Апостолы Пётр и Павел

Надежда Хисметова
Кафедральный собор святого первоверховного апостола Петра

Посвящается музею Архитектуры Ульяновска и первоверховному апостолу Петру, в День рождения музея Архитектуры Ульяновска 12 июля 2023 года.


Удачно День был выбран вами:
Ведь в этот День Петра мы чтим.
Храм над могилою, как камень*,
Веками стал необходим!
Петру, как дар, - он безупречен!
Верховный** с ним Апостол вечен!!!
Он мастерами Возрожденья***
Создался бы в одно мгновение.
Ведь созидался без сомнений!
Смерть Микельанджело прервала****
Строительство его сначала...
Потом другие потрясенья...
Но только там творили гении!
И все учитывались веянья.

Сангалло, Росселино, Санти,
Перуцци, Порта и Бернини,
Джакомо, Пирро уже сами
Всё завершили: Бог был с ними!!!*****
Закончил мастер рококко.******
В архитектуре нелегко
Сливать всё лучше в едино.
Но видно зданию дано:
Не завершаясь, улучшаться.
Уже не стоит сомниваться,
И каждый принял, как лекарство,
Предшествующих мыслей братство
А гениальные идеи
(мы знаем) - просто не стареют.

12.07.2023

Онегинская строфа.

* как камень - Апостол Пётр, сильный и пламенный духом. Он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

** Верховный - Пётр и Павел были наречены верновными Апостолами.

*** Он мастерами Возрожденья - План собора Святого Петра
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора Святого Петра. В 1506 году был утверждён проект архитектора Донато Браманте, одного из создателей архитектуры римского классицизма XVI века. Создавая проект собора, Браманте утверждал, что стремился водрузить купол Пантеона (символа древнеримской классики) на своды Храма Мира (так называли в то время базилику Максенция-Константина на Римском Форуме). Проект ватиканского храма, разработанный Браманте, следовал центрическому типу крестово-купольных зданий. В основу плана положен «греческий крест», заключенный в квадрат, на углах которого (в одном из вариантов проекта) Браманте предполагал поставить четыре высокие башни. Очевидно, что архитектор пытался соединить византийский тип церкви с традициями романской архитектуры и создать тем самым некий «вселенский храм». Можно также предположить влияние идей Леонардо да Винчи и его рисунков идеального центрического храма. Прототипом собора Браманте считают также небольшой круглый храм Темпьетто, построенный Браманте в 1502 году на Яникульском холме — воплощение идеи абсолютной симметрии и центрического плана[2].

После смерти Браманте строительство в 1514—1520 годах возглавлял Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме плана базилики в виде латинского креста, затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец в 1546 году руководство работами было поручено Микеланджело Буонарроти. Он вернулся к идее центрического крестово-купольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны).

Микеланджело увеличил подкупольное пространство, сделав его более цельным. Над средокрестием он запланировал возведение огромного купола. Колонны барабана купола в проекте Микеланджело сдвоены и, благодаря мощной раскреповке антаблемента, отступают от поверхности барабана и тем обогащают его форму посредством светотени. Напряжённое движение снизу вверх передается далее по так же сдвоенным рёбрам купола к фонарю, где повторяется мотив сдвоенных колонн, а далее вогнутый конус, напоминающий о готике, мощно возносит шар с крестом на высоту 142 метра. Спроектированные Браманте четыре колокольни по углам собора Микеланджело заменил малыми куполами, что усилило пирамидальность композиции. Все элементы создают мощное, напряженное зрительное движение ввысь, сродни готике, но в иных, классицистических формах. Микеланджело возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564) Джакомо делла Порта, придавший ему не полусферическую, как задумал Микеланджело, а параболическую форму. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны[3].

**** Смерть Микельанджело прервала - после смерти Микеланджело Буонарроти темпы строительства Кафедрального собора замедлились...
Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана завершили постройку купола в 1590 году, в последний год правления Сикста V. Его преемник, Григорий XIV, был свидетелем завершения возведения фонаря купола, внутри которого была сделана надпись в честь Сикста V. При следующем папе, Клименте VIII, в мае 1593 года был установлен на место крест. Эта процедура заняла целый день и сопровождалась звоном колоколов всех церквей города. На концах крестовой поперечины были установлены две свинцовые шкатулки, в одну из которых поместили частицу Животворящего Креста и мощи Андрея Первозванного, а во вторую — медальон Агнца Божия[19].

