть достигнута без усердного использования тех средств, которые Бог назначил для нашего умножения и роста в благодати; большее самоотречение, бдительность против греха и плотских удовольствий, умерщвление наших мирских интересов с усердным выполнением религиозных обязанностей, а именно молитвой и чтением Слова Божьего вместо модных книг нашего времени; размышление, частый анализ нашего духовного опыта и сознательное поклонение Богу - вот назначенные средства нашего продвижения в небесном знании. Это вещи, о которых многие исповедующие обнаруживают, что мало к ним склонны. Пусть они не те, которые, несомненно, должны быть лишены этой уверенности, о которой мы говорим, но мечтают достичь ее в своем нынешнем расположении духа и образе поведения; ибо если они это сделают, их воображение такого рода непременно окажется лишь обманчивой мечтой.
6. Все верующие имеют в себе надлежащее и достоверное свидетельство их заинтересованности в благоволении Бога. Благодать в сердцах святых - это результат Божьей любви к ним и Его милостивых намерений в отношении них. И поэтому, исходя из благодати в своих душах, они могут с уверенностью сделать вывод, что они являются объектами Божественной любви и заинтересованы во всех тех благословениях, которые исходят от них.
 7. Некоторым из-за беспричинных страхов и зависти не дается получить эту уверенность. Они боятся, поскольку грех находится в них как активный и беспокойный принцип, что у них нет противоположного принципа святости; и поскольку отчасти они все еще плотские, то они не духовные личности; поскольку благодать слабо действует в их умах, они лишены ее. И потому что какое-то время они не получают сильного утешения, потому что у них нет права на него или каких-либо духовных благословений. Эти зависть и страхи, по крайней мере, свидетельствуют о желании благодати, которое, несомненно, проистекает из благодатного принципа, поскольку желание благодати свойственно благодати. Недостаток навыков у этих людей, чтобы отличить движения плоти от движений Духа; или внимания к обоим внутри себя и к рассмотрению Нового завета, в соответствии с чьей природой Бог всегда будет поступать по отношению к ним, являются причинами их мучительных страхов.
IV. Когда эта святая уверенность сохраняется в душах верующих, она побуждает их к смиренному и близкому хождению с Богом. Гордость, похотливость и пренебрежение своим долгом не сопровождают уверенность в вере. Если человек потворствует похоти, будь то плотской или умственной, и проявляет беспечность и небрежность в своем хождении и разговорах, пусть он не воображает, что есть благосклонность, которой он удостоен благословенным Духом; ибо когда Дух Божий действует как Утешитель, Он также действует как Освящающий. Это сильное утешение невозможно получить без небесного принуждения разума любить Бога и с радостью подчиняться Ему. Вероятно, что некоторые могут ошибиться в этом вопросе и принять за это заверение чисто рациональный вывод, в котором Святой Дух не заботится, а именно: таким образом, человек размышляет о своем прошлом опыте Божественной благости, как он думает: в прежние времена, и говорит про себя, это, должно быть, было работой Бога над мной; поэтому я являюсь предметом Его милости и заинтересован в Его любви. Но если он так размышляет и таким образом рассуждает, когда его состояние и общее настроение громко призывают его к обязанностям унижения и печали о грехе, духовной лености и преступных поблажках, он может уверить себя, что в этом Божественный Освятитель не заинтересован, и что сделанный им вывод не содержит ничего от той святой уверенности, о которой мы сейчас говорим. Я думаю, что существует такая разница между чисто рациональными действиями нашего собственного разума в этом деле и благословенным руководством Святого Духа в наших размышлениях о Его работе над нашими душами, что легко заметить святым; и они очень небрежны к тому, что касается их духовного мира и твердого утешения, если они не обращают внимания на эту разницу в этом обзоре своих прошлых действий. В первом случае они стремятся только к миру и покою, в чем заключаются плотская безопасность; во втором - к силе против греха и обновлению силы благодати, пришедшей в упадок, и настоящие прямые действия веры проявляются в последнем, чего нет в первом.
V. Наш долг - постараться получить это. Мы должны быть благодарны за самую низкую меру веры, но не довольствоваться низкой степенью благодати; потому что существование благодати в наших сердцах, хотя и малое, является доказательством нашей безопасности. Насколько мы можем найти в нас что-либо подобное, нам достаточно хорошо изучить самих себя, чтобы, наконец, не ошибиться в своих надеждах на настоящее обращение. Это не может быть признаком этого; ибо природа нового создания - желать как сохранения, так и улучшения; пренебрежение этим может возникнуть только из-за плоти, ее противоположности и противника. Нет ничего более требуемого от нас, чем это стремление после продвижения в святости и духовности: «Приложи усердие, чтобы твое призвание и избрание были верными»; «И прибавьте к вашей вере добродетель» и т.д., «И позвольте нам идти к совершенству». С различными другими увещеваниями того же рода, которые ясно доказывают, что это наш долг, который мы обязаны непременно. Но увы! мы очень несовершенны в этом, что является причиной того медленного прогресса, которого мы достигаем в познании небесных вещей, и этому во многом объясняется то отсутствие их вкуса и удовольствия от них, которое слишком явно проявляется у исповедующих в наши дни. .
