Скрытая созидающая информация и творческий процесс

Ксения Мира
Проекты популяризации знаний и исследования интеграции науки и искусства

Информатика мысли


«Философия воплощения жизни человеческого духа и разума»
и
«Исследование вопросов сохранения живого произведения сценического искусства»


Заметка
«Созидающее информационное пространство: от произведения и смыслов к сознанию и воплощению»
и
«Новый этап развития философии жизни духа: трансцендентное воплощение»


О скрытой созидающей информации и творческом процессе,
и об информационно-творческом пространстве

        «Единство замыслов с игрою смыслов»
        (К.М.)

В исследовании вопросов сохранения живого произведения искусства в настоящее время найден подход и разрабатывается концепт, вбирающий в себя необходимые знания множества областей. И связан данный подход с информационной сферой, которая затрагивает все в этом мире. И именно в данной связи подход возможно будет широко применять и к сохранению содержательной стороны жизни в любой сфере деятельности.

И одно из направлений в исследовании – разработка внутри подхода самих средств для сохранения живого произведения сценического искусства, самой сути жизни этого творческого процесса. И на данный момент описаны существующие традиционные подходы, создается современный концепт, составляемый из многих знаний, необходимых для охвата всего смыслового содержания данной художественной формы живого сценического искусства, и прорабатываются основы для новых подходов в соединении данного концепта с технологиями. А средством вновь является информатика, и для такого масштабного концепта нужно и глубинное понимание того же информационного пространства, семиосферы, самой сферы искусства и всех связанных с ней областей и процессов.

И вот, в процессе постижения информатики исследуемой области, погружения в суть процесса творения, найдена своя особая для данной сферы информационно-семантическая созидающая область, которую можно встретить и в работе с самой информацией в любых областях знаний, и с семантическими значениями тех же текстов и речи, художественных произведений, литературы и изобразительного искусства. Это скрытая созидающая информация, которая сравнима с подтекстом, но её отличие от последнего заключается в способности создавать. И если в информационной сфере – информационное пространство, то для семиосферы обозначается семиотическое пространство [1], а для работы со смыслами функционально-семантическое поле [2] Но данная информационная и притом творящая структура, незримая и непечатаемая в тексте, заложена в нем словно некий подтекст, и такое явление, функция и свойство информации есть во всем, и данная скрытая информация созидательного свойства. Для сравнения – та же молекула ДНК: казалось бы, вся информация есть для нового организма, но нужны материалы для его построения, и все вместе выстраивает неповторимую жизнь. Или как те же законы физики, которые существуют и вне человека, но были «открыты» им и описаны в формуле.

Я прочувствовала данную созидающую силу этой скрытой информации на примере изучения возникновения и движения мысли и работы с текстами. Рассматривая тексты пьес до их воплощения, привлекает внимание две детали, дающие представление о передаче того заложенного через слово в произведении для сценического творчества и об огромной области нечитаемой информации. И эту область можно было бы назвать контекстно-подтекстной или отнести к семантическому полю, но эта информационная сфера другой природы - созидающая, творящая, приводящая в движение мысль и вызывающая работу сознания и фантазии, достраивающих спроектированное в чертежах здание произведения и запускающая творческие механизмы сознания для претворения в живом произведении сценического искусства. То есть сама сфера значительно отличается от просто функциональной - в ней происходит не просто чтение смыслов и действие, а творение через информатику мысли и мышления и их взаимодействия с информацией - сложнейший природный созидающий процесс. В качестве названия можно использовать понятие скрытой созидающей информации и креативной, творящей информационной сферы, созидательного информационного поля, которое ткётся и самой сохранённой информацией и взаимодействующим с ним сознанием. А для рабочей области в данной сфере - понятие информационно-творческого пространства.

Данная креативная информационная сфера отличается от понятия функционально-семантического поля, в котором также смыслы обретают свою жизнь благодаря работы с ними, и от статичной семиосферы, в которой смысловые значения могут быть познаны лишь работой сознания и воображения.

Это незримое для нас содержание информации существует, и приведение его в движение похоже на само воплощение – это естественный природный процесс. И это суть информации и смыслов, как то же изображение самой жизни и человека в ней в постановке пьесы «Жизнь Человека», в которой содержание жизни обрисовывается лишь контуры, а остальное всё невидимо [3]. Позволю себе поделиться опытом и примером работы данной креативной сферы, как после прихода к этой мысли и открытия мной этой созидающей силы нечитаемой информации мысль продолжала развиваться дальше и визуализировалась в моем сознании – в масштабе информатики нашей жизни и мира, в виде сна на фоне вселенского пространства, но в котором происходит движение информации – того содержания в любых формах, и этот процесс мог сознательно направляться, созидать, творить. Вспомните те способности людей, которые мы называем чудом, - на самом деле природное, естественное чудо физических законов – мы все, от живых существ до тех же планет и других материй подвержены влиянию тех же законов, подвигающих фотон и квант к движению, растение к цветению, мысль – к рождению новых идей. И так в этом вселенском пространстве двигались светящиеся точки и потоки – из одной формы в другую – так возникла мысль о следующем за воплощении этапе. Вот и живой пример действия той созидательной информационной сферы, окутывающей или находящейся в предмете, явлении, жизни, в произведении.

Работа автора с данной сферой и целого творческого коллектива напоминает движение самолёта между видимых облаков и незримых но осязаемых воздушных ям под виртуозным направлением общего полёта лётчиком - асом пилотирования мысли. Так образуется единство замысла с игрою смыслов - силой мысли. И в самой сфере образуется уже информационно-творческое пространство, в котором осуществляется работа.

Попробуйте потренироваться ощутить творение информации и взаимодействие вашей мысли при чтении текстов пьес, сценариев, прочувствуйте этот процесс созидания, достраивания в сознании всего, что не написано, например, на кратких и точных сценариях С. Бодрова младшего. И это не только мастерство человека, но и то природное, что заложено в самой информации, которую автор включает в произведение. И сохранение этой сути творчества и создания уже живого произведения искусства на сцене также включается в исследование. И в достижении целей сохранения именно живого произведения, того творческого и созидающего его самого на глазах зрителей процесса, соединенные вместе, существующее упомянутой концептуальное пространство, семантическое поле и та приводящая в движение заложенную нечитаемую информацию созидательная сфера вместе позволяют полностью охватить всё творческое пространство, в котором творится и воплощается жизнь духа.

Эта созидательная сфера, та информация развития и творения в ней, как раз и составляет суть жизненного процесса, его постоянного движения, изменения, продолжения. И этот информационный процесс созидания и развития может завершаться воплощением, но может и длить жизнь, так как претворение конечно, а этот созидающий трансцендентный вектор позволяет продолжать движение бесконечно, и само воплощение приобретает трансцендентный характер, поскольку может претворяться многократно и во всем многообразии. И в этом есть ключ к сохранению не только живого произведения сценического искусства, но и содержательной стороны жизнедеятельности и жизненного процесса в целом.

2023, Ксения Мира, заметки исследовательского проекта

Литература
[1] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М.:. «Языки русской культуры», 1999. – 464 с.
[2] Маркелова Т.В., Петрушина М.В. Оценочные высказывания в коммуникативном пространстве русского языка: монография / Т.В. Маркелова, М.В. Петрушина. – М.: Институт современного искусства, 2019. – 232 с.
[3] Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Издание третье. ACADEMIA, 1936. – 599 с.: ил. [65]. С. 461-465.