Первые Герои Воронежской области

Валентин Котюх
 16 апреля 1934 года Михаил Иванович Калинин, председатель ЦИК СССР и секретарь ЦИК СССР Авель Сафронович Енукидзе подписали постановление «Об установлении высшей степени отличия-звания Героя Советского Союза».

В постановлении говорилось: «Установить высшую степень отличия;—;присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза».

 Сначала Героям Советского Союза выдавалась особая грамота. Дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года.

Первыми Героями Советского Союза стали летчики полярной авиации, которые спасли 102 пассажира из команды парохода «Челюскин».

 Пароход при следовании из Мурманска во Владивосток 13 февраля 1934 под управлением начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина был раздавлен льдами и затонул в Беринговом проливе в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен.  Эвакуированный экипаж парохода в течение двух месяцев жил на льду, всё это время за жизнью и спасением команды наблюдала вся страна. Наши полярные пилоты Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков и Маврикий Слепнев вывезли на Большую землю экипаж и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин».  За один рейс летчик брал на борт 3-4 человека.
 
 Первым в Воронежской области в довоенных границах высшую степень отличия получил Водопьянов Михаил Васильевич. В УПК место рождения указано Воронежская область Липецкий район село Студенки. Наш земляк первым: открыл воздушную линию на остров Сахалин, совершил перелет Москва-Хабаровск в 1930 г., совершил дальний перелет Москва-мыс Шмидта-Москва, первый в мире выполнил арктический перелет Москва-Земля Франца-Иосиффа-Москва на самолете П-5-127. В 1937 он первый совершил посадку на дрейфующую льдину на Северном Полюсе, а в 1941 году один из первых бомбил Берлин

       
;
                Герой Советского Союза Карп Ковтун

В начале 20 века семья Ивана Алексеевича Ковтуна переехала из Киевской губернии Васильковского уезда Белоцерковской волости   села Шарки в Панинскую волость.  Украинские переселенцы, жившие в Васильковском уезде на хуторах Шарки и Бакумовка, основали хутор Шарко-Бакумовку.

  Вместе с семьей переселенца Ивана Алексеевича и его женой Марфой Васильевной Ковтун приехало в Россию два сына. Старший Иосиф Иванович 1897 года рождения, младший Прокоп (Прокопий), который появился на свет 8 августа 1899 года и дочь Прасковья .
 Прибывшая семья быстро разрасталась. 15 мая 1908 года в семье крестьянина Ковтуна родился третий сын Карп, а за ним дочери Феня и Марфа.  В годы Гражданской войны старшие братья ушли в Красную Армию в ноябре 1918 года. После окончания войны домой вернулся только Иосиф, который женился на местной девушке Марии Васильевне. Средний сын Прокоп остался служить в армии.

Младший сын Карп окончил 4 класса сельской школы.  В голодные годы батрачил на кулаков, работал заведующим избой-читальней. В 1928 году окончил в Борисоглебске курсы председателей сельсоветов и работал в этой должности до призыва в РККА. При его участии на хуторе организовали колхоз «Красная Украина».
В армии Карп Иванович учится в полковой школе в городе Старая Русса, служит командиром отделения в 48-м стрелковом полку. 
В 1933 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов имени Пролетариата Донбасса, а в 1934 году курсы командиров звеньев в 1-й Краснознаменной школе пилотов им. Мясникова. В становлении летчика помогал брат Прокофий, который служил в Ленинграде.
В звании лейтенанта Карп Иванович направлен в Киевский особый военный округ, где командует звеном в 109-й истребительной авиационной эскадрилье 36-й истребительной авиационной бригады. Здесь он женился на Анне Петровне.  Молодая семья жила в Киеве с дочерью Эллой.

