Николай Путилов. Сыны России. Т. Дума

Татьяна Дума
"Петр прорубил окно в Европу, нам надо открыть туда дверь!" - говорил инженер и предприниматель Н. Путилов. Он потратил все свое многомиллионное состояние, чтобы открыть для всех без исключения судов путь из Балтики до самого Петербурга

Невский Ковчег. Теория невозможного
Николай Путилов

Не часто такие передачи следуют одна за другой. Просмотрела передачу о Николае Ивановиче Путилове. Конечно, я знала о путиловском, потом им Кирова, заводе. Вот все, пожалуй.

Впечатление сильное.
Человек, по масштабу равный Петру и Ломоносову. Не укладывается в голове – как можно столько успеть?
Что не удивило – подлость и жадность людская, зависть к успеху, счет чужим деньгам. Со времен Ломоносова мало что изменилось. А сейчас? Да все так же. Бездари на плаву и травят, вставляют палки в колеса.

Сколько раз он спасал, буквально, Россию?
Не было ни одного провального проекта. Многие свои изобретения он запатентовал и мир использует их.
Англичане постоянно угрожали городу. Их корабли были более маневренными. Наши огромные парусники зависели от погоды. Великий князь Константин обращался ко многим – за зиму создать свой канонерский флот, создать двигатели и построить лодки. Все отказали. Тогда он обратился к Путилову, в то время он занимался снабжением флота. О нем говорили – если флоту нужно – Путилов достанет. Путилов не отказал. И выполнил задачу.

Позже беда случилась зимой – заморские рельсы не выдержали наших морозов и лопались. Затор на железной дороге, город отрезан от мира.
Европейцы согласились продать рельсы, но доставить можно только морем, а стояла зима. И опять выручил Николай Иванович. Он нашел решение – покрывать рельсы особым сплавом, который не боялся морозов. И позднее наладил такое же покрытие на рельсы, которые не выдерживали ранее морозов и полопались.
Это государственный заказ. А следом Путилов стал производить все, что необходимо для ЖД – вагоны, мосты, паровозы.
Представляете, сколько завистников прибавлял каждый новый успешный проект?

У Петра первого была мечта – прямой канал до города, в то время большие корабли разгружались в Кронштадте и потом на мелких судах товары уже доставляли в город. Петр не успел претворить мечту. Путилов, за свои деньги, взялся за эту задачу. Обивал пороги, доказывал выгоду. Обещали кредиты. Уже была закуплена техника и работы по углублению канала начались. Путиловым был разработан целый комплекс, транспортный узел.
Он истратил все свои средства, а с кредитом его обманули. Он получил 2 из обещанных 18 млн. Он был разорен, его ожидала долговая тюрьма.
 Завистники, и те, кто не хотел строительства канала, т.к зарабатывал на перевалке огромные прибыли, нанимали журналистов и Путилова травили в газетах.
Он не выдержал и скончался. До финала строительства канала было еще пять лет.

Он строил заводы, дома для рабочих, детские сады. Был требователен, платил честно.
Кончину его мало кто заметил, кроме его рабочих. Скорбь их была велика. Они несли его гроб 14 км от Морского собора, где его отпевали, до берега канала, где он завещал себя похоронить.

Вот так завершил свою жизнь этот великий подвижник, изобретатель и блестящий организатор.
Я не могу пересказать все, посмотрите в повторе, не пожалеете.

Где же вы Путиловы дня сегодняшнего? Неужели стало еще труднее пробить дорогу таким людям.
И нет равных Великому князю Константину, радевшему за Россию и умевшему искать самородков. И помогать им.