Пушкин Caput

Поль Читальский
В попытках понять суть тайны ухода А.С. Пушкина мы доходили до мистических бредней и конспирологических выкрутас: к примеру, в один момент, когда отрабатывали с фра АИЯ версию «Пушкин – казнь в ритуале  жертвоприношения», нас заинтересовало зачем палачам и заговорщикам могла потребоваться голова Пушкина-жертвы. И, надо же, оказалось, бред - бредом – а тема не такая уж и с ума шедшая и сумасшедшая …

Вот что отыскалось в архиве на тему «caput”^ 

(1)
 Ритуал, терафимы и символы жертвенности

Для ритуала жертвоприношения важна Иббур - прививка энергии царю. Где ж синий фрак с трупа Гоголя и где его голова? Значит головы энергичных посвященных (АСП, Гоголь, Петр1, Наполеон) выставлены где-то и используются мистами как терафимы? Перенос отпевания тела (духа?) в придворную ц. Конюшенную (недаром я отмечал - нет у оной паперти!) была осуществлена для четкого чистого исполнения ритуала заменительного ж-приношения, ибо се церковь "посвященная".

 Тело  и особо отсеченную голову жертвы использовали:
а) саму плоть (труп = корпус) - для уничтожения материального тела как возможного источника подпитки астрального тела Пушкина (АСП); 
б) голову = для воспрещения выхода из головы астрала АСП и для изготовления из черепа ритуального терафимчика. Откуда мы знаем, что терафимы говорят? Из слов: терафимы говорят пустое" (Зах. 10:2):

У Йахве просите дождя в весеннюю пору,
Йахве создает молнии и посылает дождь,
Дает пропитание человеку и траве в поле.
А терафимы говорят пустое, колдуны видят неправду,
Толкователи снов врут и утешают ложью.

Запомним: АСП отпевали в Конюш. ц., посвященной  Нерукотворному образу - кстати, есть бол.базар по поводу нерукотворный или творенный  + вотще по Спасу нерукотв + об иконе АСП и самом образе реально не ручной работы и единств. иконе в каб. АСП - Спасе НЕрукотворенном...  Посвященный Петр1 (во время Вел.посольства) меняет красное знамя руского воинства со Спасом на стяг Андрея Первозванного  = оказывается не ищи прямого ответа и в столовке суп с котлетой: это эзотерика - смена простой идеологии на эзотеризм Иоанна! Символ Смены Династии на петровскую!  В 1825 в Саров прибыл исповедоваться Некто. Его исповедовал сам Серафим. Прибывший получает имя Федор - по иконе Федоровской – покровительнице Дома Романовых!  Прокол старца.  А вскоре в Саров мчится и Ник1 и 3 часа ведут беседу трое троянцев = ФК-Ал1 + старец Серафим + гл.жандарм Ник1. О чем речь? Да о том же!

 Это договор о:  1) Смене Династии  б) заместительной жертве  в) ритуале очищения и Хеб-сед ... включая исполнителей ролей Жертвы, Сета и  Кебхеты  = это несвятая троица = АСП + НН +л-Антес   
 и вся недолга !

В кн. Богословие Нового Завета  Элдона  используется термин Заместительная жертва (Substitutionary.
НО
1) чтобы стать такой жертвой надо добровольно принять на себя грехи замещаемого
2) Он умер вместо меня, потому что, благодаря Его смерти, я спасся от такой же судьбы. Он умер моей смертью ради меня и вместо меня.

alex:  если с головами АСП, Петра и Наполеона, можно понять, то зачем им голова Гоголя? или им всё равно чья голова? Наверное нет. Так кто такой Гоголь?
serjeo: Это тот, кто сидел в пустыне и молил – и меня в жертвы возьмите как Сашка! тот, кого царь взял с собой в паломнич тур в Святую Землю,  тот, кто там был назначен в традиц. в периодом в 7 лет  ритуал ж-приношения!  А вот какая это жертва -  заместительная или энергоподпитывающая – это вопрос. А как быть с Исааком, коего Бог потребовал у его отца Авраама в жертву путем «всесожжения» на горе в земле Мори. И тем более как быть с простым овном?     Уж они то сами по себе точно НИКТО и НИЧТО. Смысл, фра, иной = страждущим и реально приносящим в жертву кого-то для него имевшего ЦЕНУ  был Авраам.  Аналогично важно для 2-х царей = Ал1 и Ник1 = что они принесли ритуальную жертву – Агнца = а в случае с жертвой-человеком это была уже жертва заместительная, клизменная (очистительная) и, если жертва не была «бараном» и обладала суперэнергетикой, то и энергозарядительной и потому продляющей бытие. А Гоголь побывал в состоянии посещения иного мира и тем самым был «избранным», а уж о его энергии Вия и говорить не приходится. Это уже реальный факт. Просто так такой хитрюга гр. Толстой у себя б его не держал. Гоголь был явным проявлением (воплощением, инкарнацией) Беса. В этом плане поразительной явл-ся еврейская традиция "Жертвование собственных детей" - не знаю, есть ли исследования по сей теме, но мнится: евреи со временем заменили жертву с детей на животных и потом на одного избранного = Миссию … 

