Бабушкин браслет

Магда Кешишева
   Массивный, в четыре пальца золотой браслет достался Машеньке от мамы. Это было фамильное украшение, которое передавалось по материнской линии. Маша берегла его как дорогую реликвию и всегда помнила слова матери:
 - Машенька, этот браслет носила ещё моя бабушка. Он неё он перешёл моей маме, твоей бабушке. Теперь он твой. Береги его, дочка. Даст Бог, родишь дочку, в день совершеннолетия оденешь ей на руку этот браслет, расскажешь его историю, а она передаст его своей дочке.

   Маша хранила браслет как дорогую реликвию, надеясь когда - нибудь передать своей дочери. Она закончила университет, стала экономистом, вышла замуж и родила чудную девочку. К сожалению, к этому времени бабушки уже не стало. Дочку Маша назвала именем бабушки, Наталья.
   В 1941, когда Наточке не было и четырёх лет, началась Великая Отечественная война. Муж Марии, офицер, ушёл на войну в первых числах июля. Обнял жену, поцеловал дочь, положил в нагрудный карман небольшое семейное фото и, обещав вернуться с победой, оставил дорогих людей.
   Жить стало трудно: появились продовольственные карточки, вместо электричества - керосиновые лампы, вместо отопления - керосинки. За керосином приходилось стоять в длинной очереди. Но надо было ещё, чтобы керосин не закончился пока дойдёт твоя очередь.

   У Марии были три сестры: Раиса, Анна и София. На тот момент Раиса жила одна: муж скончался, оба сына жили в Москве. Анна с мужем и тремя детьми жила вполне обеспеченно в собственном доме, но сёстры к ней не ходили. Муж женщины - ростовщик не очень жаловал бедных родственников, которые - не приведи господь - попросят помощи. София, жена директора крупного продовольственного магазина, тоже держалась особняком.
   Чтобы легче было выживать, Раиса перебралась к Маше. Добрая, ласковая, очень хозяйственная, она присматривала за племянницей, вела скудное хозяйство, а Маша работала. Раиса хорошо шила, вышивала, вязала. Она, как могла помогала сестре: вязала тёплые носки, варежки, шапочки, шали, а Маша отвозила их в пригородные деревни и обменивала на продукты. Так и жили.

   Наточка часто болела ангиной: температурила, тяжело дышала, капризничала. Ей нужно было хорошее питание: фрукты, свежие овощи. Но время - то было военное, с трудом сводили концы с концами.
   Зима 1943 выдалась холодной, снежной. Ребёнок слёг с высокой температурой. Дома не было продуктов, чтобы что - то приготовить, а девочку поили пустым чаем.
Вечером, когда температура спала(протёрли малышку смесью уксуса с тёплой водой), Маша сказала сестре:
 - Сестрица, я хочу совета попросить...
 - Какого, милая?
 - Нам сейчас очень трудно, Наточка болеет... Я хочу сдать ... мамин браслет в ломбард.
 - Ой, родная моя, не делай этого. Он же мамин ... он же Натулькин... мама попросила... ты обещала...
 - Я всё помню, - сквозь слёзы промолвила женщина, - но у нас нет выхода. Я обещаю тебе, это временно, я его выкуплю, обещаю!
   После долгого молчания Раиса посоветовала отнести браслет не в ломбард, а мужу Анны:
 - Родственник как - никак. Может, даст больше, чем в ломбарде. И потом, неизвестно, на какой срок в ломбарде дадут.

   Отнесла Маша браслет зятю. Она долго стояла у закрытых дверей, не решаясь позвонить. Наконец позвонила. Дверь открыла домработница, неприветливо сказала "проходите". В квартире было тепло, вкусно пахло едой. Вышла к Маше сестра и, не предложив сесть, сухо спросила:
 - Что случилось, что тебя привело?
 - Да вот ... Наточка заболела ... высокая температура ... Я хочу мужу твоему оставить на время...
 - У тебя есть золото?
 - Мамин браслет.
 - Оооо! Сейчас, сейчас, - оживилась Анна и пошла за мужем.

   Вскоре они появились вдвоём. Видимо жена уже сказала мужу, в чём дело. Он, не поздоровавшись, вызывающе спросил:
 - Показывай, что там у тебя!
   Маша развернула платок и протянула ему браслет. Он взял браслет своими паучьими пальцами, взвесил его на руке и молча вышел. Через пару минут мужчина вернулся и положил в руку женщине свёрнутые трубочкой деньги со словами:
 - Держи ... нигде тебе столько не дадут. Ровно через месяц, в это же время, принесёшь деньги - браслет будет твой.
 - Я обязательно принесу!
 - Принесёшь, принесёшь, - цинично сказал ростовщик.

   Несмотря на трудности, Маша собрала деньги и собралась идти за браслетом, но Наточка почему - то закапризничала, стала просить маму остаться.
 - Моя золотая, маме очень надо уйти. Я скоро вернусь, пожалуйста, не надо плакать. Тётя Рая с тобой поиграет.
 - Мамочка, не уходи, останься!
 - Машенька, останься. Ты посмотри - темно уже, да и холодно.
 - Раечка, но сегодня же срок возврата денег. Я не могу потерять мамин браслет!
 - Ну, не зверь же он! Завтра с утра и отнесёшь.

   Послушалась Маша и потом всю жизнь корила себя.
   Рано утром, когда Наточка ещё спала, по заснеженной улице она, зажав деньги в кулаке, отправилась к сестре. Она торопилась и молила бога, чтобы зять простил ей небольшое опоздание.
   Браслет Маше не вернули... Совершенно убитая, шла она, не разбирая дороги, по городу, который ещё не проснулся, и со слезами просила прощения у мамы:
 - Мамочка, родная моя мамочка, прости, прости меня! Не выполнила я данного тебе слова, не сбарегла браслет для Наточки, прости меня, прости!

   Жизнь продолжалась и, бывало, сильно била. В 1944 пришла похоронка:
 - Ваш муж ... геройски погиб ...
   В 1945 пришёл в дом к Маше мужчина, фронтовой друг мужа, принёс его часы и фотографию, на которой улыбались трое - Маша, муж и маленькая Наточка...

   Всё плохое когда - нибудь заканчивается. Закончилась и самая кровопролитная война. Выросла Наточка, закончила школу. В день получения аттестата зрелости Маша и Рая устроили дома скромный праздник: испекли популярный в те годы торт "Прага", купили фрукты. Мария подарила дочери золотое колечко с рубином в платиновой оправе, поцеловала её и почему - то тяжело вздохнула.
 - Мамуличка, не вздыхай так тяжело. Всё же хорошо. Я скоро буду студентка. Обещаю  - буду хорошо учиться, стипендию буду получать, тебе стану помогать.
 - Я не потому вздыхаю, моя девочка...
 - Наточка, мама вздыхает потому, что ...
 - Тётя Рая, ты знАешь, почему мама вздыхает?
 - Знаю, знаю, Наточка ...
   И рассказала старая женщина историю с браслетом.
   Выслушала девушка, тоже тяжело вздохнула, затем весело сказала:
 - Ничего, не переживайте! Вот какое замечательное колечко вы мне подарили! Я буду его носить, потом передам своей дочке(не улыбайтесь так, я непременно рожу дочку!), она - оденет его на пальчик своей дочке и продолжится эстафета.

   Так всё и случилось. Сейчас это колечко носит внучка Наты. Даст Бог, родит она девочку, которой в своё время передаст его и расскажет историю золотого браслета её прапрапрабабушки.