сценарии Без любви, Без ума, Без радости

Анатолий Селиванов 2
Транзактный аналитик Клод Штайнер говорит, что у каждого человека есть элементы жизненных сценариев  «Без любви», «Без ума», «Без радости», и какой-то из них более проявлен.

Сценарии формируются в детстве запретами и предписаниями   родителей и близких.

Сценарий "без любви" развивается, когда ребёнок растёт в режиме экономии "поглаживаний".
То есть когда в семье не принято хвалить, одобрять, принимать, обнимать, делать комплименты, проявлять любовь просто так, не за какие-то заслуги.
У ребёнка не развиваются навыки выстраивания близких отношений. Это приводит к депрессии и состояниям: «меня никто не любит» и «я не достоин любви».

Что же делать, если вы узнали у себя такой сценарий?

В личной и групповой терапии получать новый опыт - принимать и давать безусловную любовь, напитываться этим.

В повседневной жизни делать комплименты себе и другим, хвалить, утешать, обнимать, поддерживать себя по нескольку раз в день, чем чаще, тем лучше.

Сценарий "без ума" формируется от обесценивания и игнорирования проявлений ребёнка, его самостоятельных действий, мыслей, фантазий, предложений.

Это и прямые послания: бестолочь, тупой, безмозглый.
И язвительные: а подумать нельзя было?
И молчаливое игнорирование или: не трожь, я сама, ты ещё маленький.
 
Если человек часто говорит: я не знаю, не понимаю, этого мне не понять.
Ощущение беспомощности, жизнь слишком сложна, не знаю чего хочу, нет силы воли, всё лень -
это  проявления этого сценария.

Тут важно что-то делать, творить, учить, познавать, тренероваться и хвалить себя за это, особенно за ошибки, так как "на ошибках учатся" - это позитивное послание, и без них научения и накопления опыта не происходит.

Сценарий "без радости" формируется от недостатка телесного контакта, игнорирования чувств ребёнка, запрета на чувства.

Когда ребёнка мало обнимают, целуют, ласкают, он хочет обниматься, а ему говорят: отстань, мне некогда, что ты как девочка, что за телячьи нежности...

Его телесные ощущения обесцениваются: тебе холодно, ты голодный, не горячо, не больно, ничего, потерпишь.
Чувства запрещаются:
злиться на маму нельзя, не плачь, не смейся...

Человек теряет связь с телесными ощущениями и чувствами, не распознаёт свои потребности или путает их.

 Если запрещено выражать и проявлять чувства, даже чувствовать и проживать их, человек всё подавляет.

Тело сигнализирует о неудовлетворённых потребностях и подавленных чувствах дискомфортом и болью.

Человек пытается заглушить это веществами, заеданием, занятиями, приносящими эмоциональное возбуждение.
Так формируются зависимости.

Выйти из этого сценария помогут - телесно-ориентированная психотерапия, особенно в группах, занятия по развитию телесной осознанности и эмоционального интеллекта.

Если вы нашли у себя проявления этих сценариев и хотите их изменить, приглашаем на индивидуальные сессии и групповые занятия.
Поддержка, любящее присутствие, безопасное пространство, бережность, безоценочность, атмосфера любви и принятия - в этом происходят изменения и трансформации.