VI. В нем есть большие преимущества. Духовный покой сильно отличается от той плотской безопасности, которая обычно сопровождает отступничество. Есть радость в Боге, которая заставляет нас презирать те низкие и слабые удовольствия, которыми наш испорченный разум слишком склонен к восторгу. Есть свобода и смелость в наших обращениях к престолу благодати, благодарность и признательность нашему Небесному Отцу за все добрые и неоценимые благословения, которые Он рад одарить нас. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас» и т.д. Эта сила веры позволит нам возносить славу Богу даже в тех устроениях, которые требуют от нас наибольшие усилия. Какие трудности святой не преодолеет; какие скорби он не вынесет со спокойствием, покорностью, терпением, да, с триумфом? Поскольку такие преимущества возникают у нас самих, и есть такая слава Богу от этой веры, будем ли мы думать, что что-то слишком трудное, чтобы достичь этого, или что-то слишком дорогое и ценное, чтобы расстаться с ним ради удовольствия? Если мы так поступаем, это наша глупость. Нет никакого противоречия между убеждением в необходимости строгого и регулярного выполнения обязанностей с нашей стороны, чтобы обладать чувством Божественного благоволения, и верой в то, что наш рост в благодати полностью зависит от действенной работы Святого Духа.
Что касается признания последнего, и установившегося отношении к нему, как драгоценный и несомненной истины, я не буду давать место для сомнений любому человеку в мире. Но с другой стороны, я в равной степени удовлетворен тем, что только на путях святости у каждого есть причина надеяться на благотворное влияние Духа Божьего, чтобы Он укрепил и взрастил благодать в наших сердцах.  Небрежное и распутное хождение всегда будет иметь ужасные последствия. Горькие сорняки, колючки и тернии того или иного рода будут расти, и благодать уменьшится. Печальные примеры истинности этого факта в наше время изобилуют. Все претензии на теперешнее наслаждение уверенностью веры со стороны тех, чье хождение не подобает Евангелию, беспочвенны, если они вообще когда-либо пользовались этой благосклонностью. В некоторых случаях следует опасаться, что, наконец, окажется, что они никогда не были запечатаны Святым Духом до дня искупления, несмотря на всю ту уверенность, с которой они выражались. Это наблюдение не предназначено для тех, кто скорбит из-за своих грехов и греховности, какими бы бунтами они ни были из-за насилия искушения и силы похоти, вызванной им. Я далек от того, чтобы предлагать что-нибудь, что хоть немного сломает надломленный тростник и утолит дымящийся лен. Но состояние некоторых, кто чувствует себя непринужденно на Сионе, требует пробуждающих доказательств, чтобы, по крайней мере, у них не было возможности сказать, что им позволили спуститься в глубины смерти без какого-либо предупреждения об опасности.
Возражение. Кто-то, возможно, скажет: «Это учение об уверенности в безопасности или наличия твердого убеждения в заинтересованности во Христе и Его спасении не является подходящим методом проповеди святости; ведь если у человека есть определенная надежда на то, что он будет счастлив в будущем, зачем ему заботиться о своем поведении? Его грехи прощены, его личность оправдана, он наследник небес, и его право на вечную жизнь неотчуждаемо; следовательно, можно ли ожидать от него, чтобы он смотрел за собой, молился и сражался, поскольку его будущее благополучие само по себе определено, и он знает, что это так?.