***** Сангалло, Росселино, Санти,
Перуцци, Порта и Бернини,
Джакомо, Пирро уже сами - архитекторы, создававшие Кафедральный собор.
Всего работали и создавали собор архитекторы: Буонарроти Микеланджело, Сангалло, Джулиано да, Донато Браманте, Рафаэль Санти, Фра Джованни Джокондо, Сангалло, Антонио да, Перуцци, Бальдассаре, Росселлино, Бернардо, Делла Порта, Джакомо, Джакомо да Виньола, Лигорио, Пирро, Карло Мадерна и Джованни Лоренцо Бернини
Основатель Юлий II
Дата основания 18 апреля 1506
Строительство 1506—1626 годы
Реликвии и святыни могила святого Петра
Высота 136,6 м
Материал цемент и мрамор
Состояние отличное

****** Закончил мастер рококко. - Купол был завершён Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана.
Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана завершили постройку купола в 1590 году, в последний год правления Сикста V. Его преемник, Григорий XIV, был свидетелем завершения возведения фонаря купола, внутри которого была сделана надпись в честь Сикста V. При следующем папе, Клименте VIII, в мае 1593 года был установлен на место крест. Эта процедура заняла целый день и сопровождалась звоном колоколов всех церквей города. На концах крестовой поперечины были установлены две свинцовые шкатулки, в одну из которых поместили частицу Животворящего Креста и мощи Андрея Первозванного, а во вторую — медальон Агнца Божия[19].
Главный, восточный фасад собора возведён в 1607—1612 годах по проекту К. Мадерны. Его ширина 114,69 метров и 45,55 метров в высоту[4]. Центральная часть оформлена восемью мощными колоннами коринфского ордера (диаметр колонн снизу 3 метра) с раскреповкой антаблемента, и неравными интерколумниями (расстояниями между осями колонн). Их сближение к центру и лёгкое выдвижение вперёд создаёт типично барочную «волну»[5]. Ширина треугольного фронтона над венчающим карнизом равна ширине центрального нефа собора. Латинская надпись на фризе сообщает, что работы были завершены в понтификат Папы римского Павла V из рода Боргезе (1605—1621): «IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS V BVRGHESIVS ROMANVS PONT MAX AN MDCXII PONT VII» (В честь принцепса апостолов Павел V Боргезе Понтифик Массимо Романо, 1612, седьмой год его понтификата).
В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 метров киворий, опирающийся на четыре витые колонны, на вершинах которых установлены скульптуры ангелов. Человек среднего роста не достигает даже высоты постаментов бронзовых колонн. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини, к которому принадлежал Папа Урбан VIII, по чьему распоряжению создавали это необычное произведение. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы (Барберини) кровлю пронаоса.

12.07.2023


Архитекторы: Микеланджело, Сангалло, Джулиано да, Донато Браманте, Рафаэль Санти, Фра Джованни Джокондо, Сангалло, Антонио да, Перуцци, Бальдассаре, Росселлино, Бернардо, Делла Порта, Джакомо, Джакомо да Виньола, Лигорио, Пирро, Карло Мадерна и Джованни Лоренцо Бернини
Основатель Юлий II
Дата основания 18 апреля 1506
Строительство 1506—1626 годы
Реликвии и святыни могила святого Петра
Высота 136,6 м
Материал цемент и мрамор
Состояние отличное


Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Награды
Собор Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра) — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх великих папских базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви.

Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима[1]. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Мадерна. Вместимость — около 15 тысяч человек внутри собора и 60 тысяч человек на площади.


Содержание
1 История и архитектура
2 Фасад собора
3 Портик
4 Интерьер
4.1 Главный неф
4.2 Средокрестие и апсида
4.3 Правый неф
4.4 Левый неф


"ЖИЗНЬ И ТРУДЫ АПОСТОЛОВ – СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПЕТР

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.

Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян.5:15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иакова Зеведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольском соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом – в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) Послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» – провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.

Второе Соборное Послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором Послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда – в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».

Слово блаженного Августина, епископа Иппонийского

В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла.

Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", – удостоился от Спасителя услышать в ответ: "Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою" (Мф.16,16-18). На "сем камени" на том, что ты сказал: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо "ты еси Петр": от "камня" Петр, а не от Петра "камень", точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого "камня" апостол Петр так назван? – Послушайте апостола Павла: "Не хощу же вас не ведети, братие, – говорит апостол Христов, – яко отцы наши вей под облаком быша, и вей сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос" (1Кор.10,1-4). Вот от какого "Камени" Петр!

Господь наш Иисус Христос в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф.10,2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: "и дам ти ключи Царствия Небеснаго; и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех" (Мф.16,19). Ибо эти "ключи" и право "вязать и решить" получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и ко всем апостолам Своим: "Приимите Дух Свят", – и вслед за тем: "Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся" (Ин.20,22-23); или: "елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех" (Мф.18,18). Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне – Самом Иисусе Христе (Еф.2,20), связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо "пленицами своих грехов, – говорит Премудрый, – кийждо затязается" (Притч.5,22); а кроме Святой Церкви, нигде нельзя получить разрешения.

И по Воскресении Своем Господь препоручает апостолу Петру пасти стадо Свое духовное не потому, что между учениками одному только Петру предоставлено было пасти стадо Христово, но обращается Христос главным образом к Петру потому, что Петр был первым между апостолами и как бы представителем Церкви; притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как к верховному апостолу, Христос тем самым одобряет единство Церкви. "Симоне Ионин, – говорил Господь Петру, – любиши ли Мя?" И апостол отвечал: "Ей, Господи: ты веси, яко люблю Тя"; и во второй раз был так же спрошен, и во второй раз то же отвечал; будучи же спрошен в третий раз, видя, что ему как бы не верят, опечалился. Но как мог не верить ему Тот, Кто знал его сердце? И потому после этого Петр отвечал: "Господи, Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя". "И глагола ему Иисус" во все три раза: "Паси овцы Моя" (Ин.20,15-17). Кроме этого, троекратное воззвание Спасителя к Петру и троекратное исповедание Петрово пред своим Господом имело еще особенную, благодетельную для апостола цель. Тот, кому даны были "ключи Царствия" и право "вязать и решить", сам троекратно связал себя страхом и малодушием (Мф.26,69-75), и Господь троекратно же разрешает его Своим воззванием и его же исповеданием крепкой любви. А пасти словесное стадо Христово усвоено всем апостолам и преемникам их. "Внимайте себе и всему стаду, – взывает апостол Павел к пресвитерам церковным, – в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею" (Деян.20,28); и апостол Петр к старцам: "Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: не яко обладающе притчу, но образи бывайте стаду. И явльшуся Пастыреначальнику, приймете неувядаемый славы венец" (1Пет.5,2-4).

Замечательно, что Христос, говоря Петру: "паси овцы Моя", – не сказал: "паси овцы своя", – но паси, благий рабе, овцы Господни. "Еда бо разделися Христос, еда Павел распятся по вас, или во имя петрово или павлово крестистеся" (1Кор.1,13)? "Паси овцы Моя". Ибо "волцы хищницы, волцы тяжцы, лживии учители и наемники, не щадящии стада" (Мф.7,15, Деян.20,29; 2Пет.2,1; Ин.10,12), расхищая чужое стадо и делая из добычи как бы собственное стяжание, думают, что они пасут свое стадо. Не таковы пастыри добрые, пастыри Господни. "Пастырь добрый душу свою полагает за овцы" (Ин.10,11), врученные ему Самим Пастыреначальником (1Пет.5,4). И апостол Петр, верный своему призванию, положил душу свою за словесное стадо Христово, запечатлев апостольство свое мученической смертью, ныне по всему миру прославляемой.