(2)

казнь и посмертная маска посвященных - Мефисто унт Христо
Dante Alighieri    и  Goethe, Johann Wolfgang von,  Марат … Шиллер ... Диаволиада ... (см. обложку)
         
(3)

В чем смысл философии? Философия = смысл смысла ... 1-ый ее смысл в ответ на вопрос не имеющий ответа: Что такое Сущее?  “-ой смысл философии в любви к софии и фило-софии. Лики посмертных масок четко компонуются тоже в архетипы ... У АСП она одна из тяжелых (см. на обложке две маски)

)4)

Можно сколь угодно зубоскалить и покрывать все гнозисом скепсиса ... но математики  Чудакова Н.Ю., Чудаков С.Н. Паноптикум, Hоосферный театр (теория истории Земли) ДоКАЗАЛИ - например, АСП был ранее Тацитом.
Alex^ Прочитал я Чудакова со товарищами. Интересно, но не внушила мне их математика ничего. Можно было кого угодно в двойники выставить и, при таком многообразии жизни что нибудь да получилось бы. serjeo: их работа получила регистрац. свид-во и явл-ся не эзотерич., а строго научной. Она относится к общей теме: "по Времени в прошлое и будущее". Вот ведь в чем плюс. В вост. мистике это тема инкарнации и реинкарнации. Ведь ЛИ не  просто приводит примеры о Лермонте и Гоголе.  Старые воспоминания совр-ков он дополняет совр. научными работами. 
alex: это, конечно интересно, но там что-то из математических фокусов и не более. Даже, если есть цикличность в некоторрых общественных явлениях, это не говорит о реинкарнации.
serjeo: и второй связанный вопрос - успело ли тело астральное от казни соскочить = будет ли АСП реинкарнировать и когда. Ну по B.Х. это б. чрез 500 почти лет: реинкарнация = это вариант пришествия ... есть иные способы ... ведь по Иоанновой эзотерике  И.Х. в один час мог являться в разном облике = от мальчика до старца. Все эти сведения об одном только бого-человеке (т.е сущности, принадлежащем разным вселенным) теперь наз-ся апокрифами ранних еще не упакованных парткомами Церкви ИХ) христиан: ВХ - ошибка И.Х.  Ешуа - Мать земная не находит его в городе (по Евангелиям) ... А он рядом идет старцем... Я не думаю что это относится к Вере или к Религ. Культу - это состояние мозга -  он болен, ему скучно  итп   alex: ну да, одни тренируют мозг, а вторые вынуждены думать правда ли это? Вот как в Пушкинистике. ПД узурпировал власть и говорит, что мол так то и так то. Это закон. Потом появляются бунтари с апокрифическими пониманиями и начинают толковать всё по-своему. И пока документов нет, наблюдателю со стороны не понять, кто прав. Так и в Религии (я так это назову): кто то что то написал и все толкуют. Одни по канону вторые против и объясняют так как им больше нравится. А документов при нашей жизни не будет. Как мне к этому относиться?
serjeo: Тем не менее, все древние писания, вкл., Библейские тексты, содержат безумно интересный материал: космогония и теогония, антропогенез и антропология. Без этого не полетели бы в космос: и конечно апокрифические ... сведения из них Церковь не могла упаковать в рамки идеологического Павловского партийного канона, ибо просто не могла объяснить. Великий да Винчи назвал гетеросекс = омерзительнейшим из всех известных людских занятий. А он был Посвященным и все основные Тайны Земли знал: посм. страницу об экспериментах да Винчи в области секса и половых отн-ний в кн., кою я тебе высылал с восторгом упоения: там есть супер его рис из спецархивов = рис Вагины = с квасным названем: Врата Ада (кн. История Попы : еще б Истерия папы  и  Чарльз Николл. Леонардо да Винчи. Полет разума). Я понял где мозг АСП,  прочитав Беркли: Существует только то, что мы осознаем.
Мозг - Наш Единый Бог  - это подарок Атлантов). Мозг, как аппарат производства видений, и создает этот Видимый (на самом деле лишь воображаемый "проявленный") Мир... И вся недолга.

(5)   
И вот куды делось тело АСП  = оно в Пантеоне:   (рис.)

