Охотники JG52. Часть вторая

Андрей Грачев 2
Ханс-Йоахим Биркнер.

Этот ас служил в 9 отряде JG52, ему часто в начале карьеры приходилось ходить на задание напарником Хартманна, но постепенно он сам вырос в сильного и успешного воздушного охотника. Весной 44 года он одерживал победы достаточно регулярно. Мы начнём подробное рассмотрение с мая 44 года, но один случай мы упомянем и из апрельских успехов. 19 апреля ас оформил шесть заявок на истребители, по три в каждом бою. Ас тогда воевал в небе Крыма. При этом, изучив время потерь советских истребителей, мы видим, что в указанное время никаких потерь не было понесено.

В мае ас работал в небе Ясс. 21 мая он открыл счёт на этом участке фронта, сбил "Кобру". Однако по советским данным потерь "Кобр" не зафиксировано. Это был бой против 104-го гиап, по отчётам, немцы провели атаку и тут же ушли, не нанеся ущерба. А вот на следующий день ас сбил реально один самолёт из состава 12 гиад. 23 числа ас заявил две победы за один бой над истребителями. Очевидно, это был бой против 302-й иад, однако никаких реальных потерь и вообще ущерба в нем советская сторона не имела.

28 числа ас заявил четыре победы. Рано утром он сбил летавшего на разведку погоды опытного аса 16-го гиап, Ершова Николая Николаевича, имевшего 7 побед на счету. Затем он оформил две победы, которые не имеют подтверждения. А вот вечером он атаковал отбившуюся от своих пару 104-го гиап, пилоты Степанов и Захаров. Оба самолёта получили тяжёлые повреждения и сели на брюхо. Один из них подбил Биркнер, второй - его ведомый Хайнц Юнгер.

29 числа ас заявил "Кобру" в бою против 438-го иап. Это была просто короткая сшибка, немцы пытались атаковать Пе-2, их отогнали, но ас всё равно заявил победу.

30 числа ас заявил пять побед: ЛаГГ и четыре Кобры. Если по поводу этого ЛаГГа возможны разные варианты, то с "Кобрами" всё понятно. Сначала ас вёл бой против 438-го иап. Немцы активно оформляли в нем заявки, не только Биркнер, но и Хартманн оформил одну, однако реально в этой фазе боя не было понесено никаких потерь. Только в самом конце лётчик Фённекольд подбил "Кобру", которая совершила вынужденную посадку в болото, причём на колеса. Ну а поздно вечером ас оформил ещё две победы в бою против 100-го гиап, ещё одну оформил пилот 3 отряда Герхард Чёбиц, причём полк реально лишился двух своих самолётов в указанное время.

31 мая ас заявил сначала два ЛаГГа, потом ещё один. По времени и месту первые две заявки аса не совпадают ни с какими потерями (такие самолёты теряла только 12 гиад), а в третьем случае есть одна потеря 152-го гиап на четыре немецких заявки, и мало сомнений, что реальную победу одержал не Биркнер, а Хайнц Захсенберг.

3 июня ас за один бой оформил три истребителя. На самом деле, 294-я иад в указанном бою потеряла от внезапной атаки всего один самолёт, сбит был пилот Крымский. Кроме трех заявок от Биркнера, заявку оформил его ведомый Хорст Вештер.

4 июня ас заявил три "Кобры" и Ил. Если с "Илом" сверка затруднена, то по поводу "Кобр" данные есть. В первом случае это был бой против 16-го гиап, и, хотя немцы и оформили три заявки, был только один самолёт сильно поврежден - пилот Духанин, он сел на вынужденную вне аэродрома. Затем в том же вылете ас бился против 104-го гиап. Потери составили один самолёт, лётчик Буздин во время боя потерял группу и не вернулся на аэродром. Кроме Биркнера, заявку оформил Вольфрум и, учитывая общую репутацию, скорее всего именно он и одержал реальную победу. Наконец, третья заявка аса уже однозначно не подтверждается.

6 июня заявка аса уже имеет подтверждение. Выскочив из облаков внезапно, он сбил пилота Сопина из 438-го иап. Заявку эту он разделил с ведомым - Вештером.

8-го ас заявил аж 4 самолёта. Утром два "Ила", а потом ещё два ЛаГГа за бой. Но всё мимо. Потери в тот день были небольшие. Так, сбит только один Ил, вернее разбился после боя на вынужденной, да и то вечером (успех Захсенберга), Як сбит тоже вечером, из состава 294-й иад. Его сбил Храбак, оформив как "Кобру". В 11:30 один Ла-5 потеряла 304 иад. Сбил его Захсенберг, записал две победы (кстати, из его пяти побед за день не подтверждается только один этот Ла-5). Две абсолютно странные заявки в тот день оформил Батц, без всякого основания. Ну, а Биркнер бился с 294-й иад, которая в указанное время провела бой, где потерь не понесла. Только один самолёт получил небольшие повреждения, его, кстати, пилотировал рядовой Кнут - хороший лётчик, разжалованный за какие - то серьёзные проступки. Так что Биркнер оформил четыре фейковые заявки.

14-го числа ас оформил свою последнюю заявку в небе Ясс. Заявил ЛаГГ, и эта заявка стала для немцев на звеном участке фронта в тот день единственной. Это была сшибка со 193-м иап, в которой ровным счетом никакого ущерба советская сторона не понесла.

Итак, если резюмировать, то мы видим, что Биркнер был ас, в принципе, неплохой, но, как и большинство асов JG52, склонен был к значительному завышению собственных успехов. И большая часть его заявок одержана была только в фантазиях этого аса.

Вильгельм Батц.

Этот ас занимает в списке лучших асов шестое место, и, соответственно, четвёртое в списке лучших асов JG52. Причём ас периодически в один день сбивал много самолётов.

В апреле 44 года ас несколько раз блеснул. Например, 1 апреля он в боях с ВВС ЧФ заявил два "Яка", но по имеющимся данным в указанное время потерь черноморцы не понесли. Было сбито три истребителя при восьми немецких заявках, и реально успехов добились пилоты Вернер Корс и Вальтер Вольфрум, подчинённые Батца по 5 отряду. 8 числа он заявил в небе Крыма шесть побед - четыре истребителя и два штурмовика. Мы уже рассказывали про тот день в статье о Хоффманне. За день был сбит лётчиком Штурмом всего один советский истребитель. Заявки Батца не подтверждаются ни на истребители, ни на штурмовики.

10 числа ас оформил ещё пять побед. В бою, где он оформил три "Кобры", потеряна была всего одна, снова мы отсылаем читателей к статье про Хоффманна, а ЛаГГи тоже по времени не совпадают с потерями советских ВВС.

13 числа ас оформил Бостон и ЛаГГ. Однако никаких Бостонов потеряно в тот день не было. А вот про истребитель мы знаем. Гаврилин Павел Владимирович, ас 402-го иап, во время боя со своей парой оторвался от основных сил. Его ведомый, Алексеенко Константин Степанович, сбил один бф-109, после чего, израсходовав боезапас, ушёл на свой аэродром. Гаврилин, оставшись один, заявил сбитыми три бф-109. Не совсем понятно, каким образом их подтвердили асу, но, в любом случае, немецкими данными эти потери не подтверждены. В конце концов ас был сам подбит и ранен, высота была малой, и прыгать он не мог. Он, однако, смог с трудом посадить на вынужденную самолёт, несмотря на тяжелейшее ранение. Самолёт, конечно же, был списан, а ас надолго попал в госпиталь. На тот момент, учитывая данные три бф-109, ас имел 17 личных побед. Вот его Батц и сбил, хотя ему помогали другие пилоты его отряда.

Из этих примеров уже ясно видно, что фантазия аса работала, как надо. Покинув Крым, он уже в начале мая действовал в районе Ясс. И счёт его рос, как на дрожжах.

Так, уже 2 мая ас заявил три Кобры, Як и Ил. "Ила" в указанное время советские пилоты не теряли. При четырёх заявках от немцев на штурмовики в тот день потери в воздушном бою составили всего один штурмовик, сбитый фельдфебелем Альфонсом Кляйном из 2 отряда. Также по времени и месту не имеет подтверждения "Як". Из трех "Кобр" мы нашли подтверждение только на одну. В 13:00 ас сбил пилота Петурова из 508-го иап, лётчик спасся с парашютом. Собственно, из пяти заявок аса подтверждается только эта.

3 мая ас заявил Як и Кобру. Як был из состава 427 иап, в бою сбито было два самолёта, немцы оформили три заявки, причём отличился в числе прочих сам командир эскадры Храбак. Эта заявка аса близка к подтверждению. Интересно, что, хотя немцы заявили восемь "Кобр", подтверждаются только две из них. Однако на сей раз как раз Батц реально одержал одну из двух побед в районе Круча, сбил пилота 21-го гиап Чернышева.

Зато 5 мая ас заявил два Ла-5 исключительно в фантазиях, так как никаких Ла-5 в тот день потеряно не было. 7 мая ас заявил Пе-2, но и эта заявка не подтверждается.

Затем 10 мая ас уже действовал против 17-й ВА. Он оформил два Ла-5. В указанном бою, однако, снова никаких потерь советская сторона не понесла.

20 мая ас оформил целых четыре победы. Ему удалось нанести тяжелую потерю 116-му иап. В ходе боя Улитин Иван Семёнович, выдающийся ас полка, столкнулся с ведомым и погиб. На счету этого аса было 19 побед. Батц записал оба самолета себе на счёт, хотя, видимо, самолет ведомого потерян не был, во всяком случае в списках безвозвратных потерь есть только Улитин. Две другие заявки, скорее всего, соотносятся с боем, где были подбиты, но не сбиты, ещё два самолёта того же полка. Полк потерял в тот день и ещё одного своего аса, Скороходова Бориса Феофановича, имевшего 17 побед на счету. Но, судя по всему, его сбил пилот JG54 Зигурд Хаала.

После этого ас отличился уже 30 мая, сбив в первый день боев в небе Ясс три самолёта. Если по поводу ЛаГГа возможны варианты, то с "Кобрами" всё понятно. В первом случае это был бой против 438-го гиап, был сбит лётчик Мясков и спасся на парашюте. Немцы оформили три заявки, но по обстоятельствам боя и месту понятно, что реальную победу одержал пилот Отто Фённекольд. Ну, а вечером ас поучаствовал в разгроме шестерки Гулаева. Про это событие известно хорошо, и мы описывать здесь подробно лишний раз это не будем. Видимо, Батц действительно сбил одну из шести "Кобр".

На следующий день ас установил свой рекорд, сбив 15 самолётов.

Первые пять побед он оформил утром - сбил четыре "Ила" и ЛаГГ. Затем за бой он оформил снова пять - четыре "Кобры" и ЛаГГ. В следующем вылете он оформил два ЛаГГа и два Ила. И, наконец, поздно вечером заявил "Кобру".

В первой половине дня работала только 8-я гшад, которая потеряла пять своих штурмовиков утром, ещё два потеряли строй над целью и были потеряны из виду, на аэродром не вернулись, очевидно тоже были сбиты ИА, плюс ещё два были тяжело повреждены в воздушном бою. Из всех этих потерь три отпадают сразу, так как не сходятся по месту с заявками аса, район Скулени, ещё два из 143-го гшап, потерявшие строй, теоретически мог найти и сбить Батц, но более вероятно, что их сбил пилот Фридрих Хаас. Один из "Илов" сбит был прямо над аэродромом дерзкой атакой немецкого разведчика Николаи из NaGR14. В общем, четыре победы над штурмовиками у Батца точно не выходит, и большой вопрос, сбил ли он хоть один. Но, если по поводу штурмовиков есть вопросы, то по поводу ЛаГГов вопросов нет, попросту в это время 12-я гиад, осуществлявшая сопровождение, не понесла никаких потерь.

Второй бой произошёл против группы из 12 "Кобр" 438-го иап. Первая атака бф-109 оказалась совершенно неудачной, потом немцы повторили атаки, но большого успеха не добились. В разгар боя подошли фв-190 из SG2, первая атака оказалась неудачной, но, уходя от этой атаки, командир группы Соколов Василий Васильевич попал под огонь другого фв-190 и, к сожалению, погиб. Это был отличный ас, он имел 12 побед на счету. Сбил его фельдфебель Дитер Фойгт из SG2. Батц оформил целых четыре заявки, ещё две оформил пилот Антон Реш, но все эти заявки не имеют под собой никакой основы. Потом ас успел ещё побиться с группой 156-го гиап. Бой был совсем уж вялый, но ас умудрился добавить ещё и ЛаГГ. В общем, из всех пяти заявок ни одна не подтверждается.

Затем он заявил ещё четыре победы. В этот период он атаковал либо 231-ю шад, либо 155-й шап. Второй вариант вероятнее, так как 231-я шад, по отчётам, была атакована фв-190, один самолёт был нефатально поврежден и есть подходящая заявка от Гюнтера Блекманна из SG2. 155-й шап потерь не понёс. В указанном бою был сбит один самолёт из 152-го гиап, но, кроме Батца, заявку оформил очень объективный пилот Хайнц Захсенберг, победы которого мы ещё разберём. Его заявка, конечно же, в приоритете. Наконец, вечером, в период, когда ас оформил "Кобру", потерь не зафиксировано. Таким образом, из 15 заявок аса реально могут иметь основание только один или два "Ила", заявленные утром, остальные заявки стали результатом бурной фантазии этого аса.