И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является апостолом; прежде преследователем ее, потом проповедником. Получив от первосвященников власть представлять всех вообще христиан во узах на казнь, он был уже на пути, "дышал прещением и убийством на учеников Господних" (Деян.9,1), жаждал крови, но – "Живый на Небесах посмеялся ему" (Пс.2,4). Когда он, "гоня и озлобляя" таким образом "Церковь Божию" (1Кор.15,9; Деян.8,5), приближался к Дамаску, тогда Господь с Неба воззвал к нему: "Савле, Савле, что Мя гониши?" – Я и здесь, Я и там, Я везде: здесь глава Моя; там тело Мое. Не станем удивляться этому; мы сами – члены Тела Христова. "Савле, Савле, что Мя гониши; жестоко ти есть противу рожну прати" (Деян.9,4-5). Савл же, "трепеща и ужасаяся", возопил: "Кто еси, Господи?" – "Аз есмь Иисус, – ответствовал ему Господь, – Егоже ты гониши". И Савл внезапно переменяется: "Что мя хощеши сотворити?" – восклицает. И бысть к нему Глас: "Востани и вниди во град, и речется ти, что ти подобает творити" (Деян.9:5-6). Тут Господь посылает Ананию: "Востав поди на стогну" к человеку, "именем Савлу", и крести его, "яко сосуд избран Ми есть сей, пронести Имя Мое пред языки и царьми и сынами израилевыми" (Деян.9:11,15,18). Сосуд этот должен преисполниться благодатью Моею. "Отвеща же Анания: "Господи, слышал от многих о мужи сем, колика зла сотвори святым Твоим во Иерусалиме: и зде имать власть от архиерей, связати вся нарицающия Имя Твое" (Деян.9:13-14). Но Господь настоятельно повелевает Анании: "Иди и взыщи его, яко сосуд избран Ми есть: Аз бо скажу ему, елика подобает ему о Имени Моем пострадати" (Деян.9:11,15-16).

И действительно Господь указал апостолу Павлу, что должно было ему претерпеть за Имя Его. Он наставлял его в подвигах; не оставлял во узах, оковах, темницах, кораблекрушениях; Сам сострадал ему в его страданиях, Сам руководил его к этому дню. В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Петр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал, – прежде нарицавшийся Савлом, а потом Павлом, претворивший в лице своем гордость в смирение, как и самое имя его, то есть "малый, немногий, меньший", показывает это. Что же после этого апостол Павел? Вопросите его, он сам на это отвечает: "Аз есмь, – говорит он, – мний апостолов: но паче всех потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною" (1Кор.15,9,10). Итак, братья, празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам, "во еже уподобитися им" (2Сол.5,9), и мы достигнем того вечного блаженства, которое уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была тяжелее, тернистее, труднее, но "толиким облежащим нас облаком свидетелей" (Евр.12,1), прошедших по ней, соделалась ныне для нас она и легче, и глаже, и удобопроходимее. Сперва прошел по ней Сам "Начальник веры и Совершитель" Господь наш Иисус Христос (Евр.12,2); за Ним последовали Его неустрашимые апостолы; потом мученики, отроки, жены, девы и мног сонм свидетелей. Кто же действовал в них и помогал им на этом пути? – Тот, Кто сказал: "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин.15,5).

Поклонение честны;м веригам святого апостола Петра

Около 42 года апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. В темнице он был связан двумя железными цепями. Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень снял с апостола эти цепи и чудесно вывел его из темницы (Деян.12,1-11). Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до патриарха Ювеналия, который подарил их Евдокии, супруге императора Феодосия Младшего, а она в 437 и 439 годах перенесла их из Иерусалима в Царьград. Одну веригу Евдокия послала в Рим своей дочери Евдоксии, которая построила храм во имя апостола Петра и положила в нем веригу. В Риме были также и другие вериги, в которых находился апостол перед своей кончиной при императоре Нероне.

16 января вериги апостола Петра выносятся на поклонение народу.

См. также:

Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Петра свт. Димитрий Ростовский
Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов свт. Димитрий Ростовский
Поклонение честным веригам святого Апостола Петра свт. Димитрий Ростовский
Петр апостол архим. Никифор (Бажанов)
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь святому апостолу Петру, глас 4
Ри;ма не оста;вль, к нам прише;л еси;,/ честны;ми вери;гами, я;же носи;л еси;, апо;столов первопресто;льне./ И;мже ве;рою покланя;ющеся, мо;лимся:/ твои;ми к Бо;гу моли;твами// да;руй нам ве;лию ми;лость.

Перевод: Рима не оставив, нас посетил ты почитаемыми веригами, которыми был скован ты, апостолов первопрестольный. Им же с верой поклоняясь, молимся: «По твоим молитвам к Богу даруй нам великую милость».

