Консуэло Жорж Санд и Призрак Оперы Гастона Леру

Екатерина Фантом
 Да простят меня пламенные поклонники именно книжной версии "Призрака Оперы", но для меня сам этот роман никогда не был каким-то особенно захватывающим. Да, он написан по канонам готического романтизма, однако в целом представляет из себя скорее мистический детектив, а не любовную историю, какую показал уже сэр Эндрю Ллойд-Уэббер в своем мюзикле.
 А также многие любители литературы подмечали, что идея сюжета "Призрака Оперы" во многом напоминает "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго. Который также был французским писателем, и Леру не мог не читать его произведений. Однако с "Собором" "Призрака" роднит лишь то, что там и там главный герой - одинокий затворник, скрывающийся от общества из-за своего уродства. Но есть роман, где сходств с творением Леру гораздо больше. И это как раз - "Консуэло" Жорж Санд.

 Естественно, не читать самую известную женщину-писательницу Франции XIX века Леру также не мог. И он явно вдохновился в первую очередь именно ее книгой. Почему? Смотрите сами, кем являются основные герои обоих романов: чистая невинная девушка с ангельским голосом (Консуэло/Кристина); ее друг детства, с кем они даже были обручены, красивый, но посредственный юноша (Андзолетто/Рауль); избалованная оперная прима с габаритами афишной тумбы, не терпящая соперниц на сцене (Корилла/Карлотта); и, наконец, таинственный гениальный человек, страстно влюбленный в молодую певицу, но непонятый окружением и одинокий (Альберт/Эрик). Да, у Жорж Санд главный герой не изуродован внешне и не носит маску, однако он отшельник и изгой даже в кругу своей семьи, которые не понимают его почти одержимых порывов, а остальные люди, знающие о нем, и вовсе считают его безумцем.  Более того, доподлинно известно, что по изначальной задумке Леру главная героиня его романа должна была внешне походить на знаменитую оперную певицу Полину Виардо - ту самую, с кого Санд и списала Консуэло: не слишком красивую, но с голосом соловья, который заставляет забыть обо всем. Но позже он отказался от этой идеи, видимо, поняв, что тогда заимствование будет слишком очевидным, и взял за основу образа другую оперную певицу Кристину Нильсон: белокурую ангелоподобную фею. Про образ Эрика сложнее: там помимо Альберта Санд, который, в свою очередь, явно был списан с ее тогдашнего любовника великого композитора Шопена, есть черты и другого музыкального новатора, Эрика Сати, который как раз писал свои произведения красными чернилами и обладал весьма резким характером. И, конечно, были и другие люди, кто частично и остался на страницах книги.
 Но вернемся к параллели между романами Санд и Леру. Думаю, наиболее очевидным для понятия сходства будет момент, когда Консуэло, совершенно зачарованная игрой Альберта на скрипке, отправляется за ним в подземелья старинного склепа, но потом, очнувшись от грез транса, в ужасе умоляет вернуть ее обратно, дать возможность снова увидеть свет, что весьма огорчает одинокого гения. Пересказывать эту же практически сцену из "Призрака Оперы" я не вижу смысла: любой поклонник книги и мюзикла ее знает и так. Небольшие изменения в деталях, но сходство очевидно. И несмотря на все сходства романтических героев в принципе, в данном случае можно с уверенностью сказать о том, что Гастон Леру явно вдохновился книгой Жорж Санд при создании своего романа.

 Финал обоих романов тоже достаточно схож: в творении Леру Эрик отпускает Кристину и Рауля, поскольку желает счастья той, кто была готова стать его женой и разделить с ним жизнь во мраке подземелий Оперы несмотря ни на что (пускай она это сделала и из страха, что он убьет Рауля на ее глазах), и со спокойной душой умирает; а в романе Санд Консуэло хоть и покидает Альберта, тут же возвращается к нему, узнав, что его жизнь в опасности, и перед самой его смертью происходит их бракосочетание. Основное отличие лишь в том, что Жорж Санд создала и вторую книгу про этих героев, а роман Леру ограничился одной. Но теперь, полагаю, все очевидно, кто стал главным источником вдохновения для писателя, чья пускай и неидеальная детективная история стала прообразом легендарного мюзикла и многих других произведений.