Сирень, или Звонок из Петербурга в Москву

Мари Павлова
Майское утро пахнуло в раскрытое окно ароматом сирени. Кусты, отягощенные крупными кистями цветов, пригибались к земле.
Вера вспомнила, как несли они букеты сирени в школу - на экзамены. Некоторые учителя ругались, просили не приносить сирень, говорили, что ее запах одурманивает, и только на экзаменах ее и не хватало! Но куда там! Ученики тащили ее охапками, все классы были заставлены вазами, банками, даже ведрами сиреневых букетов! А уж если найти перед самым экзаменом цветочек с пятью лепестками, то, можно сказать, пятерка у тебя в кармане!
Даже строгие дворовые бабульки не ругались, когда школьники лезли в палисадники за цветами.
- В школу? - сурово вопрошали они с лавочки, - Ну, ломай, ломай! Ее ведь, чем больше обламываешь, тем она пышнее становится. Да ты вот с того края бери, там крупнее! Что ж ты понесешь драный веник?
Вера всегда старалась принести белую сирень, ее она особенно любила, а у ее подруги Ляли возле дома росла особая - махровая. У той у каждого цветочка было по пяти, а то и больше лепестков, бери - не хочу, загадывай желания, на всех хватит, ведь совсем чуть-чуть, и - каникулы!
Вера улыбнулась воспоминаниям. Давно уже остались позади экзамены, а она до сих пор берет отпуск на конец мая - самое светлое и радостное время!
Она еще раз вдохнула аромат сирени, радостно засмеялась и закружилась по комнате. Так, пританцовывая, она и сняла трубку зазвонившего городского.

- Да, слушаю! Да, я. Лялечка! Сколько лет, сколько зим! А я только что тебя вспоминала! Тебя и твою сирень!
- А я всегда легка на помине! - засмеялась подруга на том конце, - Ну, как там у вас в Москве, Веруша?
- У нас весна и сирень! А как у вас в Питере?
- У нас тоже весна, и тоже сирень!
- А что твои?
- Слава Богу! Маленькие в гимназии, большой на службе.
Когда положеные приветы и поцелуи были переданы, голос Ляли посерьезнел:
- Веруша, ты скажи мне, что у вас там слышно?
- Да что ж у нас будет особенно нового? То же, что и у вас.
- А как у вас с продуктами? Сильно все подорожало?
- Ох, Ляля! А разве когда-то что-то дешевело? - засмеялась Вера.
- Да-да-да, так-то, конечно... - Вере послышалось сомнение в голосе подруги. - Я потому только спросила, что слухи разные ходят.
- Да уж, - подтвердила Вера, - Каждый на свой лад болтает. Всех и не переслушать!
- Поговаривают, могут ввести карточки на все продукты!
- Да что ты! - возразила Вера, - Не думаю!
- Ты так считаешь?.. - неуверенно проговорила Ляля, - Послушай, Веруша, а вы как думаете лето провести?
- Мы? На дачу, наверное, поедем. На море в этом году не получится.
- Мы тоже хотели на дачу, только... - Ляля замялась, - Знаешь, я что-то бояться стала.
- Чего? Дачи? - снова засмеялась Вера.
- Да нет. Пугает меня все, что вокруг творится. Я даже думаю, Веруша, может за границу выехать? У мужа тетка живет в Париже, так я подумала...
- Нууу... - протянула Вера, - А муж что говорит?
- Говорит, я преувеличиваю и скоро все образуется.
- Ляля, милая, ну, вот и послушай мужа!
- А я за девочек боюсь, - голосок Ляли дрогнул. - Вы, значит, не уедете, останетесь?
- Лялечка, ну, сколько ты там просидишь, в этой загранице? Кому мы там нужны? У нас денег в иностранных банках нет. А где работать? В поломойки наниматься? Да и не вижу я необходимости!
- И у нас иностранных счетов нет, - вздохнула Ляля, - А сбережения обесцениваются с каждым днем. Муж говорит, впору в извозчики наниматься...
- Пусть даже не начинает! - прервала Вера, - Мой пробовал извозом заниматься, совсем невыгодно, скажу я тебе!
- Да-да-да... - снова тихо согласилась Ляля. - Девочки в следующем году гимназию заканчивают, а что дальше будет, Бог знает. Все женихи на фpoнтe...
- Да какие женихи, Ляль! - Веру рассмешила такая подругина обеспокоенность , - Что ж ты их, уж сразу и замуж!
- Ты как хочешь, Веруша, а уж по мне - лучше бы замуж. На фpoнт хотят, медсестрами... - Ляля всхлипнула.
- Да не волнуйся ты так, - как можно уверенней сказала Вера. - Все хорошо будет!
- В газетах такое пишут! Я уж и читать боюсь.
- Так и не читай! Лучше книгу перед сном, меня всегда книги успокаивают.
- Не знаю... - Ляля вздохнула особенно тяжело и серьезно добавила, - Не могу я и книги читать, ни к чему душа не лежит. Сердце не обманешь, Веруша, а у меня такое чувство, будто гром грянет.

