2. Дети Зевса от бессмертных дам - 6

Юрий Козиоров
6. ГЕРМЕС

     Атлант, сын титана Иапета, был женат на Океаниде Плейоне и имел семь дочерей, которых почему-то называют не Атлантидами, по имени отца, а Плеядами, по имени матери. Три Плеяды стали возлюбленными Зевса: Майя, родившая бога Гермеса, Тайгета, родившая Лакедемона, и Электра, родившая Дардана и Иасиона. Две Плеяды удостоились любви Посейдона: Алкиона, родившая Гириея и Гиперенора, и Келено, родившая Лика. Плеяда Стеропа родила от Ареса Эномая. Самая младшая из Плеяд Меропа пренебрегла богами и вышла замуж за смертного Сизифа, который, кстати, тоже не любил богов и делал им всяческие пакости. Меропа родила Сизифу сына Главка, а от него родился Беллерофонт. Плеяды вместе с их родителями были, в конце концов, все превращены богами в звезды и помещены в созвездие Телец.
     Гомер называет еще дочерью Атланта ту Калипсо, которая семь лет держала Одиссея на своем острове Огигии, но если Гомер прав, то Калипсо является дочерью Атланта никак не от Плейоны, поскольку Плеядой ее никто никогда не называл. Впрочем, некоторые приписыва-ли Калипсо совсем других родителей.
Майя, старшая из дочерей Атланта, в честь которой римляне впо-следствии назвали месяц май, родила Гермеса в пещере горы Киллена, находящейся в Аркадии. Когда он лежал еще в колыбели, завернутый в пеленки, то выбрался из них, отправился в Пиерию и там украл коров, которых пас бог Аполлон (богам в то время чего только ни приходилось делать).
     Привязав к ногам коров ветки, заметающие следы, Гермес погнал их к Пелопоннесу, спрятал в пещере и после этого быстро возвратился в Киллену. Перед пещерой он увидел черепаху, поймал ее и из ее щита сделал первую лиру. Аполлон же, обнаружив пропажу, при помощи искусства гадания открыл вора и пришел в Киллену. Майя показала ему Гермеса, спящего в своей колыбели сном праведника. Тогда Аполлон отнес его к Зевсу и стал требовать обратно своих коров. Отец обоих богов приказал Гермесу отдать похищенное, но тот все отрицал. Убедить Аполлона он, однако, не смог и тогда привел его в Пилос и отдал коров. Пока Аполлон выгонял их из пещеры, Гермес играл на лире, и его игра так понравилась Аполлону, что он отдал Гермесу часть стада в обмен на лиру. Лукиан из Самосаты, который утверждал, что знает, о чем разговаривают боги, передает такой диалог:

Г е ф е с т.  Аполлон, ты видел новорожденного ребенка Майи? Как он красив! И всем улыбается. Из него выйдет что-нибудь очень хорошее, это уже видно.
А п о л л о н.  Ты ожидаешь много хорошего от этого ребенка? Да ведь он старше Иапета, если судить по его бессовестным проделкам!
Г е  ф е с т.  Что же дурного мог сделать новорожденный ребенок?
А п о л л о н.  Спроси у Посейдона, у которого он украл трезубец, или Ареса: у него он тайком вытащил меч из ножен, не говоря уже о том, что у меня он украл целое стадо.
Г е ф е с т.  Как! Новорожденный ребенок, который еще с трудом держится на ногах?
А п о л л о н.  Сам можешь убедиться, Гефест, пусть он только подойдет к тебе.
Г е ф е с т.  Ну вот он и подошел.
А п о л л о н.  Что же? Все твои орудия на месте? Ничего не пропало?
Г е ф е с т.  Все на месте, Аполлон.
А п о л л о н.  Посмотри хорошенько.
Г е ф е с т.  Клянусь Зевсом, я не вижу клещей!
А п о л л о н.  Увидишь их – в пеленках у мальчика.
Г е ф е с т.  Вот ловкий на руку! Он словно уже в утробе матери изучил воровское искусство.
А п о л л о н.  Ты не слышал еще, как он быстро и красноречиво говорит. И прислуживать нам уже начинает. А вчера вызвал Эрота на борьбу и в один миг победил его, не знаю каким образом подставив ему подножку, а потом, когда все стали его хвалить и Афродита взяла его к себе на руки, он украл у нее пояс, а у Зевса, пока тот смеялся стащил скипетр, и если бы огнемет не был так тяжел и не был таким огненным, он, наверное, стащил бы и его.
Г е ф е с т.  Да это какой-то чудесный мальчик.
А п о л л о н.  Мало того: он уже и музыкант.
Г е ф е с т.  С чего ты взял?
А п о л л о н.  Нашел где-то мертвую черепаху – и вот сделал из нее музыкальный инструмент: прикрепил два рога, соединил их перекладиной, вбил колки, вставил кобылку, натянул струны и стал играть очень складно. Это еще не все: Майя рассказывала, что он ночью не остается на небе, а от нечего делать спускается в преисподнюю, очевидно с тем, чтобы и оттуда что-нибудь стащить. И крылья есть у него, и он сделал какой-то жезл, обладающий чудесной силой; с этим жезлом в руке он ведет души и спускает умерших в подземное царство.
Г е ф е с т.  Я дал ему этот жезл поиграть.
А п о л л о н.  За это он прекрасно отблагодарил тебя: клещи-то...
Г е ф е с т.  Хорошо, что ты мне напомнил. Пойду отберу у него клещи, если, как ты говоришь, они спрятаны в его пеленках.

     Когда Гермес вырос, Зевс сделал его своим вестником. Гера, узнав об этом, решила, что и ей нужен вестник, и поставила на эту должность Ириду (Радугу), дочь Тавманта. Что же касается Гермеса, то у него оказалось много других обязанностей. Он собирает души умерших и доставляет к переправе, где Харон забирает их в свою лодку и перевозит в Аид. Гермес также покровительствует торговле и путешествиям, его изображения до сих пор помещают на эмблемах банков, торговых фирм и пароходств. Гермес научил продавцов как лучше упаковывать товары, поэтому хорошую упаковку они стали называть герметической. Потом химики так стали называть упаковку своих колб и пробирок, не допускающую проникновение воздуха или воды. Своим покровителем когда-то считали Гермеса и воры, помня, как он украл коров у Аполлона. Сейчас воры не ищут небесных покровителей, однако часто находят земных. Удивительно, что и наша налоговая служба, видимо, тоже считает Гермеса своим покровителем: на ее эмблеме изображен жезл Гермеса (кадуцей), с которым бог провожает покойников в подземное царство.

Продолжение    http://proza.ru/2023/07/13/723