Лейтенант Ковтун добровольцем уехал воевать в Испанию. Первые летчики из Советского Союза прибыли на защиту Испанской республики в октябре 1936 года на пароходе «Карл Лепин».  Вскоре Карп записал на свой счет вражеский бомбардировщик. О последнем бое в испанском небе вспоминал его сослуживец Захаров Георгий Нефедович: «13 ноября над Мадридом была подожжена машина Кости Ковтуна. Вообще-то Ковтуна звали Карпом, но он не любил это имя, и, сколько я помню, товарищи всегда звали его Костей. Итак, при выходе из атаки на бомбардировщики наше звено было атаковано истребителями их прикрытия. Костина машина загорелась, и я перешел с места левого ведомого вправо, чтобы прикрыть его. Я видел, как целый и невредимый Костя вылез из кабины. Видел, как он прыгнул, открыл парашют. Видел, как его перевернуло вниз головой и как он выскользнул из ножных лямок.
Очевидно, летчик по привычке не застегнул на груди карабин. Пустой парашют ветер понес в сторону позиций мятежников. А живой еще Костя Ковтун падал на мадридскую мостовую. Я ходил за ним по спирали до самых крыш...» .    
Похоронен на деревенском кладбище Компорналь, в 12 километрах от аэродрома Алькала-де-Энарес (Испания).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1936 года, за мужество и героизм, Карпу Ивановичу Ковтуну было присвоено звание Героя Советского Союза.
Братья Иосиф и Прокопий били фашистов в годы Великой Отечественной войне. Красноармеец Ковтун Иосиф Иванович воевал в 41 гв. сп, 14 гв. сд в Сталинграде. 26.12.1942 г.  он погиб в Ростовской области у х. Пономарево.
 Средний брат Ковтун Прокопий Иванович участвовал в войне с финнами. С началом войны с немцами защищал Ленинград. Прошел путь от начальника связи 253 отдельного батальона, 286 стрелковой дивизии Волхф до начальника связи 116 ск 2 Уд. А.  Закончил войну в Померании. Награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, орденом Ленина (за 25 лет безупречной службы), медалями «20 лет РККА», «За отвагу», «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

В Ивановке, на здании школы, где учился Карп Иванович установлена мемориальная плита в честь первого героя. На Аллее Героев в Панино поставлен бюст Карпа Ковтуна. В его честь названы улицы в Воронеже и селе Дмитриевка Панинского района. На площади в Панино установлен истребитель-бомбардировщик СУ-17М с бортовым номером «36» - годом гибели Карпа Ковтуна. Воронежские краеведы Владимир Елецких и Александр Новиков написали книгу «Истребитель Коста».
               
Первый герой Великой Отечественной войны
Яков Крейзер родился 22.10(4.11).1905 г. в городе Воронеже.  До поступления в армию учился полгода на курсах дорожного строительства.
В Красной Армии с февраля 1921 г. 23 февраля 1921 г. добровольно поступил в 22-ю Воронежскую пехотную школу, где проучился курсантом и пом. командира взвода до 15 января 1923 г. В период учебы в 1921 г. принимал участие в боях против вооруженных отрядов Колесникова в районе ст. Перелешино. По окончании школы он получил назначение в 144-й стрелковый полк, где исполнял обязанности командира отделения, командира взвода, пом. командира роты. С января 1924 г. - начальник караульной команды по охране Павловского центрального артсклада, с ноября 1925г. командовал взводом сначала в павлово-посадской отдельной местной стрелковой роте, а с июня 1927 г. - в 18-й отдельной местной стрелковой роте.
В январе 1928 г. переведен в 3-й стрелковый полк Московской пролетарской стрелковой дивизии, где прошел все ступени роста: от командира взвода до командира полка. В марте 1941 г., после окончания КУВНАС при Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе, полковник Я.Г. Крейзер назначен командиром 1-й Московской моторизованной дивизии.

4-10 июля части дивизии Крейзера вели оборонительные бои вдоль шоссе Минск – Москва, сдерживая продвижение 18-ой немецкой танковой дивизии, рвавшейся к Орше. За неделю боёв мотострелки Якова Григорьевича, неоднократно наносившие чувствительные контрудары, уничтожили и подбили до 70 танков и бронемашин противника.
6 июля дивизия Крейзера своим внезапным контрударом отбила город Толочин, захваченный германской моторизованной колонной. В ходе ожесточенного встречного боя «крейзеровцы» выбили врага из города. При этом были уничтожены до двух рот немецкой пехоты, пленены 800 вражеских солдат и офицеров, захватив в исправном состоянии 350 автомашин и мотоциклов.
Бои в районе Борисова и на Оршанском направлении, которые успешно и упорно вели подразделения Крейзера, позволили выиграть командованию Западного фронта драгоценное время для развёртывания частей второго стратегического эшелона вдоль восточного берега Днепра. 
Об этих боях Георгий Константинович Жуков вспоминал: «На реке Березине наши войска упорно дрались в районе города Борисова, где с особым мужеством сражалось Борисовское танковое училище, руководимое корпусным комиссаром И.З. Сусайковым. К этому времени туда подошла 1-я Московская мотострелковая дивизия под командованием генерал-майора Я.Г. Крейзера. Дивизия была укомплектована по штатам военного времени, хорошо подготовлена и имела на вооружении танки Т-34. Генералу Я.Г. Крейзеру, подчинившему себе Борисовское танковое училище, удалось задержать усиленную 18-ю танковую дивизию противника более чем на двое суток. Это тогда имело важное значение. В этих сражениях генерал Я. Г. Крейзер блестяще показал себя ».

