Коты и кошки

Геннадий Старков
Это тоже часть моей  автобиографии. Один год в доме у нас не было ни кота, ни кошки. На огороде росли свекла и морковь. Пышные, зеленые, красивые. Но ни одного корнеплода не было. Все начисто выели мыши. Оставив только тонкую полусферу кожицы наверху, от которой отходила зелень.

Мурка.

Кошка из далекого детства. Ну, мы спали с ней под одним одеялом. И ничего больше.

Пушинка.

Мы жили в деревне. Я научил ее взбираться по моим брюкам, рубашке на плечо ко мне. Для этого  надо было только  поднять руку и щелкнуть пальцами. Потом она устраивалась на плечах и  шее, иногда вылизывала мне волосы, но чаще укладывалась спать.  Печное отопление . Полтора метра от пола печная заслонка. Пушинка легко запрыгивала на нее и любила там спать. Однажды я накормил ее колбасой смоченной самогоном . Через минут пять ее стало клонить ко сну, но она довольно четко запрыгнула на печную заслонку и быстро заснула. Я кочергой  перемешивал угли в печи, когда сверху на жестяную накладку на пол перед печью шлепнулся глист, Оказалось из Пушинки двинулись на выход ее глисты. С тех пор регулярно, раз в полгода,  она получала это лакомство с выпивкой.  Провожала она меня на работу через деревню, которая  разместилась  в долине, а выше на горе находилась другая деревня, куда я ходил на работу.  В эту вторую деревню она никогда не ходила. Когда мы уезжали из деревни, я нашел ей новую хозяйку. Там была корова.

Борис

Сиамский кот. Мы строились. Он жил в подвале еще не  существущего  дома. Возле строящегося дома всегда была гора песка. Любимый песок у меня был с далекой реки, мелкий, белый, с редкими комьями белой глины. Раствор из него получался замечательный.  По улице одна женщина водила коз на пастбище. Козел всегда взбирался на гору песка и гордо оглядывался вокруг. Хозяйка стада кричала ему:
- Борис , кончай командовать, пошли, а то козы разбегутся.
Такое было время. Многие  называли своих животных этим именем. Наш Борис был исключительно смелым котом. Однажды он принес в зубах к себе домой в подвал змею. Уж то уж, а вдруг и не уж. Пришлось отнести ее подальше. Забрела к нам  потерявшаяся собака – дог. Сразу признал жену за хозяйку. Меня легко отталкивал от жены вбок.  Легко и бысто взобрался за мной на второй этаж, А вниз спускаться не смог. Лестницы не было, только деревянные доски – трап . На руки мне не дался, пришлось из досок сделать боковую загородку, чтобы пес не видел пустоты сбоку, просто он боялся высоты. Когда мы с псом вышли во двор появился Борис. Он тут же прыгнул на дога. Они быстро закрутились пестрым  шаром передо мною. А затем дог взвизгнул и бросился бежать. И только тут я увидел Бориса, который, вцепившись когтями четырех лап  в живот собаки, болтался из стороны в сторону.  Впрочем, недолго, Вскоре он отцепился, посмотрел вслед собаке и пошел ко мне.   Зиму он прожил в неотапливаемом подвале, я поставил электрическую батарею, рядом с ней он спал. Каждый день  я приносил ему еду и теплую воду или молоко. Весной он пропал. По улице на прогулку в лес водили многих собак. Я видел, как одна из крупных собак  расправилась с кошкой. Ухватив беднягу за спину, дернула головой в одну сторону. А когда собака дернула головой в другую сторону то , то, что осталось от кошки уже летело бесформенным комом  и тяжело шлепнулось о землю. Хозяин собаки вытянулся в струнку, расправил плечи и более уверенно зашагал вперед.

Васька

Я уже говорил, что на нашей улице прогуливали собак, Причем ни одну из них в наморднике. Поэтому коты у нас жили примерно год. А потом в марте исчезали навсегда. Васька тоже пропал в марте. Но через месяц он появился. Прыгал на трех лапах, а прогнившая четвертая, задняя лапа волочилась на кожном лоскуте за ним по земле. Я спросил у дочери:
-Прооперируем или усыпим?
Конечно, ответ был ясным и до вопроса. К нам домой пришел ветеринар, ампутировал лапу, обработал и ушил рану. Я делал  Ваське  инъекции антибиотиков и обезболивающих, а он шатаясь, кружась в одну сторону и падая, учился ходить. Он быстро привык к новой жизни. Но в следующий март опять пропал. Теперь уже окончательно. Только тогда я подумал, что надо было именно его кастрировать.
 