Вера вздохнула. Подруга была сама не своя, такой странной Вера ее не помнила. Ей захотелось хоть немного развеселить ее.
- А знаешь, Лялечка, - весело заговорила она, - у нас сегодня так тепло! Вот вчера я с Выхино ехала...
- Откуда? Прости, я не расслышала.
- С Выхино. Это станция метро, бывшая Ждановская.
- Не пойму, Веруша, где это?
- Ляль, ну, ты что, никогда в метро не ездила?!
- Н-нет... - не сразу ответила Ляля, - А ты разве ездила? Где же это?
- Ляля, милая! Ты хоть телевизор-то смотришь иногда? - совсем развеселилась Вера. - Или ты все по соцсетям?
- Что?.. Я не очень хорошо тебя слышу. Веруша, повтори! Какие сети, что случилось?..
Смех вдруг замер на губах Веры, она замолчала и даже немного отнесла трубку от уха. Легкий холодок пробежал по коже, как будто из распахнутого в весну окна повеяло зимним ветром. В голове ее промелькнула мысль настолько шальная, что даже озвучивать ее было полным безумием! Но Вера вдруг отчетливо поняла, что если не спросит сейчас, то не спросит уже никогда.
- Лялечка, милая... - стараясь не шевелить провод телефона, начала она, - Скажи мне, какое сегодня число?
- Вот видишь, какая ты! - в голосе Ляли послышался шутливый уперк, - Уверяешь меня, что все в порядке, а сама уже путаешься! Семнадцатое мая, 1917 год!.. Ты меня слышишь, Веруша?
На секунду у Веры перехватило дыхание, и ей пришлось ухватиться за подоконник.
- Ляля, - тихо сказала она, - Забудь, что я тебе наговорила. Забирай девочек и уезжай за границу!
- Когда? - голосок на том конце прозвучал растерянно и испуганно.
- Завтра же!
- Как завтра?.. Завтра я не могу...
- Тогда послезавтра! Собирайтесь и уезжайте!
- Но муж не захочет...
- Тогда уезжай одна с детьми, дура! - выкрикнула Вера.
- Почему ты так?.. Кто ты?.. вы... Вы не Вера Черкасова!
- Нет... да... То есть, меня зовут Вера. Не Черкасова, но Вера. А тебя... вас?..
- Лиговская, Ольга Леонидовна.
- Ольга Леонидовна! Ляля! Это чудо, что ты мне позвонила! Послушай меня, уезжай, как можно скорее! Поезжай к тетке мужа в Париж.
- Но как же... - голос Ляли задрожал, - Что же я там буду делать? Пойду в поломойки?
- Это неважно, Ляля, поверь мне. Ну, в поломойки, это ничего.
- А девочки? - в голосе на том конце уже звенели слезы, - Им же нужно закончить гимназию!
- И это уже неважно. Все неважно, Ольга Леонидовна!
Повисла тишина. Наконец, голос в трубке тихо спросил:
- Откуда вы знаете? Кто вы?
- Просто пообещай мне, что уедешь!
- Я попробую...
- Некогда пробовать! Пообещай, Лялечка!
- Веруша!..
- Ляля!.. Ты меня слышишь?.. Ольга Леонидовна!.. Лялечка!..
В трубке послышались короткие гудки.
За окном благоухала сирень.