Впервые о подвиге нашего земляка воронежцы узнали 23 июля 1941 года из газеты «Правда», где был напечатан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Якову Григорьевичу Крейзеру звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В наградном листе на высокое звание говорилось: Тов. Крейзер Я.Г. в боях за социалистическую родину проявил образец мужества, воли, геройства и храбрости. Умело и решительно управлял операциями дивизии. Обеспечивал успешные бои на главном направлении армии. Своим личным участием, бесстрашием и геройством увлекал в бой подразделения дивизии. Ранее награжден орденом Ленина. 12 июля 1941 года ранен. Достоин присвоения звания «Герой Советского Союза »
 На следующий день в газете на первой странице опубликована в рубрике «Герои Советского Союза» фотография полковника Якова Крейзера среди других Героев.
 
Газета «Правда» от 24 июля 1941 г. №203

На второй странице в статье «Полковник Крейзер» рассказывалось о героизме 1-й Московской мотострелковой дивизии и её командире: «Он пришел в дивизию командиром взвода и через двенадцать лет стад командиром дивизии. С этой же дивизией Яков Григорьевич Крейзер выступал на фронт отечественной войны.
Дивизия должна была сдерживать яростный напор фашистских полчищ и уничтожать их, отстаивая родную советскую землю. Страна доверила полковнику Крейзеру множество людей, вооруженных первоклассной техникой, — и вот настал час оправдать это высокое доверие.
Но победа деется лишь тому командиру, который в мирные дни учебы ежечасно помнит о грядущей войне. Таков командир Крейзер. Он воспитывал бойцов и командиров прежде всего силой личного примера. Обладая прекрасным здоровьем, Яков Григорьевич добивался, чтобы все люди его соединения были закалены, выносливы, хорошо обучены.

Полковник Крейзер умел подбирать таких командиров, как я он сам: немногословных, смелых, решительных, обладающих инициативой. Он был уверен, что такие командиры не растеряются в бою, найдут выход из любого трудного положения.
Он был очень требовательным к своим подчиненным. Он понимал, что в бою будет легко, если трудно в учебе. И дивизия в боях на фронтах отечественной войны с честью оправдала доверие страны прежде всего потому, что водил ее в бой строгий командир Крейзер.
Дивизия заняла оборону па реке Н. Противник надвигался, но шоссе, выбросив вперед танки и мотопехоту. Открыв сильнейший огонь из минометов, фашисты пытались атаковать дивизию. Целый день авиация противника бомбила один из полков, но убитых было только двое, —так крепко окопалась дивизия, прижавшись грудью к родной земле! Фашист», атаковавшие дивизию, усеяли землю своими трупами и обломками машин.
Враг начал активную разведку, нащупывая фланги дивизии. Выйдя в одном месте на правый фланг, фашистская мотоколонна растянулась километра на два. Ее обнаружили артиллерийские наблюдатели.
Полковник Крейзер приказал батареям открыть огонь. Десятки орудий ударили по вражеской колонне. Поднялся такой грохот, что задрожала земля. Вражеская мотоколонна мгновенно превратилась в горящий костер — на протяжении полутора километров все горело от метких выстрелов артиллерии.
В это же время на левом фланге дивизии, на опушке леса, фашистская мотопехота бросилась в атаку. Артиллерии па этом участке обороны не было, и фашисты рассчитывали быстро сбить левый фланг.
По восемь танков, замаскированных в стороне, ждали врага: с первых же выстрелов они зажгли шесть машин, и противник. поспешно отступил.
Двенадцать дней вела дивизия непрерывный бой с наступающим врагом, выдерживая натиск двух фашистских дивизий: танковой и мотодивизии. И все-таки гитлеровским полчищам не удалось сбить дивизию полковника Крейзера. Она стояла стальной стеной па пути фашистов.