Тропарь первоверховным апостолам Петру и Павлу, глас 4
Апо;столов первопресто;льницы,/ и вселе;нныя учи;телие,/ Влады;ку всех моли;те/ мир вселе;нней дарова;ти// и душа;м на;шим ве;лию ми;лость.

Перевод:

Первенствующие из Апостолов и вселенские учителя, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.

Кондак святому апостолу Петру, глас 2
Верхо;внаго и пе;рваго апо;столов,/ и;стины Боже;ственнаго ученика;,/ Петра; вели;каго восхва;лим,/ и того; ве;рою целу;ем вери;ги,// прегреше;ний разреше;ние прие;млюще.

Перевод: Верховного и первенствующего апостола, истины Божественного ученика, великого Петра прославим, с верою целуя его вериги и получая прегрешений прощение.

Кондак первоверховным апостолам Петру и Павлу, глас 2
Тве;рдыя и боговеща;нныя пропове;датели,/ верх апо;столов Твои;х, Го;споди,/ прия;л еси; в наслажде;ние благи;х Твои;х и поко;й:/ боле;зни бо о;нех и смерть прия;л еси; па;че вся;каго всепло;дия,// Еди;не, све;дый серде;чная.

Перевод:

Непоколебимых и Богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.

Ин кондак святому апостолу Петру, глас 2
Ка;мень Христо;с, ка;меня ве;ры прославля;ет све;тло, ученико;в первопресто;льника:/ созыва;ет бо вся пра;здновати, Пе;тре, чудеси; твоея; честны;я вери;ги,// и подае;т согреше;ний проще;ние.

Молитва святому апостолу Петру
О, святы;й Пе;тре, вели;кий апо;столе, самови;дче и сотаи;нниче Бо;жий, всемо;щною десни;цею Учи;теля твоего; прия;тый из вод волну;ющихся и кра;йняго потопле;ния свобо;ждшийся! Не забу;ди и нас убо;гих, в ти;не грехо;вней погря;зших и волна;ми жите;йскаго мо;ря обурева;емых: пода;ждь нам твою; ру;ку кре;пкую, помози; нам и удержи; нас от потопле;ния во страсте;х, похоте;х, лжах и клевета;х. Сотвори; и ты с на;ми ми;лость, тебе; от Го;спода явле;нную, да не в сомне;нии и малове;рии изги;бнем. Научи; нас, учи;телю наш, пролива;ти сле;зы покая;ния, да пла;чем го;рько о дея;ниих на;ших в ве;це сем. И а;ще твоя; сле;зы, в покая;ние излия;нныя, ми;лостию Свое;ю покры; Госпо;дь и Учи;тель твой, испроси; и нам, со дерзнове;нием апо;стольским, проще;ния во гресе; ежеча;снаго. Град сей, ко святы;м стопа;м твои;м пове;рженный, сохрани; и от прилуча;ющихся ко;зней лука;вых врага; спасе;ния на;шего огради;; воздви;гни твои; преподо;бнии ру;це ко Го;споду за наро;д наш, да ти;хое и безмо;лвное житие; поживе;м в ве;це сем до часа;, в о;ньже и;мать призва;ти нас Влады;ка Госпо;дь, наш Судия; нелицеприя;тный. Ты же, о всехва;льный апо;столе, не отве;ржи во;пля на;шего и стена;ния к тебе;, но заступи; нас пред Христо;м, твои;м Учи;телем, да непреста;нно сла;вим Его; милосе;рдие к нам, со Отце;м и Святы;м Ду;хом, во ве;ки веко;в. Ами;нь.

Молитва первоверховным апостолам Петру и Павлу
О, пресла;внии апо;столи Пе;тре и Па;вле, ду;ши за Христа; преда;вшии и кро;вию ва;шею па;жить Его; удобри;вшии! Услы;шите чад ва;ших моли;твы и воздыха;ния, се;рдцем сокруше;нным ны;не приноси;мыя. Се бо беззако;ньми омрачи;хомся и того; ра;ди беда;ми, я;коже ту;чами, обложи;хомся, елеа; же до;браго жития; обнища;хом зело; и не возмо;жем проти;витися волко;м хи;щным, и;же расхища;ти насле;дие Бо;жие де;рзостно тща;тся. О си;льнии! Понеси;те не;мощи на;ша, не отлуча;йтеся ду;хом от нас, да не разлучи;мся в коне;ц от любве; Бо;жия, но кре;пким заступле;нием ва;шим нас защити;те, да поми;лует Госпо;дь всех нас, моли;тв ва;ших ра;ди, да истреби;т же рукописа;ние безме;рных грехо;в на;ших и да сподо;бит со все;ми святы;ми блаже;ннаго Ца;рствия и бра;ка А;гнца Своего;, Ему;же честь и сла;ва, и благодаре;ние и поклоне;ние, во ве;ки веко;в. Ами;нь.

