Тайная жизнь анонимного пасквиля

Надежда Секретарева
    4 ноября 1836 года поэт Пушкин А.С. по почте получил анонимное письмо. Через некоторое время ему принесли конверт от Елизаветы Михайловны с точно таким же письмом. Потом явился граф Соллогуб и вручил ему такое же письмо. Остальные адресаты анонима писем Пушкину не направили.
   Александр Сергеевич направил вызов Дантесу. И занялся поисками анонима, видимо, посетил отделение почты, указанное на конверте и там ему сказали, что письма принес слуга из дома баронов Геккернов и писем было около десятка, а так откуда бы Пушкин указывал количество анонимок в письме к Бенкендорфу.

    Удивляет некоторая странность в поведении приятелей поэта, открыла письмо Елизавета Михайловна, а там письмо Пушкину подписано, она и направила его адресату, так же поступил и граф Соллогуб, тот лично понес письмо Пушкину. А что же остальные? Почему прочли письмо адресованное не им? Почему остереглись переслать письмо? Что заподозрили? Как объясняет князь Вяземский, что они с княгиней вскрыли письмо на всякий случай, подозревая, что в письме содержится гнусность, и в подозрениях своих не ошиблись - увидели мерзость, пересылать которую просто невозможно, получилось бы письмо не от анонима а от князей Вяземских. Остальные адресаты поступили таким же образом.

   Мало того  граф Соллогуб устранился от знания текста анонимного пасквиля, в воспоминаниях он отметил, что видел образцы диплома во французском посольстве, якобы рассылая подобные дипломы веселились в Вене. Но, позвольте, милый граф, как же вы не заметили имени своего крестного отца Нарышкина Д.Л. названного в дипломе Великим Магистром ордена рогоносцев, дворяне очень чувствительны относительно своих родственников. И экземпляр анонимки был приложен к дуэльным документам, которые секундант просто не мог не видеть.

   Графиня Фекельмон в дневнике пишет, что поэт получил анонимное письмо, где указывалось на Дантеса. Она не знала текста? Не могу этого представить, потому что она находилась в дружбе с князем Вяземским, надо добавить - в любовной дружбе, что же князь не ознакомил ее, скорее всего, очень умная женщина, графиня Долли, уклонилась от знания текста, потому что это знание могло принести большие неприятности.

   Барон Геккерн получает письмо на имя Дантеса от Пушкина и вскрывает его. Почему? Видимо, полагал , что лучше прочитать, пока Дантеса не было дома, и не ошибся - поехал к Пушкину просить двухнедельной отсрочки, и Дантес со служебными делами управится и он получит время на урегулирование возникшей неприятности, дуэль не нужна была Геккерну, это разрушение карьеры любимого сына Жоржа.

    О содержании пасквиля знали немногие, знал И.А. Тургенев, он брату написал, что Пушкин получил письмо в котором его назвали первым рогоносцем после Нарышкина. Остальные полагали, что в анонимке о Дантесе, а более широкая публика рассказывала о дипломе с золотыми рогами.

     Ни Анненков, ни Амосов, ни Бартенев не писали о содержании пасквиля.

Что же там было написано? А вот:" Кавалеры  первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д.Л. Нарышкина, единодушно избрали господина Александра Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена.
     Непременный секретарь граф И. Борх

     В этом видели намек на Дантеса, но ,помилуйте, какой Дантес? Кто он такой? Когда речь идет о Нарышкине Д.Л. Щеголев П.Е. слегка приоткрыл один уголок и легонько так указал, что Нарышкин был мужем знаменитой Марьи Антоновны, многолетней фаворитки Александра Первого, следовательно назначение Пушкина коадъютором говорит о том, что его жена фаворитка нынешнего монарха. Нарышкин в то время плохо себя чувствовал, но еще был жив, а рыцарские звания пожизненные, вот поэтому Пушкина избирают коадъютором, то есть первый рогоносец после Нарышкина. Это пояснение Щеголев считает достаточным, ну, и все как по команде останавливаются.

     Александр Первый нарушает церковные заповеди, наставляя рога своему подчиненному, но так ведь и ему жена, императрица Елизавета Алексеевна, изменяет то с Охотниковым, то с Чарторийским. Мало того, Марья Антоновна изменила с Гагариным.
     И Павлу первая жена изменяла, а вторую он подозревал в измене и называл младших детей Николая, Анну и Михаила гоффурьерским отродьем.

     И сам Павел родился у Екатерины при неясном отцовстве, Екатерина Вторая изменяла своему мужу Петру Третьему с Орловым, с Салтыковым, с Чернышовым.
     Елизавета Петровна официально оставалась девицей, фаворитов учитывать не буду, - не мужья. Анна Иоанновна была вдовой верной Бирону. Анна Леопольдовна  мало времени была у трона.
     Екатерина , друг сердешный, изменяла Петру Первому, и жена Авдотья, заточенная в монастыре изменила с Глебовым, и любимая Анна Монс изменила.

     Вот такой орден рогоносцев и нарисовался, над историей которого будет работать Александр Сергеевич, а кому же еще быть историографом? Вот сам рогоносец и пишите о рогоносцах. Кого здесь оскорбили больше? Пушкина или Романовых? Романовых , таки, более оскорбили, к тому же подвергли сомнению в легитимности их власти, ну, а как же - матери и жены развратны, где гарантии, что мужья отцы сыновьям. Жестокая насмешка.

    Непременный секретарь Борх - это насмешка над бисексуальностью Петра Первого, как же Пушкин насмехался над мужеской любовью, эпиграммы писал.

    Пасквиль оскорблял Пушкина, намекая на связь его жены с царем, и насмехался над амбицией Пушкина стать официальным историографом.

И кто же мог такое сочинить? Только человек знакомый с приемами дипломатической речи, иностранец,- ни один русский на такое просто бы не отважился, и за меньшее людей в Сибирь отправляли, были случаи.

     Но до сих пор никто не желает видеть это содержание и его политический смысл. Щеголев П.Е. загипнотизировал последующих пушкинистов, - приоткрыл немножко, на одну строку содержание пасквиля и всё, дальше ни-ни. И что там Пушкин? Обвиняет в авторстве барона Геккерна? Нет, Щеголев лучше Пушкина знает, что авторы князья Гагарин и Долгоруков. Что там? Императрица пишет, что узнала содержание анонимного письма подлого и отчасти верного и желает, чтобы отец и сын уехали. Так это вообще во внимание не принимается, подумаешь, императрица подруге пишет _- Щеголев знает больше. Император отказал барону Геккерну в аудиенции и приказал предать забвению дуэль...
     Анонимный пасквиль продолжает свою тайную жизнь