Маркиз.

Второй сиамский кот. Тоже драчун. Когда идешь по дорожке рядом с ним, обгонять его нельзя было, сразу уцепится в ногу. Любил спать в кроватках внуков. Пропал в марте.

Дымка.

Ночью я закрывал курятник и увидел кошку, которая подошла ко мне и посмотрела на меня.  Я заглянул в ее глаза, где отражалась  Луна,  и поразился красоте ее глаз. Так у нас появилась Дымка. Британка. В это время у нас жил кот Пушок. Так у нас стала жить семья  котов. Правда крепкой эту семью не назовешь. Дымка была свободолюбивой, и из шести появившихся  котят только один был белым,  как Пушок. Британцы настолько свободолюбивы и чувствительны , что если хозяин им почему-то не понравился  они гордо уходят и находят себе другого. Так и Дымка ушла.  Оставив нам шестеро котят.  Которых мы с трудом  распихали по знакомым.  Но один котенок остался у нас жить.

Чарли.

Британец. Один из шести котят от Дымки. Маленьким жил у меня в комнате. Когда стал подростком, он гордо ушел жить в коридор, где жил Пушок. Чарли считал Пушка членом семьи, почти отцом. Никогда не выяснял отношения с Пушком. Оба никогда не метили в доме. Чарли вообще был аристократ. Ходил во двор по нужде в самый дальний  угол двора. Причем и зимой  тоже.   Даже после больших снегопадов он быстро восстанавливал протоптанную туда тропинку. Дружба между котами доходила даже до совместного похода к одной и той же кошке. Тут Пушок уступал первенство молодому и представительному британцу Чарли, и терпеливо ждал своей очереди.  Удивительно резво перехватывал  загривок кошки после Чарли.Чарли удалось пережить март,  может сказалось воспитание Пушком. Летом у него на шее появилась проплешина. Надо было сразу отнести его к  ветеринару, но я все откладывал визит. Чарли ушел раньше. Я оказался недостойным хозяином для него. Так случилось, что через три недели я разговаривал с женщиной к которой он ушел. Она пролечила его у ветеринара. Но и по ее решению Чарли кастрировали. Когда до нее дошло, что это действительно был мой кот, она сказала:
-Но мы не отдадим его.
Я сразу ответил;
-Нет, об этом речь не идет. Это его выбор.
Вот так оказывается, что и у животных, как и у людей,  один поступок может кардинально изменить жизнь. Я бы ни за что не кастрировал бы кота.

Пушок.

Я взял его подростком  в квартире, где жили у одной женщины 20 котов и кошек. Он вырос в таком окружении и научился осторожности.  То ли врожденно, то ли из-за сложного детства, он всю жизнь был ярко выраженным пессимистом. Никогда не мяукал радостно, не дурачился, не прыгал за бабочками. Ходил он с опущенной головой, а уши были прижаты и отведены назад. Дважды я брал его в свою постель и пробовал спать с ним. Он укладывался в ногах и мирно мурлыкал. Но оба раза эксперимент оказался неудачным. Первый раз я проснулся из-за того что промок, второй раз хуже- из-за запаха. Пушок был суперосторожным и дожил до глубокой старости и аортального стеноза. Его сердце шумело как паровозы первых выпусков. По лестнице поднимался медленно , с одышкой. И вот как-то наблюдаю в окно картинку. На соседском участке недостроенный дом. Из-за угла вылетает кошка, за ней Чарли. Оба, пробежав вдоль стены, скрываются за другим углом дома. Проходит минута, появляется Пушок и медленно, спотыкаясь о кирпичи, и аккуратно   переступая, двигается за кошкой и Чарли. Я тогда порадовался за него. Он умер не от сердца. Отказался от еды, пил только воду, а потом пропал на сутки. Но это был не март. Конец лета, он спал обычно в собачьей будке, где у него на втором этаже была своя квартира, состоящая из комнаты и коридора и , отдельного от собачьего выхода. Чтобы посмотреть как он там надо было снять крышу. Там я его и нашел. Умер он от панкреатита, Накануне, на семейном празднике все его перекормили вкусняшками.

Алиса.   

В доме это первая кошка, которую мы завели осознанно. Потери котов все-таки переносятся непросто. Дымка не в счет, сама пришла, сама ушла. Я пришел по объявлению в дом. Котята ползали вокруг кошки. Я выбрал самую активную. Отдаю 50 рублей бабушке. У внучки, 9 лет широко раскрываются глаза :
-За котят платят деньги ?
Я отвечаю:
-Это для того, чтобы она у нас долго жила.
Подростком Алиса тоже ушла жить из комнаты в коридор.  А потом мы ее стерилизовали. С котами мы так не поступали. Алиса поймала мышей и крыс больше, чем все коты-лентяи за все годы. Иногда она ела их, иногда игралась и бросала в огороде, но чаще всего приносила нам под дверь.Несколько раз в году под дверью лежала крыса. Их она не ела. Я кормил ее, и как мне кажется, понимал ее. Она влетала, мокрая, с улицы ко мне:
-Миу,  миу, миу. Мяур.
Что в переводе означало;
-На улице дождь ! Я промокла!  Я замерзла!  А ты… Мне кушать не дал, не дал ! 
Если она не была занята своими важными делами, то всегда устраивалась возле меня. Хоть на огороде, хоть как сейчас, на ковре, когда я печатаю эти строки. Уйти из дома, если она это заметила, я не мог. Обязательно шла со мной в любую сторону и даль. Приходилось  сначала уговаривать ее , чтобы он пошла ко мне на руки, потом  возвращаться  домой и закрывать ее где-то.Только один раз мы почему-то разрешили ей идти с нами. Отошли от дома пару километров, и тут какой то кот шуганул ее так, что она оказалась на березе, на высоте пяти метров, где ниже не было ни одной ветки. Спускаться она не могла, только жалобно мяукала. Я отвел супругу домой и вернулся. Она снова тихо замяукала. Красивый двухэтажный дом.Я покрутился вокруг калитки, но звонка не нашел. Пол-одиннадцатого вечером. Тут на балкон вышла женщина.
- Добрый вечер, а хозяин дома ?
- Дома.
- Вы извините меня, тут на Вашу березу забралась моя кошка, а слезть не может. Найдется у Вас лестница ?
Вышел хозяин с лестницей, не дал мне подняться по ней, сам быстро взобрался. Я только успел вдогонку сказать,что ее зовут Алиса. Он умело ухватил ее за загривок и спустился вниз. Хозяйка мне сказала, что у них живут пять кошек, они не выгоняют прибившихся к ним заблудившихся кошек, и спросила не терялись ли у меня другие кошки. Я поблагодарил обоих,устроил Алису за пазухой, и пошел домой.
Выходим с Алисой за калитку. Она очень тщательно обнюхивает столб внизу потом становится на задние лапы, вытягивается на всю свою длину и вынюхивает что-наверху. Я ей укоризненно говорю:
-Алиса, котов таких не бывает.
Когда я ей даю не тот корм, она быстро принюхивается и, не глядя на меня, старательно загребает лапами вокруг миски. Хоть она на меня даже не смотрит, ее мысли мне понятны:
- Ты видишь, что ты мне принес ?
 Хоть и ластилась Алиса ко мне старательно, но это продолжалось недолго. Если Пушинка у меня на загривке могла спать часами, то Алиса  на руках выдерживала только пять минут, а потом отведя уши назад спрыгивала на пол и устраивалась на ковре. Однажды на крыше гаража она громко замяукала:
-Мяу, мяу, мяу, мяуа.
-Сними меня, сними меня, сними,
Я взял палку, протянул на крышу. Алиса потрогала палку одной лапой, потом другой .Но не пошла по ней, а снова начала метаться со стороны в сторону и громко мяукать. Делать нечего, надо брать лестницу. Иду мимо гаража заворачиваю за гараж и вижу неожиданную для меня картину. Алиса  по ветке, опустившейся на гараж от соседа спокойно переходит на соседское дерево, спускается по нему и перепрыгивает на забор. Тут она увидела, что ее засекли. Сразу отведя взор, тихо и молча, как ни в чем не бывало, спокойно идет по забору в противоположную от меня сторону. Мне кажется ,что ей хоть на минуту, но стало неприятно, что ее раскусили.
Это свойство, это умение  сделать так чтобы о тебе больше заботились. В расчете или надежде на то, что любимый хозяин будет более внимательный к тебе, не забудет вовремя положить корм, а в магазине для тебя купит более вкусный корм. Или не хозяин вообще, а на самом деле  покорный слуга. А мы сделаем вид и разрешим ему думать, что он именно хозяин. Это свойство – безусловный рефлекс или сознательное действие ? Для кошек. А для женщин ?