Дачные придумки и дачная кулинария. Очерк 1

Вадим Гарин
Коллаж автора. Фото 1: мотыга для вскапывания грядок. Фото 2: тяпка для прополки узкого междурядья. Фото 3: тяпка серповидная общего назначения. Фото 4: крючок для прополки помидоров. Фото 5 что делать с чесночными срелками если они затвердели.

Предисловие:

Открываю новую рубрику: Голь на выдумки хитра. Мои "придумки" обусловлены ограниченными возможностями - я могу простоять полминуты – затем следует нетерпимая боль в спине – последствие ДТП в 1992 году. Поэтому всё делаю сидя, но это не значит, что мои "придумки" вам не пригодятся…
                Дачники, как правило, люди возрастные, особенно те, что живут безвылазно на дачах летний сезон. У них куча проблем со здоровьем, а работы в саду и на земле всегда хватает! Открывая у себя новую рубрику на странице Проза.ру, надеюсь заинтересовать читателя и быть полезным не только старикам.

1. Мотыга
                Когда ещё позволяло здоровье, я соорудил семь поднятых над землёй грядок. Три из них длиной до четырёх метров, шириной шестьдесят сантиметров и высотой двадцать сантиметров (такой высоты у меня оказались старые доски - сороковки, снятые с опалубки ещё при строительстве дачи), остальные сделанные более капитально. Я их поднял над землёй на шестьдесят сантиметров с помощью плоского шифера и кольев из подручного материала. Часть из труб, уголков и часть из толстых досок  (размеры этих грядок одинаковые: 6м х 1,1м х 0,6 м). Для грядок пришлось привезти машину лесного чернозёма.
                Я так подробно описал своё огородное хозяйство потому, что конструкцией грядок и моими возможностями обусловлены все огородные «изобретения».
                Копать «огород» я не могу, поэтому соорудил удобную мотыгу для весенней обработке почвы под посадку помидор, огурцов и зелени. Всё делаю из подручных материалов, коих на даче за двадцать с лишним лет скопилось великое множество.
                На фото 1 мотыга, сваренная из куска дисковой пилы и кусков арматуры. Я не старался придать своим инструментам товарного вида – мне это не к чему. Лишь бы работало и отвечало моим задачам. Например, зубья пилы можно было срезать, не так грубо приварить куски арматуры к старой сломанной выброшенной тяпке моим соседом. Не нашёл бы эту тяпку - сам бы соорудил что-нибудь. Например, из тонкостенного куска трубы и т.д. Черенки для инструментов делаю короткими – чтобы ими было удобно сидя обрабатывать от края до края грядок.

2. Тяпка для прополки узкого междурядья

                При посеве зелени (укропа, кинзы, лука, петрушки, морковки)  устраивают узкое междурядье, которое сложно прополоть. Чаще всего сидя на скамейке сорняки выдёргивают руками.
                Для этой цели я изготовил специальную тяпку. Ей удобно и быстро можно избавиться от сорняка в узком междурядье. Полотно тяпки я вырезал из старой советской лопаты – она изготавливалась из хорошей стали. Вырезал нужную конфигурацию болгаркой, согнул из старого ржавого миллиметрового куска листа «железки» (ст-3) трубку и приварил тремя точками её стык (ещё проще взять кусок тонкостенной трубы нужного диаметра). Полотно тяпки приварил к трубке. После чего заточил с внешней стороны все грани полотна тяпки. Получил 6 режущих поверхностей. Работать такой тяпкой легко и приятно! На фото показана такая тяпка.

3.Тяпка общего назначения.

                Переработанная мной идея плоскореза Фокина:
плоскорез очень удобный инструмент, однако он односторонний и узковат. Конечно, можно заточить и противоположную плоскость, чтобы придать ему большую универсальность, но им сложно переместить землю, например при окучивании и пр. Моя конструкция более универсальна. Такой тяпкой можно и полоть и подгребать. Смотрите на фото 3. Полумесяц я вырезал из старой лопаты. Ей мне очень удобно работать – не хуже, чем плоскорезом и тяпка стала универсальной.

                И в развитии идеи плоскореза, я изготовил свой «крючок» для прополки кустов помидор - фото 4. Такой крючок позволяет довести его до самого помидорного стебля и срезать сорняк. Инструмент с коротким и лёгким черенком – держу его одной рукой. Заточен с двух сторон, что позволяет обрабатывать рядом стоящие кусты. Форму крючка я не изобретал – просто валялась такая железка от чего – не знаю. Получилось удобно и легко.

                И напоследок о чесночных стрелках. Что с ними делать?

                Когда чеснок с середины июня и по начало июля начинает выпускать цветоносы (стрелки), дачники удаляют их, прежде всего потому, что растение тратит усилия на образование цветоноса и головка чеснока вырастает менее крупный (никто не размножает чеснок семенами – только дольками). Кроме того из стрелок, пока они молодые дачники приготавливают разные вкусности.
                Удалять стрелки требуется вовремя. Их срезают (выламывают), как только они начинают «скручиваться», то есть когда стрелка вырастает примерно до пятнадцати сантиметров, на конце которого формируется бутон с семенами. Один – два цветоноса оставляют – по ним судят о зрелости чеснока. Когда «корзинка» цветоноса треснет, его пора копать.

                Теперь, что делать со стрелками? Если они не затвердели, из них приготавливают разные блюда. Самое простое молодые стрелки режут на небольшие кусочки, отваривают почти до полной готовности и обжаривают с яйцом. Тушат их и с мясом и с овощами. Заготавливают на зиму. Рецептов много: https://1000.menu/catalog/chesnochnje-strelki

                Я расскажу про самый не выгодный случай. Вы запоздали срезать стрелки или срезали, но положили «на потом» и стрелки стали твёрдыми, а значит и непригодными для дальнейших кулинарных действий. Выбросит – жалко. Как выражался мой сосед Михалыч: -«жаба задушит».
                Сначала при приготовления борща, я связывал ниткой штук пять-шесть срелок в пучок и отправлял их в кастрюлю, а недавно решил попробовать потереть их на средней тёрке. Тереть «торцом» не получилось, а плашмя твёрдая стрелка легко тёрлась, превращаясь в зелёную  мелкую массу из которой я приготовил чесночный соус, стал добавлять её в котлеты и супы. Получилось очень вкусно.
                Посмотрите фото. На нём  три мисочки. В одной, слева стрелки, справа тёрка в миске с тёртыми стрелками и внизу в голубой мисочке – отходы. После приготовления чесночную массу я замораживаю в морозилке. Вот и вся «хитрость» - и стрелки не выбросил и получил новую приправу!

Надеюсь написать продолжение!