Герои д-Юма: д-Артаньян - это д'Убровский, а 10 глава ЕО стала  3ей частью трилогии д-Юма Le chevalier de Sainte-Hermine, ГермаНН преобразился в de Sainte-Hermine, д-Артаньян = это наш чувак из пос. Артания (рязанщина) = т.е., судя по древности и бедности Артании, он чистый (не мешанный с генами руссов)  племенной Эрзянин; по еще более др.версии Артания - обширное гос-во ариев в Заволжье.

 Оно и понятно - иначе на кой хренъ Дюма рванул в Астрахань!? Ну а поск АСП шустро ре-инкарнировал в тело д-Юма, чему завидовал сам Юм, то все встает на свои места, ибо никогда АЦ из нас - путопатриотов - не вытравит память об: Арсания или Артания (араб. ;;;;;;;; ’Ar;;niya) — по арабским источникам X века, один из трёх центров русов, наряду с Куябой (Киев) и Славией (Новгород). АСП, сгоняв в поисках спасения от Вознесения и Воскрешения к границам арийской Артании в Тартарии, подхватил там вирус идеи д-артаньянства, коим и заразил при ре-инкарнации и мутации де-мудизации г-на д-Юма ...   ивсянедолга! Чтоб тебя не зашиб с утра скепсис, высылаю Мемуары г. д_Артаньяна =  справка : сочетание букв "gn"  произносится мягко = "нь "  итог d'Arta-gn-an = д-Арта-нь-ян    урок - платный и не заплатками...
Посм мемуары исторического д-Артаньна, отправленного агентом под прикрытием из III отд канцелярии ЕИВ в бунтующую Францию, так возненавидевшую чой-то свободу самодержавности… и Пу-полновластия
есть такие : Memoires de mr. d'Artagnan capitaine lieutenant de la premiere compagnie des mousquetaires - 1700
тут: https://archive.org/search.php?query=Memoires&and[]=mediatype и еще Les veritables m;moires de d'Artagnan le Mousquetaire  (histoires secr;tes et aventures galantes de la cour de France sous les Cardinaux de Richelieu et Mazarin) – 1802. В Парад-оксы Пушкинистики: не все читали, но все слыхали о связке д-Юма (папА) и д_Артаньян (гасконец)  = но у АСп об этом ни слова.  Значит АСП  и есть автор оной идеи, если не всего романа и всей лит-фабрики д-Юма

(6)
Ритуал жертвоприношения  = Черепа и Власть. Карацюба Сеид -  отрубали головы и клали перстни... прелестно и нам лестно...

(7)
Тело и голова жертвы

Могут быть неск. целей традиционных ритуалов эзотерики разных племенных традиций: - уничтожить тело, изъяв из проявленного мира источник греха и его аккумулятор; - уничтожить голову, воспрепятствовать выходу индивидуального астрала в общий банк данных Космоса итп. Мнится: - тело  АСП использовали для захвата сил Кундалини и подпитки нового царя в ритуале Смены Династии,  - череп его вываренный стал терафимом – прорицателем и предсказателем … «Что день грядущий…». Йориком рюриковичей…
прим.1 Ник1 «пролетел» - его надули: Ник1 не был посвященным, ибо ему в сей династической кутерьме смены не было никакой выгоды, кроме временной власти мирской и тщеславия ради. Реально по Традиции сменяющим мог быть только его сын = Ал2. Но и его судьба была трагической - убили. Разорвали плоть на части. Значит эзотеристы в ритуале что-то нарушили, недосмотрели по архетипу русской лени … или Дух, воплотившийся в АСП, оказался сильнее и всем им отомстил, а реж Оскара не получил – Пушкин его «замочил». АСП любил мстить и ничего не отмщенным не оставлял. Ни разу. Никогда. Спецы эзотерики этого не поняли, ибо были рабами метафизиса.
прим.2  реально  материально в выигрыше осталась одна НН – и насладилась кем и когда хотелось, и от надоевшего поэта-деспота быстро избавилась, и денег ей отвалили за услуги (не дала Пушкину семейного счастью, а ее очаг быстро остыл – в классические химические «Любовь живет ТРИ года»), выдернув из кромешной бедности и долговой (хоть вой) ямы, и потомки ее породнились с любимыми Романовыми и иными домами да королями  … Только убрать с чела печать несчастья и греха ей так и не удалось, не удалось перегрузить или изменить «глюкнувшей» родовой программы с отягощенной патологией наследственностью… Так и осталась она в истерии истории  блуда.