Величание первоверховным апостолам Петру и Павлу
Велича;ем вас,/ апо;столи Христо;вы Пе;тре и Па;вле,/ весь мир уче;ньми свои;ми просвети;вшия// и вся концы; ко Христу; приве;дшия.

Каноны и Акафисты
Канон святому апостолу Петру
Акафист первоверховным апостолам Петру и Павлу
Канон на поклонение честным веригам святого апостола Петра


"12 июля православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивается Петров пост.

Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.

Напоминанием о единстве и разнообразии в жизни Церкви стал праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. По православному учению власть в Евангельской Общине принадлежала Собору Апостолов, среди которых Петр и Павел считаются главными – "первоверховными", в отличие от Католической Церкви, где Петр считается единоличным "главой апостолов". Память двух апостолов празднуется одновременно, и это очевидный символ единства. Но Петр и Павел столь различны, что их общий праздник становится напоминанием о разнообразии.



Разница между ними колоссальная в том, что апостол Петр был с самого начала верным учеником Христов, был свидетелем всего, что случалось вокруг Христа с первого момента Его выхода на проповедь. И наоборот, апостол Павел был Христовым врагом, Его противником, он не верил в Него как в Мессию, он считал Его лжепророком; он вышел на проповедь не с тем, чтобы возвещать Евангелие, а с тем, чтобы быть гонителем христиан. Различно апостольское служение… Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, Павел – символом "свободного" христианства, живущего по духу, а не по букве канонов и правил. Но все же апостолы едины: "Петрово" и "Павлово" в Церкви дополняют друг друга.

Апостол Петр — уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он все время находился рядом с Христом, особенно сильно был привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу. Так, с апостолами Иаковом и Иоанном Петр был свидетелем воскрешения дочери Иаира, видел славу Господню на горе Фаворе во время Преображения, оставался со Христом в Гефсиманском саду накануне предательства Его Иудою. Но, несмотря на всю свою любовь и преданность, Петр не избежал самого страшного греха - отступничества, который искупал потом всю жизнь. Преданный Христу, Петр после тайной вечери по малодушию трижды от него отрекается. Но лишь только Спаситель в эти минуты кротко взглянул на него, Петр понял всю тяжесть им совершенного и в сокрушении горько заплакал. Искреннее раскаяние его было принято Господом. Явившись апостолам после своего Воскресения, Христос вновь утвердил Петра в апостольском звании, троекратно повторив: "Паси овец Моих". И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек. Апостол Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига.

Караваджо. Распятие апостола Петра

Караваджо. Распятие апостола Петра. (1600, Капелла Черази церкви Санта-Мария)

Петр мученически скончался в Риме примерно в 64 году (по другим источникам в 67 году). Петр был распят. Поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, его, по собственной просьбе, распяли "стремглав" (то есть вниз головой). Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь собора святого Петра.

Собор Святого Петра

Апостолы
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Апостол (значения).
Запрос «Апостол» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Двенадцать апостолов на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Апо;столы, ед. ч. апо;стол (др.-греч. ;;;;;;;;; «посол, посланник» ; ;;;;;;;;; «посылать») — ближайшие ученики и последователи Иисуса Христа, проповедовавшие Евангелие и создававшие Церковь.

В узком смысле термин апостол относится к двенадцати непосредственным ученикам Христа (Мф. 10:2;4; Лк. 6:13;15); в более широком — также и к 70 ближайшим сподвижникам его Церкви, им избранным (Лк. 10:1;2), называемым также апостолами от семидесяти.

Выделяют также апостольство Павла как призванного к апостольскому служению уже после Вознесения Иисуса Христа (Деян. 22:11, Рим. 11:13).


