Встречи с бесами. Охота на слова

Александр Ерошкин
Я отношусь к одному из послевоенных поколений. Выиграв великую победу в великой войне, СССР оставался атеистической державой, а потому мы росли и воспитывались как атеисты. Мы уже не были грубыми безбожниками, как молодёжь конца 20-х годов. Мы терпимо относились к вере  старшего поколения. 

Я помню, как в мои ранние годы моя мать много времени проводила в молитвах перед иконами, а потом это время сперва сократилось, а потом сошло на нет. Когда в 1961 году мы продали дом в одном районе и купили в другом, иконы на божницу уже не выставляли, хотя иконы сохранили. А при ремонте дома убрали все божницы.

Как-то мою мать спросили, почему она перестала молиться. И она сказала, что у неё слишком хорошие были наставники. Об одном она рассказала. Я помню тот случай. Это было, наверное, летом  1952 года. Мне не было и пяти лет.  Мы с братом пришли в церковь и поднялись на колокольню, оттуда  моя мама следила за лесными пожарами и опалами. Она хорошо знала окрестности города и в жаркие летние дни мгновенно  определяла, где дымок может превратиться в большой лесной пожар. По телефону она звонила в лесхоз, а оттуда направляли людей в зону возгорания.

Внизу было жарко. На улице Ленина строили тогда бетонную дорогу на Сороковку, между плитами заливали гудрон, который на солнце плавился. Мои босые ноги были покрыты этим гудроном. Не мог же я пройти мимо и не задеть эти блестящие гудронные прокладки. На колокольне было холодно, и мама встретила нас в телогрейке. Брат сразу вышел наружу, подошёл к железной ограде и провозгласил, что видит гору, которая возвышается  перед нашими окнами. Мне тоже захотелось взглянуть, я метнулся к брату, и меня остановила жуткая дрожь во всём теле, особенно в коленках. Ноги мои перестали меня слушаться. Я так и не решился выйти наружу. А тут пришёл поп. Мне кажется, что он даже погладил меня по голове. Мы ушли. А батюшка стал приглядываться к нашей матери, вёл с нею беседы. Дальше – больше. Мать предупредила его, что ухаживания его ничем добрым не кончатся. Но он продолжал подниматься к ней на колокольню. А когда решил взять её силой, она с лёгкостью спустила его на четыре ступеньки вниз. Это он тяжелее кадила ничего не поднимал, а на ней была вся далеко не женская работа, большое хозяйство, трое детей, коровы, козы, овцы, огромный огород и покос. Да и дрова заготавливали тогда для себя сами.

С литературой, где идёт речь о религиозных отношениях, в школьном курсе семилетки мы не встречались. Правда, в школьной библиотеке был большой деревянный шкаф, заполненный книгами, и вся верхняя полка была заставлена книгами Гёте «Фауст» в переводе Н. Холодковского. Я много раз заглядывался на эту полку, но мне говорили, что рано ещё. Школа наша была семилетней и получила книг на целый класс, около 40 штук, в программу по литературе у нас Гёте уже не входил.

Я прочитал много книг из школьного шкафа, а потом дошла очередь и до «Фауста».

Мне выдали книгу, я листал её, читал, но многого не понял. Прочитанные к этому времени «Витязь в тигровой шкуре» Шоты Руставели или «Песня о Нибелунгах» были доступны для моего понятия. Впрочем,  и в курсе десятого класса, и в курсе зарубежной литературы в педагогическом вузе, да и сейчас многое остаётся непонятым, видимо, потому, что для полного понимания нужно быть человеком религиозным. Я таким не могу быть. Считаю, что современное христианство, как католичество, так и  православие, - это некая разновидность каргокультуры, когда определённые действия совершаются, но они не имеют того смысла, который прежде в них вкладывался. Это ритуал, за которым ничего нет. Но не исключено, что в прошлом было иначе.

Я не заметил, да и не мог заметить, как характеризует сам себя Мефистофель, когда объясняет доктору Фаусту: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". В переводе Н. Холодковского: "Часть вечной силы я, Всегда желавшей зла, творившей лишь благое".

В оригинале у Гёте по-немецки это звучит так: „Ein Teil von jener Kraft, die stets das B;se will und n stets das Gute schafft." И именно эти слова Мефистофеля из трагедии Гёте "Фауст" использованы Михаилом Афанасьевичем Булгаковым как эпиграф к роману "Мастер и Маргарита".

А Александр Пушкин начинает свою «СЦЕНУ ИЗ ФАУСТА» с обращения Фауста к Мефистофелю. Помните? Начинается отрывок со сцены на берегу моря.

Фауст
Мне скучно, бес.

Мефистофель
                Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.

В последние годы меня интересуют взаимоотношения человечества и бесов. В том, что они есть, я не сомневаюсь. Более того, бесы оживились и  не только пытаются, но и всячески стремятся  покорить весь мир.

Вот слово ДЬЯВОЛ, к примеру. Смотрим в словаре Владимира Даля.

ДИАВОЛ (до реформы языка 1918 года писалось слово через i -  ДIАВОЛ) , дьявол м. злой, нечистый дух, бес, черт, сатана; демон, облом, некошный, лукавый.
Диавол во зле по самотности, себялюбию; сатана во лжи по кичливости, самонадеянности.
Дьявол стар, да празднества ему нет.
Кнут не дьявол, а правду сыщет, от пытки.
Всех чертей знаю, одного дьявола не знаю.
Диаволов, ему принадлежащий; диавольский, ему свойственный.
Гнев дело человеческое, а злопамятство — диавольское.
При церквах проживают, а волю дьявольску совершают.
Дьявольщина ж. чертовщина, бесовщина, случай или дело, приписываемое нечистому; мана, морока; употр. также бранно. Толковый словарь живого великорусского языка


А присмотримся к самому слову. В нём приставка ДИ (ДЬ), отрицательная приставка А (равнозначная НЕ) и корень ВОЛ (ВОЛЯ). То есть речь о том, кто подавляет волю.

И я вовсе не случайно вспомнил, что при посещении самой высокой в городе колокольни не смог подойти даже к ограде, что-то изнутри сдержало мой порыв. Нахождение на высоте у меня вызывает часто  тошноту и головокружение. Говорят, что головокружение на большой высоте является нормальной физиологической реакцией. А вообще страх высоты – это АКРОФОБИЯ, от древнегреческих корней akros («верхний»)  и fobos («страх»).

Мировая культура даёт великое множество образцов встречи людей с  бесами, дьволами, нечистой силой. Напомню лишь некоторые.

Вот, к примеру, как Иоганн Гёте рассказывает в трагедии «Фауст», как было заключено пари между доктором Фаустом и дьяволом.

Уже в прологе трагедии мы видим кабинет средневекового учёного. В глубине, под сводами, библиотека, кругом полки с различными научными приборами. У большого готического окна — стол, заваленный книгами и рукописями. Поздняя ночь. Склонившись над столом, в глубокой задумчивости сидит доктор Фауст, уставший от жизни и от трудов.

На склоне дней с глубокой скорбью
понял я бессилие науки
и всех земных познаний! Не верю им!
Не верю им! Нет! Нет!

(Он готов принять яд).

Проклятье шлю я вам, о радости земные!
Те цепи разрываю, что здесь на нас наложены.
Проклинаю я все надежды!
Вас, мечты мои и жажду знанья!
Огонь любви, сердечный жар!
Проклинаю я жизнь, веру и все науки!
Проклинаю я честь!
Своё терпенье проклинаю!
Ко мне, злой дух! Ко мне!


Мефистофель.  Появляется внезапно

Вот и я!
Ну, чем удивлён ты?
Право же, я совсем не страшен!
При шпаге я, и шляпа с пером,
и денег много, и плащ мой драгоценен.
Не правда ль, одет я как надо?
Откройся мне! Откройся мне!
Чего хочешь? Иль в страхе ты?

Фауст

Нет!

Мефистофель

Веришь ты, что я всесилен?

Фауст

Быть может!

Мефистофель

Испытать меня хочешь?

Фауст

Уйди!

Мефистофель

Как, и вот вся благодарность?
Ты должен знать, что с сатаной
нельзя так поступать. Поверь мне!
Не стоит вызывать его,
не стоит вызывать его из ада,
чтоб тотчас отослать назад!

Фауст

Что дать ты можешь мне?

Мефистофель

Всё! Всё! Но сперва откройся мне во всём!
Ты хочешь злата?

Фауст

Что делать мне с твоим богатством?

Мефистофель

А! Теперь я понял всё, всё!
Ты хочешь славы?

Фауст

Вовсе нет!

Мефистофель

Ну, так власти?

Фауст

Желанья мои выше твоих сил!
Ты ль можешь возвратить мне младость!
Ты мне возврати
счастливую юность
и в сердце зажги
желанье любви!
Для смелых дерзаний
мне вновь силы дай,
безумные страсти
в душе разбуди!
И в мир свой волшебный,
в мир сладких волнений,
живых упоений
введи вновь меня!
Да, в мир свой волшебный
меня ты введи!

Мефистофель

Готов на всё! Готов на всё!
Исполню я твоё желанье!

Фауст

Какой же платы ты желаешь от меня?
Мефистофель

Счёт пустой, счёт пустой!
Я здесь всегда к твоим услугам.
Ну, а там ты будешь мой!

Фауст

Как твой?

Мефистофель
Да, там!
(Протягивает Фаусту свиток.)
Пиши! Вот здесь!
(Фауст колеблется.)
Ну, что ты? Ты боишься? Ты дрожишь?
О, будь смелей! Юность так прекрасна!
(Возникает видение Маргариты за прялкой.)
Вот, посмотри сюда!
Фауст
Что я вижу!
Мефистофель
Ну, что? Как находишь?
Фауст
Дай мне!
Мефистофель
Подпиши!
(Фауст берёт заготовленный Мефистофелем договор и подписывает его. Мефистофель протягивает Фаусту кубок.)
Ты мой властитель, тебя я приглашаю
вот эту чашу всю осушить до дна.
Смелей пей, отравы нет, в ней жизнь и младость!
Фауст
(Берёт кубок и протягивает руку к видению.)
К тебе! К тебе!
К тебе стремлюсь я всем сердцем!
К тебе!
(Выпивает кубок и превращается в красивого юношу. Видение исчезает.)
Мефистофель
В путь!

Как просто всё делается. Фауст закладывает вечную свою душу, чтобы воспользоваться дьявольскими силами и вернуть молодость. Помним, что дьявол  лишает человека воли, взамен же даёт временные утехи, вдохновляет на грешные дела, на предательства, на подлости и преступления. Знать об этом в наше время особенно важно, поскольку  все бесы возбудились и готовы погубить весь мир, чтобы самим править планетой ещё не одну тысячу лет.