Наташке Макаровой

Георгий Игнатенко
Моему Ангелу- Наташке Макаровой!

Наша жизнь череда расставаний,
Суждено разминуться в пути,
Принимаю Тебя с Твоим прошлым,
Ты мой Ангел –счастливо живи!

Спасибо за позднюю осень,
Что в лайках согрета теплом
За редкий звонок из далека
И память о нас, и былом…






 Каждый раз, приезжая в городок своего детства и юности, я собирался навестить ее, которая была всегда со мной -не в памяти, а где-то выше, и , как всегда, что-то  меня останавливало.
Я, даже, сейчас, будучи в возрасте 65-летнего человека, не могу себе объяснить те чувства воспоминаний, детские воображения, которые меня не покидали и не покидают по сей день. Просто, помню чудесное и волшебное для меня имя Талка, которое вошло в мою память теплым украинским августовским днем 1950 года белокурой, кажется с косичками, девочкой в юбчонке из разноцветных вертикальных полосок. Она стояла у двери третьего подъезда дома, я, наблюдая за ней с позиции первого подъезда безкрилечного известнякового двухэтажного дома постройки 34 года, не видел четко ее лица. Но, что-то привлекало мое внимание.
 Мне исполнилось 7 лет и маманя готовила меня в школу.
 Через неделю, 1-го сентября, мы встретились на школьной площадке. Я не мог ее не узнать. Упрямо, без объяснений ,я тянул маманю к ней. Нас поставили, кажется, в пару, вероятно родители, хотя и небыли знакомы, однако в лицо, знали друг друга как жильцы одного дома, да и ее мама, как оказалось, была детским врачом, которую в нашем маленьком городе знали все мамы. Посадили нас за одну парту. Это событие мною было приравнено к более важному –чем 1-е сентября. Обычно, у людей, этот отрезок жизни полон впечатлений и воспоминаний. У меня - полный провал. Конечно, помню первую учительницу,  очень не молодую, добрую женщину, кажется, ее звали Людмилой Сергеевной. Я, даже, не помню, как я учился. За что и как меня пересадили на другую парту, разлучив с Талкой, я тоже не помню. Но перенес я это как обиду и всегда был готов подраться с теми, которые седели за одной партой с Талкой. Довольно часто, со школы мы гурьбой возвращались домой и какое было счастье нести ее портфель. Это я помню.
Третий класс в моей жизни стал определенной вехой, когда впервые, я маленький человечек, осознал себя как личность. Класс, в котором я учился разделили, создав из двух классов «А» и «Б» новый «В» и как мне казалось туда попали ребята, которые не украшали классы своими результатами учебы и  авторитетом родителей. Я проходил по двум этим показателям. Это не было большой трагедией в моей жизни третьеклассника, но я  начал себя осознавать, определять и сравнивать свое место в коллективе, появилось желание утверждаться. В четвертый класс «В»,  в замен нашей учительницы Нины Николаевны (точно не помню, помню хорошо имя и отчество, которым наградили ее ребята из детдома, которые учились в нашем классе –Карга Ивановна), пришла стройная женщина с аккуратно выложенной на голове косой Дина Николаевна, она была строгой, как мне казалось и вероятно с юмором. Я, довольно часто, испытывал на себе эти два качества ее характера. Она выгоняла меня из класса (не помню за что) ,но хорошо помню ее постоянное напоминание «Проходи стороной, не скажу ни слова, а пройдешь стороной, загрущу я снова……». Я не очень вникал в смысл этих слов, но четко был уверен ,что обо мне она грустить не будет. И эта неискренность, что-то творила в моей детской душонке. Я молча все делал на зло. Пять лет спустя, когда  забирал после восьмого класса документы в техникум, я обратил внимание на свою характеристику - ученика 4-го класса, написанную почерком похожим на саму Дину Николаевну, там я был представлен безнадежным. Вероятно, сильное педагогическое воздействие Дины Николаевны на меня, также создали провал в моей памяти о текущей жизни в четвертом классе. С таким авторитетом я уже не мог приблизиться к примерной аккуратненькой ученице четвертого «А» класса, уже Наташке Макаровой, но на переменах я не мог ее не замечать.
  5-й класс начался с моего утверждения, как человечка. За четыре года, неосознанно, у меня сложился стереотип школьного учителя- диктата, со своими утвердившимися хорошими и плохими учениками, вероятно, я подходил под вторую категорию и с этим бы свыкся, если бы не Ольга Дмитриевна. Я  запомнил ее черные добрые глаза, которые после моего вызывающего поступка не были гневными , а выражали лишь удивление и восторг. А произошло это в первых числах сентября, на уроке математики. Вызвав к доске, кажется Вовку Дуброва, который запутался в решении сложного примера и вопрошающе взирал на Ольгу Дмитриевну, я выскочив к доске, написал ответ и приготовился к традиционному изгнанию из класса. И каково было мое изумление, я его и сейчас помню. Ольга Дмитриевна подошла ко мне, положила свою волшебную руку на мое плечо, она была феей с черными ,добрыми чистыми глазами и сказала –молодец, хорошо соображаешь, а вот представь, что если все ученики начнут так выбегать к доске- я не смогу провести урок, садись. Это было потрясением моей маленькой душонки. Такой искренности , кроме как от мамани, я не испытывал еще от посторонних людей. Мне  кажется, это прикосновение определило мою дальнейшую жизнь на позитив. Она  нас довела до 6-го класса, сделав из меня ученика  перекошенного на ее предмет, с остальными, особенно с русским и украинским (письмо) у меня оставались проблемы. Дальше, судьба мне подарила замечательных Виктора Михайловича Прута, Павла Мироновича (единица небольшая птица, а в конце года не дает перевода……), Леонида Михайловича Блоха, с которым я поддерживал связь до его последних дней. Он даже был у меня в Обнинске по случаю своей болезни. Эти люди для меня очень значимы, без больших слов , они пробудили во мне честолюбие, осознать себя как личность, интерес к их дисциплинам и любопытство, и я начал в классе определяться, меня уже начали узнавать учителя по имени, которое, как мне казалось, не очень вписывалось в общий перечень имен класса. И школьные годы у меня полетели. Мне хотелось быть в школе, я ждал когда закончатся каникулы.
  На Наташку Макарову я уже смотрел как утверждающийся ученик, плюс еще – пионер, правда, не с шелковым наглаженным галстуком, а обычным из хлопка, с закрученными  в трубку висячими концами.           Время нас уводило в разные стороны. Ее родители получили новую квартиру в районе дворца культуры, дорога от школы до ее дома теперь уже не совпадала с моей. Виделись мы редко, точнее, я ее видел редко. Общения, как такового вообще не было. Было лишь мое желание ее видеть. И сейчас мне странно, я не запоминал, да и не пытался запомнить отдельные ее черты лица, какие-то особенности, вероятно, она была для меня чистым ангелом, которого я обожествил на всю свою жизнь. Я ее не сравнивал ни с кем, да сравнивать было нечего- у меня не было ее физического облика.
Жизнь меня не обделила. Моя жена, которую знаю и помню до деталей, подарила мне себя , дочь и сына – самая главная моя земная опора. С самоутверждением, как полезного человека – мне кажется – состоялся. Закончил один из престижных институтов, принимал участие в создании уникальных технических агрегатов, преподаю в техническом университете, имею двух чудесных внуков. Состоялся.
  Но, почему в моем информационном блоке не стирается Талка, Наташка Макарова – не знаю. Вероятно они «сидят» в системном блоке и определяют мою жизнеспособность в этом мире.
  После восьмого класса, по мудрому совету моего Леонида Михайловича, я забрал документы со школы и поступил в горный техникум на специальность «горная электромеханика».Это был 1958 год.
  Вступительные экзамены в техникум я сдал все три на пять  баллов. Один- не честно, это меня мучает до сих пор, не из-за незаслуженной пятерки, а за хвастовство перед Горой, которой после зачисления меня в техникум объявил о своих достижениях. Эта маленькая, чудная женщина в восьмом классе вела у нас русский язык и литературу. Она пыталась поправить мое детское сознание о классике русской литературы и ответственность к грамматике русского языка. Вероятно, одного года оказалось слишком мало. Узнав о моем «достижении», Она искренне пожелала мне удачи. Узнав  правду – Она простила бы меня. Спасибо ей за Все!
 Став учащимся-студентом горного техникума, я приобрел не только возможность изучать технические дисциплины, но и новых учителей и друзей. Четыре года пролетели с ярким отпечатком в моей памяти всех подробностей. Я благодарен судьбе за такой подарок!
 А, Наташка!? Наташка училась в девятом классе. Мне, конечно, хотелось утвердиться. в ее глазах. Я ждал школьного вечера. И он наступил, деталей не помню. Помню, как колотилось от волнения мое сердечко, как я долго выбирал момент для приглашения на танец, которого так и не оказалось – она с девчонками ушла домой раньше окончания вечера. Вторым, счастливым случаем, было приглашение на день рождения. Я не помню деталей, как меня пригласили, да и само мероприятие как проходило. Странно! Я и сейчас не могу понять то состояние,  которое я тогда испытывал. В памяти лишь остался дом, первый этаж, да окна, на которые я всегда обращал внимание, проходя по заветной улице.
  Последний наш контакт был заочный. Уже, будучи студентом старшего курса, я получил весточку о том, что она выходит замуж. Я не помню, ответил ли я на это сообщение, да и имел ли право? За все мои душевные переживания и волнения я не ждал взаимности и не строил надежд. Я ее не рисовал и не создавал, она была и есть как жизненно-важный орган моей души, без которого я был бы душевно беден и неизвестно – достиг бы того, чего достиг. Поэтому, на склоне своих лет, я не могу не сказать спасибо Наташке Макаровой за то, что она прожила в мое душе Чистым Ангелом!
Обнинск, 2008 год