(8)
В кн.: «Письма А. С. Пушкина к Е. М. Хитрово». Л., 1927. Ср. сб. «Русский романтизм». Под ред. А. И. Белецкого. Л., 1927**. 8 - Здесь Пушкин пользуется привычными приемами характеристики «неистового» цикла, порицая описания последних содроганий жертв: «Все, все они — его минутные знакомцы — чредой пройдут пред нами по гильотине, на которой он, свирепый фигляр, играет свою однообразную роль. Мученики, злодеи, герои — и царственный страдалец, и убийца его, и Шарлотта Корде, и прелестница Дю-Барри, и безумец Лувель, и мятежник Бертон, и лекарь Кастен, отравлявший своих ближних, и Папавуань, резавший детей: мы их увидим опять в последнюю, страшную минуту. Головы, одна за другою, запа;дают перед нами, произнося каждая свое последнее слово...»*.в «Северной пчеле» (1832, № 253) отзыв о Сю: «Слог его прекрасный, воображение пылкое, но род его сочинений слишком ужасный, слишком кровавый, вполне возмущающий душу. Характеры в романах его написаны кровью, разведенной на желчи...». это все из комментов к ст. Виноградов В.В.  О ЛИТЕРАТУРНОЙ ЦИКЛИЗАЦИИ.

(9)
Парнас и Заблудший трамвай с Мертвыми головами

Гумилев Николя в Заблудившемся трамвае :
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят — зеленная, — знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.

о чем это он... мы похоронили тему головы и тела усопшего АСП, так ничего определенного и не найдя...В этой теме, а она ведь, возможно, фра, выводит на тему инициационной смерти миста = смерти перерождении...ибо в Памятнике, так и не разгаданном тысячами экспертов качества цемента и кирпича, гений изрек: Весь я не умру - Душа... все бы ничего - да и забыть...Ан, нет, фра = Коля был адамистом в средневековом смысле...акмеисты мечтали о возврате времен Адама и Евы до ложного обвинения их в грехопадении тем, кто сам то и согрешил....а в злобе наказал смертью невинных. Так кто, какие и зачем продавал мертвые головы? Что за ритуал? Не кричи : отвали-сь, покопай- не ленись....

В красной рубашке, с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

Об источниках этого образа можно говорить долго. Р. Д. Тименчик и С. В. Полякова полагают, что его источником стало творчество Гауфа, а точнее, сказка «Карлик Нос», в которой мальчик Якоб помогал ведьме нести капустные кочаны — но, как выяснилось, нёс отрубленные человеческие головы. Вообще, мифологическая связь между круглыми овощами и человеческой головой известна с древности, и мы не станем останавливаться на ней более подробно.Что же касается этого образа в «Заблудившемся трамвае», рискнём предложить иной источник его происхождения, пусть и связанный с той же мифологемой. В средневековых Нидердандах существовала легенда, которую взрослые любили рассказывать детям, недовольным своей внешностью. Суть её такова: те, кому не нравятся их головы и лица, могут поехать в город Еекло. Там есть пекарня, где людям срезают головы и вместо них садят на шею кочан капусты, чтобы остановить кровь (какая-никакая, а голова) — а тем временем делают из срезанной головы другую, лепят на ней новое лицо, как из теста, и выпекают в печи, как хлеб. Правда, никто не гарантирует, что обновлённая голова окажется лучше прежней: она может не пропечься, тогда будет плохо соображать, и человек останется глупцом; если голову, напротив, передержать в печи, она будет «горячая», и её хозяин станет безрассудно пускаться во все тяжкие; а ещё, разумеется, голова может запечься неровно — тогда вообще получится урод. Нидерландские художники не раз иллюстрировали эту легенду, причём очень натуралистично и красочно. Гумилёв, как известно, глубоко интересовался изобразительным искусством, любил ходить в музеи — и мог видеть какую-нибудь из этих картин. Кроме того, он сам в юности был недоволен своей внешностью, о чём вспоминают многие мемуаристы — так что, узнав эту легенду, наверняка запомнил её.уних всё просточто вполне может быть. Это страх перед революцией. всё в таком духе.

Serjeo: это  литерадуроведы взяли из своих литпособий - взглянуть шире им не позволяет узколобая метода... иманно поэтому я спрашиваю даоса = ведь ГНС описывает пересечение границы с запредельным в поисках умершей Маши как Данте ищет Беатриче...и подсовывать сюда голландскую сказку - это бред = мы  болтали об исчезновении головы или всего АСП после отпевания конюхами  в Конюшенной ... и мы ни к чему так и не пришли ....в сказке голову перепекают в адском огне  по собственному желанию ... а тут - продают! дьявольская, фра, разница...   дьявольская!


***
Капут-Ликбез филолога и лингвиста

Вот вам и “Гитлер – капут!"