Содержание
1 Двенадцать апостолов
2 Апостол Павел
3 Апостолы от семидесяти
4 См. также
5 Литература
Двенадцать апостолов
Христианство

Библия
Ветхий ЗаветНовый ЗаветЕвангелиеДесять заповедейНагорная проповедьАпокрифы
Троица
Бог ОтецИисус ХристосСвятой Дух
История христианства
АпостолыХронология христианстваРаннее христианствоГностическое христианствоВселенские соборыРазделение церквейКрестовые походыРеформацияНародное христианство
Христианское богословие
Сотворение мираГрехопадениеГрехИпостасный союзИскупительная Христианское богослужение
ЕвхаристияДуховенствоТипикон
Направления в христианстве
основные
ПравославиеКатолицизмПротестантизмДревневосточные православные церквиДоэфесские церкви
маргинальные
АнтитринитаризмДуховное христианствоЭзотерическое христианствоЕреси
Критика христианства
Критика БиблииВозможные источники текста Библии
Другое
Численность христианХристианство по странам
Портал:Христианство
Основная статья: Двенадцать апостолов
Двена;дцать апо;столов — двенадцать непосредственных учеников Иисуса Христа — Симон Пётр, Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев, Иоанн Зеведеев (Богослов), Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Фаддей, Симон Кананит, Иуда Искариот (Мф. 10:2—4). После отпадения Иуды в число двенадцати апостолов был избран Матфий (Деян. 11:23—26).

По христианскому учению, за время своей жизни Иисус Христос призвал двенадцать учеников, чтобы они были с ним, возвещали Евангелие и изгоняли бесов (Мк. 3:14) и говорили от его имени (Мк. 6:6—13). В силу власти, которой наделил их Христос («Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня», Мф. 10:40), после Воскресения Христова и сошествия на них Святого Духа апостолы начинают устройство Христианской церкви.

Жизнь и деяния этих учеников, называемых также «апостолами от двенадцати», частично изложена в Евангелии и книге «Деяния святых апостолов», которые входят в состав Новозаветного канона.

Апостол Павел
Основная статья: Апостол Павел
Павел, он же Савл (ивр. ;;;;;;;, Шауль), призван после Воскресения Иисуса Христа, то есть он не входит в состав двенадцати учеников, призванных в период земной жизни Иисуса. Несмотря на это Павел является одним из самых почитаемых апостолов христианства. Он и апостол Пётр называются первоверховными апостолами. Апостол Павел сам себя называл «апостолом язычников» (Рим. 11:13).

Апостолы от семидесяти

Икона «Собор семидесяти апостолов»
Основная статья: Апостолы от семидесяти
Апостолы от семидесяти (или от семидесяти двух) — семьдесят (или семьдесят два) последователей Иисуса Христа, проповедавшие Его учение в I веке. В их число не входят двенадцать апостолов и апостол Павел.

В Евангелии от Луки сообщается об избрании Иисусом Христом семидесяти учеников, дополнительно к двенадцати:

…избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти…

— Лк. 10:1
Имена апостолов от семидесяти отсутствуют в Евангелиях. Имена почти всех из них известны из Деяний святых апостолов и посланий апостола Павла. Так известны имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян. 6:1—6). Однако нигде они прямо не называются апостолами.

Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V—VI веках. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды."


Павел (евр. Савл), родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников (‹апостол язычников›). За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет. Павел, как римский гражданин, был "усечен мечом" (т.е. обезглавлен) в 67 году.



Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и Первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

Почему святых апостолов Петра и Павла называют первопрестольными и первоверховными? Вовсе не потому, что они, якобы, получили верховную власть над всеми апостолами. Для подобных утверждений мы не находим свидетельств ни в Евангелии, ни в апостольской истории. Апостолы Петр и Павел именуются первоверховными не за преимущество перед другими во власти, а лишь по чести. За их великие труды. Все святые апостолы понесли множество трудов в благовестии Христова учения, но эти двое потрудились больше всех (1 Кор. 15:10). Переходя из города в город, из страны в страну, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося невзгоды и бедствия.



В Москве Храмы святых апостолов Петра и Павла находятся:
- в Ясенево (м."Битцевский парк", Новоясеневский просп., 42);
- в Лефортово (м."Авиамоторная", ул. Солдатская, 4);
- на Новой Басманной (м."Красные ворота", Н. Басманная ул., 11);
- у Яузских ворот (м."Китай-город", Петропавловский пер.).

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах".