4. Стадии и уровни развития психики

Лариса Болотова
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри).

I Стадия элементарной сенсорной психики.

А. НИЗШИЙ УРОВЕНЬ. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражительность.

РАЗДРАЖИМОСТЬ – способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением своей активности, изменением направления и скорости движения.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов. Низшие воспринимают мир отдельными ощущениями, высшие ощущения объединяют в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещей оформленных, расчленённых на детали в восприятии, но образно целостных предметов.

 ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ.

Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменения движения. Элементарные формы движения. Слабая пластичность поведения. Несфомированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишённые жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

ВИДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ.


Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Б. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

(Зачем нужен специальный орган для поглощения пищи? Например, растения поглощают воду и минеральную пищу всей поверхностью корней, а излучения Солнца поверхностью ствола, ветвей и листьев.)

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ.

Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытьё в грунте, плавание с выходом их воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врождённые программы.

Научение – приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.

ВИДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ.

Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие безпозвоночные.

II Стадия перцептивной психики.

А. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ.  Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение взаимодействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти.

Перцептивный – относящийся к восприятию.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ.

Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетические запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны, разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полёт и другие). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитие защитного поведения.

ВИДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ.

Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие безпозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.

(Появление головы и мозга, связано с увеличивающимся объёмом поступающей информации, как внешней, так и внутренней).

Б. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира».

(Если взять ребёнка, то он проходит постепенно все указанные стадии, начиная с самого рождения).

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ.

Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.

ВИДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ.

Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

В. НАИВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличия биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учёт причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).

Инсайт (озарение, догадка) – неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ.

Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретённых знаний, умений и навыков.

ВИДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ.

Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины), человек..