Из книги Льва Вас. Успенского «Слово о словах» :

В древнем Риме в его латинском языке было большое гнездо слов, происходящих от
корня «кап». Пожалуй, самым важным и основным из них оказалось на протяжении веков слово «к;пут» — голова.
Рядом с этим словом, однако, в древних латинских рукописях встречается немало его родственников, его прямых и косвенных потомков. Такие слова, как «капициум» (capicium) —  головной убор известного покроя, «капиталь» (capital) — сначала тоже головной убор, а затем кошелек для денег, в который суеверные римляне «на счастье» вплетали «капиллэ» (capillae),  то-есть собственные волосы...
Далее следуют «капитулум» (capitulum) — книжная глава, «капитэллум»  (capitellum)  —  верхушка  столба  или  колонны,  «капиталис»  (capitalis)  —  прилагательное, означавшее «уголовный», то-есть связанный с жизнью и смертью, когда дело идет о «голове» человека...
Все это одна семья, веточки одного корня «кап».
Не было бы ровно ничего удивительного, если бы некоторые из этих слов были просто унаследованы от римлян другими близкими или родственными им народами: такие вещи происходили со многими латинскими корнями. Но корню «кап» (cap) повезло особенно.
Если  я  спрошу  у  вас,  что  общего  между  столь  различными  словами,  как  «капит;н» (слово,  живущее  во  многих  языках),  «ш;пка»  (слово,  казалось  бы,  чисто  русское)  и «Уайтчэпел» (название района английской столицы, заселенного беднотой), вы наверняка ответите, что ничего общего между ними не усматриваете ни по смыслу, ни по звукам. А на самом деле слова эти — близкие родственники.
Прежде  всего  зададим  себе  вопрос:  что  означает  звание  «капитана»?  Капитан  —  это тот, кому положено командовать в армии ротой, быть ее г л а в о й, как «полковник» является «главой  полка».  Слово  «капитан»  не  русского  происхождения;  это  —  слово,  давно  ставшее международным.  По-французски  соответствующее  звание  будет  «капитан»  (пишется «capitaine»), по-английски — «кэптин» (captain). Итальянец именует командира роты «иль капитано» (il capitano), испанец — «эль капитан» (el capitan). Попало это слово даже в турецкий язык: одно из высших морских званий там одно время было «капудан-паша», нечто вроде адмирала. Но ведь и у нас капитан — глава не только роты, но и экипажа корабля.
Ни в одном из этих языков, однако, слово «капитан», как бы оно ни произносилось, не связывается  с  другими  словами  этих  языков.  Как  и  по-русски,  оно  в  них  стоит  совершенно особняком; его нельзя объяснить при помощи других слов, как можно, например, слово «облако»  объяснить при  посредстве  слова  «обволакивать»  или  слово  «ловкий»  при помощи  слова «ловить».
А вот в древнем Риме такое объяснение могло быть дано очень легко и просто: «капитан», естественно, одного корня с «к;пут» (caput) — «голова», потому что слова эти близки по смыслу. «Капитан» значит: «главный», то-есть «головной». Это так же понятно, как понятно нам дореволюционное звание «градского головы», которым наделялся главный начальник города.
В наши современные языки, в языки народов Европы, проникло огромное число слов,
производных от древнелатинского корня «кап», слов, так или иначе связанных с понятием «головы».
Во-первых, здесь большое количество различных названий головных уборов. И наша
«шапка», как и французское «шапо» (пишется: «chapeau»), и слово «капор», и английское слово «кэп» (пишется: «cap»), и южнославянское «капица», ставшее нашим «кепка» — все это, с точки зрения языковеда, различные «наголовники», головные уборы. Все они отдаленные потомки того же латинского «капут».
Во-вторых, тут немало слов, означающих так или иначе «верхнюю часть какого-либо
предмета», его «голову», «главу».
Многим из нас, несомненно, попадалось в различных русских описаниях архитектур-
ных памятников слово «капитель». Так называют верхнюю часть, «голову» колонны.
В нашем языке купол церкви много столетий именовался «главой».
«Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы...»
(А. С. Пушкин)
«Глава» и значит  «голова».  Это понятие  могло  легко  перейти  на  купола церквей и в других языках. Так оно и было. Латинское слово «кап;лла», потом во французском языке зазвучавшее  как  «шапель»  («chapelle»),  надо  полагать,  также  связано  с  понятием  о  «главе».  А значило оно: часовня, церковка с одним алтарем. В славянских языках это слово превратилось в слово «каплица» («часовня»). В английском оно же дало слово «чэпел» (пишется: «chapel»).
Название, которое привлекло наше внимание, — «Уайтчэпел» — означает не более не менее, как «белая часовня». Можно полагать, что оно, в свою очередь, связано сложными и давними связями с тем же римским корнем.


***
Ликбез = словарный:   caput – это:

I- Латинско-русский словарь к источникам римского права
1) голова, а) в буквальном смысле: capitis amputatio, отсечение головы (1. 28 pr. D. 48, 19);
b) в перен. смысле назначение наследника есть caput totius testamenti (§ 34 J. 2, 20);
capita officii, знатнейшие из судебных чиновников = primates officiorum (1. 2 C. 12, 19. cf. 1. 3 C. 1, 48); также столичный город (1. 7 pr. D. 1, 16).
2) отдельное лицо, против. нескольким лицам: in capita hereditatem dividere, делить наследство по числу лиц, поголов-но, прот. div. in stirpes, поколенно (§ 6. 16 J. 3, 1. § 4 J. 3, 2); тк. означ. отдельного раба (1. 34 § I D. 21, 1. I. 72 D. 21, 2. 1. 34 pr. D. 31), или отдельное животное (I. 1 § 3. 1. 3 D. 6, 1, 1. 68 § 2. 1. 70 § 1 D. 7, 1).
3) вообще лицo, человека, а) свободного, liberum caput (1. 1 pr. D. 26, 1. 1. 2 § 2 D. 14, 2. 1. 11 § 2 D. 37, 11);
caput eximitur de civitate (1. 2 D. 48, 1);
obligatio ambulat cum capite (см. ambulare s. 2);
in caput alicujus torqueri, interrogari, quaestionem haberi (1. 1 § 11 -14. l. 2. 3. 10 § 2 D. 48, 18), testimonium dicere (1. 14 § 5 D. 38, 2);
tributum capitis, подушный сбор (1. 3. 8 § 7 D. 50, 15);
exactores pecuniae pro capitibus (1. 18 § 8 D. 50, 4): b) о рабах и животных как вещах, servile caput (1. 3 § 1 D. 4, 5): pro capite servi dare aliquid, выдать, израсходовать что-нибудь на воспитание, на отпущение раба на волю (1. 50 § 3 D. 15, 1. 1. 28 § 1 D. 24, 1. 1. 16 pr. D. 33, 8); к рабам и животным относится правило: noxa (s. actio noxalis) caput sequitur (1. 2 pr. D. 2, 9. 1. 1 § 12 D. 9, 1. 1. 20 D. 9, 4. 1. 21 § 1 D. 13. 6. 1. 1 § 18 D. 16, 3. 1. 1 § 2 D. 47, 1. l. 18. 42 § 2 D. 47, 2).
4) жизнь, свобода и право гражданства лица, judicium capitis прот. jud. pecuniae (1. 7 pr. D. 48, 11);
capitis аccusatio "cujus poena mors aut exilium esset (1. 10 D. 37, 14);
capitis accusari, postulari, reum fieri, быть обвиненным в преступлении, которое влечет за собою смертную казнь (1. 4 § 1 D. 2, 11. 1. 33 § 1 D. 40, 5. 1. 53 D. 46, 1); особ. жизнь человека: in caput animadvertere, capitis animadversio, право жизвн и смерти (1. 2 § 16. 18 D. 1, 2);
poena capitis, смертная казнь;
oapite puniri, plecti, luere (1. 16 § 4. 1. 28 § 1. l 38 § 11. 12 C. 48, 19);
capitis famaeve periculum (1. 36 pr. D. 40, 5);
capitis crimine damnatus (1. 1 C. 9, 49).
5) правоспособность человека: servus nullum caput habet (§ 4 J, 1, 16);
capite minui, deminui, перемена, умаление правоспособности, capitis minutio, deminutio (tit. J. cit. D. 4, 5. 1. 1 D cit. Gai. I. 158. 163. 170. II. 145... 147. III. 21. 27. 51. 83. 101. 114. 153. IV. 38. 80); источники отличают deminutio maxima s. magna, при потере свободы, media s. minor, при потере права гражданства, и minima, при выходе гражданина из той семьи, к которой принадлежал он (§ 1-3 J. cit. 1. 11 D. cit. 1. 5 § 2. 1. 6 eod. 1. 5 § D. 50, 13); также римская эманципация считалась переменою правоспособности (capitis deminutio). (§ 3 J, 1, 16). (Gai. I. 132 et seq.).
6) источник: caput aquae illud est, ubi primum nascitur, emergit (1. 1 § 8 D. 43, 20);
aquam ducere ex s. a capite (I. l § 39 eod. 1. 9 D. 8, 31. 16 D. 8, 6), a capite, с начала (1. 10 § 2 D. 2, 13. 1. 19 § 1 D. 3, 5). - 1) все недвижимое имущество, подлежащее сбору поземельной подати (1. 2 C. 10, 25. 1. 1 C. 12, 24. 1. 2 C. 12. 38).
8) подушный сбор (1. 10 C. 11, 47).
9) = capitus (1. 6. 8 C. 12, 38).
10) = capitulum, глава, отделение, статья закона (1. 2 pr. 1. 27 § 4. 5 D. 9, 2), эдикта (1. 2 § 1 D. 4, 6. 1. 3 D. 37, 8); императ. рескрипта (1. 1 D. 48, 22), императ. мандата (1. 27 § 2 D. 48, 19); статья, место завещания (1. 13 D. 5, 2. 1. 40 § 2 D. 29, 1. 1. 34 § 6 D. 31); пункт, часть рассуждения (1. 39 § 1 D. 4, 4).

II - Латинско-русский словарь
pitis n
1) голова
cap;te demisso C, Cs — с поникшей головой
c. aperire Pl — обнажить голову
c. operire C — накрыться, надеть головной убор
capita conferre L — склониться друг к другу головами, т. е. перешёптываться
volvere in c. V — катиться головой вниз
per c. pedesque Ctl — сломя голову
c. aut navim Ctl — орёл или решка ( игра)
nec c. nec pedes habere погов. C, L — не иметь ни начала, ни конца (о деле, о котором не знаешь, как за него взяться и как его повести)
supra (super) c. esse Sl, L, T — быть за плечами, на носу (т. е. угрожать)
c. extollere C — поднять голову (т. е. воспрянуть)
2)
а) верхняя (главная, исходная) часть или головка ( papaveris L); край, конец ( tignorum Cs); вершина, верхушка ( capita montis V); исток, источник (amnis V; Rheni Mela), но тж. устье (c. и capita Rheni Cs, H, Lcn)
c. columnae PM — капитель
б) начало или конец
in capite Bithyniae PJ — на границе Вифинии
3) разум, рассудок
incolumi capite es? H — да ты в своём уме?
4) человек, лицо (c. liberum C, ridiculum Ter, vilissimum L)
exactio capitum C — подушный налог, подушная подать
senos nummos in capita conferre L — внести по шести сестерциев с человека; описательно в том же значении человек, существо ( переводится иногда личным местоимением или вовсе не переводится)
hoc c. Pl — ego
o lepidum c.! ирон. Pl, Ter — хорош, нечего сказать!
vae capiti tuo! Pl — горе тебе!
duo haec capita презр. C — оба эти субъекта ( Долабелла и Антоний)
desiderium tam cari capitis H — скорбь о столь дорогом человеке
5) голова, жизнь
capitis periculum adire Ter — подвергаться крайней опасности
suum c. pro aliqu; re vovere C — сложить голову (отдать свою жизнь) за что-л.
de capite alicujus sententiam ferre Sen — решать вопрос о жизни и смерти кого-л.
quod illorum capiti sit C — что да падёт на их голову (да поплатятся они за это)
capitis causa C, Nep etc. — уголовное дело ( о тяжком преступлении)
accusare aliquem capitis C, Nep — обвинять кого-л. в уголовном преступлении
poena capitis C — смертная казнь
damnare (condemnare) capitis C — приговорить к смертной казни
6) гражданские права, правоспособность (servus nullum c. habet CJ)
capitis deminutio maxima Dig — лишение всех гражданских прав
capitis deminutio minima Dig — ограничение в гражданских правах
capitis minor H — менее полноправный
7) голова, единица, штука
capitum Helvetiorum milia CCLXIII Cs 263 000 — человек гельветов
grox XXV capitum Col — стадо в 25 голов
8) глава, начальник, руководитель, вожак, предводитель (capita conjurationis L; capita rerum, c. nominis Latini L)
c. scelerum Pl — архимошенник
9) суть, главное, основа, сущность
c. est C — суть в том (чтобы)
cenae c. C — главное блюдо
c. oratoris est C — главная обязанность оратора состоит (в)
c. Epicuri C — основное положение Эпикура
10) (тж. c. rerum T) главное место, центральный пункт, столица, главный город (Thebae c. totius Graeciae Nep; Praeneste c. belli L)
11) глава, отдел, раздел, пункт (c. legis, epistulae C)
a primo capite legis usque ad extremum C — от первого пункта закона до последнего
12) основная сумма, главный фонд, капитал (de capite aliquid deducere L)
13) грам. исходная форма слова (т. е. nom. sg. для склоняемых слов и 1 л. sg. praes. ind. для спрягаемых) Vr

III - Латинско-русский словарь крылатых слов и выражений
Caput mortuum
"Мертвая голова" - оставшиеся в тигле и бесполезные для дальнейших опытов продукты производимых алхимиками химических реакций; перен. Нечто мертвое, лишенное живого содержания, лишенное смысла.
Как бы то ни было, мы имеем дело с интересным событием: с процессом разложения абсолютного духа. Когда в нем угасла последняя искра жизни, различные составные части этого caput mortuum распались, вступили в новые соединения и образовали новые вещества. (К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология.)
Сокровище было бы лишь бесполезным металлом, его денежная душа покинула бы его, и оно сохранилось бы как перегоревший пепел обращения, как его caput mortuum, если бы оно не стремилось постоянно к обращению. (К. Маркс, К критике политической экономии.)
...было время, когда материя нашего мирового острова превратила в теплоту такое огромное количество движения - мы до сих пор еще не знаем, какого именно рода, - что отсюда могли развиться солнечные системы, принадлежащие по меньшей мере (по Медлеру) к 20 миллионам звезд, - системы, постоянное умирание которых равным образом несомненно. Как произошло это превращение? Мы это знаем так же мало, как мало знает патер Секки, превратится ли будущее caput mortuum нашей солнечной системы когда-либо снова в сырье для новых солнечных систем. (Ф. Энгельс, Диалектика природы. Введение.)
...Французские материалисты еще не знали, что вещь в себе есть лишь caput mortuum абстракции, и стояли как раз на той точке зрения, которая называется теперь многими точкой зрения критической философии. (Г. В. Плеханов, Несколько слов нашим противникам.)

Caput mundi
"Голова мира", т. е. центр вселенной.
Название древнего Рима как столицы мировой империи.
Как мог caput mundi, каким был Рим в древности, довольствоваться такою площадкой, где храмы и дворцы были напиханы без малейшего простора и перспективы. (П. Д. Боборыкин, Вечный город.)

Ponens caput expir;vit
Опустив голову, испустил дух.
Неточная цитата из Евангелия от Иоанн а, 19.30: Et inclinato capite tradidit spiritum. "И склонив голову, испустил дух".
Всякий раз, когда после зловещего четверга в суде по Парижу во всеуслышание объявлялся смертный приговор - мучительная мысль всякий раз возвращалась к нему -, напоминала ему о жандармах, палачах -, час за часом рисовала ему предсмертные муки страдальца. Это была пытка, настоящая пытка, она начиналась с рассветом и длилась, как и терзание несчастного мученика, вплоть до четырех часов. И только когда погребальный бой часов оповещал, что ponens caput expiravit, автор мог вздохнуть свободно и думать о чем-то другом. (Виктор Гюго, Последний день приговоренного к смерти.)

***
Из шпаргалок студентов:

4.1. Понятия persona, status, caput в римском праве.
Для того, чтобы выступать полноправным субъектом в сфере ча¬стного права с подразумеваемой правоспособностью (caput), человек дол¬жен был отвечать двойной совокупности условий. Во-первых, он должен быть человеком с позиций естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола). Во-вторых, он дол¬жен представлять лицо (persona) с позиций гражданского права. На ха¬рактеристику человека как лица гражданского права влияли несколько об-стоятельств: его состояние свободы или несвободы (status libertatis), состояние гражданства, т.е. принадлежность к римскому гражданству или к гражданству союзнических общин, других народов и т.п. (status civitatis), его положение в римской семье (status familiae). Отсутствие какого бы то ни было статуса не позволяло говорить о человеке как субъекте гражданского права.
Полноценным субъектом частного права лицо:
А) находящееся в свободном состоянии,
Б) принадлежащее к римскому гражданству
В) занимающее особое положение в римской се¬мье в качестве persona sui juris, т.е. обладающее завершенной дееспособностью;
Г) Человек не моложе 25 лет,
Д) лица мужского пола, не подвергшемуся законным запретам и ограничениям по религиозным и другим основаниям.
4.2. Элементный состав caput. Capitus deminutio: виды.
Правоспособность обозначалась словом caput-это свойство лица иметь права и обязанности. Быть правоспособным значило caput habere.
Сaput определялся трояким состоянием:
а) состоянием свободы - status libertatis;
б) состоянием гражданства - status civitatis;
в) таким семейным состоянием, status familiae, в силу которого данное лицо не подчинялось власти домовладыки.
Правоспособность (caput) -. Различалась правоспособность в публичном праве (ius publicum) - включала в себя право участвовать в общественной жизни Римского государства, избирать и быть избранным, служить воинами в римских легионах, быть участниками религиозных и светских праздников и т.д.
Правоспособность в частном праве (ius privatum) включала в себя право заключения полноценного брака с отцовской властью над детьми (ius conubii) и право участвовать в торговом обороте, совершать сделки (ius commercii).
Отпадение или изменение одного из этих состояний, capitis deminutio влекло за собою и прекращение либо изменение объема или содержания правоспособности.
Различали:
capitis deminutio maxima (максимальное) - если лицо утрачивало состояние свободы, например попадало в плен;
capitis deminutio media (среднее) - если лицо утрачивало римское гражданство, например будучи приговорено к ссылке;
capitis deminutio minima (наименьшее) - если лицо изменяло свое семейное положение, например становясь подвластным вследствие усыновления. Соответственно изменение статуса могло быть и в сторону усиления, улучшения состояния лица.

***

Всё...
Полный капут...