За эти дни зенитчики сбили 12 вражеских самолетов. Поминутно рвалась связь. Диверсанты, сброшенные па парашютах в наш тыл, вырезали куски кабеля, но связисты под личным руководством начальника связи дивизии майора Нистратова быстро исправляли повреждения, несмотря на губительный огонь противника... За героическую работу майор Василий Андреевич Нистратов награжден орденом Красного Знамени.
От связистов не отставали разведчики. Капитан Цыганков, находясь в разведке глубоко в тылу врага, смело вступал в бой с численно превосходящим противником, неизменно наносил ему жестокие удары и доставлял командованию ценнейшие сведения о враге. Капитан Петр Тимофеевич Цыганков за свой героизм награжден орденом Ленина.
Чудесно дрались артиллеристы! Командир батареи лейтенант Холодов, не имея телефонной связи с пехотой, пробрался с радиостанцией к переднему краю противника, залег в 600 метрах от пего и лично руководил огнем. Его орудия зажгли 15 фашистских танков и 30 автомашин.
Командир противотанкового орудия младший сержант Дмитриев сбил два танка. Выстрелом разбило щит его орудия и ранило командира. Бойцы повели раненого товарища в тыл, и в это тремя появился третий танк. Увидев его, Дмитриев вернулся к орудию и, сбил вражескую машину.
Командир взвода сапер лейтенант Коганов получил задание пропустить по мосту через реку все свои танки и в тот момент, когда на мост взойдет противник, взорвать его. Два бойца, зная, что им угрожает смерть, так как они не успеют отбежать от моста до взрыва, спокойно сделали свое дело и погибли как герои, но взорвали мост в тот момент, когда на него взошел тяжелый фашистский танк...
Любовь в родине и презрение к смерти—вот отличительные черты героев дивизии которой командует полковник Яков Крейзер. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза »

7 августа Якову Григорьевичу было присвоено звание генерал-майора, а спустя восемнадцать дней он возглавил 3-ю армию Брянского фронта. С 26 августа по середину сентября войска Крейзера вели оборонительные бои у берегов реки Судость. Они прикрывали Трубчевск, Почеп и Брянск от стремительно наступавших танков моторизованных корпусов Гудериана.

С 30 сентября 3-я армия была задействована в Московской оборонительной операции, защищая центральный участок Брянского фронта. Армия оказалась в окружении. Находясь в кольце врагов, Крейзер наносит концентрированный удар в направлении Дмитровска-Орловского, и к исходу 22 октября выводит свои главные силы в район истоков Оки и станции Поныри, сохранив их боеспособность и материальную часть.
В последующие шесть недель Якову Григорьевичу пришлось вести тяжелейшие оборонительные бои в Орловско-Брянской и Тульской оборонительных операциях, лавируя между «клещами» моторизованных частей Гудериана и армейских корпусов фон Вейхса. К 5 декабря 1941 года 3-я армия заняла прочную оборону между Ефремовым и верховьями Дона.
В ходе общего контрнаступления Красной армии под Москвой части Крейзера опрокинули подразделения 35-го немецкого армейского корпуса, продвинулись вперёд к исходу 7 января 1942 года на 120 км. В ходе Елецкой наступательной операции освобождены город Ефремов, а также населенные пункты Любовша и Новосиль.
С февраля 1942 г. генерал-майор Я.Г. Крейзер был исполняющим обязанности должности зам. командующего 57-й армией, командующего 1-й резервной армией. После окончания ускоренного курса Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова с октября 1942 г. назначен заместителем командующего, позже командующим 2-й гвардейской армией, которая в составе Донского и Сталинградского фронтов участвовала в Сталинградской битве.

С января 1943 г. ее войска в составе Южного фронта вели наступательные бои на ростовском направлении. В конце февраля армия вышла к р. Миус, где перешла к обороне. С августа 1943 г. генерал-лейтенант Я.Г. Крейзер вступил в командование 51-й армией и находился в этой должности до конца войны. В составе Южного, 4-го Украинского, 1-го и 2-го Прибалтийских, Ленинградского фронтов армия участвовала в Мелитопольской, Никопольско-Криворожской, Крымской, Полоцкой, Рижской и Мемельской наступательных операциях.
 
Войска армии отличились в боях за освобождение Донбасса, при прорыве укрепленной обороны противника на Перекопском перешейке, в овладении городами Мелитополь, Симферополь, Севастополь, Шяуляй, Елгава. Во всех операциях генерал Я.Г. Крейзер в полной мере проявил способности военачальника, искусство планирования и ведения боевых действий, умело использовал все виды оружия для огневого поражения противника, смело сосредоточивал основные усилия войск армии на направлениях главных ударов, творчески подходил к подготовке войск к боевым действиям.

Генерал Крейзер участник Парада Победы 24 июня 1945 г. Он прошел во главе сводного полка 1-го Прибалтийского фронта с поднятой вверх шашкой по Красной площади. Генерал армии Яков Крейзер умер в 64 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В честь генерала названы улицы в Воронеже, Севастополе и Симферополе. В Воронеже в парке Патриотов установлен бюст генерал-полковнику Крейзеру.