 Ответ. 1. Те, кто таким образом возражают, придерживаются мнения, отличного от мнения нашего Спасителя, Который прямо сказал некоторым, что их грехи прощены. «Сын, ободрись, грехи твои прощены тебе». И «грехи ее многие прощаются». Кроме того, как Он предсказал Петру свое отречение от Него, Он познакомил его с тем интересом, который тот проявлял в Его явном заступничестве. «Я молился о тебе, чтобы не упала вера твоя»; и прямо упоминает о его выздоровлении: «Когда ты обратишься, укрепи братьев твоих». Таким образом, это возражение направлено против мудрости нашего благословенного Спасителя; и если его сила признается, это должно происходить за счет того, что Он не заботится о надлежащем поведении Своих последователей. Этого соображения достаточно, чтобы полностью опровергнуть возражение и заставить его авторов покраснеть, если бы у них оставалась хоть капля скромности. Но,
2. Кто такие люди, которые, исходя из уверенности в том, что они заинтересованы во Христе и в Его спасительных благах, могут, опираясь на эту уверенность, станут нерадивыми и небрежными в исполнении своего долга? Они должны быть либо невозрожденными, либо возрожденными людьми. Невозрожденные не могут иметь этой гарантии, и, следовательно, они не могут злоупотреблять ею так, как предполагает возражение. И, следовательно, если ею злоупотребляют, то это должны быть возрожденные освященные люди. Из какого принципа в них может произойти злоупотребление столь драгоценной пользой? Это должно быть либо от плоти, либо от духа. То, что это не может возникнуть из последнего, я полагаю, истина, которая очевидна для всех. А что, если плоть склонна злоупотреблять этой или любой другой Божественной истиной, является ли это достаточной причиной для отказа от таковой? Конечно, это не так. Тот, кто не понимает, что в нем есть то, что склонно искать повод для греха из заповеди закона, а также из обетований Евангелия, чужды видению бедствия своего сердца. Но правильно ли по этой причине расставаться с законом или с Евангелием? Конечно, нет. Это несомненная истина, что в людях, злоупотребляющих Евангелием, сердце также извращает закон и злоупотребляет им; и поэтому, если мы допустим это постыдное возражение, мы не сможем сохранить ни закон, ни Евангелие.
3. Поскольку только плоть может быть виновата в таком злоупотреблении доктриной, о которой идет речь, насколько абсурдно представлять себе, что человек может наслаждаться этой уверенностью, когда он балует и ублажает плоть? Тот человек обманывает себя, кто уверен в том, что сможет насладиться будущим счастьем, которое в значительной степени состоит в полной свободе от всех грехов, и кто позволяет себе их в нынешней практике? Я полностью отрицаю, что тот человек желает быть свободным от греха в будущем, который не желает оставить его сейчас. Таким образом, эта уверенность на самом деле не может дать ни малейшего ободрения для греха. Это действие духовной части верующего, которое никогда не дает никаких преимуществ его плотской части.
4. Это священная истина, и поэтому мы твердо убеждены в том, что вера без дел мертва. Эта вера «очищает сердце» и производит добрые дела в жизни того, кто является ее объектом. Как же тогда может быть эта прекрасная благодать, если ее подлинные плоды не найдены? Это возражение не лучше, чем простая клевета, направленная на укорение драгоценной евангельской истины. Но в этом нет ничего нового или странного. Если бы какие-то люди не презирали Евангелие, не отвергали и не клеветали на Божественные истины, у меня было бы сильное искушение думать, что я ошибаюсь, считая их таковыми. Ибо для некоторых людей то, что от Духа Божьего, всегда будет глупостью.
5. Те, кто возражают таким образом, либо выражают ту часть, которую они сами бы действовали, руководствуясь таким убеждением, либо нет. Если они этого не делают, почему они так возражают? Если они это сделают и поступят серьезно, я не боюсь и не стыжусь сказать им, что они чужды благодати и святости; и если у них нет другого принципа, кроме того, что в настоящее время влияет на них и определяет их, нет ничего более несомненного, чем то, что они спустятся в бездонную пропасть, откуда нет искупления. Тот человек, для которого было бы удовлетворением продолжать грешить, имея уверенность в безнаказанности, несомненно, находится на широком пути к погибели. Тот, кто не желает быть святым сейчас, ужасно ошибается, если воображает, что желает святости в будущем. Вечная гибель таких людей, истинный принцип которых выражается в этом возражении, в их сердцах; и их вечное проклятие будет справедливым. Если кто претендует на уверенность в прощении своих грехов и в спасении их душ кровью и праведностью Христа, но не испытал сердечной скорби о грехе, негодования против него и против самих себя из-за своих проступков, то такие вообще ничего не знают о том,  что такое святое заверение. Несомненно, они пребывают «в горечи и узах беззакония». Некоторые и есть эти дерзкие смелые притворщики и нечестивые хвастуны, возможно, таковы; но их положение очень ужасно, ибо смерть, вечная смерть, фактически, единственное, что они могут ожидать. Я уверен, что рай - это не их выбор и им нечего искать, кроме пламенного возмездия святого Бога. Я знаю, что это правда, что эта уверенность в прощении кровью Сына Божьего никогда не перестает вызывать в уме величайшее отвращение к греху и самые искренние желания его полного уничтожения.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn