Устаревшие ноты для исторической симфонии

Андрей Бухаров
Наша учительница эстетики в СШ №94 г. Алма-Аты, по инициативе которой в 9 и 10 классах вместо уроков труда в отлично оборудованном классе, преподавался этот "высокоинтеллектуальный" предмет, любила говорить: "тон рождает музыку".....

Развитие человечества, если переложить его на музыку, представляет собой симфонию, продолжающуюся на протяжении тысячелетий.

В самом начале своего развития, в палеолите, едва успев встать "с колен", овладев огнем и  научившись изготавливать примитивные орудия труда, человек стал производить различные звуки, которые с течением времени становились все более осмысленными. Затем, наиболее ценные звуки стали запоминать и передавать из уст в уста, так появились народные эпосы вроде эпоса Манас и сказители - акыны, которые перемещаясь от юрты к юрте, от стойбища к стойбищу, создавали ту общность людей, которая сегодня реализована в виде независимых государств, таких как Республика Казахстан, Республика Беларусь, Украина, Российская Федерация...

С появлением письменности звуки в виде слов, выражающих мысли, стали записываться и храниться веками, то ли в виде клинописных глиняных табличек, то ли драгоценных пергаментов с папирусами, а то и на дармовой бересте, которую российские археологи в огромных количествах находят в "культурном" слое древних поселений, удивляясь при этом многообразию древней "массовой культуры" и публикуя найденные записи с многочисленными купюрами нецензурных слов и выражений.

Русская музыкальная культура берет свое начало от византийских церковных песнопений - кодаков, жанру церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвящённой тому или иному церковному празднику.

Классиком жанра является преподобный Роман Сладкопевец (Мелод), живший в VI веке.

Древние кондаки представляли собой многострофные поэмы. Например, Кондак на Рождество Пресвятой Богородицы содержит двенадцать строф и, соответственно, двенадцать рефренов.

В Кондаке на Рождество Христово содержится двадцать пять строф и столько же рефренов. Широкое распространение получили кондаки, состоящие из двадцати четырёх строф (по числу букв греческого алфавита). На такие кондаки по внешнему виду стали похожи акафисты, в которых теперь двенадцать кондаков чередуются с двенадцатью икосами - церковными песнопениями, восхваляющими и прославляющими чествуемого святого и церковное событие.

В других случаях последовательность первых букв всех строф кондака образовывала акростих, прославляющий Бога или конкретного святого, память которого отмечалась в этот день.

Строфы читал канонарх (священнослужитель), рефрен (припев) пел народ.

В свободное от посещения церкви время народ развлекал себя сам, причем самым похабным образом, как например показано в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев".

Церковь такое времяпрепровождение пресекала всеми доступными методами, то ли проводя регулярные службы с обязательным их посещением, то ли с привлечением вооруженных "правоохранителей".

Человеческое общество все же отличается от овечьего стада, ему недостаточно простого "музыкального сопровождения в вечность" в виде мелодичного блеяния вожатого - "козла - провокатора", состоящего в штате убойного цеха мясокомбината, ему к речам Геббельса нужен еще и Вагнер с его духоподъемным "Полетом Валькирий" например...

В Германии до сих пор государственный гимн исполняется без слов, а они звучали так: "Дойчланд, Дойчланд юбер аллес" (Германия превыше всего), видимо новых слов ни один немецкий поэт написать до сих пор не сподобился, нет у него никаких идей на этот счет....

Современная музыка;льная нота;ция - система фиксации музыки с помощью письменных знаков на горизонтальных линиях нотного стана стала  систематически применяться в Европе с XVII века. Сегодня это часть элементарной теории музыки. Когда говорят о «нотах» или «нотной записи», имеют в виду современную нотацию, пришедшую на смену принятой на единой, а потому и великой Руси "крюковой" записи.

Если представить всю историю человечества как большую, многовековую, симфонию, то отдельные ее периоды и сменяющие друг друга общественно - экономические формации, первобытно - общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм с его высшей стадией империализмом, на смену которому пришел социализм, можно представить как отдельные части этой симфонии.

Империализм, как финал капиталистической общественно - экономической формации, заканчивается, причем, как и в большинстве опер, заканчивается он громкими звуками труб, боем больших барабанов, олицетворяющих войну и погибель старого мира...

Однако на смену умирающему империализму приходит новый, наиболее передовой строй - социализм, первая стадия коммунизма, в котором не будет эксплуатации человека человеком, где люди будут жить долго и счастливо, создавая шедевры культуры, открывая и осваивая новые миры....

Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и "лучше" выдумать не мог....
.......
Но боже мой, какая скука сидеть с больным и день и ночь, не отходя ни шагу прочь,
какое  гнусное коварство полуживого забавлять, печально подавать лекарства, вздыхать и думать про себя, когда же черт возьмет тебя...
(А.С. Пушкин)

Придумано не мной, что мчится день за днем,
То радость, то печаль кому-то неся.
А мир устроен так, что все возможно в нем,
Но после ничего исправить нельзя.
Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной.

(Автор музыки: Зацепин Александр , Автор слов: Дербенев Леонид. Исполнительница Алла Пугачева 1977 год)

Смена эпох и экономических формаций не происходит одномоментно, как и в животном мире, с человеком разумным, в его современном виде соседствуют ровесники динозавров акулы и крокодилы, которые нередко нападают на человека, превращая его в свою добычу с целью пропитания, так и в общественной жизни в одно и то же время существуют и развитой социализм и капитализм империалистического вида и даже феодализм с его законами и "понятиями". В Швеции, например, счастливо соседствует развитое социальное общество с наследственной монархией, которую с 1973 года олицетворяет король Карл XVI.

Первые социалистические идеи появились еще в первобытном обществе, в котором соплеменники заботились о больных и увечных сородичах.

С развитием наук появился в начале утопический социализм, затем научный коммунизм Маркса и Энгельса, и наконец социализм, который на государственном уровне в форме  господства трудящихся классов, победил сначала в Советской России, а затем в Китае и других странах Европы, Азии, Африки и Америки.

Декларация Независимости Соединенных Штатов Америки, написанная в 1776 году колониальными перьями выдранными из российских гусей, при свечах, изготовленных из российского воска, стала первым государственным актом, декларировавшим освобождение британских колоний в Америке со всеми сопутствующими этому социальными привилегиями для американского народа.

Как ни странно, но США и Россия именно с тех пор  испытывают глубокие политические симпатии....

Продолжение следует