Глава 4. Казачья воля

Новосельцев Григорий Петрович
4.Казачья воля.

КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ. Вначале обратимся к словарям, как они объясняют термин ВОЛЯ. Воля, как человеческое качество — это способность делать выбор и совершать действия: Воля (психология) — свойство сознания человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своими эмоциями и поступками. Воля (нейронауки) — многозначный термин, обозначающий те или иные высшие когнитивные процессы или функции, связанные с контролем поведения. Воля (философия) — феномен проявления субъектом своих желаний и намерений, способный к  регуляции последующей деятельности и поведения, наделяющий возможностью к формированию более трудных целей и концентрации внутренних усилий для их достижения. Воля (право) — способность лица руководить своими действиями Посмотрим что горят о воле православная церковь. Воля - это свойство разумной природы, сила или часть души, созданной свободной по образу Божию.  Преп. Иустин (Попович): Православное догматическое богословие говорит, что свободная воля – это свойство души человека, созданной по образу Божию: «…душе принадлежит разум, она обладает самосознанием, она имеет свободную волю… В чем же состоит в нас образ Божий? … Отцы и учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению святых отцов. Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие отцы Церкви. Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви. …б) Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю…». Бог … даровал свободу духовным существам и направляет их к тому, чтобы они свободно по своей воле, отвергались от зла и обратились к добру. Теперь рассмотрим своеволие. Так как приходится слышать, что если я человек вольный то делаю, что мне взбредет в голову. Значение 1. склонность человека к принятию решений на основе собственной воли, в том числе вопреки желаний окружающих 2. поведение, поступки, свидетельствующие о склонности действовать по своей воле, прихоти Синонимы 1. самодурство, своевластность, упрямство Антонимы 1. смирение, послушание, рациональность Отцы православной церкви о своеволии. Если ты желаешь быть с демонами, если ты стремишься в геенну огненную, то делай, что тебе угодно, живи, как хочешь, — никто тебе не препятствует.  Святитель Иоанн Златоуст  Святой Макарий Великий  Своеволие любит телесный покой Муж сей говорил еще и следующее: «Ум, отпавший от памятования о Боге, впадает либо в ярость, либо в похоть». Похоть он называл скотоподобной, а ярость — бесовской. А когда я, удивленный, спрашивал его, возможно ли человеческому уму быть непрестанно с Богом, то он отвечал: «Если душа в каждой мысли и в каждом Божием деле являет себя благочестивой, то она — всегда с Богом».
Само собой в экстремальных условиях, в которых приходилось жить веками казаками именно способность руководить своими действиями и поступками. Но для того что бы это проявлялось у всего народа нужна единая идеология и религия. А у казаков исторически это было христианство, причем насильно навязать его им было просто не кому, да и приняли они его за несколько веков до крещения Руси. Не случайно в молитве казака перед боем ключевая фраза "в руки Твои Господи предаю дух мой". А для этого надо жить постоянно с мыслью о Боге, что бы в критической ситуации предаться в Его руки и найти наиболее правильное решение. И в таких условиях жили веками из поколения в поколение. А потом им рассказали, что можно жить без Бога. Непонятливых изгнали или истребили. И в результате получили то, что имеем. От сюда встает вопрос о том, что такое казачий дух. О «казачьем духе» наговорено, написано и переписано, наверное, больше чем, о чем либо другом. Необычность многих действий, поступков и стойкости казаков давали этому повод. Каковы же истоки и сущность этого «духа». Война для казака в прошлом была делом привычным, занятием обыкновенным, это было его призвание. Казак всегда отчетливо признавал и относил себя к воинственному народу, по праву гордился своим происхождением и риск становился его привычкой, к тому же военная добыча или, по-казачьему, дуван, в доходе казачьего быта, наряду с другими занятиями, имела весомое значение довольно длительное время. Боязливость для казака являлась величайшим позором, а трусость, вплоть до середины 18 века наказывалась смертной казнью. Подвергая постоянно свою жизнь опасности, казак не мог не возлагать свою надежду на Бога. Каждый участник боевых действий, в том числе и последних событий (Афганистан, Чечня, Абхазия, Приднестровье) подтвердит это, что надежда на Бога, есть единственный якорь спасения во всех случаях, как бы не была близка смерть. Сколько раз, в тяжелые минуты боя припоминаются молитвы, которым обучала мать, бабушка в детстве. Они прочитываются с искренним усердием, искренней надеждой и верой в помощь Всевышнего. Материал о сущности «казачьего духа» собрал Председатель совета стариков Кубанского казачьего войска Павел Захарович Фролов.
Новосельцев Г.Г. Новосельцев Г.П. Люди за спиной, WWW.DARIKNIGI.RU.2021. – 761 cтр. Стр. 586.